рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Роль внутренних факторов в формировании внешней политики Турецкой республики после Второй мировой во...  

Роль внутренних факторов в формировании внешней политики Турецкой республики после Второй мировой во...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. Мечникова

 

 

 

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

Кафедра международных отношений

 

 

Жаворонков Г.С.

 

РОЛЬ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945-1980 ГГ.)

 

Квалификационная работа

 

 

Научный руководитель – Войтович А.И.

к.п.н., доц.

 

 

 

 

 

 

 

 

Одесса - 2005
Содержание


Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Роль политических партий Турции в формировании внешнеполитического курса Турецкой республики (1945-1965)……………………...……...……...8

Глава 2. Влияние внутренних факторов на многовекторность внешней политики Турции. (1965-1980 гг.)……………………………………………………….…23

Заключение…………………………………………………...…………………42

Список изученной литературы………………………………….……………..44


Введение


Тема данной квалификационной работы: Роль внутренних факторов в формировании внешней политики Турецкой республики после Второй мировой войны (1945 – 1980 гг.)

В современных международных отношениях проблема изучения внешней и внутренней политики Турецкой республики представляются интересной и вместе с тем актуальной темой. Турция накануне и во время войны подписала договоры о дружбе со всеми сторонами конфликта, объявив, затем, о нейтралитете. Вступив в войну 23 февраля 1945 года, Турция обеспечила себе участие в ООН, а также участие в американских программах послевоенного восстановления мира. Доктрина Трумэна и план Маршалла обеспечили Турции экономическую стабилизацию и модернизацию экономики, техническое вооружение армии и флота. 

Формирование и укрепление американо-турецких отношений происходили одновременно с формированием биполярного мира, в то время, когда Британия - государство, являвшееся лидером среди западных стран в этом регионе уступала место новому мировому лидеру - Соединённым Штатам. США уделяют огромное внимание восточному средиземноморью, и постоянно усиливает своё влияние на данном пространстве, так как турецкая республика занимает важное  географическое положение между Европой и Азией, контролирует выход из Черного моря в Средиземное. Такое положение позволяет назвать республику мостом между Европой и Азией,  Азией и Африкой.

Государство обладает уникальным географическим положением, но не имеет собственных ресурсов для ведения войны. Отсутствие месторождений нефти и неразвитость тяжёлой индустрии, а, следовательно, и собственного ВПК, делают его сильно зависимым от импорта вооружений. Поэтому лидерство в регионе может быть сохранено только в тесном взаимодействии с Западом.

Турция усиливает своё влияние на постсоветском пространстве, поддерживая национальные и сепаратистские движения, но при этом внутренняя политика государства направлена на подавление собственных национальных меньшинств. Все права национальных меньшинств ограничиваются их религиозными традициями.  Возникает проблема двойных стандартов.

Основой лидерства  Турции является её динамично развивающаяся экономика, построенная на западных займах и кредитах.

Все эти темы необходимо исследовать, так как Турецкая республика  и Украина являются соседями, и оба государства пытаются стать частью Западной демократии.

Турция является самым демократическим государством среди стран мусульманского мира. Демократические Западные ценности наиболее успешно прижились в этой стране, хотя для этого понадобилось ряд военных переворотов.

Для Соединённых Штатов Турция стала плацдармом  западного влияния в мусульманском мире. Механизм влияния, который разработан американскими специалистами, как показывает более чем полувековой опыт, оказывается успешным, несмотря на множество пессимистических взглядов по этому поводу. Вероятно, что  США устраивает равновесие исламских умеренных политических сил и западных идей, носителями которых является турецкая элита, поддерживаемая армией.

Турция в биполярном мире являлась последовательным сторонником и союзником США. Государство в 1952 году вступило в НАТО и до сегодняшнего момента внешнеполитическое стремление в сторону Запада остаётся приоритетным.

Механизм взаимодействия с Западными демократиями и исторический опыт интеграции должен быть интересен Украинской политике, так как Украина пытается стать частью Западной демократии.

