рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Курсовая: Менеджмент  

Курсовая: Менеджмент

ПРОБЛЕМНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС МИЭП

Тема 1 : Методологические основы менеджмента .

Вопрос 1 :Раскройте сущность принципов и покажите на конкретных примерах
, к чему приводит их игнорирование на практике .

Вопрос 2 : Объясните значение каждой подсистемы менеджмента , в какой
очередности они должны быть задействованы и почему .

Вопрос 3 : Каково , на Ваш взгляд , содержание целевой , функциональной
, обеспечивающей и управляющей подсистем применительно к организациям ,
занимающимся конкретной деятельностью . Приведите примеры для каждой
подсистемы .

Ответ 1 : Основные принципы менеджмента :

Принцип научности ( важно понимать причины несовпадения целей и
результатов , видеть противоречия между теорией и практикой , знать
свойства больших систем и методы работы в них ) ;

Принцип системности и комплексности ( важно видеть наиболее значимый
комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем , входящих в
организацию ) ;

Принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений ( за
реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность
несет руководитель организации ) ;

Принцип демократического централизма ( означает необходимость разумного
, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал
в управлении , соотношение прав и ответственности между руководством и
коллективом ; нарушение данного баланса ведет либо к автократии в
управлении , либо к охлократии – власти толпы ) ;

Принцип баланса власти ( основной закон : уровень влияния руководителя
на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя ) ;

Принцип оптимального сочетания отраслевых ( интересов организаций ) и
территориальных интересов ( экология , занятость населения , социальные
, культурно-этнические и экономические проблемы регионов ) ;

Принцип приоритетности действий с учетом значимости этапов работ ;

Принцип оптимального сочетания положительной синергичности в
деятельности организации ( через общую заинтересованность в результатах
труда ) и здоровой состязательности ( конкуренции ) между ее членами ;

Постоянный учет психологических , возростных , половых ,
культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию .



Тема 2 : Современные концепции менеджмента .

Вопрос 1 : Кратко изложите и сравните соответствующие взгляды Ф.Тейлора
и Э.Мэйо . В какой степени , на Ваш взгляд, позиции этих ученых нашли
отражение в современных концепциях менеджмента ?

Вопрос 2 : Раскройте содержаниекаждого из вышеуказанных подходов и
покажите на конкретных примерах целесообразность их применения для
решения тех или иных проблем.

Вопрос 3 : Для любой известной Вам фирмы предложите ряд мероприятий в
области управления , способствующих улучшению ее положения на рынке .
Свои предложения аргументируйте .

Ответ :

1. Ф.Тейлор – основоположник школы научного управления
( рационалистическая ) .

Его исследования явились теоритической базой в области управления . Он
разработал систему взаимодействия субъекта и объекта .

Тейлор разрабатывает основные принципы управления :

Подбор рабочих на основе их квалификации , обучения , переподготовки .

Равномерное распределение обязанностей между исполнителями .

Гармония исполнителей и управленцев .

2. Э.Мэйо – представитель школы человеческих отношений .

Он полагал , что на производительность труда исполнителя оказывает
влияние не только на материальные , но и социальные и психологические
факторы . Этот вывод в науке управления получил название “ эффект Хоторн
” ( эксперимент с освещением ) .

Мэйо развивает теорию теорию мотивации : если удовлетворять потребности
сиполнителя , то от этого выиграют и работодатель и работник .



Тема 3 : Организация как система : общая модель и ее характеристики .
Эффективность организации .

Вопрос 1 : Что заставляет организацию изменяться ? Можно ли предвидеть
обстоятельства , заставляющие организацию вносить изменения в свою
структуру ?

Вопрос 2 : Выберите из приведенного перечня формальные и неформальные
организации и объясните , почему Вы отнесли их к той или иной группе .

Вопрос 3 : Классифицируйте перечисленные рессурсы по видам и объясните
принципы классификации .

Вопрос 4 : Охарактеризуйте показатели эффективности современной
организации в соответствии с теорией П.Дракера .

Результативность и эффективность

Чтобы быть успешной в течении долгого времени, чтобы выжить и
достичь своих целей организация должна быть как эффективной, так и
результативной.

По словам популярного исследователя Питера Друкера, результативность
является следствием того, что “делаются нужные, правильные вещи”. А
эффективность является следствием того, что” правильно создаются эти
самые вещи”. И первое и второе одинаково важно.

Все компании, добившиеся значительных успехов, делали “правильные
вещи”, выбрав цель, которая соответствовала какой-то важной потребности,
существующей в мире. Кроме того, эти организации делали ”свои вещи
правильно”. “МакДоналдс” определили способы приготовления гамбургеров
так,чтобы обеспечить невысокую себестоимость, устойчиво высокое
качество.

Вопрос 5 : Постройте подробную схему факторов внешней среды прямого и
косвенного воздействия для следующих организаций :

автомобильного завода ;

кондитерская фабрика ;

ресторан ;

туристическое агентство .

Какой вид внешней среды важнее – прямого воздействия или косвенного ?
может ли организация быть совершенно уверена в точности данных учета
изменений внешеней среды ?

Ответ :

1. Организацию заставляют меняться обстоятельства , ситуация , факторы ,
внешняя и внутренняя среда .

Рассматривая любую организацию , можно выделить то , что находится
внутри и вне ее , то есть внутреннюю и внешнюю среду . Внутренняя среда
является , в основном , результатом управленческих решений . Но это не
значит , что все параметры внутренней среды полностью могут
контролироваться руководством. Основные переменные внутренней среды
организации , которые требуют внимания менеджеров , это цели , структура
, задачи , технология , люди .

Чтобы успешно функционировать , организации надо приспосабливаться к
внешней среде . Внешняя среда организации включает экономические ,
политические условия , законодательство, правительственные акты ,
конкурирующие организации , технику , технологию и другие составляющие .

