Транспорт в Тверской области
Транспорт в Тверской области
ФГОУ ВПО ″Тверской
государственный университет″
Факультет прикладной математики и
кибернетики
Кафедра математического
моделирования
Практическое задание по
регионалистике на тему:
«Транспорт в Тверской
области»
ФИО Юрков Евгений Владимирович
Студент 42
группы
Руководитель (ФИО, учёное звание)
Горшенина
Е.В.,д.э.н.,профессор
Дата представления 20 июня 2007г
Дата защиты
Оценка
Тверь 2007г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Транспорт в
Тверской области – одна из основных отраслей экономики
региона……………………………………………………………………….4
2. Направления и
методы регионального исследования транспорта……….13
3. Современное
состояние транспорта в Тверской области………………...15
4. Основные
тенденции развития транспорта в Тверской области…………21
Заключение……………………………………………………………………..24
Литература……………………………………………………………………...25
Приложения…………………………………………………………………….26
Введение
Роль
транспортной отрасли производства в современной экономике очень велика. От ее
эффективности зависит эффективность работы многих других отраслей
промышленности, а, следовательно, и экономического благосостояния страны и её
регионов. Если транспорт развит хорошо, то это стимулирует развитие экономики,
а если отстает – то замедляет освоение ресурсов, усиливает дефицит трудовых
ресурсов, нарушает синхронность поставок топлива и электроэнергии, сырья и
материалов. Необходимо учесть, что транспортная
система обеспечивает не только внутренние и внешние связи области, но выполняет
и значительные транзитные функции.
В России положение
транспортной отрасли в последние время стало неблагоприятным. Это обусловлено,
прежде всего, системой организации перемещения грузов на транспорте, ее
несовершенством, остановкой научно-технического прогресса и финансированием
этой отрасли, устареванием подвижного состава в стране и многое другое.
Для решения этих и
других проблем в РФ создано министерство транспорта, которое комбинирует,
определяет, делает работу транспортных предприятий и организаций законной.
Цель работы – исследовать развитие и современное состояние
транспортной отрасли в Тверской области. Задачи работы в том, чтобы проанализировать
сложившуюся ситуацию в области и сделать соответствующие выводы.
1.
Транспорт в Тверской области – одна из основных отраслей экономики региона
Транспорт – одна
из важнейших отраслей народного хозяйства Тверской области. Благодаря
транспорту промышленность области получает сырьё, фабрикаты, готовые изделия из
различных районов СНГ, а сельское хозяйство – минеральные удобрения,
зерноуборочные комбайны и другую продукцию. В свою очередь промышленность и
сельскохозяйственные предприятия отправляют в другие области, края, республики
СНГ и зарубежные страны экскаваторы, башенные краны, льнокомбайны,
искусственное волокно, древесину, хлопчатобумажные ткани и прочее.
В
области получил развитие железнодорожный, автомобильный, речной и
трубопроводный транспорт.
Автомобильные
и железные дороги, водные пути обеспечивают внутреннюю связность системы,
расселения и хозяйственного комплекса. По этим дорогам, транспортный комплекс
области обслуживает пассажирские и грузовые перевозки, играя роль базовой
инфраструктуры в системе жизнеобеспечения области. Самым дешевым и традиционным
для области является водный транспорт; быстрым на короткие расстояния и
основным в грузо - и пассажирских перевозках – автомобильный; для местного
пассажирского сообщения и для дальних грузовых и пассажирских перевозок –
железнодорожный (до 1980-х гг. - ведущий в грузоперевозках области); для
международных перевозок - авиационный. Пассажиров обслуживают все виды
транспорта (кроме авиационного), основными являются автомобильный и
внутригородской электрический.
Специфика
нашей области – большая протяженность с севера на юг и особенно с запада на
восток, что определяет невысокую густоту транспортной сети и осложняет
транспортную доступность ряда районов. Однако, все районы имеют связь с
областным центром.
Что касается
Тверской области, то инвестиции в транспортную отрасль в 2004г составили 8,03
млрд. рублей. Это 34,7% в общем объёме инвестиций в основной капитал всех
отраслей экономики. Объем перевозок грузов организациями всех видов транспорта
за 2004 год составил 4575 тыс. тонн, или 92% к уровню 2003 года. Грузооборот - 11500
млн. т-км (108%).
Маршрутная
автобусная сеть Тверской области насчитывает 639 маршрутов общей протяженностью
36685 км и включает в себя 117 городских маршрутов общей протяженностью 1024 км, 388 пригородных маршрутов протяженностью 13646 км и 134 междугородных маршрута
протяженностью 22015 км. На территории Тверской области работает 40
пассажирских автотранспортных предприятий общего пользования, из которых 25
муниципальных, 12 акционерных обществ, 3 государственных предприятия.
