рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Интеграционные процессы в мировой экономике  

p> Хозяйствующие субъекты, которые в данный период времени затрачивают на выпуск продукции наименьшее количество разных факторов производства, во всех странах мира принято называть предприятиями оптимальных размеров. Их могут создавать как крупные экономические державы, так и малые страны. И для первых, и для вторых они являются основным путем экономии ресурсов посредством участия страны в международном разделении труда. Разумеется, слово «оптимальный» – не синоним словосочетания «самое крупное предприятие». Оптимальными следует считать те из них, которые являются наиболее производительными в данный период времени.

Систематический обмен товарами, производимыми предприятиями оптимальных размеров, создает у стран уверенность в целесообразности увеличения их числа для совершенствования всей структуры национальных хозяйств. В каждой отрасли, участвующей в период интеграции в системе международного разделения труда, должны создаваться материальные условия для закрытия неэффективных производственных звеньев и концентрации производства на предприятиях оптимальных размеров. Эта политика обеспечивает сбережение материальных и трудовых ресурсов в рамках отдельных отраслей, а сумма этих величин дает экономию в масштабах всей страны.
Короче говоря, в стране возникает оптимальная структура национальной экономики.

Многочисленные поиски критерия оптимальности народного хозяйства привели экономистов разных стран к выводу, что искомым показателем является такая структура экономики, которая создает наилучшие условия для экономического роста. Иными словами, оптимальная структура национальной экономики страны представляет собой такую совокупность отраслей, в каждой из которых решающую роль играют предприятия оптимальных размеров. По идее эти хозяйствующие субъекты должны производить основную массу продукции данной отрасли. И независимо от того, предназначена ли она для внутреннего или для внешнего потребления, эта продукция будет производится при наименьших затратах капитальных, материальных и трудовых ресурсов. Развитию во всех интегрирующихся странах предприятий оптимальных размеров может способствовать экономическая политика их правительств. Они должны исходить из принципа: чем больше в экономике каждой сотрудничающей страны оптимизации, тем больше во всем обществе интеграции. Создать конкурентоспособные предприятия – это конечная задача оптимизации производства и всей структурной политики интегрирующихся стран.

Реальная интернационализация производства стихийно осуществляться не может. Жизнь убедительно показала, что для того, чтобы между любыми странами происходило реальное обобществление производства, необходимо сознательно реализовать процесс развития международного регионального разделения труда и международной производственной кооперации, руководствуясь при этом определенными экономическими ориентирами. Поэтому самая важная основополагающая особенность интеграционного этапа развития экономического сотрудничества европейских стран состояла в том, что оно обязательно предполагало политическое решение сторон о переводе взаимного разделения труда на новый уровень и широкого развития международной производственной кооперации. Без политических акций такой переход был бы невозможен. Чтобы МРТ действительно поднялось на интеграционную ступень, необходимо решение правительства заинтересованных стран, участвующих в этом процессе, о преодолении всех экономических преград на этом пути – производственных, торговых, валютных, таможенных и др. Нельзя добиться реального обобществления производства в международном масштабе, если не будет принято политическое решение о таможенной политике заинтересованных стран, о размерах производства той или иной продукции в каждой интегрирующейся стране, если не будут затронуты вопросы о квотах экспорта, о ценах на продукцию и другие экономические проблемы. Короче говоря, переход международного регионального разделения труда на интеграционный этап обязательно предполагает сознательное совместное регулирование правительствами заинтересованных стран многих внешнеэкономических акций и изменение национальных процессов воспроизводства в соответствии с этими акциями.

Исходя из того, что курс на интеграцию предполагал развитие реального обобществления производства, можно дать и определение самой интеграции.
Экономическая интеграция представляет собой обобществление производства на международном уровне посредством сознательного регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации. Такого рода обобществление находит свое выражение в повышении эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики.

В проблеме интеграции интерес представляет и вопрос об отношении интегрирующихся стран к третьим странам. Если рассматривать экономическую интеграцию стран Западной Европы, то она задумывалась именно как региональное обобществление производства. Тем не менее очень часто в экономической литературе и особенно в периодической печати бытует утверждение, что эта интеграция не изолируется от стран с иным социальным строем, не отгораживается от них непреодолимыми барьерами. Конечно, полной изоляции интегрирующихся партнеров от третьих стран не было. Например, с западноевропейскими странами достаточно тесно сотрудничают другие государства мира. Но все же обычные экономические связи нельзя отождествлять с интеграцией, так как у любой интеграции есть какая-то экономическая грань, отгораживающая ее участников от третьих стран.

Принципиальная разница между участниками экономической интеграции и неинтегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том, что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня как на всей территории, так и во всем интегрирующемся содружестве, в то время как вторые заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств.
Аутсайдеры не берут на себя никаких обязательств по перестройке всей структуры своей экономики, по доведению затрат ресурсов до определенного установленного уровня и других экономических показателей, которые являются признаком интегрирующегося коллектива государств. Вот почему, хотя страны
Западной Европы и не представляют изолированной организации, но, вступив на путь интеграции, они должны действовать обособленно в определенном смысле слова. Предполагается, что эти государства будут сотрудничать не просто на основе развития международного разделения труда и международной производственной кооперации, но на базе развития этих кардинальных путей обобществления международного производства в направлении скорейшего повышения производительности труда, роста эффективности производства во всех странах сообщества. Изоляции от мира не было, но определенное экономическое обособление налицо.

