рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Великобритания: регулирование рыночных отношений при неоконсервативном правительстве (1979-1997 гг.)...  

Великобритания: регулирование рыночных отношений при неоконсервативном правительстве (1979-1997 гг.)...

Московский государственный университет

имени М. В. Ломоносова.

Реферат

по теме:

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ НЕОКОНСЕРВАТИВНОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

(1979-1997 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент экономического

факультета 103 группы

Железняков Александр Валерьевич.


Москва 1999 г.

Общая характеристика


Великобритания входит в число 7 крупнейших развитых стран и играет важную роль в международных политических и экономических отношениях. В 1989 г. На ее долю приходилось 6,4% всего промышленного производства в развитых странах и по этому показателю она занимала 5-е место в названной группе государств. Удельный вес Великобритании в мировом экспорте в 1990 г. составлял 5,4%, а в мировом импорте – 6,4%.

На протяжении длительного периода Великобритания являлась классической страной капитализма, где рыночные отношения достигли по сравнению с другими странами наибольшего развития. Являясь метрополией огромной Британской империи, она сосредоточила большой объем промышленного производства и международной торговли, играла роль международного финансового центра. Однако промышленная и колониальная гегемония Англии оказали тормозящее влияние на темпы ее развития, так как гарантированные рынки сбыта и источники дешевого сырья надолго лишили ее стимула к обновлению и перестройке своей экономической структуры. Поэтому после распада Британской империи Великобритания оказалась менее подготовленной к жесткой конкурентной борьбе на мировых рынках с другими развитыми странами, прежде всего с США, Японией, Германией. Несмотря на серьезные прогрессивные изменения в структуре ее промышленности, достигнутые в результате существенной модернизации в 70-80-х годах (повышение удельного веса наукоемких отраслей, существенное обновление производственного аппарата, заметный рост производительности труда и т.д.), Великобритании все-таки не удалось полностью преодолеть отставание и в целом достичь уровня конкурентоспособности ведущих капиталистических стран. Этим объясняется дефицитное состояние платежного и торгового балансов с большинством развитых стран, которое особенно обостряется в годы ее экономического подъема, как было, например, в 1987-1988 гг. Недостаточная уверенность в конкурентоспособности своих фирм является, по-видимому, важной, если не главной, причиной особой, а в ряде случаев и противоречащей другим странам, прежде всего в ЕС, политики Великобритании.


Основные принципы регулирования экономики.


В Великобритании, как и в других развитых странах, наблюдаются два принципиально различных подхода к регулированию рыночной экономики. Первый находил свое выражение в политике неоконсерваторов, стоявших у власти с 1979 по 1997 года, второй проявляется в политике лейбористов, руководивших страной на протяжении большей части 70-х годов и с 1997 года. Как лейбористы, так и консерваторы провозглашают своей главной целью повышение эффективности экономики и конкурентоспособности британских фирм на мировых рынках, достижение устойчивых темпов экономического развития страны, снижение темпов инфляции, улучшение состояния торгового и платежного балансов. Однако методы, предлагаемые для достижения поставленных целей, у лейбористов и консерваторов радикально различаются.

Экономическая доктрина лейбористов основывалась прежде всего на принципах более активной роли государства в экономической деятельности. Сюда относится непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности путем создания национализированных корпораций в промышленности, транспорте, связи и т.д.(в период нахождения лейбористов у власти были национализированы целые отрасли экономики). Важнейшее значение придавалось бюджетному регулированию экономики, более равномерному распределению доходов между различными слоями общества

Придя к власти в 1974 г., лейбористы провозгласили политику “социального контракта” между правительством и профсоюзами, охватывающего широкий спектр экономических и социальных вопросов: коллективные договоры на добровольной основе по заработной плате; контроль над ценами; оказание помощи низкооплачиваемым и пенсионерам; достижение полной занятости. Профсоюзы со своей стороны приняли обязательство действовать исходя из интересов не только членов профсоюзов, но и всех членов общества.

