рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Менеджер и его функции  

Реферат: Менеджер и его функции


я2М Г А А Т М











я3Р Е Ф Е Р А Т

я3по Основам менеджментая0 я3на тему:

я3"МЕНЕДЖЕР И ЕГО ФУНКЦИИ"














я3студента группы 2ЭФМ-6
я3Черноусова Е.В.
я3преподаватель: Осипова Г.Ф.




я2МОСКВА 1995г.

- 2 -




СОДЕРЖАНИЕ

1. Вводная часть ...................................стр.3

1.1. Понятие менеджмента.........................стр.3

2. Менеджер и требования предъявляемые к нему.......стр.4

1.1. Менеджер - управляющий.
1.2. Основные стадии подготовки и методы принятия
управленческих решений......................стр.5
1.3. Менеджер - инноватор.
1.4. Менеджер - дипломат.

3. Важнейшая функция менеджера - умение управлять
людьми...........................................стр.7

4. Лидерские качества менеджера.....................стр.7

5. Типы руководителей.
Матрица Р.Блэйка и Д.Моутона.....................стр.10

6. Требования к руководителю по исследованию........стр.11
М.Вудкока и Д.Фрэнсиса.

7. Способность эффективно управлять.................стр.12

8. Заключение.

Как помочь совершенствованию менеджера...........стр.13






- 3 -





С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране,
термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу
жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управ-
ление", "управленческая деятельность", "руководитель", "дирек-
тор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к
другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще," уп-
равление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управ-
ления) на управляемую систему (объект управления) с целью пере-
вода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в
роли субъекта управления выступает менеджер.
Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо
ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского
я1managementя0 - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид
профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе
любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных
условиях, определенных намеченных целей путем рационального ис-
пользования материальных и трудовых ресурсов с применением прин
ципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению со-
циально-экономическими процессами а уровне фирмы, действующей в
рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в
США и в отношении непредпринимательских организаций.
Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы уви-
дим, что в него входит:
-изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и
прогнозирование;
-производство продукции с минимальными затратами и реализа-
ция ее с максимальной прибылью;
-управление персоналом, следовательно знание социологии,
психологии, а также анализ информации и разработка программ для
достижения поставленной цели.
Ведь основная функция менеджмента, я считаю,- это умение
достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет
сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий,

- 4 -

руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой систе-
мой управления директор не может довести свои решения сам и
контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому
же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С
другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы
зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важ-
нейшим человеком на фирме. Хочу привести тому один пример:
В 1981г. компания "Крайслер" пригласила на должность высшего
управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть
сделки состояла в том, что "Крайслер" в 1980г. понес убытки в
размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Як-
кока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспеваю-
щих бизнесменов. Переговоры не ладились, т.к. Ли Яккока никак е
соглашался на переход в "Крайслер" несмотря на фантастическую
зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах его
управления на "Крайслере". Пока эти права не были гарантированы,
Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на "Крайс-
лере" согласились с тем, что лучше дать неограниченные права че-
ловеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять
престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка
"Крайслер" достиг наивысшего уровня производства и качества ав-
томобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от го-
да к году стал отвоевывать дополнительную долю американского и
мирового рынка.
Этот пример показывает насколько важна профессия менеджера,
и что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь
высокого уровня в управлении надо четко знать свои функции и что
под ними подразумевается. Об этом, т.е. о функциях менеджера и
пойдет речь в моем реферате.

я2Менеджер и требования, предъявляемые к нему.
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и
употребляется применительно:
- к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных
подразделений или программно-целевых групп;
- к руководителю предприятия в целом или его подразделений(
управлений, отделений, отделов);
- к руководителю по отношению к подчиненным;

- 5 -

- к администратору любого уровня управления, организующего
работу, руководствуясь современными методами и др.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования.
Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:
Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность в вопросе технологии производства в той от-
расли производства, к которой относится фирма по виду и характе-
ру своей деятельности;
- владение не только навыками администрирования, но и предп-
ринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять
инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее
выгодных сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе
согласования с нижестоящими руководителями и работниками и расп-
ределение участия каждого в их исполнении. Так как принятие уп-
равленческого решения - это сложный процесс, я бы хотел рассмот-
реть его поподробней.

