рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Курсовая: Реализация норм права Украина  

Курсовая: Реализация норм права Украина

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КУРСОВАЯ РОБОТА

НА ТЕМУ:

“РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА”

Студента 2-К курсу хозрасчетной формы, гр.№__, ф-та
заочного обучения, студенческий билет № 991341-К

Попкова М.В.,

проживающего по адресу г.Киев-11, ул. Гусовского 12/7, кв.34



Киев – 1999

ПЛАН

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение – 2 стр.

I. Понятие и основные формы реализации норм права – 6 стр.

II. Применение права и его отличие от других форм реализации норм права
– 9 стр.

III. Процесс применения норм права, его основные стадии – 13 стр.

IV. Понятие пробелов в праве и способы их устранения – 27 стр.

Заключение – 30 стр.

Список использованной литературы – 32 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы реализации права всегда были в центре внимания юридической
науки, но это, увы, не привело к их окончательному разрешению. Наоборот,
проникновение в данный процесс, всесторонний его анализ ставили перед
учеными все более трудные задачи.

В период создания и первых шагов на ниве государственного строительства
независимого молодого государства, каким является Украина, одной из
центральных проблем, с которой столкнулось украинское общество, стало
развитие демократии в сочетании с соблюдением законности и дисциплины.
Это значит, что, сколько бы ни были радикальны меры в экономической,
политической, социальной и других сферах, они должны осуществляться,
лишь получив одобрение избранной демократическим путем законодательной
власти в лице Верховного Совета Украины. Вместе с тем в правовой
практике были присущи правовой нигилизм, декларативность многих
законодательных установлений. Без преодоления указанных недостатков
построение правового государства невозможно.

В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство – с другой,
принимают на себя обязательство следовать праву. Отсюда проблема
реализации права имеет две стороны и может быть рассматриваема по двум
направлениям: следование праву со стороны органов государства и
должностных лиц, с одной стороны, и осуществление права в поступках
граждан, в деятельности их организаций и объединений, с другой. Исходной
формой реализации права государством является законодательствование.
Принятие правовых законов, формулирование в законах правовых предписаний
– самое трудное и при этом самое благородное дело законодателей. Тем
самым они реализуют содержащиеся в общественных отношениях объективные
по обстоятельствам и естественные по условиям места и времени
требования, вытекающие из самой природы вещей.

Принятие подзаконных актов – уже вторичный процесс. Здесь в основном в
форме конкретизации реализуется право, выраженное в законах. Хотя,
конечно же, жизнь по-прежнему дает нам примеры того, как в подзаконных
актах формулируются исходные, первичные нормы права, не имеющие своей
основы в законах. В принципе и нормальных условиях такая практика
подлежит осуждению, поскольку отыскать право и сформулировать его
надлежащим образом представляется возможным только в ходе совершенной
парламентской деятельности в рамках оптимально организованного
законодательного процесса. По причине пробельности законов и отсутствия
норм в подзаконных актах, конкретизацией права занимаются также высшие
судебные инстанции, а в странах англосаксонской системы права – суды
вообще. Можно по-разному оценивать форму реализации права судами, но
факт остается фактом: в определенных ситуациях судьи «черпали» право
непосредственно в жизни и даже конкурировали с законодателем. По общему
правилу основной формой реализации права судьями и другими должностными
лицами государства считается применение правовых норм, содержащихся в
законах и подзаконных нормативных актах. Если смотреть на реализацию
права со стороны граждан, то было бы неверно не заметить их участия во
всех отмеченных формах и их самостоятельного в ряде случаев (на своем
уровне) осуществления права в области законодательствования,
конкретизации и применения права. Назовем в качестве примеров:

решение какого-то вопроса референдумом, когда народное волеизъявление
закрепляется законом;

конкретизацию в рамках закона условий договора между предпринимателем и
наемным работником;

возбуждение гражданином производства по делу частного обвинения.

Однако для граждан наиболее характерна все-таки реализация
законодательных предписаний воли законодателя, выраженной в законах и
подзаконных актах.

Формирование правового государства предполагает уважение к закону,
праву, строгое соблюдение юридических норм. В данной связи теоретические
проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость.
Необходим анализ правореализующей деятельности в самых разных аспектах,
ибо путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое
поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов. Эти
различные условия и факторы и стали предметом настоящей курсовой
работы. При изучении темы следует понять, что представляют собой
различные формы реализации права.

Важно уметь раскрыть содержание таких форм реализации юридических норм,
как использование, соблюдение и исполнение. Особое внимание следует
обратить на такую форму, как применение права.

Необходимо знать, какие основные требования обеспечивают правильное
применение норм права, в чем выражается законность и обоснованность
этого процесса, каковы его основные стадии.

Следует разобраться в проблеме толкования законов и других нормативных
актов, учитывая, что она имеет большое практическое значение. Необходимо
также хорошо знать способы восполнения пробелов в праве, разбираться в
вопросах аналогии закона и аналогии права.

Данной курсовой работой мы постараемся дать ответ на вопрос, что же
такое реализация норм права и каковы ее формы, рассмотрим стадии
процесса применения права и, в частности, одну из самых серьезных стадий
- стадию толкования нормы права, выясним, что она из себя представляет.
Мы разберемся, какие имеются виды толкования и каково их содержание,
остановимся на рассмотрении такого понятия как акт применения нормы
права.

В связи со всем изложенным, теперь мы можем перейти к более детальному
рассмотрению вышеупомянутых вопросов данной курсовой работы.

I. Понятие и основные формы реализации норм права

Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение
людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут
выполнить регулирующей роли без сложного механизма их реализации.

