рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Кризис института президенства в США  

Кризис института президенства в США







ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

 

«КРИЗИС ИНСТИТУТА  ПРЕЗИДЕНТСТВА В США»










СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3                                                                                            


ГЛАВА 1. История возникновения института

президентства в США………………………………………………..17

§1. Зарождение и сущность института президентства…………….17

§2. Исполнительная власть в системе разделения

властей федерального уровня: взаимодействие и

сдерживание…………………………………………………………25

§3. Президентский иммунитет……………………………………...32

ГЛАВА 2. Кризис института президентства в США………………39

§1.Общие признаки президентских кризисов……………………..39

§2. Ирангейт и дальнейшее развитие кризисных

явлений в правление     Рональда Рейгана…………………………43

§3. Конфликт исполнительной и судебной ветвей

 власти и импичмент  Билла Клинтона…………………………….63


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...75                                                                                       


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………….78

Введение


Актуальность. Институт президентства - широко распространенное явление в современном мире. Во многих странах разного уровня развития, это институт функционирует уже долгое время. Ни один политический институт не повлиял на ход мировой истории в XX веке столь глубоко значительно, как президентский институт США. Для правильного понимания механизма действия демократических правительственных и общественных систем необходимо рассмотрение самого института президентства, его сущности и особенности.

Избрание президента, его полномочия, взаимоотношения с законодательными органами, сроки пребывания у власти и многие другие черты, определяющие конкретное содержание этой формы правления, далеко не адекватны в различных странах.

Они определяются историческими особенностями, политическими традициями, соотношением сил между президентом другими властями, между противоборствующими и многими другими факторами.

История президентства, взятая в мировом масштабе, отнюдь не свидетельствует о том, что наличие этого института является критерием демократичности государства вообще, и его политического устройства в частности.

Появление такого явления как институт президентства в нашей стране привело к росту интереса к конституционным основам и практическим формам президентства, интерес к роли личности президентов (их происхождению, образованию, слабым и сильным сторонам их характера, политическим действиям и упущениям, к их крушению или величию). Поэтому, по мнению автора, тема работы является одной из наиболее актуальных как для истории, так и для политологии, социологии, юриспруденции. Еще больший интерес должна вызывать проблема кризиса президентской власти. На тот ли путь развития встала Российская Федерация и другие страны мира? Что есть институт президентства: действительная демократия или ее тупик, свертывание? Эти вопросы возникают благодаря тем или иным событиям, о которых речь пойдет ниже. Явление кризисов президентской власти в США заставляет задуматься о жизнеспособности такой политической системы, какой является институт президентства.

США государство, где практически с самого начала его образования существовала президентская форма правления «республиканского короля на время». Поэтому, считаю целесообразным рассматривать институт президентства и его кризисы именно на основе американской модели. Причем наиболее остро эти кризисы проявлялись в 70 -90-е годы XX века.

Отечественная историография. Проблема исследования института президентства, его становления и развития занимались многие отечественные исследователи.

В 1983 год в Москве начали выходить 4 тома «История США» (под ред. Г.Н.Севастьянова). В перовом томе «История США» (под ред. Н.Н.Болховитинова[1]) исследуется становление и развитие института президентства в США. В четвертом томе «Истории США» (под ред. Г.Н.Севастьянова[2]) рассматривается период с 1945 по 1980-й год. Здесь исследуется политическое, социально-экономическое и культурное развитие страны в данный период.

В центре внимания авторов находится становление монополистического капитализма, и влияние этого процесса на различные слои американской нации. Большое внимание уделяется общедемократическому движению. Значительное место занимает исследование внешней политики США, прослеживается история дипломатических и культурных отношений США с Россией.

В книге Э.В. Иваняна «Белый дом: президенты и политика»[3] воссозданы исторические портреты американских президентов XX столетия, начиная с Т.Рузвельта и заканчивая Р.Никсоном. Автор характеризует Р.Никсона как личность незаурядную, противоречивую. Э.А. Иванян не совсем объективно оценивает внутреннюю политику, как и внешнюю, Р.М.Никсона, делая акцент на американо-советских отношениях, стремлении Р.Никсона проводить линию внешней политики в русле политики «разрядки». В целом, киника носит обличительный характер, что значительно снижает ее научную ценность и значимость. Позиция Э.А. Иваняна носит сильно идеологизированный характер, что свойственно и для других историков советского периода.

Необходимо отметить и такую работу Э.А. Иваняна как монографию «Рональд Рейган - Хроника жизни и времени»[4]. Эта работа очень широко освещает биографию и политическую деятельность 39 президента США. Однако эта монография имеет те же недостатки, что и выше названная. В основном Э.А. Иванян уделяет внимание проблеме «холодной войны», «военно-политическим отношениям» (что особенно ясно прослеживается и в монографии «Ястребы войны»[5]).

Одной из замечательных, на мой взгляд, работ по данной проблематике является книга В.А.Савельева «Капитолий США: прошлое и настоящее»[6]. Автор дает богатый фактический материал, интересны также и его выводы. В работе В.А.Савельев исследует борьбу исполнительной и законодательной ветвей власти на протяжении всей американской истории. Однако большой минус работы - сильная идеологизация, марксистко-ленинский подход к объяснению многих политических и социальных явлений.

В работе В.А.Никонова «Республиканцы: от Никсона к Рейгану» дается широкое исследование истории республиканской партии США, ее деятельности, политических успехов и неудач, и их причины.[7] А.А. Фурсенко исследует политическую деятельность президентов США в 70-е годы XX столетия.  Он связывает внутреннюю политику с внешней. Его работа «Президенты и политика США.70-е годы» так же не совсем объективна с точки зрения идеологии СССР[8].