К внешней среде относятся : среда прямого воздействия и среда косвенного
воздействия на организацию .

Хотя организация и зависит полностью от внешней среды , среда эта , как
правило , находится вне пределов влияния менеджеров .

Я считаю , что можно предвидеть обстоятельства , заставляющие
организацию вносить изменения в свою структуру , но не все
обстоятельства .

Тема 4 : Планирование в менеджменте .

Вопрос 1 : На основе конкретных примеров покажите , как формируется
миссия организации , приведите примеры миссии коммерческого банка ,
государственного предприятия , инвестиционной компании .

Вопрос 2 : Рассмотрите основные составляющие системы внутрифирменного
планирования . Охарактеризуйте взаимосвязь систем перспективного и
текущего планирования .

Вопрос 3 : По каким критериям можно классифицировать цели организации ?
Приведите примеры классификации целей организации и заполните таблицу .

Предложите схему разработки стратегии , сформулируйте миссию ,
определите краткосрочные , среднесрочные и долгосрочные цели .

Вопрос 4 : Почему фирмы занимаются разработкой стратегии ?

Вопрос 5 : Начертите график жизненного цикла организации , пользуясь
данными .

Ответ :

1. Миссия – это деловое понятие , отражающее предназначение бизнеса, его
философию . Миссия помогает определить , чем в действительности
занимается предприятие : каковы его сущность , масштабы , перспективы,
направления роста , отличия от конкурентов . Определение миссии тесно
связано с маркетингом и предполагает ответ на вопрос : “Какую пользу
фирма может принести потребителям , достигая при этом большего успеха на
рынке ?”.

Формулировка миссии должна быть яркой , лаконичной , динамичной
конструкцией , удобной для восприятия и отражает следущие аспекты :

круг удовлетворяемых потребностей ;

характеристика продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ;

перспективы роста бизнеса .

Миссия салона красоты для женщин , исходя из потребительских нужд и
перспективой роста : сегодня – только прически , завтра – макияж ,
лечебные процедуры и т.д. , можно определить так : “Мы делаем женщин
красивыми .”

Миссия коммерческого банка : “Мы экономим Ваши деньги и время.”, “Стихии
не подвластен.”

Тема 5 : Структура управления организацией .

Вопрос 1 : Предложите новую организационную структуру фирмы с
закреплением конкретной функции за подразделениями аппарата управления .
Перечислите факторы, которые необходимо учесть менеджеру при разработке
новой структуры управления фирмой . Определите оптимальную структуру
управления и перечислите основные преимущества и недостатки .

Вопрос 2 : Постройте график зависимости вида организационных структур от
степени нестабильности внешней среды . Дайте пояснения .

Вопрос 3 : Составьте инструкцию для подчиненного при передаче ему части
своих полномочий .

Вопрос 4 : Какова , по Вашему мнению , связь делегирования с
формированием внутренней структуры организации .

Вопрос 5 : Сравните достоинства и недостатки централизованного и
децентрализованного методов управления .

Ответ :

4. По мере расширения деятельности и роста масштабов организации
руководитель вынужден часть своих задач передавать подчиненным , так как
время , знания и опыт любого руководителя ограничены и единоличное
руководство становится невозможным или крайне неэффективным .

5. Централизованная форма управления предусматривает осуществление
руководства хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий из
одного центра , жесткую регламентацию и координацию их деятельности ,
полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности вплоть до того ,
что их ответственность за сбыт продукции прекращается после того , как
они отгрузят свой товар сбытовому органу фирмы .

Такая форма организации управления используется обычно небольшими
компаниями , выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли
, технологический процесс которой тесно увязан , работающими
преимущественно в добывающих отраслях промышленности и ориентирующимися
на местный или национальный рынок .

Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри фирмы
производственных отделений , пользующихся полной хозяйственной
самостоятельностью , то есть наделенных широкими полномочиями как в
сфере производства , так и в сфере сбыта и несущих ответственность за
получение прибылей .За высшей администрацией фирмы сохраняются функции
контроля за оперативной деятельностью отделений , координация их работы
и определение основных направлений для обеспечения эффективности и
прибыльности деятельности компании , а также осуществление
перспективного планирования . Обычно на производственные отделения
возлагается вся полнота ответственности за организацию
производственно-сбытовой деятельности . Каждое производственное
отделение самостоятельно финансирует свою деятельность , вступает на
коммерческой основе в партнерские отношения с любыми третьими сторонами
.

Тема 6 : Мотивация и потребности .

Вопрос 1 : Охарактеризуйте современные тенденции в сфере мотивации
работников . Сформулируйте сущность содержательных и процессуальных
теорий мотивации . Насколько они применимы в современных российских
компаниях ?

Вопрос 2 : Приведите конкретные примеры организации мотивации
сотрудников при использовании экономических методов
( индивидуальных и групповых систем ) , управления по целям ,
обогащения труда , системы участия для следующих групп персонала :
рабочих , служащих , менеджеров высшего звена .

Ответ :

1. Мотивация - от латинского “moveo” движение . В менеджменте под
мотивацией понимают функцию управления , имеющей цель активизировать
работающих и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей ,
поставленных в планах . Другими словами мотивация это то , что
заставляет человека действовать и вести себя нужным образом .

Содержательная теория мотивации основывается на индентификации тех
внутренних побуждений ( потребностей ) , которые заставляют людей
действовать так , а не иначе .

А.Маслоу – представитель содержательной теории мотивации . Он считал ,
что в основе мотивации человека лежат его потребности .

Взгляды А.Маслоу оказали заметное влияние на многие области человеческой
деятельности , в том числе и на развитие теории и практики управления .
Однако , жизнь показала , что эта теория не всегда соответствует
практике .

Ф.Герцберг - представитель содержательной теории мотивации . Он считал ,
что в основе теории мотивации человека лежат факторы , связанные с
окружающей средой , в которой осуществляется работа , и факторы ,
связанные с характером и сущностью работы .