Без выполнения правовых предписаний в жизни нормы права мертвы, иначе
говоря, они теряют свое социальное значение. “Права нет, - замечает Л.С.
Явич, - если его положения не находят своей реализации в деятельности
людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право,
если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества”1.

Претворение в жизнь правил поведения, которые представляют собой
содержание права, осуществляется в процессе реализации норм права, то
есть поведения субъектов права в соответствии с требованиями (запрет,
разрешение, обязательство) норм права.

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний
юридических норм в жизни путем правомерного поведения субъектов
общественных отношений (государственных организаций, должностных лиц,
общественных органов и граждан).

Реализация права всегда связана только с исключительно правомерным
поведением людей, т. е. таким поведением, которое соответствует правовым
предписаниям. В одном случае это активные положительные действия
(использование права или исполнение обязанности); в другом - это
бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных
действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных
отношений реализует норму права, неправомерно - нарушает. Именно через
реализацию норм права достигается результат, содержание которого было
заложено законодателем при разработке нормы права. Поэтому своевременная
и точная реализация правовых норм – это самая важная предпосылка
соблюдения и усиления правопорядка.

Реализацию норм права как особенный процесс можно рассматривать с
объективной и субъективной стороны. Объективная сторона реализации норм
права представляет собой выполнение правомерных действий в местах и в
сроки, предусмотренные нормами права. Субъективная сторона – выявляет
отношение субъекта к правовым нормам и состояние его воли в момент
осуществления действий, которые требуются правом. При отсутствии желания
обеспечить соответствие своего поведения правовым требованиям
останавливается процесс реализации права.

Правовые нормы могут быть реализованы в разных формах: в правоотношениях
и вне их, с участием государственных органов и без последних. Форма
реализации права зависит от особенностей гипотез и диспозиций правовых
норм, специфики общественных отношений, которые ими регулируются,
характера поведения субъектов, которые реализуют правовые нормы.

В литературе классификация норм реализации права проводится по различным
основаниям.

По субъектному составу различают индивидуальную и коллективную формы
реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь иначе,
как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права. По
характеру действий субъектов, степени их активности и направленности
выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение правовых
норм.

Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются
от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма
поведения субъектов в сфере правового регулирования: они не производят
действий, которые запрещены нормами права, и таким образом выполняют
правовые запреты. Как пример соблюдения норм права – удержание
гражданина от попыток вывезти за пределы страны предметы, запрещенные к
вывозу. Именно в этом и проявляется социальная польза данной формы
реализации права. В большинстве случаев, соблюдение права происходит
незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический
характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие
нормы.

Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные
на них юридические обязанности. В данной форме реализуются обязывающие
нормы права. Но если норма права содержит обязательство, то простого
воздержания субъекта от совершения определенных действий уже
недостаточно. Более того, в некоторых случаях такое воздержание от
действий может квалифицироваться как противоправное поведение. Особенной
чертой исполнения норм права является активное поведение субъектов: они
совершают действия соответствующие юридическим нормам, то есть исполняют
возложенные на них активные обязательства. Например, пассажир
общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую
обязанность - оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.
Другим примером может быть норма, которая обязывает родителей содержать
неполнолетних детей и обеспечить им определенный уровень образования.

Использование норм права - когда субъекты по своему усмотрению, желанию
используют предоставленные им права. В отличие от соблюдения и
исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей,
использование представляет собой совершение дозволяемых правом действий.
Для использования норм права характерно поведение субъектов, касающееся
использования юридических возможностей, заложенных в субъективных
правах. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
Осуществляя, например, продажу или дарение какой-либо вещи, собственник
осуществляет свое право владения, пользования и распоряжения имуществом
путем использования прав, предоставленных ему соответствующей нормой
права. Особенностью использования норм права является то, что субъект
сам решает, использовать или воздержаться от использования субъективного
права, которое ему принадлежит. В отличие от соблюдения и исполнения
норм права, которые могут быть как добровольными, так и принудительными,
его использование может быть только добровольным.

Эти три формы реализации, в ходе которых юридические нормы претворяются
в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных
отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В
таких формах реализуется многие нормы права, но не все.

Есть не мало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование
оказывается недостаточными для обеспечения полной реализации юридических
норм и требуются вмешательства в этот процесс компетентных органов.
Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение
обязанности военной службы и др.

II. Применение права и его отличие от других

форм реализации норм права

Четвертой формой реализации норм права является его применение, которое
характеризуется наборов признаков, которые существенно отличают эту
форму от соблюдения, исполнения и использования норм права.

Во-первых, применение норм права – это деятельность, которая
осуществляется только соответствующими государственными органами или по
их поручению общественными структурами. Это организующая властная
деятельность государства, посредством которой упорядочивается
общественная жизнь путем установления четких организационных начал
взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений,
сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных
органов. При этом граждане не могут быть субъектом применения норм
права. В случаях, когда государственные органы передают часть своих
полномочий отдельным лицам, в процессе применения норм права эти лица
выступают как представители соответствующих государственных органов, а
не как граждане. Правоприменительную деятельность осуществляют
государственные органы, должностные лица и, в некоторых случаях,
общественные организации. В реальной жизни применение норм права
осуществляется несколькими правоприменяющими органами. Деятельность
таких компетентных органов связана с особыми примерами разрешения
жизненных ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая
это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными
полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся:

а) государственные органы (суд, прокуратура и т.д.);

б) должностные лица (Президент Украины, глава госадминистрации и т.д.);

в) некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Так, примером применения норм права в уголовном деле может быть
следующая схема:

Органы расследования

Суд

Исправительные учреждения

(выполнение решения суда)

Во-вторых, применению норм права свойственен государственно-властный
характер. Применение права - один из видов государственной
деятельности, направленный на реализацию правовых предписаний в жизнь и
осуществляется от имени государства или уполномоченных им субъектов и
поэтому является обязательным для всех адресатов.

