рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Взаимоотношение предприятия с бюджетом, анализ влияние налогообложения на экономическое состояние ст...  

Рядом законов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь, создана новая налоговая система, включающая следующие налоги с юридических лиц: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо и налог на прибыль, доходы; на недвижимость; земельный налог; за пользование природными ресурсами (экологический); чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; налог на импорт и экспорт; транзитный налог. Кроме того, в налоговую систему включаются и налоги с населения: подоходный налог; земельный; налог на имущество. Местными органами власти могут быть введены дополнительные местные налоги и сборы[5,c.36].

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся: объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога; субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог; источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог; ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога; налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога; срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока; правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Положительный эффект воздействия системы налогообложения на предприятия возможен при соблюдении не­которых условий.

Во-первых, возлагаемое на предприятия налоговое бре­мя не может быть чрезмерным, лишающим их источников финансирования для расширения и технического перевоо­ружения производства.

Во-вторых, количество взимаемых налогов должно быть оптимальным, а порядок их исчисления и взимания — простым и понятным каждому плательщику.

В-третъих, необходимы согласованность и взаимоувязка налогов без их дублирования одного другим, а также стабильность ставок и порядка уплаты налогов на длитель­ное время.

В-четвертых, система налогообложения должна быть одинаковой для предприятий любых форм собственности и хозяйствования и в то же время гибкой, создавая при по­мощи налоговых льгот предпочтительные условия разви­тия для тех предприятий, в деятельности которых заинте­ресовано общество [10, с.109-111].

Обеспечив соблюдение вышеизложенных принципов, мы тем самым будем способствовать становлению наиболее эффективной системы налогообложения в Республике Беларусь.

 

 

1.2. Классификация  налогов, их виды

 

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Согласно  законодательству  Республики  Беларусь  объектами  налогообложения  являются:

- прибыль  (доходы);

- стоимость  определенных  товаров;

- добавленная  стоимость  продукции;

- имущество  юридических  и  физических  лиц;

- доходы  физических  лиц;

- другие  объекты,  установленные  законодательством.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, которые первоначально еще в ХVII    в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.

Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в ФРГ этот показатель составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 % (1995 г.).

Различают  несколько  способов  классификации  налогов  по  различным  признакам.

По  методу  установления  и  взимания  налоги  подразделяются  на  прямые  и  косвенные.

Прямые  налоги  -  налоги  на  отдельные  объекты  имущества  (земля,  дома,  денежный  капитал,  имущество):

Косвенные  налоги  взимаются  через  действующий  механизм  цен  и  вытекают  из  хозяйственных  актов,  финансовых  операций  и  оборотов.

Особое  значение  имеет  дифференциация  налогов  по  источникам  налогообложения.

Различают  три  источника  налогообложения:

- издержки  производства  (себестоимость);

- прибыль;

- выручка.

По  значимости  и  принадлежности  налоги  подразделяются  на:

- общереспубликанские (отчисления от выручки);

- местные (подоходный налог, налог на недвижимость).

 В Республике Беларусь выделяется также смешанная классификация (с учётом  четырёх предыдущих):

- налоги и отчисления от выручки;

- налоги на прибыль и доходы (налог на недвижимость);

- налог в счёт остающейся прибыли (например, налог на рекламу);

- налоги, включаемые в себестоимость;

- прочие  [45; c.36,37].

Таким образом, повышение роли налогов в  нашей  стране,  превращение  их  в основной способ  изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты -  свидетельство  роста финансовой культуры   общества.

При  достижении  определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься  им  с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач,  прежде всего - социальных. Естественно, если ставки  налогов  будут  отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.При этом существуют различные классификации налогов, основная из которых – разделение налогов на косвенные и прямые.

2. НАЛОГИ И ВВП. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР

 

2.1. Налоговая нагрузка, ее определение

 

Налоговая нагрузка ВВП, это соотношение суммы всех налогов к ВВП.

Для того, чтобы оценить уровень налоговой нагрузки на промышленные предприятия необходимо иметь представление о налоговой системе. Налоговая система Республики Беларусь построена по принципу изъятия налогов и неналоговых платежей из выручки предприятия в определенной последовательности.

При расчете налоговой нагрузке следует учитывать, что предприятие платит как республиканские так и местные налоги и сборы, причем местные налоги дифференцируются в соответствии с законодательством.

Также необходимо отметить, что законодательством Республики Беларусь предусмотрено огромное количество налоговых льгот по различным налогам и платежам.