я2Основные стадии подготовки и
я2методы принятия управленческихя0 я2решений.

Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления
направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управ-
ления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы
1) Сбор информации.
2) Анализ полученной информации.
3) Выяснение актуальности.
4) Выяснение, определение условий при которых эта проблема бу-
дет решена.
2. Составление плана решения.
1) Разработка альтернативных вариантов решения.
2) Сопоставление альтернативных вариантов решения с имею-
щимися ресурсами.
3) Оценка альтернативных вариантов по социальным последс-
твиям.

- 6 -

4) Оценка альтернативных вариантов по экономической
эффективности.
5) Составление программ решения.
6) Разработка и составление детального плана решения.
3. Выполнение решения.
1) Доведение решений до конкретных исполнителей.
2) Разработка мер поощрений и наказаний.
3) Контроль за выполнением решений.

я2Методы принятия управленческих решений

Методы - это конкретные способы, с помощью которых может
быть решена проблема.
1)я_ Декомпозицияя..
Представление сложной проблем, как совокупности простых
вопросов. 2)я_ Диагностикая..
Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решают-
ся в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
3)я_ Экспертные оценкия..
Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются,
сравниваются.
4)я_ Метод Делфия..
Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, свя-
занные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов дово-
дится до мнения большниства. Большинство должно либо согласиться
с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несог-
ласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируют-
ся. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не
придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся
группы, которые не меняют своего решения. Этот метод использует-
ся для достижения эффективности.
5)я_ Метод неспециалистая..
Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной
проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
6) Линейное программирование.
7) Имитационное моделирование.
8) Метод теории вероятности.
9)я_ Метод теории игр.

- 7 -

Задачи решаются в условиях полной неопределенности.
10)я_ Метод аналогий.
Поиск возможных решений проблем на основе заимствования из
других объектов управления.
Еще одна роль менеджера - это менеджер-инноватор. Производи-
тельность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и
технологий, чем постоянно ремонтировать оборудование.
Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений менеджера - способность ведения пере-
говоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высше-
го звена тратят большую часть своего времени на установление
контактов.
я2Важнейшие функции менеджера

Но все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня
является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми?
Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть
психологом - значит знать, понимать людей и отвечать им взаим-
ностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений.
Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их дейс-
твия, чем они обоснован, сможет добиться взаимного согласия, до-
верия людей, а это самое главное. Это способствует заключению
выгодных сделок и многому другому.
Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и
другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и
человеком, умеющим слушать других...и это только для начала. Он
должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способ-
ности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы.
Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работ-
ников, защищать интересы тех и других на справедливой основе,
устранять неспособных с целью удержания единства и правильности
функционирования фирмы.

я2Лидерские качества менеджера

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. На этом
я бы хотел остановиться и рассказать подробней. Главная задача
менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться кол-

- 8 -

лективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание.
Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он
стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других
менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью
найти время для обучения, производственные интересы с человечес-
кими потребностями подчиненных.
я_Как стать лидером.
Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусс-
тво, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от
природы. Другие - обучаются этому. А третьи никогда этого не
постигают.
В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен,
обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан
в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной
эффективностью - внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы
работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые общие ха-
рактерные черты присущи лидерам различных стилей.
Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в гла-
зах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руко-
водства фирмы.
Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслу-
шивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших но-
востей. Пессимист слушает как можно меньше потому, что ожидает
плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу гото-
вы прийти на помощь, обладают творческим началом,стремятся к со-
зиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их
мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказывются пра-
вильными.
Лидер любит людей. Если работа менеджера состоит в управле-
нии людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит лю-
дей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует,
что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за
дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет
в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям дру-
гих.
Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый
способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но
он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит ко-