В процессуальной теории мотивации анализируется то , как человек
распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает
конкретный вид поведения . В основе мотивации человека лежат
психологические факторы .

В российской практике бизнеса все чаще используются различные
нововведения в мотивации труда . Среди таких инновации – установление
длч работников нестандартсного , взаимоудобного рабочего режима . Суть
мотивации заключается в том , что раьотник сам себе устанавливает
рабочее время , чтобы его было достаточно для выполнения требуемой
работы . Один трудится с 8 до 16 , другой с 12 до 20 часов . Если
работник справился быстрее – можно идти домой или работать дополнительно
. Некоторые менеджеры устанавливиют недельное задание и , если работник
его сделает быстрее , то у него появляются дополнительные выходные дни .




Тема 7 : Контроль .

Вопрос 1 :Сформулируйте стандарты контроля и изложите схему организации
контроля .

Вопрос 2 : В чем , на Ваш взгляд , заключается значение предварительного
и заключительного контроля для эффективной деятельности организации ?
Связаны ли между собой различные типы контроля ? Если да , то как ?

Вопрос 3 : Контроль за использованием каких рессурсов имеет , по Вашему
мнению , приоритетное значение и почему ?

Ответ 1 : Стандарты – конкретные цели , прогресс в отношении которых
поддается измерению .

Все стандарты , используемые для контроля , должны быть выбраны из
много численных целей и стратегий организации .

Цели , которые могут быть использованы в качестве стандартов для
контроля , отличают две очень важные особенности . Они характеризуются
наличием временных рамок , в которых должнв быть выполнена работа , и
конкретного критерия , по отношению к которому можно оценить степень
выполнения работы .

Схема организации контроля :

1 уровень – финансовые сметы , внутренние и внешние проверки ;

2 уровень – анализ всех сделок ;

3 уровень – отчеты о доходах и потерях на уровнях отделения с
использованием детализированных бюджетных матриц и процедур отчетности .

Тема 8 : Современный менеджер и его деятельность .

Вопрос 1 : Составьте сравнительную таблицу достоинств и недостатков
различных форм власти руководителя .

Вопрос 2 : Исходя из принципов теорий “х” и “y” , изложите модель
поведения руководителя в следующей ситуации :

продукция предприятия забракована покупателем и на ликвидацию
недостатков у организации есть всего два вызодных .

Вопрос 3 : Пользуясь решеткой Блейка – Мутона , определите поведение
руководителя в следующей ситуации :

Переезд в новое помещение фирмы сопряжен с уплатой неустойки по аренде
помещения в размере 5% годового дохода фирмы и расходами на переезд в
размере трехмесячного дохода. Доходы от лучшего месторасположения фирмы
возрастут на 35% в год .

Вопрос 4 : Может ли менеджер одновременно быть ориентирован на задание и
на работника ? Какой стиль руководства , по Вашему мнению , является
наилучшим ? Может ли быть стиль руководства гибким ? Обоснуйте свой
ответ .

Ответ :

1. Универсальным средством нахождения единства социальных и
хозяйственных целей в сфере производства является решетка
Блейка – Мутона .

Строится решетка на комбинации двух фундаментальных составляющих работы
менеджера : отношения к производству и отношения к людям , и
представляет собой матрицу размером 9:9 позиций . По вертикали в ней
отражено 9 степеней отношения к людям ( забота о человеке ) , а по
горизонтали столько же степеней отношения к производству ( забота о
производстве ) .

В решетке имеется 81 возможная позиция , самая лучшая из которых имеет
координаты 9:9 – максимум по обеим показателям .

Различные позиции на решетке Блейка – Мутона выражают типичные модели
такого поведения . Модель поведения , при которой менеджер полностью
сконцентрирован на производстве , называется моделью управления на
основе задач . При этом менеджер выступает как требовательный
руководитель , который следит за выполнением планов и дисциплиной
сотрудников . Отклонение от намеченного плана рассматривается как
результат ошибки кого-либо из сотрудников , который должен быть наказан
. подчинение сотрудников решениям руководителя – безусловное ,
несогласие считается нарушение субординации . Недостатки такой модели
поведения менеджера связаны с наличием условий , подавляющих творческую
энергию сотрудников и снижающих их отдачу .

В другой модели людей не принуждают к работе , они пользуются поощрением
и поддержкой . Их ошибки прощаются . Упор делается на неформальном
общении . Сотрудники стараются избегать взаимной критики . Новые цели
или идеи , которые могут нарушить взаимоотношения людей , не внедряются
. Подобная модель поведения менеджера приводит к росту затрат и потере
работоспособности сотрудников . Оптимальной является такая модель
поведения менеджера , которая обеспечивает гармоничное сочетание двух
предыдущих моделей – интеграцию людей вокруг производства.

Чтобы выбрать оптимальную позицию , менеджер должен прочувтвовать
изнутри , потренировать каждую ориентацию в решетке Блейка – Мутона .
Таким образом , он определит стиль руководства .

Тема 9 :Финансовый менеджмент .

Вопрос 1 : Какие цели стоят перед финансовым менеджером в области
управления собственным капиталом ? Что включает в себя понятие
“управления собственным капиталом ”?

Вопрос 2 : Как Вы считаете , каково влияние форм собственности и
организационно-правовых форм предприятия на финансовый менеджмент ?

Вопрос 3 : Проанализируйте источники финансирования фирмы . Что можно
считать оптимальной структурой финансирования ?

Ответ :

1 .Финансовый менеджмент – управление денежным потоком предприятия с
целью эффективного их размещения для получения максимальной прибыли .

Управлять собственным капиталом – значит принимать эффективные решения
по его размещению , использованию . А принимать эти решения можно только
на базе точной и достоверной информации , которую предоставляют данные
бухгалтерского учета .

Финансовый менеджер – управляющий финансовой деятельностью предприятия .