В-третьих, применение норм права всегда представляет собой активный
творческий характер, о чем свидетельствует многоступенчатость этого
процесса.

В-четвертых, применение права осуществляется в определенных
процессуальных формах. Это способствует укреплению законности и
правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности. В одних
случаях нормы порядка рассмотрения дел очень детализированы и образуют
самостоятельные процессуальные отрасли права (например,
уголовно-процессуальное право), а других случаях – только
устанавливается определенная процедура решения отдельных дел (назначение
пенсии, прием на работу и др.).

В пятых, процесс применения норм права завершается изданием
правоприменительного акта, в котором фиксируются
индивидуально-конкретные правовые нормы.

В-шестых, применение права, как самостоятельная форма реализации -
сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными
формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во
взаимном проникновении друг в друга.

В-седьмых, применение права - это не одноактное действие, а определенный
процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных
стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела,
юридической основы дела и т.д.).

Необходимость применения права в определенных сферах общественных
отношений диктуется природой и характером этих отношений. В частности:
а) когда правоотношение не может появиться без властного веления
государственного органа или должностного лица (призыв граждан на
действительную службу и т.д.). Только в судебном порядке, можно признать
гражданина умершим или безвестно отсутствующем и т. д.

Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых
отношений, получивших в специальной литературе название
правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных
отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту,
обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он
обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов,
а интересов других участников правового отношения в направлении
конкретной жизненной ситуации.

«Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить
ответственность в случае нарушения правовых норм и т.п. – такова задача
субъектов правоприменения»1.

Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей
компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому
принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в
направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта
применения.

Исходя из вышеуказанного следует отметить, что применение норм права –
это направленная на реализацию норм права и осуществляемая в специально
установленных формах государственно-властная, организационная
деятельность государственных органов и уполномоченных государством
общественных органов по принятию индивидуально-конкретных правовых норм
с целью решения конкретного дела.

Необходимость применения норм права обусловлена случаями:

а) когда правовые отношения могут возникнуть или измениться только по
решению государственного органа (например, зачисление в учебное
заведение, призыв на службу в Вооруженные Силы);

б) когда правовые отношения, которые возникают между сторонами,
настолько важны для общества, что в каждом случае их следует
контролировать с точки зрения законности и закреплять решением
компетентного органа (решение соответствующего органа о разрешении
приватизации гражданином жилища, регистрация нотариусом завещания и
т.д.);

в) когда для возникновения определенных правовых отношений нужно
официальное подтверждение наличия либо отсутствия конкретных фактов
(признание отцовства, признание умершим и др.);

г) когда возникает спор, который имеет юридическое значение, по вопросу
определенных фактов или отношений и стороны сами не могут достичь
договоренности (раздел имущества);

д) в случаях, когда следует прибегать к мерам государственного
принуждения (например, конфискация имущества, взыскание штрафа).
Государственное принуждение в правовой сфере вступает в силу не
автоматически. Нормы права лишь предусматривают возможность
государственного принуждения, а реально он применяется соответствующими
государственными органами.

Следовательно, в процессе применения норм права уполномоченный орган с
помощью индивидуальных актов решает две задачи:

а) организация исполнения предписаний норм права, их положительного
исполнения;

б) обеспечение соответствующей реакции на нарушение или ненадлежащее
исполнение норм права.

На этом основании в литературе выделяются две формы применения права:
оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная
оперативная деятельность государственных органов по реализации
предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения
конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма
деятельности есть основной способ организации исполнения положительных
велений права.

Применение норм права будет верным лишь тогда, когда этот процесс
соответствует таким условиям:

а) он должен быть законным. То есть, когда весь процесс применения
конкретной нормы права происходит именно в рамках, определенных
соответствующими правовыми нормами;

б) он должен быть обоснованным, то есть должна применяться норма права,
предусмотренная для данного конкретного случая. Обоснованность
применения права предусматривает точное и своевременное исполнение
требований правовых норм, исключения случаев своеволия органов
применяющих право, немотивированность правоприменительных решений.



Процесс применения норм права, его основные стадии

Процесс применения норм права может начинаться по инициативе самого
правоприменительного органа, по указанию вышестоящего органа или по
заявлениям заинтересованных субъектов и представляет собой систему
последовательных действий, определенные однородные группы которых
объединяются в так называемые стадии правоприменения. В юридической
литературе в исследованиях разных авторов определяется разное количество
стадий процесса применения норм права. По мнению авторов исследований по
данному вопросу целесообразно выделить такие самостоятельные стадии
этого процесса.

Первая стадия – это установление и анализ фактических обстоятельств
дела или ситуации, которые нуждаются в регулировании или решении. На
этой стадии применения правовых норм необходимо установить, какое
действие, событие произошли и имеют ли они юридическое значение. Всю
совокупность обстоятельств, которые подлежат установлению, можно отнести
к трем основным группам:

а) фактические обстоятельства, с какими нормами права связано
возникновение юридических последствий;

б) данные, которые характеризуют личность субъектов, причастных к
рассмотрению соответствующего дела.;

в) обстоятельства, которые склоняли субъектов к определенному поведению
(правомерному или неправомерному). При этом во внимание берутся условия,
мотивы юридически значимого поведения.