- 9 -

му-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не
возложит вину на него и не потеряет в него веру.
Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда е скажет:"Это не
мое дело". Если Вы ожидаете, что Ваша группа сотрудников энер-
гично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные
ситуации, нужно продемонстрировать им, что Вы сами готовы взять-
ся за новое дело, когда Вас об этом попросят. Лидер проявляет
большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы.
Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов
принимать решения. Когда есть вся необходимая информация пра-
вильное решение лежит на поверхности. Труднее, когда известны не
все исходные данные, а решение все равно необходимо принять.
Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать
при этом, что оно может быть ошибочным.
Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать
работу,а не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что
каждое критическое замечание нужно упаковывать как бутерброд -
меж двух ломтей хвалы.
Справедливость - тоже важная черта лидера. Например, если
сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее
заслужить, у Вас, вероятно появится десяток недовольных. Когда
подчиненный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он дол-
жен ее признать, а потом надо забыть об этом.
Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству
- это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не
всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным
- это говорить когда они правы, и когда они неправы. Быть чест-
ным - это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать
правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но
честность в интересах общего блага - фирмы и ее сотрудников -
всегда должна быть превыше всего.
Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за
достижения сотрудников и разделяет их успех. О вдохновляет таким
образом других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают
по службе.
Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести ок-
ружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки.
Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным

- 10 -

развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энту-
зиазм, честность, уравновешенность и решительность.
Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости,
вера в свои силы без высокомерия - вот отличительные черты силь-
ного лидера.

я2Типы руководителей

Но несмотря на почти идеальные качества, которыми должен об-
ладать менеджер, он прежде всего человек. Со всеми его особен-
ностями, особенностями его характера, формой взаимоотношения с
другими людьми. Как всякому человеку, ему присущи характер и
темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль,
метод, тип руководства.
Для определения типа менеджера американские психологи
Р.Блэйк и Д.Моутон составили матрицу типов руководителей.
і
9 ГДВДВДВДВДВДВДВДВДВДДД
8 ГДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДДД
7 ГДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДДД
6 ГДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДДД
5 ГДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДДД
4 ГДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДДД
3 ГДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДДД
2 ГДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДДД
1 ГДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДЕДДД
АДБДБДБДБДБДБДБДБДБДДДДДДДД
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1) 9,1 - диктатор
2) 1,9 - демократ
3) 1,1 - пессимист
4) 9,9 - организатор
5) 6,5 - манипулятор
1) Стиль управления, полностью ориентирован на производство
и уделяющий мало внимания людям. Это жесткий курс администрато-
ра. Работа в таких условиях не приносит удовлетворения. Каждый
пытается уйти из подчинения.
2) Производительность труда у такого менеджера стоит на пос-
леднем месте. Принцип:"Надо быть всегда самим собой". Работнику

- 11 -

обстановка нравится, о польза небольшая, весь пыл - в дебаты.
3) Девиз "Не вмешиваться в ход событий". Случайные люди,
назначенные кем-то.
4) Самый продуктивный тип, учитывающий нужды производства,а
также людей. Важнейшая характеристика - устремленность к иннова-
циям, нацеленность на развитие организации. Предприятие при та-
ком менеджере процветает. Но такое почти е реально.
5) Менеджера этого типа удовлетворяет средняя производитель-
ность. Девиз:"Не хватать звезд с неба". Манипулирование людьми.
В зависимости от характера работ менеджеру предъявляются
различные требования.

я2Требования к руководителям по исследованию
я2М.Вудкока и Д.Фрэнсиса

Исследуя политические, социальные, экономические и психоло-
гические силы, действующие в странах, и изучая влияние этих сил
на тех, кто занимает управленческие посты, можно придти к полез-
ным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя.
Эти обобщения позволили авторам книги "Раскрепощенный менед-
жер" М.Вудкоку и Д.Фрэнсису предсказать те способности и умения,
которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в бу-
дущем.
Их исследование позволило выделить одиннадцать отчетливых
факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую дея-
тельность в ближайшие десятилетия.
1. Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере
присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от
умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять со-
бой и своим временем.
2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расс-
тройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных
менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.
3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров
требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и
собственные цели.
4. Организационные системы не в состоянии обеспечить все
возможности для обучения, требующиеся современному руководителю.