Перед финансовым менеджером стоят следующие цели :

Определение источников финансирования ;

Управление оборотным капиталом , определение его оптимального размера ;

Капитальные вложения , определение текущей и перспективной цены компании
, оценка финансового риска ;

Определение финансового планирования , составление бюджета ;

Определение финансовой устойчивости предприятия .

Тема 10 : Коммуникационные процессы в менеджменте .

Вопрос 1 : Проанализируйте сравнительные характеристики различных типов
коммуникационных систем .

Вопрос 2 : Покажите на конкретном примере (условном) возможности
искажения информации на каждом уровне информационной сети .

Вопрос 3 : Что следует предпринять руководству фирмы в этом случае ?
Какая информация является типичной в случае распространения слухов?

Ответ :

1 . Типы коммуникационных систем :

Коммуникации по восходящей , то есть снизу вверх , также выполняют
функцию оповещения верха о том , что делается на низших уровнях . Таким
путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и
предлагает возможные варианты исправления положения дел . обмен
информации по восходящей обычно происходит в форме отчетов , предложений
и объяснительных записок .

Коммуникации между различными отделами . В дополнение к обмену
информацией по нисходящейили восходящей организации нуждаются в
горизонтальных коммуникациях . Организация состоит из множества
подразделений , поэтому обмен информацией между ними нужен для
координации задач и действий . Поскольку организация – это система
взаимосвязанных элементов , руководство должно добиваться , чтобы
специализированные элементы работали совместно , продвигая организацию в
нужном направлении .

Коммуникации руководитель-подчиненный . Возможно , наиболее очевидным
компонентом коммуникаций в организации являются отношения между
руководителем и подчиненным .

Коммуникации между руководителем и рабочей группой . Коммуникации с
рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность
действий группы . Поскольку в обмене информацией учавствуют все члены
группы , каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и
приоритетах отдела , о том , как следовало бы работать вместе , о
предстоящих изменениях и возможных их последствиях для этого и других
отделов , о недавних проблемах и достижения , предложениях
рационализаторского характера . Кроме того иногда рабочая группа
собирается без руководителей для обсуждения проблем , усовершенствований
или надвигающихся перемен . Такие отношения равенства могут
способствовать повышению удовлетворенности сотрудников своей работой .

Неформальные коммуникации . Канал неформальных коммуникаций можно
назвать каналом распространения слухов .

2. Процесс коммуникации состоит из следующих этапов :

Этап отправления .

Тот , кто передает информацию , называется отправителем . Это ключевая
роль , заключающаяся в проектировании и кодировании информации ,
предназначенной для передачи другим участникам процесса . Выполнение
данной роли начинается с идентификации индивидом себя в рамках
коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того ,
почему и что он хочет передать другому участнику . За этим следует
кодирование идеи .

Этап кодирование значения .

Кодирование – это трансформирование предназначенного для передачи
значения в послание или сигнал , который может быть передан .
Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы
кодовых знаков – носителей информации . Формируется послание ,
содержащее данные с определенным значением . смысл или значение послание
представляют собой принадлежащие отправителю идеи , факты , ценности ,
отношения и чувства . при этом отправитель рассчитывает , что послание
воспринято адекватно заложенному в него значению .

Этап получения .

Послание посредством передатчика поступает в передающий канал ,
доводящий его до заданного адресата . Передатчиком может быть как сам
человек , так и техническое средство , а также химическое или физическое
состояние среды . Канал выводит послание на приемник , который фиксирует
получение данного послания по другую сторону канала . Тот , кого
достигло и кому было адресовано послание , называется получателем .

Этап раскодирование значения .

Раскодирование включает восприятие послания получателем , его
интерпретацию ( как понял ) и оценку ( что и как принял ) .

возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе
коммуникации шума . Шум – это любое вмешательство в процесс коммуникации
на любом из его участков , искажающее смысл послания . Примерами наличия
шума может быть следующее : звуковые ошибки в произношении ; наличие
более сильного параллельного сигнала ; языковые ошибки ; искажения в
линиях связи ; добавления к посланию на различных уровнях и т.д.

Последним важным элементом коммуникационного процесса является обратная
связь , появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями .
Получатель становится отправителем и наоборот . Обратная связь – это
ответ получателя на послание . Она дает возможность отправителю узнать
дошло ли послание до адресата и в каком значении .

3. Типичная информация , передаваемая по каналам распространения слухов
:

Предстоящие сокращения производственных рабочих ;

Новые меры по наказаниям за опоздания ;

Изменения в структуре организации ;

Грядущие перемещения и повышения ;

Подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по
сбыту ;

Кто кому назначает свидания после работы .

Слухи можно обернуть в свою пользу . Периодически можно организовывать
утечку информации и узнавать о реакции на нее по каналам обратной связи
на нее в этой системе , перед тем как принимать решение или что-то
изменять в своих действиях . Так можно выявить возможную рекцию людей .
Тема 11 : Принятие и реализация управленческих решений .

Вопрос 1 : Приведите примеры принятия решений в условиях определенности
и неопределенности . Какие обстоятельства влияют на принятие того или
иного управленческого решения? Какие методики принятия решений Вы можете
назвать ?

Вопрос 2 : Разработайте схему процесса принятия решения .

Ответ 1 :

Принятие решения в условиях определенности .

Решение принимается в условиях определенности , когда руководитель в
точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора .

Примером определенного решения может быть вложение избыточной наличности
в 10%-е депозитные сертификаты . Руководитель знает , что за исключением
возникновения крайне маловероятных чрезвычайных обстоятельств ,
вследствие чего федеральное правительство не сможет выполнить свои
обязательства , организация получит ровно 10% на вложенные средства .
Подобным образом руководитель может , по меньшей мере на ближайшую
перспективу , точно установить какими будут затраты на производство
определенного изделия , поскольку арендная плата , стоимость материалов
и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой точностью .

