рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Роль Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) в международных отношениях  

Роль Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) в международных отношениях

                           Министерство образования и науки РФ

Академия маркетинга и социально-информационных технологий

 

 

Кафедра мировой экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине Международные экономические отношения

на тему:

«Роль Североамериканского соглашения о свободной торговле в международных отношениях»



Выполнила:

студентка гр. 06-МЭ-01

Гайдук В.В.

 

 

Проверил:

проф. Климовец О.В.


                                                     Краснодар

                                                          2007

                                   СОДЕРЖАНИЕ


Введение

I.Роль торговых союзов в мировом хозяйстве

1.1. «Новое поколение» соглашений о свободной  торговле

1.2 Вредоносный эффект двусторонних соглашений о свободной торговле

II.История и характеристика Североамериканского соглашения о свободной  

     торговле

III.Современное состояние НАФТА. Перспектива сотрудничества с Россией

3.1.Роль стран в НАФТА

3.2.Проблемы НАФТА

3.3.Перспективы развития НАФТА

3.4.Сотрудничество НАФТА с Россией

Заключение

Список литературы

                                            ВВЕДЕНИЕ


В  последнее  десятилетие  уходящего   двадцатого   века   развитие экономических и политических процессов  в  различных  регионах  современного мира происходило под влиянием многочисленных факторов и событий,  и  все  же анализ изменений в экономической и политической картинах мира к настоящему времени, позволяет выделить две превалирующие тенденции: сепаратизм и интернационализация. Представляется важным рассмотрение проявления тенденции к  интернационализации   на  региональном  уровне  для получения  более четкого представления о ее  движущих  силах,  побудительных мотивах стран, втянутых в эти процессы,  и  выявления  возможных  перспектив развития данных процессов.

Данная работа  ставит  перед  собой  целью  рассмотрение  тенденций  к глобализации  и интернационализации Североамериканском регионе на  примере Североамериканского  соглашения  о  свободной   торговле   (НАФТА),   анализ механизма его действия и рассмотрение результатов, достигнутых   экономиками стран участниц в результате действия данного  соглашения  в  период  с  1994 года по сегодняшний день. Значительное место в работе  уделяется  изменениям в экономиках стран- участниц  НАФТА, так  как  это  является  неотъемлемой частью анализа результатов НАФТА, как соглашения имеющего в  первую  очередь экономический характер. А так же в работе рассматривается как же повлияло Североамериканское Соглашение на отношения между странами НАФТА и Россией.

Работа  в  основном   основана   на    материалах,   предоставляемые глобальной сетью  Интернет  в  сайтах  «НАФТА»,  «Оранизации   американских государств», а так же из других источников, таких как журналы «Международные экономические отношения», «Бюллетень иностранной коммерческой информации» и пр.

I. РОЛЬ ТОРГОВЫХ СОЮЗОВ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ


Разрастание комплекса региональных и дву­сторонних соглашений о свободной торговле пре­вратилось в новую усиливающуюся и все более приковывающую к себе внимание исследовате­лей, политиков, предпринимателей тенденцию в современной мировой экономике. Если 60-е и 90-е годы ознаменовались, соответственно, пер­вой и второй волнами регионализма (были созда­ны или реанимированы экономические организа­ции практически во всех регионах как развитого, так и развивающегося мира), то в 1990-2000-х го­дах отмечен всплеск билатерализма, то есть за­ключения двусторонних соглашений о свободной торговле, причем во многих случаях между стра­нами, принадлежащими к разным регионам. Но­визна данного явления весьма красноречиво определена в докладе Всемирного банка "Пер­спективы развития мировой экономики в 2005 г.", темой которого стали "Торговля, регионализм и развитие": "Многие из существующих преферен­циальных соглашений глубоко уходят корнями в исторические условия торговых отношений, од­нако некоторые из совсем недавно заключенных двусторонних соглашений о свободной торговле выходят за пределы этих исторических усло­вий. Созвучно с этим и мнение российской нау­ки: «Все это выходит за привычные представле­ния о регионализации».[16, с.51]