Первая стадия является исходной стадией процесса применения права,
когда уточнение, оценка фактических обстоятельств дела, которые имели
юридическое значение, влекут за собой юридическую оценку фактов, которые
устанавливаются. Целью этой стадии является установление объективной
истины, и по своей сути эта стадия представляет собой процессуальную
деятельность, которая находит выражение в сборе, проверке и оценке
соответствующих доказательств по делу и их источников. При этом методы и
средства, которые применяются при установлении и исследовании
обстоятельств дела, должны быть:

а) разрешены правом;

б) этичны;

в) научны;

г) эффективны.

Вторая стадия применения норм права сводится к выбору и установлению
аутентичности текста нормы права (юридическая квалификация). На этой
стадии устанавливается, на основании содержания какой нормы права должна
рассматриваться данная конкретная ситуация. Правовая (юридическая)
квалификация проявляется как оценка соответствующих жизненных фактов с
точки зрения их значения для права, тех последствий, которые вступают в
силу на основании соответствующих правовых требований. Другими словами,
юридическая (правовая) квалификация – это установление тождественности
признаков конкретного поведения субъектов тем признакам, которые
зафиксированы в норме права.

При выборе нормы права, предусматривающей обстоятельства, которые
следует урегулировать, нужно установить аутентичность правовой нормы:
удостовериться, что текст используемой нормы не был изменен в
установленном порядке, действует ли она в данный момент. Для этого нужно
пользоваться официально изданными текстами. Каждую выбранную для
применения норму права исследуют в следующих направлениях:

действовала ли норма права в момент, когда происходили исследуемые
события;

действует ли она в момент рассмотрения конкретного дела;

действует ли она на территории, где рассматривается дело;

распространяются ли ее действия на субъектов, связанных с этим делом;

есть ли текст нормы, которая применяется, аутентичным ее официально
установленному содержанию

Следующей третьей стадией процесса применения норм права является
толкование норм права.

Под толкованием права понимается определенный мыслительный процесс,
направленный на установление содержания норм права путем выявления
значений и смысла терминов и выражений (знаков естественного языка),
заключенных в нормативных актах. Такое понимание толкования обозначается
обычно путем выражения “уяснения смысла (содержания) норм права“. Оно
находит свою характеристику в совокупности способов толкования. С другой
стороны, под толкованием права (норм права, закона) понимается результат
мыслительного процесса (уяснения), который фиксируется в совокупности
языковых высказываний, отражающих содержание норм права.

Толкование правовой нормы представляет собой сложное явление
интеллектуально-волевого характера, направленное на познание и
объяснение смысла правовых норм в целях их наиболее правильной
реализации.

Толкование является необходимым и очень важным элементом юридической
деятельности, хотя во многих случаях этот процесс внешне незаметен,
поскольку происходит зачастую автоматически, как само собой
разумеющийся, без ясно выраженной цели. Это объясняется тем, что
толкование нормативного акта обычно является не самоцелью, а лишь
средством для того, чтобы правильно, со знанием дела осуществлять
правовые нормы в реальной жизни, а также издавать подзаконные
нормативные акты.

Толкование в своем первом значении, внутренний мыслительный процесс,
происходящий в сознании лица, применяющего правовую норму, - это
необходимый подготовительный этап, предпосылка для правильного решения
конкретного дела, проведения кодификационной работы, составления
собраний и картотек законодательства, учета нормативных актов.
Толкование же, как выраженное разъяснение содержания правовой нормы,
объективируется как в форме официального акта государственного органа,
так и в форме даваемых общественными организациями или отдельными лицами
рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера.
Его цель обеспечить правильное и единообразное осуществление толкования
нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и
возможные ошибки при ее применении. Указанные аспекты наиболее четко
просматриваются при применении права: лицо или орган, применяющие
юридическую норму, должны уяснить их смысл и ознакомиться с
разъяснениями, даваемыми официальными органами, наукой права. Уяснение
норм предусматривает цель установить ее смысл в полном объеме, в тоже
время разъяснение имеет, как правило, более конкретное назначение -
раскрыть смысл того или иного термина, объяснить на кого распространяет
свое действие толкуемая норма.

Необходимость толкования норм права обусловлено их признаками,
особенностями форм выражения. Неясность правовой нормы может внешне
проявиться в следующих формах: недостаточная определенность;
недостаточная точность тех или иных слов и выражений в нормативном акте;
неполнота нормы, когда законодатель не принял во внимание некоторые
стороны общественного отношения, которые он хотел урегулировать;
внутреннее противоречие самой правовой нормы.

Существенным признаком норм права является их общий и абстрактный
характер (нормативность), распространения их действия на широкий круг
субъектов и ситуаций. В тоже время нормы права реализуются в конкретных
действиях субъектов, применяются к конкретным ситуациям. Поэтому в ходе
реализации, и правоприменения в частности, возникает необходимость
конкретизировать те или иные содержательные элементы норм права,
выраженные в общей и абстрактной форме, и таким образом приблизить
содержание норм права к конкретным ситуациям. В ходе толкования общие и
абстрактные нормы переводятся на язык более конкретных высказываний, не
вызывающих сомнения об относительности толкуемой нормы именно к данной
ситуации, подлежащей юридическому разрешению.

Каждая норма права регулирует определенный вид общественных отношений,
очерченный в нормах права в самых общих чертах. Конкретные же отношения
определенного вида, регулируемые нормами права, не только многочисленны,
но и обладают индивидуальными признаками, особенностями, хотя и
содержат, сохраняют существенные черты, присущие всему виду отношений.
Эта индивидуальность отношений в процессе применения к ним норм права
порождает многообразие вопросов, ответы на которые можно получить только
путем толкования.

Не исключено появление в общественной жизни и новых отношений, жизненных
ситуаций, которые не существовали в момент создания закона или не
получили широкого развития, распространение ситуаций, которые конкретно
не имел в виду законодатель, однако в силу абстрактного характера норм
права охватил их регулированием. Появление таких новых жизненных
ситуаций, оказавшихся урегулированными нормами права в силу общего
характера последних, также порождает различные вопросы, требующие ответа
путем толкования.

