рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Дросселирование пара  

Дросселирование пара

 

 

Министерство образования Российской Федерации

Орский Гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

“Оренбургский государственный университет”.



Механико-технологический факультет

Кафедра “Энергообеспечение”.




РЕФЕРАТ

по дисциплине: Теоретические основы теплотехники

на тему: “Дросселирование пара”

ОГТИ 101600











                                                                Руководитель:    

____________________ Капустин С.М.

“_______”    _________________2005 г.

                                                                       

                                                                 Исполнитель:

                                                                         студент  2-го   курса    группы    ЭО-21

_____________________ Бушуев А.Н.

“_______”   _______________ 2005 г.






г. Орск 2005 г.

 

 
 

















Ответ на теоретический вопрос “Как изменяются параметры влажного пара при дросселировании?”



Как изменяются параметры влажного пара при дросселировании?

Если в трубопроводе на пути движения газа или пара встреча­ется местное сужение проходного сечения, то вследствие сопротивле­ний, возникающих при таком сужении, давление р2 за местом сужения всегда меньше давления р1 перед ним (рис 2). Это явление, при котором пар или газ переходит с высокого давления на низкое без совершения внешней работы и без подвода или отвода теплоты, назы­вается адиабатным дросселированием, или м я т и е м (также редуцированием, или торможением).

Любой кран, вентиль, задвижка, клапан и прочие местные сопро­тивления, уменьшающие проходное сечение трубопровода, вызывают дросселирование газа или пара и, следовательно, падение давления. Иногда дросселирование специально вводится в цикл работы той или иной машины: например, путем дросселирования пара перед входом в паровые турбины регулируют их мощность. Аналогичный процесс осуществляется и в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания, где мощность регулируется изменением положения дроссельной заслонки карбюратора.

Дросселирование газов и паров используют для понижения их давления в специальных редукционных клапанах, широко применяе­мых в системах тепло - и парогазоснабжения различных предприятий, а также и в холодильной технике для получения низких температур и сжижения газов путем их многократного дросселирования .

Физическое представление о падении давления за местным сопро­тивлением, обусловлено диссипацией (рассеянием) энергии потока, рас­ходуемой на преодоление этого местного сопротивления.

При дросселировании потеря давления р1 р2 тем больше, чем меньше относительная площадь сужения.

Рассмотрим подробнее  адиабатное дросселирование. Адиабатным дросселированием (или мятием) называют необратимый переход рабочего тела от высокого давления p1  к низкому давлению p2  без теплообмена. При подходе к диафрагме (рис.1 и рис.2) поток, сужаясь, разгоняется, давление внутри его уменьшается, а на стенки трубопровода и диафрагмы вслед­ствие торможения газа в застойной зоне оно несколько повышается. После прохождения отверстия   поток,  расширяясь  до  стенок трубопро­вода,  тормозится,  давление

Рис 2. Дросселирование газа диафрагмой и характер изменения давления в процессе

 

Рис 1. Измерительная диафрагма.

 
                       




газа при этом возрастает. Однако давление p2  в сечении II после диафрагмы оказывается меньше давления p1 в сечении I перед диафрагмой. Снижение давления является следствием потерь на трение и вихреобразование, вызванное разностью давлений у стенок диафрагмы и в потоке. Вследствие этих потерь процесс дросселирования является необратимым процессом  и  протекает  с увеличением энтропии. Поток, однако, после прохождения диафрагмы, стабилизируется и газ течет, заполняя все сечение трубы. Процесс дросселирования не сопровождается совершением газом полезной работы, т.е. для такого процесса lтех=0.

Величина снижения давления зависит от природы газа, параметров его состояния, скорости движения и степени сужения трубопровода.

После дросселирования удельный объем и скорость газа возрастают          (v2 > v1 и w2 > w1), а температура газа в зависимости от его природы и параметров состояния перед дросселированием может как увеличиваться, так и уменьшаться, или оставаться неизменной.

Для адиабатного процесса дросселирования справедливо уравнение

                                                                                (1)

При неизменном диаметре трубы (А=const) и стационарном процессе, в котором через любое сечение массовый расход газа G=const, в соответствии с уравнением неразрывности   w/v = G/A = const.

Отсюда следует, что скорость газа возрастает пропорционально увеличению объема. Однако при таком изменении скорости измене­ние кинетической энергии газа в сравнении с величиной его энталь­пии оказывается ничтожно малым.