Разработкой вопроса характера президентской власти США, а так же другими вопросами американской истории занимался В.В.Согрин. Его работы «Мифы и реальность американской истории», «Идеология американской истории от отцов-основателей до конца XX века».

Одной из интересных работ В.В.Согрина является его книга «Президенты и демократия: Американский опыт»[9]. В концептуальном разделе книги автор вычленяет три главных принципа американской демократической модели; разделение властей, федерализм двухпартийную систему. Подобная же позиция прослеживается и в других работах данного автора.[10]

Принцип разделения властей вырабатывался и реализовывался достаточно долго. Первый опыт этого принципа обнаружился в колониальный период XVII XVIII вв. Особенность его состояла в чрезмерном возвышении исполнительной власти над законодательной губернаторов над ассамблеей. Губернаторы обладали правом абсолютного вето в отношении законопроектов ассамблей, а так же их роспуска, однако колониальные собрания в свою очередь обладали правом утверждать расходные статьи бюджета, в том числе и жалование губернатору, - это то и было мерой воздействия на исполнительную власть. Автор справедливо отмечает, что принципы разделения властей в тот период определялись колониальным статусом политических образований на Североамериканском континенте и поэтому в ходе революционных преобразований после обретения ими независимости они были решительно пересмотрены.

Тринадцать штатов, учредивших Конфедерацию, поспешили создать новый вариант разделения властей, прямо противоположный колониальному; он возвышал законодательную власть над исполнительной.

Законодательные собрания получили право формирования бюджета, назначения чиновников на большинство государственных постов, избрания главы исполнительной власти, который был лишен даже права отлагательного вето, если речь шла о решениях о законодательной власти. Подобная схема, по мнению автора, явилась логическим следствием особенностей колониального прошлого и внедрения демократических преобразований в ходе революции.

Однако и она оказалась недолговечной и в 1787 году была заменена на новую, существующую по сей день. Ее жизнеспособность, считает исследователь, объясняется прогрессивной идеей, реализованной отцами-основателями США.

Автор книги вполне обоснованно привлекает внимание читателей к той роли, которую в истории США играл и играет президент. Судьбоносные президентские выборы в США называют «критическими», сопоставимыми по своей сути с мирными революциями.[11]

«Совместима ли сильная президентская власть с демократией?» - ставит, закономерны вопрос автор книги. Исторический опыт США дает однозначный     утвердительный     ответ.     Деятельность     президентов Джефферсона, Джексона, Линкольна, а в новейшее время Ф.Д.Рузвельта - спасла страну от губительных потрясений и дала импульс к дальнейшему поступательному развитии.

Особая прозорливость отцов-основателей, по мнению В.В. Согрина, проявилась в разработке механизмов сдержек и противовесов во взаимоотношениях трех ветвей власти. В результате исполнительная власть успешно контролируется, как законодательной, так и судебной властью. Между ними, отмечает автор, неизбежно возникают конфликты, но это закономерно, тем более, опыт истории США доказывает, что эти конфликты разрешаемы мирным путем. Автор книги подробно анализирует функционирование механизма сдержек и противовесов и в теоретическом плане, и в чисто практическом, приводя множество примеров, которыми богата история страны.

Второй важной составляющей американской модели демократии В.В. Согрин правомерно называет федерализм, означающий разделение государственной власти между центральным правительством и штатами.

Третьей важной составляющей американской модели демократии стала, по определению автора, двухпартийная система. Партии создают своего рода политический рынок: предлагают обществу свои идеи и концепции и предоставляют избирателю возможность выбора путей развития общества. В результате они «важнейшим средством утверждения мирных, эволюционно-конституционных способов социально-политического соперничества».[12]

Историко-политологический анализ позволили автору книги сделать обоснованный вывод о том, что «американская демократическая модель заключает в себе возможность выбора путей общественно-политического развития и то, что часто такой выбор обеспечивал прогрессивное развитие США[13]».

Безусловно, ведущая роль в этом выборе принадлежала элитам и видным американским лидерам, чья деятельность влияла на этот выбор и реализовывала его. Поэтому не случайно центральными фигурами книги стали президенты, действовавшие в критические периоды истории страны и своими действиями вносившие изменения в ход истории. В книге интересно выписаны характеры президентов, обрисована социальная среда, сформировавшая их, проанализирован конкретный вклад каждого в разрешение конфликтных ситуаций, пришедшихся на время их президентства.

Книга представляет собой удачный опыт историко-политологического осмысления американской модели демократии и отражает высокий уровень развития отечественной американистики. Непреходящие уроки американского эксперимента, характеризуются поразительной жизнестойкостью и способностью к разрешению внутренних конфликтов мирными средствами, могут послужить примером для многих государств, встающих на путь демократии.

Абсолютно деидеологизированный подход носит работа        В.В. Согрина, вышедшая в Москве в 2001 году - «Политическая история США»[14]. Основная позиция В.В. Согрина заключается в том, что Конституция США по сути своей является неизменным документом. Однако, взаимоотношения трех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной) постоянно претерпевают некоторые изменения (различные поправки). Ко всему прочему в США, как и в других странах мира, наряду с формальной писаной конституцией существует и так называемая «живая» конституция, которая включает огромное количество неписанных правил и толкований, скрытых «подразумеваемых» и иных неявных полномочий, прав и прерогатив, которые не заключены в конкретных конституционных принципах, но выводятся из них с помощью логических умозаключений, часть необычайно изощренных, той или иной ветвью власти (в специальной литературе полномочия, в самом тексте Конституции не обозначенные, но как бы подразумеваемые (называются дискреционными).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010.