Принятие решения в условиях неопределенности .

Решение принимается в условиях неопределенности , когда невозможно
оценить потенциальных результатов .Это должно иметь место , когда
требующие учета факторы настолько новы и сложны , что насчет них
невозможно получить достаточно релевантной информации . В итоге
вероятность определенного последствия невозможно предсказать с
достаточной степенью достоверности . Неопределенность характерна для
некоторых решений , которые приходится принимать в быстро меняющихся
обстоятельствах . Наивысшим потенциалом неопределенности обладает
социокультурная , политическая и наукоемкая среда . Решения министерства
обороны о разработке исключительно сложного нового оружия зачастую
изначально неопределены . Причина в том , что никто не знает – как будет
использовано оружие и произойдет ли это вообще , а также какое оружие
может применить противник . Поэтому министерство часто не в состоянии
определить , будет ли новое оружие действительно эффективным к тому
времени , когда оно поступит в армию , а это может произойти , например
, через пять лет . Однако на практике очень немногие управленческие
решения приходится принимать в условиях полной неопределенности .

На принятие решения могут влиять такие факторы : личностные оценки
руководителя , информационные ограничения , поведенческие ограничения .

Методы принятия решения :

Платежная матрица –является следствием сочетания конкретной стратегии с
конкретными обстоятельствами .

Дерево решений – позволяет руководителю учесть все возможные варианты
действий и соотнести с ними финансовые возможности предприятия .

Тема 12 : Психологический климат в коллективе .

Вопрос 1 : Приведите примеры того , как влияют на создание конфликтной
ситуации и возникновение инцидента ошибки руководителя в разработке
стратегии , осуществлении делегирования , мотивации , контроля .

Вопрос 2 : Как влияет на психологическое состояние коллектива качество
коммуникаций ?

Вопрос 3 : Какие существуют пути выхода из деструктивного конфликта?
Какие методы борьбы с деструктивным конфликтом можно выработать ?
Обоснуйте свой ответ .

Вопрос 4 : Правильно ли утверждение , что устойчивость к конфликтам
присуща исключительно крупным фирмам ? Обоснуйте свой ответ .

Тема 1 : Методологические основы менеджмента .

Вопрос 1 :Раскройте сущность принципов и покажите на конкретных примерах
, к чему приводит их игнорирование на практике .

Ответ 1 : Основные принципы менеджмента :

Принцип научности ( важно понимать причины несовпадения целей и
результатов , видеть противоречия между теорией и практикой , знать
свойства больших систем и методы работы в них ) ;

Принцип системности и комплексности ( важно видеть наиболее значимый
комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем , входящих в
организацию ) ;

Принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений ( за
реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность
несет руководитель организации ) ;

Принцип демократического централизма ( означает необходимость разумного
, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал
в управлении , соотношение прав и ответственности между руководством и
коллективом ; нарушение данного баланса ведет либо к автократии в
управлении , либо к охлократии – власти толпы ) ;

Принцип баланса власти ( основной закон : уровень влияния руководителя
на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя ) ;

Принцип оптимального сочетания отраслевых ( интересов организаций ) и
территориальных интересов ( экология , занятость населения , социальные
, культурно-этнические и экономические проблемы регионов ) ;

Принцип приоритетности действий с учетом значимости этапов работ ;

Принцип оптимального сочетания положительной синергичности в
деятельности организации ( через общую заинтересованность в результатах
труда ) и здоровой состязательности ( конкуренции ) между ее членами ;

Постоянный учет психологических , возростных , половых ,
культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию .

Вопрос 2 : Объясните значение каждой подсистемы менеджмента , в какой
очередности они должны быть задействованы и почему .

Ответ 2 :

Тема 2 : Современные концепции менеджмента .

Вопрос 1 : Кратко изложите и сравните соответствующие взгляды Ф.Тейлора
и Э.Мэйо . В какой степени , на Ваш взгляд, позиции этих ученых нашли
отражение в современных концепциях менеджмента ?

Ответ 1 :

1. Ф.Тейлор – основоположник школы научного управления
( рационалистическая ) .

Его исследования явились теоритической базой в области управления . Он
разработал систему взаимодействия субъекта и объекта .

Тейлор разрабатывает основные принципы управления :

Подбор рабочих на основе их квалификации , обучения , переподготовки .

Равномерное распределение обязанностей между исполнителями .

Гармония исполнителей и управленцев .

2. Э.Мэйо – представитель школы человеческих отношений .

Он полагал , что на производительность труда исполнителя оказывает
влияние не только на материальные , но и социальные и психологические
факторы . Этот вывод в науке управления получил название “ эффект Хоторн
” ( эксперимент с освещением ) .

Мэйо развивает теорию теорию мотивации : если удовлетворять потребности
сиполнителя , то от этого выиграют и работодатель и работник .

Тема 3 : Организация как система : общая модель и ее характеристики .
Эффективность организации .

Вопрос 1 : Что заставляет организацию изменяться ? Можно ли предвидеть
обстоятельства , заставляющие организацию вносить изменения в свою
структуру ?

Ответ :

1. Организацию заставляют меняться обстоятельства , ситуация , факторы ,
внешняя и внутренняя среда .

Рассматривая любую организацию , можно выделить то , что находится
внутри и вне ее , то есть внутреннюю и внешнюю среду . Внутренняя среда
является , в основном , результатом управленческих решений . Но это не
значит , что все параметры внутренней среды полностью могут
контролироваться руководством. Основные переменные внутренней среды
организации , которые требуют внимания менеджеров , это цели ,
структура, задачи , технология , люди .

Чтобы успешно функционировать , организации надо приспосабливаться к
внешней среде . Внешняя среда организации включает экономические ,
политические условия , законодательство, правительственные акты ,
конкурирующие организации , технику , технологию и другие составляющие .