Экономическое положение послевоенной Турции и западный (в основном монетаристский)  подход к реформам во многом схож с сегодняшним положением нашей страны. Поэтому Украина имеет возможность, изучив Турецкий опыт реформ, не повторять чужих ошибок.

Целью квалификационной работы является – исследование роли внутренних факторов в формировании внешней политики Турецкой республики.

При этом задачи решались следующие:

1.                    анализ развития многопартийной системы в Турции, различия в видении внешней политики у основных партий;

2.                    влияние армии на политику Турции вообще и на внешнюю политику в частности

3.                    исследование влияния внешних факторов на формирование внешней политики Турецкой республики.

Источниковая база в данном исследовании представлена документами и материалами – договорами, соглашениями, опубликованными в «Дипломатическом словаре» (М., 1986. – ТТ. 1-3.), в многотомном сборнике документов «Хрестоматия по Новейшей истории. Документы и материалы. Т.1-3», (М., 1960), “Turkey-USA treaties in force / #"#">www.mfa.gov.tr/files/synopsysrusca.pdf”, «Турецкая Республика: Справочник.», (М., 1990).

Воспоминания, мемуарная литература, выступления были использованы из отечественных периодических изданий[1] и книг[2].

Историография данной проблематики представлена трудами авторов советского периода, российскими, зарубежными исследователями, политологами и дипломатами.

Монографии и статьи советского периода по турецкой проблематике можно разделить на несколько частей, в зависимости от периода и от оценки происходящих событий.

С 1945 по 1965 годы в отечественной историографии высказываются общие негативные взгляды по поводу развития страны, американо-турецких отношений и в целом внешней политики Турции. Политика кабинета и президента Турции характеризуется как антинародная, антинациональная. Стремление Турции к интеграции в западные структуры рассматривается как политика реакционных кругов внутри Турции. Это и понятно: начиналась "холодная война" и советские учёные рассматривали Турецкую республику, прежде всего, как члена враждебного агрессивного блока[3].

С середины 60-х годов и до середины 80-х годов начинается новый этап в изучении истории Турции, который характеризуется более гибким рассмотрением турецкой внутренней и внешней политики. Рассматривается национальная проблема, проблемы экономического развития, военного сотрудничества с Западом. Особой темой становится "потепление" в советско-турецких отношениях, которому предшествовал Кипрский кризис 1964-1965 годов. Турецкая элита воспользовалась разногласиями, возникшими с США, и использовала их для дипломатического флирта с СССР. Советский Союз занимал умеренную позицию в Кипрском вопросе, выступая против эносиса, то есть присоединение острова к Греции[4].

Проблематика внешней политики Турции в той или иной степени была отражена в монографии западного политолога, профессора Сассекского университета П. Кальвокоресси[5].

Проблемы влияния внутриполитических факторов на внешнюю политику Турции исследованы в  статьях и публикациях В.И. Данилова, Б.М. Поцхверия, Н.Г. Киреева[6].

После проведенного библиографического анализа автор пришел к выводу, что ряд тем не были  или не достаточно затронуты в отечественных исследованиях  по данной проблеме.

Во-первых,  предыстория американо-турецких отношений периода 1945-1952гг. освещена в исследованиях очень скромно.

Во-вторых - это вопросы, связанные с  механизмом влияния США на Турецкую республику и реакция разных слоёв  мусульманского общества на этот процесс. Учитывая актуальность проблемы, можно сделать вывод, что она требует дальнейшего изучения. Сюда же относятся сюжеты, связанные с американскими механизмами и методами влияния на  развитие исламских фундаментальных течений в Турции.

В-третьих, глубокого исследования причин прозападной ориентации Турции.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1945 г., окончания Второй мировой войны, с этого периода Турция стала полностью ориентироваться на западные страны, до военного переворота 1980 г., который не был поворотным пунктом во влиянии внутриполитической ситуации на внешнеполитический курс, однако внешний фактор, а именно второе издание холодной войны безусловно изменило внешнюю политику Турецкой республики, что является другим объектом исследования.