Приведенный в таблицах  транспортный сбор является целевым сбором местных органов власти и управления, в частности устанавливается Решением Минского городского совета депутатов и имеет целевое назначение.

Можно также сказать, что по некоторым сборам ставки дифференцированы, а шкала налогообложения имеет прогрессивный вид, т.е. сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет напрямую зависит от величины дохода субъекта налоговых отношений.

Можно попытаться исчислить изменение уровня налоговой нагрузки путем подстановок числовых данных в приведенные ниже таблицы, однако полученная информация не будет соответствовать действительности, так как порядок отнесения затрат предприятия на издержки производства и обращения довольно сложен и его постоянно корректируют органы власти и управления (установление норм отнесения на затраты, лимиты использования и др. ограничения.)

Промышленное предприятие по действующему законодательству будет являться плательщиком следующих  налогов (целевых сборов):

- налог на добавленную стоимость ( налог исчисляется и уплачивается СС выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также иных объектов налогообложения) ;

-  акцизы (исчисляется со стоимости подакцизных товаров по утвержденным перечням);

-  налог на прибыль( уплачивается с прибыли предприятия);

- налоги на доходы(исчисляется с суммы дохода. платежа выплачиваемой нерезиденту за оказанные услуги, выполненные работы);

-  подоходный налог с физических лиц ( с суммы дохода физических лиц);

-  налоги с пользователей природных ресурсов (уплачивается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, за добычу природных ресурсов);

- налоги на имущество ( исчисляется от стоимости основных производственных и непроизводственных фондов предприятия);

-  земельный налог( объектом налогообложения является стоимость земельного участка);

-  дорожные налоги и сборы (уплачивается с выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг);

-  оффшорный сбор ( уплачивается при приобретении товаров, сырья у резидентов оффшорных зон);

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что уровень налоговой нагрузки на промышленные предприятия дифференцируется в зависимости от вида и сферы деятельности ( это обусловлено дифференциацией налоговых ставок на отдельные налоги, такие как экологический налог, земельный налог и др.).

Поэтому уровень налоговой нагрузки целесообразно определять на примере отдельного промышленного предприятия. Необходимо также учитывать, что предприятия (особенно промышленные) в соответствии с законодательством имеют право на применение налоговых льгот при наличии оснований, поэтому уровень налоговой нагрузки даже у предприятий занятых в одной отрасли экономики существенно отличается. (применение налоговых льгот по законодательству Республики Беларусь не обязательно и предприятие по своему желанию может применять льготу, а может отказаться от ее применения)

Налоговая нагрузка на промышленное предприятие будет определятся как отношение начисленных налогов к выручке промышленного предприятия.

Оценить реальную налоговую нагрузку на промышленные предприятия можно следующим образом:

1.                Взять показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. ( выручка, затраты и т.д.) по данным бухгалтерского учета;

2.                Исчислить налоги, в соответствии с налоговой системой, действовавшей в том или ином году;

3.                Суммировать все исчисленные налоги (включая налоги, которые в соответствии с законодательством относятся на себестоимость продукции);

4.                Определить процентное отношение начисленных налогов к выручке промышленного предприятия в различные годы.

 

2.2. Налоговый мультипликатор, его значение

 

Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Рассмотрим влияние изменения тех и других на совокупный спрос, ВВП полагая, что: 1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции; 2) чистый экспорт равен нулю; 3) вся совокупность налогов сведена только к налогам на доходы населения; 4) налоговые поступления —величина постоянная; 5) фискальная политика влияет на совокупный спрос (совокупные расходы), но не на совокупное предложение.

С учетом этих допущений проанализируем воздействие государственных расходов на экономику. Предположим, что совокупные расходы первоначально включают потребление С и инвестиции I . Графически их можно представить в виде прямой С + I (рис.2.1).

Рисунок 2.1. Государственные расходы и равновесный ВВП

Пусть в период спада производства правительство, стремясь поддержать совокупный спрос, приняло решение осуществить закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд р. Эти государственные расходы G будем считать постоянными для любого объема реального валового внутреннего продукта. Введение их обусловило рост совокупных расходов тоже на 20 млрд р. Значит, прямая C + I переместилась вверх в положение C + I + G. Увеличение совокупных расходов стимулировало рост объема ВВП с Q1 до Q2. Точка макроэкономического равновесия переместится из E1 в E2. Расстояние по вертикали между прямыми C + I и C + I + G показывает величину государственных расходов, а расстояние между Q2 и Q1 — прирост реального ВВП. Из рисунка видно, что этот прирост превышает в несколько раз объем государственных расходов, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов МG показывает изменение реального ВВП в результате изменения расходов государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010.