К внешней среде относятся : среда прямого воздействия и среда косвенного
воздействия на организацию .

Хотя организация и зависит полностью от внешней среды , среда эта , как
правило , находится вне пределов влияния менеджеров .

Я считаю , что можно предвидеть обстоятельства , заставляющие
организацию вносить изменения в свою структуру , но не все
обстоятельства.

Тема 4 : Планирование в менеджменте .

Вопрос 1 : На основе конкретных примеров покажите , как формируется
миссия организации , приведите примеры миссии коммерческого банка ,
государственного предприятия , инвестиционной компании .

Ответ :

1. Миссия – это деловое понятие , отражающее предназначение бизнеса, его
философию . Миссия помогает определить , чем в действительности
занимается предприятие : каковы его сущность , масштабы , перспективы,
направления роста , отличия от конкурентов . Определение миссии тесно
связано с маркетингом и предполагает ответ на вопрос : “Какую пользу
фирма может принести потребителям , достигая при этом большего успеха на
рынке ?”.

Формулировка миссии должна быть яркой , лаконичной , динамичной
конструкцией , удобной для восприятия и отражает следущие аспекты :

круг удовлетворяемых потребностей ;

характеристика продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ;

перспективы роста бизнеса .

Миссия салона красоты для женщин , исходя из потребительских нужд и
перспективой роста : сегодня – только прически , завтра – макияж ,
лечебные процедуры и т.д. , можно определить так : “Мы делаем женщин
красивыми .”

Миссия коммерческого банка : “Мы экономим Ваши деньги и время.”, “Стихии
не подвластен.”

Тема 5 : Структура управления организацией .

Вопрос 1 : Предложите новую организационную структуру фирмы с
закреплением конкретной функции за подразделениями аппарата управления .
Перечислите факторы , которые необходимо учесть менеджеру при разработке
новой структуры управления фирмой . Определите оптимальную структуру
управления и перечислите основные преимущества и недостатки .

Ответ 1 : Структура управления – совокупность устойчивых связей объектов
и субъектов управления организации , реализованных в конкретных
организационных формах , обеспечивающих целостность управления и его
тождественность самому себе , то есть сохранение основных свойств при
различных внутренних и внешних изменениях .

Функции управления и структура управления находятся в диалектическом
единстве . При создании новой организации функции являются основой для
формирования структуры ( подразделений , должностей , закрепления за
ними прав , полномочий и ответственности ). При совершенствовании или
диверсификации производства и управления основой является структура ,
которая определяет диапазон возможного изменения набора функций . При
этом структура принципиально не меняется , то есть сохраняются ключевые
подразделения и должности .

Последовательность действий при разработке организационной системы :

Осуществить деление деление организации по горизонтали на широкие блоки
, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации
стратегии . Решить , какие виды деятельности должны выполняться
линейными подразделениями , а какие – штабными .

Установить соотношения полномочий различных должностей . При этом
руководство устанавливает цель команд , если необходимо , производит
дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения , чтобы
более эффективно использовать специализацию и избежать перегрузки
руководства .

Определить должностные обязанности как совокупность определенных задач и
функций и поручить их выполнение конкретным лицам . В организациях ,
деятельность которых в значительной мере связана с технологией ,
руководство разрабатывает даже конкретные задачи и закрепляет их за
непосредственными исполнителями , которые и несут ответственность за их
удовлетворительное выполнение .

Организационная структура управления делится на иерархическую
( бюрократическую ) и адаптивную ( гибкая ) .

Иерархическая организационная структура управления характеризуется
высокой степенью разделения труда , развита иерархия управления ,
наличие многочисленных правил и норм поведения . К ней относятся :

Функциональная организационная структура управления – процесс деления
организации на отдельные функциональные блоки , каждый из которых имеет
четко-определенные функции и задачи . К ней относят : линейную ,
линейно-функциональную , линейно-штабную организационную структуру
управления .

Дивизиональная организационная структура управления – возникновение ее
было обусловлено увеличением размеров фирмы , расширением производства и
ассортимента продукции . В соответствии с дивизиональной структурой
деление на функциональные блоки происходит повидам товаров , услуг ,
группам потребителей , географическим регионам . К ней относят :
продуктовую , дивизиональную ( функциональную ) , региональную
организационную структуру управления .

Адаптивная организационная структура управления – эта стуктура лучше
приспособлена к быстрой смене внешних условий и внедрению новых
технологий . К ней относятся :

Проектная организационная структура управления – временная структура ,
создаваемая для решения конкретных задач . Для этого в одну команду
собирают самых квалифицированных сотрудников организации для
осуществления сложного проекта в установленные сроки .

Матричная организационная структура управления – разновидность проектной
, сотрудники набираются из различных функцирональных отделов для работы
над конкретным проектом .

Конгломератная организационная структура управления – организация
приобретает ту структуру , которая лучше всего подходит для данной
ситуации .

Вопрос 4 : Какова , по Вашему мнению , связь делегирования с
формированием внутренней структуры организации .

Ответ :

4. По мере расширения деятельности и роста масштабов организации
руководитель вынужден часть своих задач передавать подчиненным , так как
время , знания и опыт любого руководителя ограничены и единоличное
руководство становится невозможным или крайне неэффективным .

Тема 6 : Мотивация и потребности .

Вопрос 1 : Охарактеризуйте современные тенденции в сфере мотивации
работников . Сформулируйте сущность содержательных и процессуальных
теорий мотивации . Насколько они применимы в современных российских
компаниях ?

Ответ :

1. Мотивация - от латинского “moveo” движение . В менеджменте под
мотивацией понимают функцию управления , имеющей цель активизировать
работающих и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей ,
поставленных в планах . Другими словами мотивация это то , что
заставляет человека действовать и вести себя нужным образом .

Содержательная теория мотивации основывается на индентификации тех
внутренних побуждений ( потребностей ) , которые заставляют людей
действовать так , а не иначе .