Таким образом, изменением кинетической энергии газа при дросселировании можно пренебречь, тогда

                                       i1=i2 ,   или   u1 + p1v1 = u2 + p2v2 .                (2)

Данное уравнение является уравнением процесса дросселирования. Оно позволяет с помощью is- диаграммы по состоянию рабочего тела до дросселирования находить его состояние после дросселирования так, как показано на рис.3.


Рис 3. is- диаграмма дросселирования

 

Изменение энтропии газа (пара) в результате осуществления этого обратимого процесса (равное изменению энтропии при дросселировании газа от состояния 1 до состояния 2) определяется следующим соотношением:

                                                             (3) 

                                                                  (4)

Из этого уравнения следует, что всегда .

Изменение температуры после дросселирования газа и пара, открытое Джоулем (1818—1889) и Томсоном (1824—1907) в 1852г., называется дроссель-эффектом Джоуля—Томсона. Опытами было установлено, что в результате дросселирования изменяется температура рабочего тела. Изменение температуры при дросселировании связано с тем, что в каждом реальном газе действуют силы притяжения и отталкивания между молекулами. При дросселировании происходит расширение газа, сопровождающееся увеличением расстояния между ними. Все это приводит к уменьшению внутренней энергии рабочего тела, связанному с затратой работы, что, в свою очередь, приводит к изменению температуры.

Температура идеального газа в результате дросселирования не изменяет­ся, и эффект Джоуля-Томсона в данном случае равен нулю. Таким образом, изменение температуры реального газа при дросселировании определяется величиной отклонения свойств реального газа от идеального, что связано с действием межмолекулярных сил.

Предположим, что р1v1 = p2v2   и,  следовательно,  u2=u1.  Так как v2 > v1 , то при дросселировании внутренняя потенциальная энергия газа возрастает, а внутренняя кинетическая энергия при этом уменьшается. Следовательно, при принятых условиях температура газа пос­ле дросселирования будет уменьшаться.

Обычно при  дросселировании реального газа  p1v1 – p2v2 >0  и u2 – u1>0, работа   проталкивания газа приводит к росту внутренней энергии.

В условиях, когда работа проталкивания оказывается больше прироста внутренней потенциальной энергии ∆uпот , ее избыток идет на увеличение и внутренней кинетической энергии ∆uкин , темпера­тура газа растет (dT>0). Когда работа проталкивания меньше ∆uпот, то ∆uкин уменьшается, температура газа понижается (dT<0). При равенстве работы проталкивания и изменения внутренней потенциаль­ной энергии температура газа остается неизменной (dT=0).

Различают дифференциальный и интегральный температурные дроссель-эффекты. При дифференциальном эффекте Джоуля-Томсона температура изменяется на бесконечно малую величину, а при интегральном - на конеч­ную величину. Если давление газа уменьшается на бесконечно малую вели­чину dp, то происходит бесконечно малое изменение температуры, т.е.  dTi=aidpi  или

                                                 ai =(T/p)i  .                                 (5)

Величина ai,  называется дифференциальным температурным эффектом Джоуля-Томсона.  Значение ai, можно определить из уравнения

                                       di = cpdT-[T(v/T)p-v]dp.                 (6)

Учитывая, что при дросселировании нет изменения энтальпии (di = 0), получим

                                             СpdT= [T(v/T)p -v]dp.                    (7)

Отсюда                          

                                         ai =(T/p)i = [T(v/T)p - v]/cp.                 (8)

Полагая, что реальный газ является Ван-дер-Ваальсовским газом, из уравнения (p + a/v2 )(v - b)=RT  получим

                                   T = (pv + a/v-ab/ v2  -pb)/R.              (9)


После преобразований получаем:

                                                            (10)

Таким образом, по уравнениям (9) и (10) можно определить значения ai при заданном давлении р1. Для этого, задаваясь различ­ными значениями удельного объема v, по (9) вычисляют соответ­ствующие им температуры, затем, подставляя v и Т  в (10) значение дифференциального дроссель-эффекта (dT/dp)h.