Заключение двусторонних соглашений о сво­бодной торговле (ДССТ) подобно процессу фор­мирования снежного кома. Одни соглашения по­рождают другие: здесь играют роль такие факто­ры, как стремление избежать дискриминации и не потерять конкурентные преимущества на ино­странных рынках, страх остаться исключенным из всеобщего процесса, наконец, демонстрацион­ный эффект, или, как его определил Р. Болдуин, "эффект домино". Если регионализм обгоняет глобальную (многостороннюю) либерализацию, то билатерализм обгоняет и первую, и вторую упомянутые тенденции - это процесс нарастаю­щий и довольно интенсивный. «Редкий день обхо­дится без новостей о соглашениях о свободной торговле. Непосредственно в эту минуту, несо­мненно, усталые торговые чиновники где-то от­рабатывают последние детали какого-нибудь двустороннего торгового договора».[15, c.16] Это - не преувеличение: по состоянию на декабрь 2006 г. в мире насчитывалось 178 действующих ДССТ (плюс еще 12 подписанных, по пока не вступив­ших в силу), причем периоды наиболее интенсив­ного подписания таких соглашений приходятся на 1992-1996 гг. (68 соглашений) и 2002-2005 гг. (66). Самым урожайным стал 2003 г., когда в среднем подписывались почти по два ДССТ в месяц (всего за год-21).[16,c.4]

Стоит особо остановиться на принципе учета ДССТ. Большинство публикаций, посвященных данной теме, использует статистику ВТО, осно­ванную на официальных уведомлениях стран - членов этой организации о своем участии в согла­шениях о свободной торговле (ССТ) и таможен­ных союзах, что ведет к искажению реальной картины по нескольким причинам. ВТО не дела­ет различия между региональными, двусторонни­ми соглашениями и соглашениями о присоедине­нии отдельных государств к уже действующим региональным союзам, объединяя их в одну кате­горию "региональных торговых соглашений" (которых насчитывалось 211 на середину сентяб­ря 2006г.). Как самостоятельные учитываются соглашения о либерализации торговли услугами, заключаемые обычно в дополнение к базовым соглашениям о свободной торговле товарами. Это, с одной стороны, ведет к завышению общего числа ДССТ, с другой, возникает их недоучет, по­скольку во многих случаях страны-члены, не­смотря на действующие положения, уведомляют ВТО о заключении соглашений с большим опоз­данием, либо вообще не делают этого. В данной работе в число ДССТ включены все соглашения, подписанные между двумя странами или их груп­пами (независимо от членства в ВТО) и деклари­рующие цель как минимум полного устранения барьеров во взаимной торговле товарами.[19] ДССТ могут заключаться не только между двумя странами. Их частным видом является со­глашение, где, с одной стороны, выступает одно государство, а с другой - блок других государств. Обычно такие соглашения подписываются с та­моженными союзами (и более продвинутыми ин­теграционными объединениями), каковыми, на­пример, являются Европейский союз (ЕС), Об­щий рынок Южной Америки (МЕРКОСУР), Карибское сообщество (КАРИКОМ), Таможен­ный союз стран юга Африки (САКУ). Единой группой также выступают государства - члены Европейской ассоциаций свободной торговли (ЕАСТ), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Центральноамериканского об­щего рынка (ЦАОР). Двусторонние соглашения заключаются и между двумя блоками - ЕС-ЕАСТ, МЕРКОСУР - Андское сообщество, ЕАСТ-САКУ.

Относительно новая разновидность ССТ -трех-, четырехсторонние соглашения о свобод­ной торговле, например "Агадир" (Иордания-Ту­нис-Египет-Марокко), "Группа 3" (Мексика-Ко­лумбия-Венесуэла), "Транстихоокеанское стра­тегическое экономическое партнерство" (Чили-Сингапур-Бруней-Новая Зеландия). [19]

Именно ЕС стал родоначальником билатерализма в современной экономической истории, за­ключив в 70-х годах соглашения о свободной тор­говле со странами ЕАСТ. В 1983 г. бы­ло подписано Соглашение о более тесных эконо­мических отношениях между Австралией и Но­вой Зеландией - двустороннее соглашение о свободной торговле, которое можно считать в то же время и региональным. В 1985 г. заключено соглашение о свободной торговле между США и Израилем - первое трансрегиональное соглаше­ние между двумя отдельными государствами. В 1988 г. в ДССТ вступили США и Канада, заложив, таким образом, основу для Североамерикан­ской зоны свободной торговли (НАФТА).[3, c.57]