А.Маслоу – представитель содержательной теории мотивации . Он считал ,
что в основе мотивации человека лежат его потребности .

Взгляды А.Маслоу оказали заметное влияние на многие области человеческой
деятельности , в том числе и на развитие теории и практики управления .
Однако , жизнь показала , что эта теория не всегда соответствует
практике .

Ф.Герцберг - представитель содержательной теории мотивации . Он считал,
что в основе теории мотивации человека лежат факторы , связанные с
окружающей средой , в которой осуществляется работа , и факторы ,
связанные с характером и сущностью работы .

В процессуальной теории мотивации анализируется то , как человек
распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает
конкретный вид поведения . В основе мотивации человека лежат
психологические факторы .

В российской практике бизнеса все чаще используются различные
нововведения в мотивации труда . Среди таких инновации – установление
длч работников нестандартсного , взаимоудобного рабочего режима . Суть
мотивации заключается в том , что раьотник сам себе устанавливает
рабочее время , чтобы его было достаточно для выполнения требуемой
работы . Один трудится с 8 до 16 , другой с12 до 20 часов . Если
работник справился быстрее – можно идти домой или работать дополнительно
. Некоторые менеджеры устанавливиют недельное задание и , если работник
его сделает быстрее , то у него появляются дополнительные выходные дни .


Тема 7 : Контроль .

Вопрос 1 :Сформулируйте стандарты контроля и изложите схему организации
контроля .

Ответ 1 : Стандарты – конкретные цели , прогресс в отношении которых
поддается измерению .

Все стандарты , используемые для контроля , должны быть выбраны из
много численных целей и стратегий организации .

Цели , которые могут быть использованы в качестве стандартов для
контроля, отличают две очень важные особенности . Они характеризуются
наличием временных рамок , в которых должнв быть выполнена работа , и
конкретного критерия , по отношению к которому можно оценить степень
выполнения работы .

Схема организации контроля :

1 уровень – финансовые сметы , внутренние и внешние проверки ;

2 уровень – анализ всех сделок ;

3 уровень – отчеты о доходах и потерях на уровнях отделения с
использованием детализированных бюджетных матриц и процедур отчетности .

Тема 8 : Современный менеджер и его деятельность .

Вопрос 3 : Пользуясь решеткой Блейка – Мутона , определите поведение
руководителя в следующей ситуации :

Переезд в новое помещение фирмы сопряжен с уплатой неустойки по аренде
помещения в размере 5% годового дохода фирмы и расходами на переезд в
размере трехмесячного дохода. Доходы от лучшего месторасположения фирмы
возрастут на 35% в год .

Ответ :

3. Универсальным средством нахождения единства социальных и
хозяйственных целей в сфере производства является решетка
Блейка – Мутона .

Строится решетка на комбинации двух фундаментальных составляющих работы
менеджера : отношения к производству и отношения к людям , и
представляет собой матрицу размером 9:9 позиций . По вертикали в ней
отражено 9 степеней отношения к людям ( забота о человеке ) , а по
горизонтали столько же степеней отношения к производству ( забота о
производстве ) .

В решетке имеется 81 возможная позиция , самая лучшая из которых имеет
координаты 9:9 – максимум по обеим показателям .

Различные позиции на решетке Блейка – Мутона выражают типичные модели
такого поведения . Модель поведения , при которой менеджер полностью
сконцентрирован на производстве , называется моделью управления на
основе задач . При этом менеджер выступает как требовательный
руководитель , который следит за выполнением планов и дисциплиной
сотрудников . Отклонение от намеченного плана рассматривается как
результат ошибки кого-либо из сотрудников , который должен быть наказан
. подчинение сотрудников решениям руководителя – безусловное ,
несогласие считается нарушение субординации . Недостатки такой модели
поведения менеджера связаны с наличием условий , подавляющих творческую
энергию сотрудников и снижающих их отдачу .

В другой модели людей не принуждают к работе , они пользуются поощрением
и поддержкой . Их ошибки прощаются . Упор делается на неформальном
общении . Сотрудники стараются избегать взаимной критики. Новые цели или
идеи , которые могут нарушить взаимоотношения людей , не внедряются .
Подобная модель поведения менеджера приводит к росту затрат и потере
работоспособности сотрудников . Оптимальной является такая модель
поведения менеджера , которая обеспечивает гармоничное сочетание двух
предыдущих моделей – интеграцию людей вокруг производства.

Чтобы выбрать оптимальную позицию , менеджер должен прочувтвовать
изнутри , потренировать каждую ориентацию в решетке Блейка – Мутона .
Таким образом , он определит стиль руководства .

Тема 9 :Финансовый менеджмент .

Вопрос 1 : Какие цели стоят перед финансовым менеджером в области
управления собственным капиталом ? Что включает в себя понятие
“управления собственным капиталом ”?

Ответ :

1 .Финансовый менеджмент – управление денежным потоком предприятия с
целью эффективного их размещения для получения максимальной прибыли .

Управлять собственным капиталом – значит принимать эффективные решения
по его размещению , использованию . А принимать эти решения можно только
на базе точной и достоверной информации , которую предоставляют данные
бухгалтерского учета .

Финансовый менеджер – управляющий финансовой деятельностью предприятия .


Тема 10 : Коммуникационные процессы в менеджменте .

Вопрос 2 : Покажите на конкретном примере (условном) возможности
искажения информации на каждом уровне информационной сети .

Ответ :

2. Процесс коммуникации состоит из следующих этапов :

Этап отправления .

Тот , кто передает информацию , называется отправителем . Это ключевая
роль , заключающаяся в проектировании и кодировании информации ,
предназначенной для передачи другим участникам процесса . Выполнение
данной роли начинается с идентификации индивидом себя в рамках
коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того ,
почему и что он хочет передать другому участнику . За этим следует
кодирование идеи .

Этап кодирование значения .