Однако за годы своего правления лейбористы так и не смогли достичь поставленных целей. По темпам роста экономики Великобритания продолжала отставать от основных капиталистических стран, курс фунта стерлингов снижался, ее доля в мировом промышленном производстве и мировой торговле уменьшалась, платежный и особенно торговый балансы находились в хронически напряженном состоянии, темпы роста инфляции, как правило, были выше, чем в других развитых странах.

На рубеже 70-80-х годов в Великобритании произошло радикальное изменение принципов экономического регулирования, связанное с приходом к власти в 1979 г. правительства консерваторов во главе с М. Тэтчер. Это изменение заключалось в основном в отходе от кейнсианских принципов, исповедовавшихся лейбористами, и принятии на вооружение монетаристских принципов, являющихся теоретической основой экономической политики консерваторов не только в Великобритании.


Экономическая политика консервативного правительства


Экономическая политика консервативного правительства Великобритании основывается на философии свободного предпринимательства, конкуренции и уменьшения государственного вмешательства. Главная роль правительства заключается в создании базовых условий для процветания частного предпринимательства. В основе экономической политики консервативного правительства Великобритании, по крайней мере на начальном этапе, лежали монетаристские концепции. Монетаристские принципы регулирования экономики заключаются в отказе от прямого воздействия на весь комплекс микроэкономических показателей и в воздействии на рынок посредством регулирования денежной массы и контроля над инфляцией. В условиях рыночной экономики правительство Великобритании активно влияет на экономические процессы прежде всего посредством кредитно-денежной политики, а также бюджетных мероприятий, проведения политики по защите и развитию конкуренции, антимонопольной деятельности, приватизации государственной собственности, защиты интересов потребителей и т.д. Важнейшим инструментом этой политики является среднесрочная финансовая стратегия правительства, которая рассчитывается на 3-4 года и ежегодно корректируется в зависимости от состояния экономики и утверждается при принятии бюджета на сессии парламента Великобритании.

Одним из основных инструментов кредитно-денежной политики служит уровень краткосрочных процентных ставок. Поэтому, как отмечалось в докладе о среднесрочной финансовой стратегии, принятом в 1990 г., задачей соответствующих органов является установление процентных ставок на уровне, обеспечивающем достижение намеченных правительством целей по снижению инфляции. Важное место в среднесрочной финансовой стратегии занимают финансирование государственных расходов, прогнозирование балансов доходов и расходов.

На основе среднесрочной финансовой стратегии разрабатывается и принимается бюджет на текущий финансовый год.

Главным правительственным органом в разработке и формировании экономической стратегии является министерство финансов Великобритании. Оно ежегодно в марте представляет парламенту на утверждение проект бюджета, в котором предлагаются основные мероприятия правительства по регулированию экономики на предстоящий финансовый год. Кроме министерства финансов различными аспектами экономической политики и ее осуществлением занимаются министерства торговли и промышленности, занятости, энергетики, окружающей среды, транспорта, сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия. Специальные вопросы при выработке и осуществлении экономической политики входят в функции ряда других организаций, в том числе Банка Англии (центральный банк).

Основным средством кредитно-денежной политики правительства Великобритании являются процентные ставки. Уровень процентных ставок устанавливается правительством в зависимости от состояния экономики и поставленных задач по ее регулированию. Так, в результате “перегрева” экономики в 1987-1988 гг. В стране резко возросли темпы инфляции и дефицит платежного баланса достиг огромных размеров. Для снижения инфляции и сокращения дефицита платежного баланса правительство было вынуждено пойти на сдерживание темпов роста совокупного спроса в стране. С этой целью процентные ставки в мае 1989 г. были повышены до 14%, в октябре – до 15%..

Однако известно, что проведение политики сдерживания инфляционных процессов путем введения высоких процентных ставок имеет негативную сторону – снижаются темпы роста экономики, прежде всего промышленное производство, растет безработица.

 

Формы собственности

Основой экономики Великобритании является частная собственность. В частном секторе производится около ¾ валового внутреннего продукта и примерно столько же составляет его доля в общем числе занятых. Наиболее велика роль частных предприятий в обрабатывающей промышленности, строительстве, торговле, сфере финансов, сельском хозяйстве.