- 12 -

Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собс-
твенный рост и развитие.
5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то
время как средства их решения - зачастую более ограничены. Поэ-
тому способность решать проблемы быстро и эффективно становится
все более важной чертой управленческих навыков.
6. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы
и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и пос-
тоянное приспосабливание. Поэтому руководители должна быть изоб-
ретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.
7. Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэто-
му эффективное управление призывает к использованию навыков вли-
яния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.
8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали
свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего.
Поэтому требуются новые, более современные управленческие прие-
мы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении
своих подчиненных.
9. Большие затрат и трудности связаны ныне с использованием
наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется
более умелое использование людских ресурсов.
10. Возрастающие масштабы изменений требуют развития новых
подходов и борьбы с возможностью собственного "устаревания". По-
этому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изуче-
нии новых методов и освоении практических навыков.
11. Сложные проблем во все большей мере требуют объединения
усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение.
Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать груп-
пы, способные быстро становиться изобретательными и результатив-
ными в работе.
Этим одиннадцати пунктам должн придерживаться менеджеры, ес-
ли они хотят, уцелеть и добиться успеха в грядущее десятилетие.

я2Что называется способностью эффективно управлять.

Рабочее определение способности эффективно управлять необходимо
дать до того, как будут выявлены другие роли менеджера. Основы-
ваясь на данных ранее одиннадцати факторах это:

- 13 -

Способность управлять собой разумные личные ценности.
Четкие личные цели.
Упор на постоянный личный рост.
Навык решать проблемы.
Изобретательность и способность к инновациям.
Высокая способность влиять на окружающих.
Знание современных управленческих подходов.
Способность руководить.
Умение обучать и развивать подчиненных.
Способность формировать и развивать эффективные рабочие
группы. Поскольку каждая управленческая задача предъявляет
те или
иные конкретные требования, неправильно было бы считать, что
каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере относится к лю-
бой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для
оценки каждым работником своих возможностей по отношению к тре-
бованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способ-
ностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение.

я2Как помочь совершенствованию менеджера

Но в любом случае, как я уже писал выше, к менеджеру предяв-
ляются большие требования, которые хороший менеджер сможет удов-
летворить только, если он будет постоянно совершенствоваться,
ведь пределам мастерства нет.
Хотя признание личного ограничения - это сама по себе движу-
щая сила для перемен, но часто требуются и другие опыт и обуче-
ние, чтоб углубить свое понимание, приобрести новые навыки и
подходы. Значительные изменения личности предполагают уверен-
ность в себе, умение, поддержку и в первую очередь развитие уме-
ния делать все по-новому. Задача менеджера - найти способ проа-
нализировать свои подходы и способности, проверить потенциал,
научиться действовать по-иному. Каждому приходится учиться на
собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний,
пока человек не почувствует и не познает это самостоятельно.
Можно составить личный план действий, состоящий из ескольких ос-
новных этапов.


- 14 -
яяяяя




яяяяяяя яяя
ЪДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДї
і1 Выяви- і 2 Оцените і3 Преодо- і 4 Приобре-і 5 Внедри- і
і те огра і и обсудитеі лейте пре-і тите новыеі те новые і
я і ничения і их і пятсвия і умения і методы і
АДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДґ работы і
АДДДДДДДДДДДЩ
ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДї
і 6 Проанализируйте і
і свое продвижение і
і вперед. і
і і
АДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩ


В прошлом десятилетии люди, занимающиеся подготовкой и повы
шением квалификации менеджеров, разработали много практических
методов, помогающих им развить и опробовать собственный стиль и
способности. Почти всегда при этом руководители овладевают нов-
минавыками, углубляют понимание своей профессии, обнаруживают
ранее скрытые способности. А ваше непосредственное личное учас-
тие и обучение а собственном опыте - это самый плодотворный путь
приобретения и успешного применения новых навыков.















- 15 -




Список литературы

1) И.Н.Герчикова "Менеджмент" , М-1994 ,издательское объеди-
нение "Юнити"
2) М.Вудкок, Д.Фрэнсис "Раскрепощенный менеджер"
3) Д.Трейси "Менеджмент с точки зрения здравого смысла",
"Автор" 1993г
4) Ниссинен, Иоуко, Воутилайнен, Ээро "Время руководителя:
эффективность использования".
5) Конспект лекций.









© 2010.