Крупнейшие автопредприятия области:
— МУП ПАТП
г.Тверь
— МУП «Бежецкие
автобусные перевозки»
— МУП
«Вышневолоцкое ПАТП»
— ОАО
«Конаковское АТП»
— ГУП «Кимрское
АТП»
— МУП
«Осташковское АТП»
— МУП «Автотранс»
г.Ржев
— ГУП «Торжокское
АТП»
— ГУП
«Тверьавтотранс»
Координатором
работы транспорта общего пользования служит Департамент транспорта и связи
Тверской области.
Теперь поподробнее
остановимся на каждом виде транспорта.
Железнодорожный
транспорт
Наибольшее
значение для области имеет железнодорожный транспорт. Строительство железнодорожных
линий в Тверской губернии началось в середине XIX века. Так, например, железная
дорога "Санкт-Петербург - Москва" сдана в эксплуатацию в 1851г.,
"Москва - Виндаво - Рыбинск" – в 1869г, отдельные участки железной
дороги "Сонково - Савелово", "Сонково - Пестово" построены
в 1921-23гг. В 2004 году эксплуатационная длина железнодорожных путей
составила 1803 км. В области достаточно богатая железнодорожная сеть. Перевод
железнодорожного транспорта на электровозную тягу ускорил доставку и удешевил перевозку
грузов. С северо-запада на юго-восток территорию области пересекает Октябрьская
железнодорожная магистраль. Основными перевозимыми грузами являются:
стройматериалы, лес, руда, химические и минеральные удобрения, нефть и
нефтепродукты, машины и многое другое. Значение этой дороги является важным для
внешнеторговых связей, осуществляемых через Санкт-Петербургский и Мурманский
торговые порты. С водным транспортом она взаимодействует также через ряд портов
на Белом море, Волго-Балтийском каналах, канале им. Москвы. На
электрифицированной линии "Москва - Санкт-Петербург" курсируют самые
быстрые в стране пассажирские экспрессы ("Красная стрела",
"Русская тройка", "Аврора", "Северная пальмира"),
развивая скорость до 300 км/ч. Южную часть области пересекает железная дорога
"Москва - Рига" через Ржев (узел железнодорожных линий "Москва -
Рига", "Санкт-Петербург - Брянск"), Нелидово и Западную Двину.
По восточной части области проходит железнодорожная линия через Кимры, Калязин,
Кашин, связывающая Москву с Санкт-Петербургом. На севере области проходит
железная дорога "Бологое - Рыбинск" (через Удомлю, Максатиху,
Бежецк), на северо-западе - железная дорога "Бологое - Осташков -
Торопец" с выходом на Великие Луки и далее в Прибалтику. К дорогам
местного значения относятся железнодорожные пути "Тверь - Лихославль -
Торжок - Кувшиново - Осташков", линии "Тверь - Васильевский
Мох". Крупными железнодорожными узлами являются Бологое, Ржев. Среди
железнодорожных станций выделяются Тверь, Лихославль, Вышний Волочок. Железнодорожным
транспортом общего пользования в 2004г. было перевезено 1,9 млн. тонн грузов.
Около 35% составляют строительные материалы и минеральные удобрения. Важное
место в перевозках занимают лесные (включая дрова) и нефтяные грузы, каменный
уголь и кокс, хлебные грузы, чёрные металлы и лом чёрных металлов. Что касается
пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, то в 2004 году она
составила 9,6 млн. человек, причём последние годы эта цифра практически не
изменяется и тенденция остаётся прежней.
Речной
транспорт
Большое значение
в перевозке грузов (строительные материалы, нефтяные, лесные грузы, каменный
уголь) и пассажиров принадлежит речному транспорту. Из судоходных рек
наибольшее значение имеет Волга. Для судоходства используется Иваньковское
("Московское море"), Рыбинское и Вышневолоцкое водохранилища, а также
озёра Селигер, Мстино. Главный речной порт – Тверской, основан в 1853г.
пароходным обществом "Самолёт", в настоящее время входит в состав
Московского речного пароходства. Ему подведомственны порт Кимры на левом берегу
реки Кимрки, пристани: Весьегонск на правом берегу реки Мологи, Калязин на
восточном берегу Угличского водохранилища, Вышний Волочок на левом берегу реки
Цны, Осташков на восточном берегу озера Селигер. В состав Тверского порта
входят Тверской и Конаковский грузовые районы, речные вокзалы в Твери и
Осташкове, судоремонтные мастерские, около 170 судов, в том числе 40
пассажирских, 18 плавучих кранов грузоподъёмностью от 3 до 16 т.
Протяжённость
внутренних водных судоходных путей в пределах области постоянно сокращается с
начала 1980-х гг. В рекреационных районах организованы экскурсионные и
туристические водные маршруты.