Виды международной экономической интеграции.

Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней – зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры.
Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами
ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.

Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз.
В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение.
Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного вида интеграционного объединения.

Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить следующие мероприятия:

- выровнять уровни налогов

- устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям

- преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах

- унифицировать национальные технические и санитарные стандарты

- скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты

Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. С целью ускорения формирования этого союза страны ЕС в декабре 1991 г в городе Маастрихте приняли решение ускорить выполнение указанных выше мероприятий, а так же с 1 января 1999 г ввести единую европейскую валюту, создать к этому времени единый Европейский банк, ввести единые паспорта, дипломы и другие официальные документы.

Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем
Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития
Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от
Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.

Институциональная структура возможного политического союза пока недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических и социопсихологических условий того или иного региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза. Фактически готовится создание нового огромного государства.

Развитие интеграционных процессов намечается и на постсоветском пространстве. Здесь существуют объективные условия для укрепления хозяйственных связей государств СНГ, для развития между ними экономической интеграции. Назовем лишь некоторые из этих условий. Во-первых, на Россию все еще приходится значительная внешнеэкономических связей бывших советских республик. Во-вторых, прошедшие годы показали, что их быстрая переориентация на Запад невозможна. В-третьих, между странами СНГ сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность, единая система образования, информационная система, научно- исследовательская сфера. С другой стороны, существует немало факторов, препятствующих развитию интеграции. В частности, в странах Содружества имеют место различия в степени проведения реформ, что создает качественно разнородную экономическую среду. Имеет место и политическая разнонаправленность отдельных бывших советских республик. И все же, несмотря на это. Интеграционные программы разрабатываются в нескольких странах СНГ, и не исключено, что в недалеком будущем этот процесс наберет полную силу и завершится созданием их Экономического союза.

Субординация категорий МРТ, МКП, интернационализация и интеграция.

В экономической литературе часто можно встретить утверждение, что
«экономическая интеграция основана на интернационализации хозяйственной жизни». Но из тезиса, высказанного в такой форме, мало что можно уяснить.
Чтобы понять закономерности развития МЭО, необходимо сопоставить содержание таких категорий, как международное разделение труда, международная кооперация производства, интернационализация производства и экономическая интеграция.

Начнем с международного разделения труда. МРТ – это система или способ организации производства, при которой страны специализируются на изготовлении определенных товаров и обмениваются ими. Результатом международного разделения труда является развитие общественного характера производства в международном масштабе, международного обобществления производства, т.е. интернационализации производства. При этом интернационализация может идти между двумя – тремя – пятью или всеми странами мировой экономики.

Что касается международной кооперации производства, то она, как отмечалось выше, представляет собой такую форму организации производства, в которой люди совместно трудятся в одном и том же или разных процессах производства, связанных между собой. По мере развития МКП усиливается общественный характер производства в международном масштабе через развитие самих международных предприятий – фирм, компаний, международных и транснациональных корпораций, т.е. усугубляется интернационализация производства.

Как видим, интернационализация производства есть закономерный результат развития МРТ и МКП. При этом интернационализация производства может иметь формальный и реальный характер. Формальная интернационализация представляет собой такое международное обобществление производства, когда экономические связи между странами устанавливаются на основе международного разделения труда или международной кооперации производства, не обусловленных при этом какими-либо параметрами по развитию производственных предприятий. В этом случае страны трудятся друг на друга, но результаты в аналогичных отраслях разные.

В противоположность формальной реальная интернационализация предполагает выравнивание экономических параметров стран – участниц МЭО. В настоящее время реальная интернационализация осуществилась только в региональном масштабе в виде интеграции группы стран. Интеграция представляет более высокий уровень международного обобществления производства, чем формальная интернационализация. Интеграцию может по экономическим показателям превзойти только реальная интернационализация. Но реальной интернационализации в мире пока не существует. Ее производственные предпосылки создаются развитием таких сообществ, как ЕС, ЕАСТ, НАФТА, общие рынки в Латинской Америке, в Африке и других местах. Но это лишь производственные предпосылки. Слияние всех этих сообществ в единую мировую экономику дело весьма отдаленного будущего, так как оно может произойти лишь при формировании единых социально-экономических систем во всех странах мира и при принятии ими соответствующего политического решения.

Литература: К.А. Семёнов «Международные экономические отношения» Москва
1998 г.

Центросоюз Российской Федерации

Белгородский Университет Потребительской Кооперации

Ставропольский Кооперативный Институт

Реферат

на тему: «Интеграционные процессы в мировой экономике» по предмету: Международные экономические отношения

г. Ставрополь г.

|Содержание: |№ страницы |
|1. Интернационализация производства и пути ее |1 |
|осуществления | |
|2. Формальный и реальный этапы интернационализации |3 |
|производства | |
|3. Виды международной экономической интеграции |9 |
|4. Субординация категорий МРТ, МКП, интернационализация |12 |
|и интеграция | |



Страницы: 1, 2


© 2010.