1. 1. «Новое поколение» соглашений о свободной торговле


В чем же специфика соглашений «нового по­коления»? Даже беглый сравнительный анализ делает очевидными характерные свойства, отли­чающие их от более ранних аналогов, которые можно суммировать следующим образом. Во-первых, это отход от классической схемы эконо­мической интеграции: зона свободной торговли - таможенный со­юз - общий рынок - экономический и валютный союз. В современные ДССТ, помимо традицион­ных положений об устранении барьеров в торгов­ле товарами (а во многих случаях и услугами), включаются положения о либерализации и обес­печении наиболее благоприятных и недискрими­национных инвестиционных режимов, облегчении перемещения физических лиц (т.е. речь идёт о движении капитала и труда, что свойственно об­щему рынку), об обязательствах по выполнению законодательства в области охраны труда, окру­жающей среды, прав интеллектуальной соб­ственности (координация внутренней политики, корректировка национального законодательства - это свойственно экономическому союзу), об обя­зательствах по соблюдению прав человека и т.п. (это свойственно высшей стадии интеграции - полному политико-экономическому объедине­нию).

Во-вторых, ранее в подавляющем большин­стве случаев заключение ССТ в Европе, СНГ и Латинской Америке было элементом неких бо­лее крупных геополитических и геоэкономиче­ских замыслов. В 90-х годах ССТ среди стран Во­сточной Европы фактически являлись промежу­точным этапом на их пути в ЕС. В 2000-х годах формирование сети ССТ на Балканах, вызвавшее всплеск числа соглашений в 2002-2005 гг., - одно из средств реализации Пакта о стабилизации для Юго-Восточной Европы с перспективой вступле­ния отдельных его участников в ЕС. В конце 1990-х - 2000-х годах ССТ (так называемые со­глашения об ассоциации) ЕС со странами Север­ной Африки и Ближнего Востока - путь к созда­нию Европейско- Средиземноморской зоны сво­бодной торговли. В 90-х годах возникновение ССТ на территории СНГ фактически преследова­ло цель реинтеграции единого в прошлом совет­ского экономического пространства. В Латин­ской Америке ССТ в 90-х - один из инструментов обновления и укрепления ЛАИ. [11, c.40-41]

Самое время подробнее остановиться на важном различии между двусторонними и регио­нальными соглашениями. С подачи Внешне-Торговой организации (ВТО) сложи­лась практика рассматривать обе эти категории вместе под рубрикой регионализма (regional trade agreements), без какого-либо разграничения или классификации. Этого принципа придерживается большинство крупных исследований по рассмат­риваемой теме.

Первый и очевидный факт заключается в том, что региональные соглашения - это объединения в пределах регионов, более или менее четко опре­деленных по географическому, этнокультурному, цивилизационному признакам, либо изначально охватывающие все страны региона (НАФТА, Ассоциация регионального сотрудничества Юж­ной Азии - СААРК,), либо стремящиеся к постепенному их включению в свой состав (ЕС, АСЕАН).[17] В то же время двустороннее соглашение объединяет две страны, которые могут принадлежать как к одному, так и к разным регионам. Одна из важ­нейших предпосылок (но, разумеется, не един­ственная) создания устойчивого и успешного ре­гионального блока — культурная (с точки зрения языковой общности, этнического происхожде­ния, религии) однородность и историческая бли­зость входящих в него стран. В случае с ДССТ это явно не относится к главным критериям успеха; для их заключения важно, прежде всего, другое – экономическая и политическая совместимость партнёров.[14, c.61] Более того, создание региональных союзов часто преследует цель преодоления разногласий и отчужденности между странами-участницами, которые готовы пожертвовать взаимными пре­тензиями ради некоей региональной общности. Такие мотивы прослеживаются в истории созда­ния многих ныне крупных и авторитетных орга­низаций, включая ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР. То есть две страны одного региона, заключение ДССТ между которыми было бы проблематично, могут в то же время входить в общерегиональное интеграционное объединение. Приведем пример с Малайзией и Сингапуром. Можно с изрядной до­лей уверенности предположить, что если бы в от­сутствие АСЕАН две эти страны попытались прийти к ДССТ, то переговоры были бы сильно осложнены, а может и блокированы комплексом давних взаимных споров и претензий, затрагива­ющих известные хозяйственные вопросы. Точно так же Китай и Япония, или Китай и Южная Ко­рея, имея очевидные конфликтные темы в дву­сторонних отношениях, серьезно рассматривают возможность участия в региональном экономиче­ском союзе, будь то формализованный АСЕАН + 3 или более широкое восточноазиатское объедине­ние.[1, c.356] Суммируя эти доводы, можно констатиро­вать: если региональные соглашения часто при­званы способствовать преодолению разногласий между участниками, то двусторонние соглашения возникают там, где разногласий нет.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010.