Следует также знать, что правотворчество и толкование - различные вещи,
которые четко различаются одна от другой. Интерпретатор правовой нормы -
не создатель права. Он должен лишь выяснить, установить всенародную
волю, выраженную в нормативном акте. Предмет исследования при толковании
- правовая норма, за пределы которой при строгом соблюдении режима
законности интерпретатор ни в коем случае не в праве выйти. Норма права
в силу своей абстрактности может учитывать не только факты,
возникновение которых предвидел законодатель, но под ее действие могут
подпасть и непредвиденные законодателем вновь появляющиеся факты и
ситуации. «Не предвидение» здесь, конечно, относительно. «Не
предвидение» только в конкретности, но имеется предвидение в
абстрактности, обобщенности. Если учитывать, что нормы права толкуются,
как правило, применительно к конкретным ситуациям, то появление новых
ситуаций, которых не существовало в момент издания нормы, в определенной
мере способствует «движению», «развертыванию» ее содержания. «Движение»
в данном случае также относительно. Это «движение» конкретности в рамках
абстрактности. Появление новых фактов «обогащает» содержание общей и
абстрактной нормы.

Развитие и изменение содержания присуще в особенности нормам, в
формулировках которых содержатся оценочные термины. Содержание понятий,
обозначенных оценочными терминами, меняется вместе с изменением
социально-политической и экономической обстановки. Меняется потому, что
меняются критерии социальной оценки тех или иных явлений, обозначенных
этими терминами.

Процесс познания при толковании нормативных актов в значительной степени
облегчен тем, что сам предмет толкования - объективный результат мыслей
законодателя. В силу этого при толковании нормативных актов в принципе
крайне редко сознание интерпретатора оказывается неспособным вообще
выяснить смысл исследуемого нормативного акта. Это вовсе не означает,
что роль интерпретатора сводится к роли машины, механически толкующей
нормативные акты. Толкование - активная, творческая и кропотливая
деятельность, своего рода искусство, где необходимо активное применение
интерпретатором своих знаний и опыта. Но эта деятельность не должна быть
направлена не на то, чтобы обойти веление закона, расширить или сузить
смысл правовой нормы и изменить ее, а на то, чтобы правовую норму
правильно и всесторонне исследовать, выяснить тот смысл, который
законодатель вложил в словесную формулировку нормы. Поэтому, толкуя
нормы права, необходимо хорошо знать разнообразные стороны жизни
общества, глубоко разбираться в специфике каждого рода общественных
отношений. Кроме того, интерпретатору нужны определенные знания в
области логики, грамматики, психологии, истории и т.д. В свое время Е.
В. Васьковский правильно указывал, что каждая правовая норма “
представляет собой выраженную в словах мысль законодателя.
Следовательно, искусство толкования законов сводится к умению понимать
человеческую речь”.

Целью толкования нормативные актов, как правило, является не просто
абстрактное понимание смысла правовой нормы ради чисто академических
целей, а познание ее для того, чтобы правильно на ее основе решать
конкретные жизненные случаи. Толкование законов и других нормативные
актов является одним из средств укрепления законности, ее обеспечения.
Как бы хорош закон ни был без правильного и глубокого его толкования
невозможно укрепление законности. Недостаточно глубокое и правильное
толкование норм права, и, следовательно, неправильное их применение
способно привести к очень серьезным ошибкам при проведении закона в
жизнь. Устранение ошибок понимания, создание условий надлежащей
реализации права преследуют акты толкования. Толкование в правовом
государстве должно служить цели правильного, точного, единообразного
понимания и применения законов, цели выявления той сути закона, которую
законодатель вложил в словесную формулировку, призвано
противодействовать любым попыткам отойти от точного смысла правовых
норм, противопоставлять под разными предлогами “буквальный” и
“действительный” смысл этих норм. Основной идеей, которой должно быть
проникнуто все учение о толковании нормативные актов, является идея
всемерного укрепления законности, ее охраны.

Приемы толкования норм права - это методы подхода к их исследованию,
способы, с помощью которых мысль интерпретатора углубляется в содержание
правовой нормы. Уясняя действительный смысл и социальное назначение
правовых норм, мы пользуемся различными приемами. Учение о приемах
толкования было разработано в практике римских юристов и средневековых
глоссаров, однако впервые стройное и развернутое учение об этих приемах
дал Савиньи.

Результат исследования правовой нормы, идущий от более простого и
элементарного к более сложному и глубокому, дает нам истинное
представление о содержании правовой нормы.

Таким образом, мы должны выделить и изучить следующие три приема
толкования: текстовое, т.е. исследование текста нормы; систематическое,
т.е. исследование правовой нормы с точки зрения ее связи с другими
нормами; историко-политическое, т.е. исследование социального значения
правовой нормы, тех обстоятельств, которые обусловили ее создание и
действие.

Текстовое толкование - это прием, который обычно называют
грамматическим, поскольку объектом исследования в данном случае является
текст, так сказать внешняя сторона нормы. Однако как представляется,
этот термин не совсем удачен, поскольку он может натолкнуться на мысль,
что речь идет лишь об использовании правил грамматики. Текстовое
толкование выделяется в качестве самостоятельного приема не в силу
этого. В противном случае по тем же основаниям, по которым мы выступаем
против самостоятельного существования логического толкования
(сторонником которого является Черданцев А.Ф.), нужно было бы отвергнуть
и “грамматическое” толкование. Интерпретатор при текстовом толковании
изучает одновременно как лексическую и синтаксическую, так и смысловую
структуру текста нормы, применяет правила и грамматики и логики.

