рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Генетика и человек  

Генетика и человек

РЕФЕРАТ

на тему:

Генетика и человек

Выполнила слушательница 301 группы

ИППК УрГУ

БЕЛИЦКАЯ Ирина Викторовна

2004 год.

ПЛАН:

1. Почему люди интересуются генетикой?

2. Классические законы Менделя.

3. Наследственность и изменчивость

а) доминантный и рецессивный ген

б) ДНК как основа наследственности.

в) достижение и проблемы современной генетики.

4. Проект «Геном человека».

5. Генетические и средовые детерминанты когнитивного развития.

6. Генетика и проблемы рака.

7. Заключение

Почему люди интересуются генетикой?

Люди интересуются генетикой давно, правда, не всегда они называли вопросы

наследования определенных признаков генетикой. Проще говоря, издревле

человека интересовало, почему дети, как правило, похожи на своих

родителей? И почему у ребенка вдруг могут проявиться черты далекого

предка?

Генетика (от греческого genesis, что значит происхождение) – это наука о

наследственности и изменчивости живых организмов, обитающих на планете

Земля. Почему на планете Земля? Потому что не известно, существует ли

жизнь в той или иной форме еще где-либо во Вселенной.

«Не из каждого дерева можно выточить Меркурия» – сказал Пифагор. Или как

мы сегодня сказали бы, существует некая первичная, базовая

индивидуальность, определяющая дальнейшее развитие человека. С древних

времен люди пытались классифицировать типы человеческого характера. С

античных времен существует физиогномика – учение о распознавании

природных индивидуальных особенностей, в частности характера, по

физическим характеристикам человека, по его внешнему облику. В середине

XVII века итальянский врач К. Бальдо опубликовал первую работу по

графологии «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по

его письму». Изучение почерка для самых разных задач, в том числе и

психодиагностических, продолжается и теперь. Большинство

психодиагностических показателей описаны еще Аристотелем и Гиппократом.

Так что же в человеческом характере заложено изначально, а что

формируется под влиянием среды? И, наконец, как взаимодействуют эти

факторы в формировании тех или иных психологических функций. Этот вопрос

поставила Анна Анастази в своей работе 1958 года «Среда, наследственность

и вопрос «как»».

Первая работа по генетике психологических признаков «Наследственный

гений» Ф. Гальтона вышла в 1869 году и посвящена родословной выдающихся

людей. Иначе говоря, в ней использован генеалогический метод. Он основан

на простой логике: если какой либо признак кодируется в генах, то, чем

ближе родство, тем более похожими друг на друга должны быть люди. Но само

по себе семейное исследование, без объединения с другими методами, имеет

очень низкую разрешающую способность. Будучи объединенными с близнецовым

методом, семейные данные позволяют уточнить тип наследственной передачи –

аддитивный или доминантный, или контролировать средовые переменные и т.д.

Первая попытка использовать близнецов для решения проблемы «природа и

воспитание» принадлежит Френсису Гальтону. Увлечение близнецами было

довольно характерным явлением для того времени. Например, Э.Торндайк

исследовал 15 пар близнецов и их единорожденных братьев и сестер.

Результаты исследования привели Торндайка к выводу о выраженной

наследуемости психических особенностей. Современный близнецовый метод

выглядит следующим образом. Существуют два типа близнецов – гомозиготные

и гетерозиготные. Гомозиготные близнецы развиваются из одной яйцеклетки,

оплодотворенной одним сперматозоидом, то есть из одной зиготы. В норме из

одной зиготы у человека развивается один плод, но по каким то причинам,

до сих пор не совсем ясным науке, иногда на ранних стадиях деления зигота

дает начало двум эмбриональным структурам, из которых в дальнейшем

развиваются два полноценных организма. При этом каждый эмбрион получает

точно половину родительских генов. Гомозиготные близнецы – единственные

на Земле люди, имеющие одинаковый набор генов. Гетерозиготные близнецы с

точки зрения генетики – сиблинги, родные братья и сестры, они развиваются

из двух оплодотворенных яйцеклеток, то есть двух зигот. Отличие от нормы

у гетерозиготных близнецов только в том, что они одновременно развиваются

и рождаются. Как и все сиблинги, гетерозиготные близнецы имеют 50% общих

генов. Постулируется равенство средовых воздействий в парах гомозиготных

и гетерозиготных близнецов, так как они из одной семьи, одного возраста и

пола, развиваются в одной и той же среде и, следовательно, ее влияние на

близнецовые пары одинаково. Что позволяет выделить и оценить влияние

фактора наследственности.

Существует так же метод, называемый методом приемных детей. Лонгитюдное

исследование приемных детей проводили Техасский и Колорадский

Университеты, завершившие свои исследования в 1949 году. Сейчас метод

приемных близнецов является теоретически наиболее чистым методом

психогенетики, обладающим максимальной разрешающей способностью. Логика

его проста: в исследование включаются дети, максимально рано отданные на

воспитание чужим людям-усыновителям, их биологические родители и

приемные. С первыми дети имеют, как родственники первой степени,

приблизительно 50% общих генов, но не имеют никакой общей среды; со

вторыми, наоборот, имеют общую среду, но не имеют общих генов. Больший

удельный вес генетических детерминант проявится в большем сходстве

ребенка со своими биологическими родителями. Если же превалируют средовые

воздействия, то, напротив, ребенок будет больше похож на родителей-

усыновителей.

КЛАССИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ МЕНДЕЛЯ.

Первые ответы на вопросы генетики дал не философ или физиолог, а чешский

монах Грегор Мендель, преподававший физику и естественную историю в

средней школе города Брно. Выращивал монах душистый горошек и знать не

знал, думать не думал, что станет основоположником новой науки,

создателем классических законов наследуемости: закона единообразия

гибридов первого поколения, закона расщепления и закона независимого

комбинирования.

