рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Доклад: Выход из лабиринта  

Доклад: Выход из лабиринта

Выход из лабиринта

Александр ЗОРИН

Обращение современной культуры к религиозным ценностям в нашей стране можно сравнить с евангельской притчей о блудном сыне, с возвращением его в дом Отца. Но если очевидно, что блужданию отданы многие силы и годы, - естественная болезнь роста, - очевидно и то, что болезнь поразительно изменила сыновние черты. Однако они остались. О чём напоминают лучшие образцы отечественной литературы.

Жизнь и творчество известных русских поэтов дают возможность распознать это, порой едва уловимое, сходство.

Было бы ошибкой видеть в них только мучеников, заложников воинствующей идеологии. Но попытки отстоять в себе образ и подобие Отца, по-разному, правда, воспринимаемого, имели место в судьбе и творчестве каждого. Это сокровенное свойство объединяет их с великими предшественниками.

Русскую литературу XIX века по остроте поставленных вечных вопросов можно отнести к литературе религиозной. На неё как на единственное провозвестие истины в атеистической стране уповал находящийся в изгнании Г.П.Федотов - выдающийся философ и публицист.

Современники Пушкина, Достоевского, Толстого не слышали голоса Церкви. Уже давно Церковь и общество говорили на разных языках, с трудом понимали друг друга. Не случайно перевод Библии на современный русский, наконец-то полностью осуществлённый в 1876 году, оказался далеко несовершенным и “устарел” уже к моменту своего рождения. О трагически замкнутом положении Церкви писали Бухарев, Лесков, Волконский.

За разрешением нравственных проблем культурное общество обращалось к писателю - властителю дум, а не к священнику, единственно законному их разрешителю. И невольно литература взвалила на себя ношу, ей не принадлежащую. Потому что те, кому она принадлежала по праву, бессильны были её нести, изолированные от мира кастовостью и рутиной. Разминовение Церкви и светской культуры, длившееся века, завершилось к концу XIX столетия, разжигая и подпитывая революционные настроения в России.

Несколько столетий Россия жила без учительского слова Церкви, что в итоге сказалось на её судьбе.

Но традиции великой литературы не могли исчезнуть с появлением новой идеологии, остриё которой было нацелено на абсолютное уничтожение христианства. В этом “славном” деле нашлось немало помощников среди сочувствующих новому строю писателей и поэтов. Однако богоборческий порыв некоторых из них был скорее антиклерикальным, чем антирелигиозным. Бог как абсолютная истина угадывался в их творчестве и жизни. Гуманистические идеалы бессильны примирить совесть с действительностью. “Такого равенства мне не надо! Ваше равенство обман и ложь!” - выкрикивал в лицо новой власти Есенин. Конфликт оборачивался неразрешимой драмой: многие по своей воле ушли из жизни.

Грозный и недоступный Бог, наблюдавший за людьми всевидящим оком, казалось, спустился на землю и предстал в понятной идее, в социальной справедливости. Родная мать для Есенина и есть “Несказанный Свет” - так по традиции величалась Богородица.

Христианская и библейская символика, например, в творчестве Есенина и Маяковского не только дань культурной традиции. Это шкала неизменных ценностей, оставшаяся в языке, и знаки внутренней полемики с “отжившими” идеалами.

Своеволие и самоубийственный дух в закрытом обществе имели яростных апологетов.

Но в безнадёжном лабиринте действовало и искало выход богоборчество, которое можно сравнить с противостоянием Иакова - праотца христианских народов - Богу. Оно не отрицало высшего смысла жизни, этого зачатка безымянной веры.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/


© 2010.