При таком толковании нужно выяснить, в каких словах, предложениях
формулируется гипотеза, санкция, диспозиция правовой нормы. Для этого
устанавливается значение отдельных слов, уясняется их грамматическая
форма (падеж, род, число, вид, лицо), определяется связь между ними.
Затем уясняется грамматическая и смысловая структура предложений, из
которых состоит норма. При текстовом толковании норм права необходимо
специально остановиться на выяснении значения отдельных терминов. В
законодательстве часто используются термины, имеющие общепринятое
значение. Однако некоторым из них придается в законе особый смысл.
Разъяснение таких терминов нередко дается в самих законах и других
нормативно-правовых актах. Применяя нормы права, которые содержат
термины, употребляемые в различных значениях, важно установить их
действительный смысл, непосредственно заложенный самим правотворческим
органом. В противном случае это может привести к неправильному решению
юридического дела.

Примером грамматического толкования может служить толкование терминов в
обычном словоупотреблении содержание, которых во многих случаях
расплывчато и допускает многозначное толкование. Классическим примером
применения грамматического толкования является задача с формулой:
«Казнить нельзя помиловать». От того, где в данной формулировке ставить
запятую или тире, зависит выбор одного из двух взаимоисключающих
вариантов поведения

В нормативно-правовых актах широко используются специальные термины из
различных отраслей техники, науки, искусства. Для правильного их
уяснения необходимо обращение к соответствующим справочникам, словарям
или помощи специалистов. Смысл исследуемого слова толкуется так, как
понимал его законодатель в момент издания нормы. Основная лексическая
база, используемая в нормах права, постоянна. Однако возможность
изменения значения слов существует и нельзя это не учитывать при
толковании.

Следующая, не менее ответственная задача - установление смысловой и
грамматической структуры текста, изучение взаимосвязи всех предложений,
уточняющих, развивающих и конкретизирующих содержание и в совокупности
составляющих норму права. Установление таких связей особенно важно в
случае, когда норма складывается из нескольких статей одного акта или
различных актов (внесение изменений и дополнений в статью, последующее
ее распространение, отмена какой-либо части и т.д.).

Норму права можно понять до конца, если рассматривать ее в тесной
логической связи с другими нормами, близкими по содержанию. Именно
поэтому установление определенной связи (как близкой так и более
отдаленной) с другими правовыми нормами является необходимым и весьма
важным элементом толкования всех без исключения норм. Таким образом,
необходимость систематического толкования вызывается наличием норм,
которые регулируют смежные общественные отношения, в определенной
степени похожие друг на друга и взаимно связанные между собой. С помощью
систематического толкования мы можем глубже и полнее осмыслить правовое
веление, проверить, углубить и уточнить текстуальное содержание правовой
нормы, устранить сомнения, которые могут возникнуть в процессе
грамматического толкования. Систематическое
толкование - это уяснение смысла нормы права с точки зрения ее связи с
другими, самостоятельными правовыми нормами, в зависимости от места,
которое занимает данная норма в целом в системе нормативного акта. При
систематическом толковании мы, во-первых, раскрываем смысл правовой
нормы в зависимости от места, которая она занимает в системе кодекса или
иного нормативного акта, в зависимости от того, в каком по значимости
нормативном акте эта норма сформулирована, во-вторых, сравниваем
исследуемую правовую норму с другими нормами данной отрасли права, а
также с нормами других отраслей, с которыми находится в той или иной
связи и взаимосвязи.

Установление систематических связей толкуемой нормы с другими, близкими
ей по содержанию, в одних случаях позволяет всесторонне рассмотреть
первую норму без измены ее содержания. В других случаях близкая норма
может дополнить предписания исследуемой нормы, уточнять ее,
ликвидировать возможность возникновения пробелов и недоразумений при ее
применении. Связь норм появляется также в том, что одна норма может
устанавливать определенные исключения из общего правила,
сформулированного в другой норме, изменять в той или иной степени
содержание другой нормы, ограничивать или распространять объем ее
действия.

Установление системных связей между нормами помогает правильно понять
сферу их действия, круг лиц которых они касаются, смысл того или иного
термина и т.д. Это особенно важно, когда сравнивается изданная ранее
норма с новой, которая в какой-то степени корректирует ее содержание.
Систематическое толкование позволяет выявить противоречия и коллизии в
законодательстве, нормы которые хотя формально не отменены, на самом
деле заменены другими и фактически не действуют. При необходимом
применении аналогии закона этот прием толкования помогает найти наиболее
близкую по содержанию, подлежащему разрешению, норму.

Изучение исторической обстановки, сложившейся при издании исследуемой
правовой нормы, тех задач, которые ставил перед собой законодатель при
издании этой нормы, установление ее социального назначения на основе
изучения общественных процессов, обусловивших ее возникновение и
действие, называется историко-политическим толкованием. При его
применении важно использование документов и материалов, опубликованных в
средствах массовой информации, литературы, отражающей политику
государства по рассматриваемому вопросу. Кроме того,
историко-политическое толкование изучает преамбулу и введение к
толкуемым актам, их официальное и неофициальное толкование, тексты
старых, отмененных актов по тому же вопросу, материалы обсуждения и
принятия толкуемой нормы, а также учитывает социально-политическую
обстановку, складывающуюся в момент самого процесса толкования. При
историческом толковании интерпретатор опирается на факты, связанные с
историей возникновения нормы права, изучает социально-экономическую и
политическую атмосферу, которая обусловила появление данной правовой
нормы.

Историко-политическое толкование помогает правильно и в каждом
историческом периоде дифференцированно подойти к толкованию того или
иного термина или слова. Естественно, что это толкование должно
проводиться лишь в рамках основного содержания исследуемого акта, не
должно быть предлогом для отхода от его точного смысла.