Мендель не был пионером в области изучения результатов скрещивания

растений. Такие опыты проводились и до него, с той лишь разницей, что

скрещивались растения разных видов. Потомки подобного скрещивания были

стерильны, и описать оплодотворение и развитие гибридов второго поколения

было, естественно, не возможно. Другой особенностью доменделевских работ

было то, что большинство исследуемых признаков было слишком сложно и по

типу наследования и с точки зрения их фенотипического выражения.

Гениальность или удача Менделя заключалась в том, что он ухитрился не

повторить ошибок своих предшественников. Как писала английская

исследовательница Ш. Ауэрбах: « успех работы Менделя по сравнению с

исследованиями его предшественников объясняется тем, что он обладал

двумя существенными качествами, необходимыми для ученого: способностью

задать нужный вопрос и способностью правильно истолковать данный природой

ответ».

В качестве экспериментальных растений Мендель использовал разные сорта

декоративного гороха внутри одного рода Pisum, поэтому, растения,

полученные в результате подобного скрещивания, оказались способными к

воспроизводству. И в качестве экспериментальных признаков он выбрал

простые качественные признаки типа цвет или текстура семян. Как потом

выяснилось, эти признаки контролируются генами, содержавшими истинно

доминантные аллели.

Мендель экспериментировал с 22 разновидностями гороха, отличавшимися друг

от друга по 7 признакам (цвет, текстура семян). Свою работу Meндель вел

восемь лет, изучил 10 000 растений гороха. Все формы гороха, которые он

исследовал, были представителями чистых линий; результаты скрещивания

таких растений между собой всегда были одинаковы. Результат работы

Мендель привел в статье 1865 г., которая стала краеугольным камнем

генетики. Трудно сказать, что заслуживает большего восхищения в нем и его

работе — строгость проведения экспериментов, четкость изложения

результатов, совершенное знание экспериментального материала или знание

бот его предшественников.

Коллеги и современники Менделя не смогли оценить важности сделанных им

выводов. По свидетельству А.Е. Гайсиновича, до конца XIX в. цитировали

всего пять раз, и только один ученый — русский ботаник И.Ф. Шмальгаузен -

оценил всю важность этой работы. Однако в начале XX столетия законы,

открытые им, были переоткрыты практически одновременно и независимо друг

от друга учеными К. Корренсом, Э. Чермаком К. де Фризом. 3начимость этих

открытий сразу стала очевидна научному сообществу начала 1900-х годов; их

признание было связано с определенными успехами цитологии и формированием

гипотезы ядерной наследственности.

Первый закон Менделя утверждает, что скрещивание особей, различающихся по

данному признаку (гомозиготных по разным аллелям) генетически однородное

потомство (поколение F1), все особи которого гетерозиготны. Все гибриды

F1, могут иметь при этом либо фене одного из родителей (полное

доминирование), как в опытах Менделя, либо, как было обнаружено позднее,

промежуточный фенотип (неполное доминирование). В дальнейшем выяснилось,

что гибриды первого поколения F1, могут проявить признаки обоих родителей

(кодоминирование). Этот закон основан на том, что при скрещивании,

гомозиготных по разным аллелям форм (АА и аа) все их потомки каковы по

генотипу (гетерозиготны — Аа), а значит, и по фенотипу.

Второй закон Менделя называют законом (независимого) расщепления. Суть

его состоит в следующем. Когда у организма, гетерозиготного по

исследуемому признаку, формируются половые клетки — гаметы, то одна их

половина несет один аллель данного гена, а вторая — другой. Поэтому при

скрещивании таких гибридов F1 между собой среди гибридов второго

поколения F2 в определенных соотношениях появляются особи с фенотипами,

как исходных родительских форм, так и F1.

В основе этого закона лежит закономерное поведение пары гомологичных

хромосом (с аллелями А и а), которое обеспечивает образование у гибридов

F1 гамет двух типов, в результате чего среди гибридов F2 выявляются

особи трех возможных генотипов в соотношении 1АА: 2Аа: 1аа. Иными

словами, «внуки» исходных форм — двух гомозигот, фенотипически отличных

друг от друга, дают расщепление по фенотипу в соответствии со вторым

законом Менделя.

Однако это соотношение может меняться в зависимости от типа

наследования. Так, в случае полного доминирования выделяются 75% особей

с доминантным и 25% с рецессивным признаком, т.е. два фенотипа в

отношении 3:1. При неполном доминировании и кодоминировании 50% гибридов

второго поколения F2 имеют фенотип гибридов первого поколения и по 25% —

фенотипы исходных родительских форм, т.е. наблюдается расщепление 1:2:1.

Третий закон Менделя говорит о том, что каждая пара альтернативных

признаков ведет себя в ряду поколений независимо друг от друга, в

результате чего среди потомков первого поколения F2 в определенном

соотношении появляются особи с новыми (по сравнению с родительскими)

комбинациями признаков. Например, в случае полного доминирования при

скрещивании исходных форм, различающихся по двум признакам, в следующем

поколении F2 выявляются особи с четырьмя фенотипами в соотношении

9:3:3:1. При этом два фенотипа имеют «родительские» сочетания признаков,

а оставшиеся два – новые. Данный закон основан на независимом поведении

(расщеплении) нескольких пар гомологичных хромосом.

Парадоксально, но в современной науке огромное внимание уделяется не

столько самому третьему закону Менделя в его исходной формулировке,

сколько исключениям из него. Закон независимого комбинирования не

соблюдается в том случае, если гены, контролирующие признаки, сцеплены,

то есть располагаются по соседству друг с другом на одной и той же

хромосоме и передаются по наследству как связанная пара элементов, а не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010.