Основными формами функционирования частного бизнеса являются следующие:

1)    индивидуальные коммерсанты (sole traders);

2)  полное товарищество (partnership). Основной признак, отличающий полное товарищество от других видов торговых товариществ, состоит в неограниченной и солидарной имущественной ответственности всех его участников по обязательства товарищества;

3)  коммандитное товарищество (limited partnership). Его отличительной особенностью является наличие в объединении двух категорий участников: а) лиц, отвечающих неограниченно и солидарно по обязательствам товарищества; б) лиц, принимающих на себя лишь обязанность внести определенный вклад в общее имущество товарищества.

В Великобритании не существует понятие акционерного общества, а ряд торговых товариществ организуется в форме к компаний. Можно выделить несколько таких форм. Наиболее распространенными являются компании с ограниченной ответственностью, которые по существу не отличаются от акционерного общества. Различие заключается в том, что в компании создается не акционерный, а паевой капитал, распределяемый на равные паи. Компании могут быть частными (private companies) и публичными (public companies). На конец 1988 г. в Великобритании было зарегистрировано 1,1 млн. компаний, в том числе около 8 тыс. публичных компаний. Разница между публичными и частными компаниями заключается в том, что первые объявляют публичную подписку на акции и обязаны публично отчитываться, а частные компании распределяют все паи между учредителями, не прибегая к публичной подписке и не обязаны публично отчитываться.

Деятельность компаний в Великобритании регулируется целым рядом детально разработанных законов, в которых предусматривается обширный круг вопросов, касающихся всех аспектов деятельности компаний, начиная с процедуры образования компании и назначения руководства и кончая ее ликвидацией, банкротством и т.д. Среди этих законов основным является Закон о компаниях (Companies Act). Кроме него имеются закон, регулирующий порядок присвоения названия компании для ведения бизнеса в Великобритании (Business Names Act), в частности, запрещающий ведение бизнеса под названием, которое может вводить в заблуждение; закон о внутреннем регламенте компании (Company Securities (Insider Dealing) Act); закон о технических аспектах слияний (Companies Consolidation (Consequantial Provisions) Act); закон о банкротствах, как корпоративных, так и индивидуальных (Insolvency Act) и т.д.

На государственный сектор приходится около 20% валового внутреннего продукта страны. Наиболее велика роль государственного сектора в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как энергетика, транспорт, связь. Заметное место в государственном секторе до последнего времени занимали публичные корпорации, представляющие собой, как правило, национализированные отрасли экономики.


Антимонопольное регулирование.

Политика в области поощрения конкуренции и антимонопольное законодательство

Успешное функционирование рыночной экономики не возможно без развития свободной конкуренции. Поэтому в Великобритании разработаны системы стимулирования конкуренции, антимонопольного законодательства, осуществление контроля над действиями компаний, которые могут быть направлены против общественных интересов. Правительственная политика в этой области включает изучение и регулирование деятельности монополий, слияния компаний, случаев антиконкурентной и ограничительной практики.

Комплекс соответствующих законов является правовой базой деятельности официальных органов. Практическое проведение государственной политики в этой области осуществляется Министерством торговли и промышленности и Управлением по контролю за соблюдением правил предпринимательства (Office of Fair Trading), которое является специальным правительственным агентством.

В соответствии с законодательством Великобритании министр торговли и промышленности уполномочивается направлять в Комиссию по монополиям и слияниям на рассмотрение вопросы, представляющие угрозу свободной конкуренции, злоупотреблений монополий и практики их деятельности, которая может нанести ущерб общественным интересам. Если эта комиссия приходит к заключению, что действия монополии направлены против общественных интересов или могут нанести им ущерб, министр торговли и промышленности имеет право предпринять меры по недопущению этих действий или компенсации морального ущерба. Генеральному директору Управления по контролю за соблюдением правил предпринимательства может быть предложено провести с соответствующими компаниями переговоры о компенсации нанесенного ущерба, установленного комиссией.

Страницы: 1, 2


© 2010.