Указанные приемы всегда дополняют и обуславливают друг друга. При
толковании нормативного акта к ним всегда приходится прибегать
одновременно и параллельно. Они дают положительные результаты лишь в
совокупности, в своем взаимном проникновении; нельзя успешно толковать
нормативный акт только с помощью одного какого-либо приема.

Правила и приемы толкования облегчают усилия интерпретатора проникнуть в
суть правовой нормы. Однако они не могут заменить собой разум лица
толкующего нормативные акт, его жизненный и правовой опыт, его
юридические знания. Приемы толкования норм права - это методы подхода к
их исследованию, способы, с помощью которых мысль интерпретатора
углубляется в содержание правовой нормы.

Разъяснение законов и иных нормативных актов может выражаться как в
форме официального акта полномочного на то органа, так и в форме не
имеющих формально обязательного характера рекомендаций и советов,
даваемых общественными организациями или отдельными лицами, составляет
существенную сторону проблемы толкования. Определенному органу или лицу
для производства разъяснения необходимо, конечно, уяснить себе
содержание разъясняемого нормативного акта, однако это является лишь
необходимой предпосылкой для разъяснения.

Любое лицо или орган имеют возможность разъяснять закон или иной
нормативный акт, но юридические последствия такого разъяснения бывают
различны. В зависимости от последствий, к которым приводит разъяснение
нормативных актов, можно выделить два основные вида толкования.
Официальное толкование, представляющее собой сформулированное в
специальном акте разъяснение содержания и целей правовых норм и носящее
обязательный для исполнения характер. Оно дается специально
уполномоченными на то компетентными органами и формально связывает
исполнителей толкуемой нормы. И неофициальное толкование, оно не носит
формально обязательного характера, и сила разъяснения, даваемого при
этом виде толкования, заключается только лишь в его убедительности и
правильности.

Официальное толкование, даваемое судебными или иными уполномоченными на
то государственными органами, а также органами общественных организаций
по специальному уполномочению государства, можно разделить на два вида:
нормативное и казуальное толкование.

Нормативным толкованием является официальное разъяснение правовой нормы
компетентным органом обязательное для всех лиц и органов, которые прямо
попадают под юрисдикцию этого органа, производящего толкование, и
распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой
правовой нормой, обеспечивая тем самым единообразное и правильное
проведение в жизнь предписаний этой нормы.

Официальное нормативное толкование можно разделить на два вида:
аутентичное толкование, т.е. официальное разъяснение, исходящее от
органа, установившего данную правовую норму, и легальное толкование,
осуществляемое не самими нормотворческими органами, а другими в силу
полномочий, полученных от государства. Легальное толкование должно
проводиться в рамках компетенции органа производящего разъяснение. Его
обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые попали под
юрисдикцию органа, дающего толкование. Официальное (легальное)
толкование основано на научном подходе к изучению действующего права.
Для судебной деятельности особо важны разъяснения Верховного Суда по
делам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. В них
разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у
судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия,
ошибки и неправильные решения. В то же время аутентическое толкование -
это раскрытие воли законодателя, сформулированной в правовой норме, ее
конкретизация. В ряде случаев нормативные акты, которые на практике
вызвали неясности или противоречиво применялись, официально разъясняются
путем нормативного толкования самим органом, издавшим этот акт. Акт
нормативного толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило,
аналогичную внешнюю форму, как и разъясняемый акт.

Казуальным толкованием называется такое разъяснение смысла правовой
нормы, которое дается судебными или иным компетентным органом по поводу
и в связи с рассмотрением конкретного дела и является формально
обязательным лишь при его разрешении. Казуальное толкование касается
определенных лиц, во внимание берутся конкретные обстоятельства дела.
Формально общеобязательной силы такое толкование не имеет. Суды не могут
основываться и ссылаться на него при решении конкретных дел.

Казуальное толкование бывает судебное, которое осуществляется судебными
органами при рассмотрении конкретных дел и находит свое отражение в
приговорах и решениях по данным делам, и административное, которое
осуществляется министерствами, ведомствами, местными государственными
администрациями. Примером казуального толкования может быть приказ
министра в связи с рассмотрением конкретной жалобы. Чаще всего акт
казуального толкования является составной частью правоприменительного
акта, которым решается конкретное юридическое дело.

Неофициальное толкование происходит, когда разъяснение смысла законов и
иных нормативных актов могут даваться не только определенными
компетентными на то органами, но и общественными организациями, крупными
государственными и общественными деятелями, учеными, а также любыми
другими гражданами в их повседневной жизни.

Среди видов неофициального толкования можно выделить так называемое
обыденное толкование, осуществляемое гражданами в быту, повседневной
жизни, а также профессиональное, например разъяснение законов адвокатом
и т.д. Наконец, весьма важным видом неофициального толкования является
так называемое доктринальное толкование, осуществляемое наукой права.
Его сила не в формальной обязательности, а в убедительности, в
авторитете тех лиц и организаций, которые осуществляют это толкование.
Будучи тесно связано с практикой, оно призвано улучшать качество
применения закона, укреплять законность.

Как определенный вид юридической деятельности толкование предполагает
наличие субъекта (деятеля), результат деятельности и совокупность
рациональных приемов деятельности, призванных обеспечить должный
результат. Деятельность истолкователя, дабы быть рациональным, небрежно
ориентируется на некоторую совокупность соответствующих правил, цель
которых - рационализировать.

По мнению П.Е. Недбайло отличает, что без уяснения цели закона нельзя
правильно истолковать и применить норму права, в нем содержащуюся. При
выяснении содержания нормы по ее цели необходимо установить ту цель,
которая придана ей законодателем и содержится в соответствующих его
актах”.