В качестве примера на рис.4 приведены зависимости дифференциального эффекта дросселирования воздуха от температуры T1 при различных давлениях р1 построенные в соответствии с результами вычислений по уравнениям (9) и (10) при критических параметрах воздуха Tкр =132,46 K, pкр =3,7 Мпа; теплоемкости cp =1015 Дж/(кг·К); газовой постоянной R=287 Дж/(кг·К) и численных значениях коэффициентов а=164,78 Н·м4/кг2, b=1,28·10-3 м3/кг

Дроссельный эффект может быть положительным, отрицательным или равным нулю. Положительный дроссель-эффект имеет место в случае, когда при дросселировании температура газа понижается. Отрицательный – когда повышается.   В   случае     неизменности   температуры   при      дросселировании

Рис 4. Дифференциальный дроссель эффект  в зависимости от температуры

перед дросселированием при различных начальных давлениях.


 

наблюдается нулевой эффект Джоуля-Томсона. Состояние реального газа при дросселировании, когда дроссельный эффект равен нулю, называется точкой инверсии. В этой точке происходит смена знака температурного эффекта. Если температура газа перед дросселированием меньше температуры инверсии, то газ при дросселировании охлаждается, если больше - то нагревается.    

Для нахождения условий, при которых происходит изменение температуры газа  или  она  остается   неизменной,  необходимо  проанализировать  уравне­ние

                                                dT= {[T(v/T)p  - v]/cp}dp                         (11)

    При дросселировании dp < 0, так как давление газа всегда уменьшается. Теплоемкость ср - величина положительная. Отсюда следует, что знак dT зависит от знака выражения T(v/T)p v и всегда ему противоположен.  Тогда

при T(v/T)p v>0    dT<0,

при T(v/T)p v<0    dT>0,

при T(v/T)p v=0    dT=0,

 Случай, когда dT = 0 можно использовать для получения температуры инверсии Tин .

                                       T(v/T)p –v =0   Þ   Tин = v/(v/T)p                      (12)

Последнее выражение называется уравнением кривой инверсии. Перенеся значения температур инверсии  при различных давлениях в pT-координаты, получим кривую 1 инверсии (рис. 5), в каждой точке которой дроссель-эффект равен нулю и температура газа при дросселировании не изменяется. Точки на поле

Рис 6. Инверсионная кривая азота

в PT-координатах.

 

Рис 5. Инверсионная кривая воздуха:

1-расчетная;

2-экспериментальная.

 
                               

                                                                                

диаграммы внутри кривой соответствуют охлаждению газа, а снаружи кривой-подогреву газа.  На этом же рисунке дана экспериментальная кривая 2 инверсии воздуха. Ее расхождение с теоретической кривой объясняется тем, что уравнение Ван-дер-Ваальса лишь приближенно отражает реальную связь параметров состояния воздуха.

В качестве еще одного примера на рис. 6 приведена кривая инверсии азота. Внутри области, ограниченной кривой инверсии, ai, т.е. газ при дросселировании охлаждается. Вне этой области ai, т.е. температура газа при дросселировании повышается. Аналогичный характер имеют кривые инверсии и других веществ.

Дифференциальный дроссель-эффект используется для определения температуры газа после дросселирования при малом уменьшении давления. При значительном снижении давления изменение температуры газа определяется интегральным дроссель-эффектом Джоуля-Томсона

                                                                     (13)

Практически интегрирование этого уравнения может быть выполнено по частям с учетом зависимости (dT/dp)i  от давления и температуры.

Процесс дросселирования водяного пара немного отличается от дросселирования реальных газов.

За изменением состояния водяного пара при дросселировании удоб­но проследить, пользуясь диаграммой  si (рис. 7).

Поскольку энтальпия пара после дросселирования имеет то же зна­чение, что и до него, проведем на этой диаграмме одну горизонтальную линию 1 3 (рис. 7) в области перегретого пара, а другую а е — в области влажного пара. Начальное состояние пара, отображаемое точ­кой 1, характеризуется давлением 10 Мн/м2 и температурой 500° С. Из рисунка

                         


Рис 7. Процесс дросселирования пара на

si-диаграмме

 
 



видно, что по мере уменьшения давления при дросселировании температура пара падает, в то время как степень перегрева его растет, что видно из следующих цифр:

                               град

 град

град

т. е. (величины t определены по диаграмме s — i и по таблицам пара). Однако при дросселировании пара высокого давления и небольшого перегрева (например, p=15 Мн/м2 и t=350° С) перегрев его, как следует из рис. 7, может уменьшиться и пар может даже сделаться влажным.