Порт Тверь
производит добычу, сортировку и погрузку песка, песчано-гравийной смеси.
Местным флотом перевозят для предприятий области, Москвы, Санкт-Петербурга,
Петрозаводска, Череповца, городов Волжско-Камского бассейна
народнохозяйственные грузы (кирпич, железобетон, лес, пиломатериалы, зерно и т.
п.). По каналу им. Москвы и участку Волги до Твери на стройки Тверской области
и Москвы вывозится песок и песчано-гравийная смесь. В последние годы – это
основной груз речного грузового транспорта. На перевозках используются
буксирные теплоходы типа "Речной" мощностью 450л.с., толкающие
составы из 1-4 барж. Пассажирский флот порта Тверь обслуживает население
Тверской, Московской, Ярославской, Вологодской и других областей по Волге,
выполняет экскурсионные прогулочные рейсы. За навигацию перевозится свыше 100 тыс.
человек. С 1992г. началось сокращение речных пассажирских линий, наблюдается
частая отмена рейсов, в связи с увеличением финансовых расходов на содержание,
ликвидируются пристани и причалы. На местных линиях используются скоростные
комфортабельные пассажирские суда типа "Метеор", "Ракета",
"Заря", "Зарница", а также теплоходы "Москва",
"Москвич" и др. У причалов Тверского речного вокзала швартуются двух,
трёхпалубные экскурсионные суда из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Уфы и
других городов. В 1960 г. в Калининском порту был открыт филиал Рыбинского
речного училища имени В. И. Калашникова, в котором готовят кадры судоводителей
для речного флота. Среднегодовая численность работников, занятых на речном
транспорте в 2004 году составила примерно 600 человек. Численность работников,
занятых на остальных видах транспорта см. в приложениях Табл.5.
Автомобильный
транспорт
Также
очень велика роль автомобильного транспорта. Интенсивно развивающиеся
внутриобластные связи, строительство дорог привели к заметному повышению роли
автомобильного транспорта. Его основная работа – подвоз и вывоз грузов к
железнодорожным станциям, обеспечение городов сельскохозяйственной продукцией,
обслуживание строительных и торговых организаций. В настоящее время
строительству новых автомобильных дорог в области придаётся очень большое
значение, т.к. уровень жизни сельского жителя в значительной степени зависит от
уровня развития автомобильного транспорта и возможности благодаря ему иметь те
или иные услуги. Лишь около 40% всех сельских поселений области имеют
регулярное автобусное сообщение.
Самыми
протяженными в области являются автомобильные дороги. По протяженности тверские
дороги занимают 3-е место в России, а их густота – 163 км на 1 тыс. км – в 7 раз выше среднероссийских показателей. И все же существующая сеть автодорог
развита недостаточно: более трети сельских населенных пунктов области не имеют
круглогодичной связи. Густота автомобильных дорог увеличивается к центру
(Твери), а в удаленных районах – Жарковском, Оленинском, Лесном и Весьегонском
– очень редкая сеть и самые плохие дороги. Кроме внутрирайонных и
внутрихозяйственных (их доля в протяженности автодорог области составляет более
80%) существует сеть межрайонных (внутриобластных) дорог. Их немного – 2206 км, и они обеспечивают связи областного центра с районными. На них действуют многочисленные
автобусные маршруты.
Протяжённость
автомобильных дорог общего пользования составляет свыше 17,6 тыс. км. Все
города и районные центры областей соединены дорогами с твёрдым покрытием.
Основная часть центральных усадеб колхозов и совхозов связаны с районными
центрами улучшенными дорогами. Протяжённость автобусных линий превышает 27,5
тыс. км, на которых ежегодно используется свыше 1350 автобусов; 10 райцентров
области и областной центр связаны прямым автобусным сообщением с Москвой. Внутригородское
автобусное сообщение имеется в 24 населённых пунктах области. Автомобильным
транспортом общественного пользования в 2004г перевезено около 228 млн. человек
(95% к уровню 2003 года). Автомобильный транспорт общественного пользования
ходит достаточно регулярно, так, например, регулярность движения городских
маршрутов автобусов составила 95,3%, пригородных - 96,3%. Перевозки пассажиров
и грузов по всем видам транспорта можно увидеть в Табл. 6. В пределах области
наиболее значительные перевозки грузов осуществляются между Тверью и городами
Торжок, Вышний Волочёк, Ржев, Кимры и некоторыми другими. Осью дорожной сети
является автомагистраль общероссийского значения "Москва -
Санкт-Петербург". Большинство других важных дорог области по существу
являются подъездами к этой магистрали. Кроме того, в городе работает около 800 маршрутных
такси. Ежедневно каждый второй житель области пользуется услугами пассажирского
автотранспорта.
Общее количество всех автотранспортных средств в регионе представлено в Табл. 7.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|