Структура работы состоит из «введения», в котором проанализированы изученные источники и литература, обозначены задачи и цели исследования, двух глав и «заключения», в заключении были сделаны соответствующие выводы. В первой главе был проведен анализ установления многопартийной системы, причины и предпосылки перехода к одностороннему прозападному курсу Турецкой республики, влияние переворота 27 мая 1960 г. на внешнеполитический курс. Во второй главе были показаны изменения во внешней политике Турции, а именно потепление отношений с Советским Союзом и арабскими странами, причины их вызвавшие, а также роль политических партий в этом процессе.

Глава 1. Роль политических партий Турции в формировании внешнеполитического курса Турецкой республики (1945-1965).


В условиях начала холодной войны и принятия доктрины «сдерживания коммунизма» США по-новому взглянули на значение Турецкой республики в своей внешней и оборонной политике, Турция стала особенно важна, во-первых, в стратегическом отношении, поскольку географическое положение страны дала контроль над сухопутными, морскими и воздушными коммуникации в районе Балканы - Средний Восток; ее территория представляла особую ценность для военных действий против Советского Союза (обширная граница с СССР, кратчайший путь к Кавказу, в котором на то время были сосредоточены основные нефтяные ресурсы Советского Союза); во-вторых, Турция являлась наиболее стабильной в политическом отношении; в-третьих, в экономическом отношении.

Близкое сотрудничество с Западом было предопределено задолго до начала холодной войны: во-первых, Турция всегда ориентировалась на сильные капиталистические государства, а во-вторых, вся внутренняя политика, начиная с образования республики была пропитана духом антикоммунизма[7]. Период сотрудничества Мустафы Кемаля с Советским Союзом был вызван объективными, но перманентными причинами, а именно международная изоляция независимой Турции.

В 1946 г. в Стамбул с дружеским визитом зашёл американский крейсер Миссури, об этом событии многие авторы пишут, как о ключевом событии, давшем начало активным американо-турецким отношениям[8]. В дальнейшем Турция стала реципиентом в плане Маршалла и получила 100 млн. долл. В соответствии с доктриной Трумена. Такое внимание со стороны Запада безусловно поднимало ее авторитет, но не столько в глазах остальных стран, которые понимали, что Турция становится звеном в противостоянии Советскому Союзу и социалистическому блоку, сколько в своих собственных. Политическое и экономическое сближение с США и Западной Европой заставляло руководство народно-республиканской партии, которая единолично управляла страной с 1923 г., и ее правительство обратить критический взгляд на политическую систему Турции. В последние месяцы второй мировой войны советское правительство попыталось пересмотреть договор о проливах, подписанный в 1936г. в Монтре, а также границы между СССР и Турцией[9]. США, соглашаясь оказать Турции в усло­виях политического давления на нее со стороны СССР моральную и материальную поддержку, выдвигали в качестве условия такой поддержки демократизацию ее политической системы. В целом можно сказать, что переход к многопартийной системе был задан смыслом кемалистских принципов, логически вытекал из развития предусмотренной им политической системы. Внешние же факторы сыграли роль своего рода катализатора. НРП к моменту относительной стабилизации политической жизни Турции была готова пойти на создание многопартийной системы. Инициативы в направлении создания многопартийности проявились внутри самой НРП. В июне 1945 г. четыре депутата меджлиса - видные деятели НРП Джеляль Баяр, Аднан Мендерес, Фуат Кепрюлю и Рефик Коралтан обратились в парламентскую группу партии с письмом, где указывали, что необходимо установить реальный контроль парламента над правительством, обеспечить осуществление признанных конституцией свобод и прав человека и разрешить переход к многопартийной системе. Эти же четыре деятеля 7 января 1946 г. заявили о создании Демократической партии, единственной, которая смогла составить реальную оппозицию правящей НРП. Необходимо подчеркнуть что, несмотря на существование других партий, в последующие десятилетия НРП и ДП и армия будут единственными политическими силами, которые будут влиять на формирование внутренней и внешней политики. По сути, программные установки демократической партии по внешнеполитическим вопросам не отличались от программы НРП, расхождения наблюдались только в видении внутренних проблем, а именно отход от этатизма, либерализация религиозной политики[10].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010.