Кодирование – это трансформирование предназначенного для передачи
значения в послание или сигнал , который может быть передан .
Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы
кодовых знаков – носителей информации . Формируется послание ,
содержащее данные с определенным значением . смысл или значение послание
представляют собой принадлежащие отправителю идеи , факты , ценности ,
отношения и чувства . при этом отправитель рассчитывает , что послание
воспринято адекватно заложенному в него значению .

Этап получения .

Послание посредством передатчика поступает в передающий канал ,
доводящий его до заданного адресата . Передатчиком может быть как сам
человек , так и техническое средство , а также химическое или физическое
состояние среды . Канал выводит послание на приемник , который фиксирует
получение данного послания по другую сторону канала . Тот , кого
достигло и кому было адресовано послание , называется получателем .

Этап раскодирование значения .

Раскодирование включает восприятие послания получателем , его
интерпретацию ( как понял ) и оценку ( что и как принял ) .

возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе
коммуникации шума . Шум – это любое вмешательство в процесс коммуникации
на любом из его участков , искажающее смысл послания . Примерами наличия
шума может быть следующее : звуковые ошибки в произношении ; наличие
более сильного параллельного сигнала ; языковые ошибки ; искажения в
линиях связи ; добавления к посланию на различных уровнях и т.д.

Последним важным элементом коммуникационного процесса является обратная
связь , появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями .
Получатель становится отправителем и наоборот . Обратная связь – это
ответ получателя на послание . Она дает возможность отправителю узнать
дошло ли послание до адресата и в каком значении .

Тема 11 : Принятие и реализация управленческих решений .

Вопрос 1 : Приведите примеры принятия решений в условиях определенности
и неопределенности . Какие обстоятельства влияют на принятие того или
иного управленческого решения? Какие методики принятия решений Вы можете
назвать ?

Ответ 1 :

Принятие решения в условиях определенности .

Решение принимается в условиях определенности , когда руководитель в
точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора .

Примером определенного решения может быть вложение избыточной наличности
в 10%-е депозитные сертификаты . Руководитель знает , что за исключением
возникновения крайне маловероятных чрезвычайных обстоятельств ,
вследствие чего федеральное правительство не сможет выполнить свои
обязательства , организация получит ровно 10% на вложенные средства .
Подобным образом руководитель может , по меньшей мере на ближайшую
перспективу , точно установить какими будут затраты на производство
определенного изделия , поскольку арендная плата , стоимость материалов
и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой точностью .

Принятие решения в условиях неопределенности .

Решение принимается в условиях неопределенности , когда невозможно
оценить потенциальных результатов . Это должно иметь место , когда
требующие учета факторы настолько новы и сложны , что насчет них
невозможно получить достаточно релевантной информации . В итоге
вероятность определенного последствия невозможно предсказать с
достаточной степенью достоверности . Неопределенность характерна для
некоторых решений , которые приходится принимать в быстро меняющихся
обстоятельствах . Наивысшим потенциалом неопределенности обладает
социокультурная , политическая и наукоемкая среда . Решения министерства
обороны о разработке исключительно сложного нового оружия зачастую
изначально неопределены . Причина в том , что никто не знает – как будет
использовано оружие и произойдет ли это вообще , а также какое оружие
может применить противник . Поэтому министерство часто не в состоянии
определить , будет ли новое оружие действительно эффективным к тому
времени , когда оно поступит в армию , а это может произойти , например
, через пять лет . Однако на практике очень немногие управленческие
решения приходится принимать в условиях полной неопределенности .

На принятие решения могут влиять такие факторы : личностные оценки
руководителя , информационные ограничения , поведенческие ограничения .

Методы принятия решения :

Платежная матрица –является следствием сочетания конкретной стратегии с
конкретными обстоятельствами .

Дерево решений – позволяет руководителю учесть все возможные варианты
действий и соотнести с ними финансовые возможности предприятия .

Тема 12 : Психологический климат в коллективе .

Вопрос 1 : Приведите примеры того , как влияют на создание конфликтной
ситуации и возникновение инцидента ошибки руководителя в разработке
стратегии , осуществлении делегирования , мотивации , контроля .

Ответ : 1.

В менеджменте под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение
настроения в связи с получением или не получением информации ( в том
числе искаженной ) , вызывающее специфическое представление об
интересующем объекте , приводящее к отсутствию согласия между лицами ,
группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп . При
этом одна и та же информация у разных людей вызывает разную реакцию ,
порождающую или не порождающую конфликт .

Отсутствие четкой структуры организации , что приводит к слабому
промежуточному контролю за качеством исполнения . В результате на выходе
очень трудно определить , по чьей вине произошел сбой . Возникает
конфликт .

Конфликт может возникнуть из-за неправильной стимуляции подчиненных
поощрением и наказанием . Недопустимо , например , поощрять и наказывать
только за результат действия , игнорируя его мотивы . Если работник не
проявил трудолюбия , прилежания , его не следует благодарить за успехи .
Напротив , выполнение трудного задания новичком , проявление смекалки ,
успешное решение тяжелой задачи должны сопровождается поощрением .
Стимулируя подчиненных , менеджер , как правило , должен опираться на
поддержку коллектива . Иначе удостоенный похвалы попадет в разряд
“любимчиков ” , а наказанный – в разряд невинно обижанных . В обоих
случаях возникает конфликтная ситуация .





Исскуство менеджмента : практическое пособие . 1998г.

Менеджмент . Ф.М.Русинов , М.Л.Разу . 2000г.

Менеджмент . А.Большаков . 2000г.

Менеджмент . О.С. , А.Наумов . 1999г.

Основы менеджмента . Мескон Майкл . 1998г.

Стратегический менеджмент . В.Д.Маркова , С.А.Кузнецова . 2001г.

Менеджмент . И.Н.Герчикова . 1994г.

Журнал “Менеджмент в России и за рубежом.” №2 1999г .




© 2010.