Из рассмотрения линии а d следует, что после дросселирования влажного пара высокого начального давления до давлений, определяе­мых изобарами, лежащими слева от точки b, пар увлажняется (в точ­ке а влажность пара 1 — х=1 — 0,96=0,04,  в точке b она равна 1 — 0,94= = 0,06 и в точке с она равна 1 — 0,96=0,04). Начиная от точки с после дросселирования пар подсушивается; в точке d достигается           состояние сухого  насыщенного  пара; в   результате     дросселирования    от  

состояния, отображаемого точкой d, пар перегревается (точка е лежит в области перегретого пара). Таким образом, в результате дросселирования в дан­ном случае изменяются параметры пара и, следовательно, его состояние.

Проводя из точек a, b и с изобары до их пересечения с верхней по­граничной кривой соответственно в точках a1,b1, и c1можно убедиться что чем больше понижается давление пара в результате его дросселиро­вания, тем больше падает его конечная температура (точка а1 лежит в интервале температур 400 — 300° С, точка b1 — в интервале температур 300— 200° С и точка с1 — в интервале температур 200 — 100° С).

Необходимо заметить, что дросселирование пара приводит к потери его работоспособности. Последняя оценивается той работой, которая может быть получена от пара при его расширении в тепловом двигателе до не­которого конечного давления. Применительно к идеальному процессу  эта работа эквивалентна разности энтальпий пара в начале и в конце адиабатного расширения. На рис. 7 работоспособность пара, состоя­ние которого отображается точкой 1, при его расширении до 0,005 Мн/м2 определяется величиной адиабатного теплопадения, равной разности эн­тальпий в точках 1 и , выражаемой в  масштабе отрезком h1.   Если пар

до его расширения в тепловом двигателе подвергнуть дросселированию один раз до давления 2 Мн/м2, а другой раз до давления 0,5 Мн/м2, то его начальные состояния перед тепловым двигателем будут отображать­ся соответственно точками 2 и 3, лежащими на одной горизонтали 13. При адиабатном расширении пара от этих новых состояний до того же давления 0,005 Мн/м2 работа, которую способен совершить расширя­ющийся пар, будет определяться при расширении от состояния, отобра­жаемого точкой 2, до состояния, отображаемого точкой 2', лежащей на изобаре 0,05 Мн/м2, отрезком h2, а при расширении от состояния, отображаемого точкой 3, до состояния, отображаемого точкой 3´, лежащей .на той же  изобаре 0,005 Мн/м2, — отрезком h3.

Таким образом, диаграмма si дает возможность убедиться в том, что i1>i2>i3, т. е. что при дросселировании пара его ра­ботоспособность уменьшается.

В завершение хотелось бы обратить внимание на то, что сравнение температурных эффектов  процессов дросселирования (необратимый адиабатный процесс расширения) с процессом обратимо­го адиабатного расширения показывает, что при том же значении dp величина dT во втором случае будет больше. Это следует из сравнения dT, определенных из уравнений:

и

                                                                      (11)

Тогда:

                                           (14)

т.е. . Поэтому получе­ние низких температур и, в част­ности, сжижение газов целесообраз­нее осуществлять методом  адиаба­тического расширения газов, а не дросселированием,    при    котором уменьшение температуры газов, как было   показано  выше,   возможно лишь при условии, если начальная температура газов будет ниже тем­пературы инверсии. Однако в хо­лодильных установках применяют дроссельный вентиль, а не детандер (расширительный цилиндр), так как потери эффективности  использова­ния   установки   от  этого  не  так уж значительны, но зато, регулируя степень открытия вентиля, легко получать требуемое падение давления, а значит, и нужную температу­ру в охлаждаемом объеме .







 
 
 
 





Список  использованной

ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.    Баскаков А.П., Берг Б.В. Теплотехника. - М.: “Энергоатомиздат”, 1991г.

2.    Кириллин В.А., Сычев В.В., Шейндлин А.Е.  Техническая термодинамика. – М.: “Энергия”, 1968г.

3.    Кудинов В.А., Карташов Э.М.  Техническая термодинамика. – М.: “Высшая школа”, 2003г.

4.    Лариков Н.Н.  Теплотехника. – М.: “Стройиздат”, 1985г.

5.    Луканин В.Н., Шатров М.Г., Нечаев С.Г.  Теплотехника. – М.: “Высшая школа”, 2000г.










© 2010.