Толкование правовых норм преследует цель выяснения действительного
смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю
законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение
его воли может не всегда совпадать с ее действительным содержанием.

Результатом толкования должна быть однозначность и полная ясность смысла
нормы права. Особенность толкования по объему обусловлена его связью с
конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от
которого зависит практический эффект толкования. В связи с результатом
толкования различают буквальное (адекватное), расширительное
(распространительное) и ограничительное. Буквальное толкование – это
толкование, при котором действительное содержание правовой нормы
понимается в полном соответствии с ее текстуальным выражением.
Расширенное толкование – толкование, при котором действительное
содержание правовой нормы следует понимать шире его буквального
текстуального выражения. Ограничительное толкование рассматривается как
толкование, при котором действительное содержание правовой нормы следует
понимать уже его буквального текстуального выражения.

Следующей стадией процесса применения норм права является принятие
решение по делу. Эта стадия связана с применением норм права, на которых
оформляются результаты всей правоприменительной деятельности. Принятое
решение находит свое отражение в акте применения права.

Акты толкования - это один из видов правовых актов, представляющий собой
индивидуальный акт властного характера, который устанавливает права и
обязанности конкретных субъектов (приговор, приказ, решение и др.). Акты
толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический
документ, акт уяснения и разъяснения. Акт толкования это официальный,
юридически значимый документ, направленный на установление
действительного смысла и содержания норм права. Акты применения норм
права выступают как один из способов государственного руководства и
средство решения юридических дел, которое выполняет функции
индивидуального регулирования поведения субъектов в конкретных правовых
отношениях. Акты применения норм права характеризуются такими
признаками:

это официальный акт компетентного органа, который выражает волю
государства и представляет собой одностороннее волеизъявление
уполномоченного органа;

он имеет обязательное значение;

акт применения права всегда имеет индивидуальный характер;

он может играть роль юридического факта, то есть способствовать
возникновению, изменению и ликвидации правовых отношений;

это акт, который издан на основе и в соответствии с нормами права,
которые применяются;

он содержит индивидуально-конкретное, государственно-властное
распоряжение;

он издается в определенной форме и в предусмотренном законом порядке;

он имеет юридическую силу и обеспечивается соответствующими средствами.

Акты применения норм права отличаются от нормативных актов по таким
признакам: нормативные акты содержат нормы права для неопределенного
круга лиц. Акты же применения норм права содержат индивидуальные
предписания, которые адресованы персонально указанным в них лицам или
организациям. Нормативные акты характеризуются возможностью
неоднократной их реализации. Акты же применения норм права в рамках
конкретной жизненной ситуации имеют одноразовое действие.

Последней стадией процесса применения норм права является
заключительная стадия, в рамках которой осуществляются фактические
действия, благодаря чему норма права внедряется в жизнь. Например,
студент, зачисленный в ВУЗ, начинает обучение в учебном заведении;
пенсионер фактически получает пенсию, которая ему начислена.

Самым главным является соблюдение принципа законности на каждой из
стадий процесса реализации норм права.

Понятие пробелов в праве и способы их устранения

Особо следует сказать о стадии правоприменительного процесса, когда
правоприменитель не находит нормы, регулирующей установленные факты. Из
этого следует по меньшей мере два вывода: или законодатель не считает
необходимым регулировать данные обстоятельства и принимать по ним
какие-либо решения юридического характера, или налицо пробел в законе.1

Пробел в законе рассматривается в юридической литературе как отсутствие
норм права (или их частей), которые регулируют конкретное общественное
отношение в том случае, если оно попадает в сферу правового
регулирования. Действительный пробел в праве существует тогда, когда
определенный вопрос должен решаться юридическими средствами, но правом
такое решение вопроса не предусмотрено.

Примером пробела законодательства об образовании может быть признано
отсутствие норм, которые устанавливают ответственность родителей,
которые осложняют своим детям возможность посещать школу. Пробелом
уголовного права можно считать отсутствие нормы об ответственности
женщин за злоупотребление алкоголем или наркотиками в период
беременности или кормления ребенка, что стало причиной смерти или
инвалидности ребенка.

При пробеле в законе правоприменителю предписывается законодателем
разное поведение. Одно из них закреплено в Уголовном и
Уголовно-процессуальном кодексах. Здесь присутствует принцип: “Нет
преступления и проступка, нет наказания и нет взыскания без закона”.
Естественным выходом для практика в такой ситуации является отказ в
возбуждении производства по делу, вынесение оправдательного решения. В
отношениях, не связанных с признанием деяния преступлением или
административным проступком, действует другое правило. Гражданское
законодательство, например, допускает возникновение гражданских прав и
обязанностей непосредственно в силу начал и смысла гражданского
законодательства. Ссылаясь на отсутствие конкретного закона, нельзя,
таким образом, отказать в правосудии.

Наиболее эффективным средством преодоления пробелов в праве является
издание компетентным органом правовых норм, которых недостает. Однако
путь правотворчества не всегда приемлем, так как он достаточно сложный и
занимает большой промежуток времени. Поэтому в некоторых случаях
средствами преодоления пробела по спорам, возникающим из гражданских
правоотношений, а также по делам особого производства и спорам,
вытекающим из административно-правовых отношений, являются аналогия
закона и аналогия права.

Аналогия закона – означает решение дела на основе закона, регулирующего
сходные с рассматриваемыми отношения.1 Например, Уголовно-процессуальным
кодексом не предусмотрена возможность отвода общественного обвинителя.
Но он содержит статью касательно регулирования порядка отвода
государственного обвинителя. На ее основе и решается первый вопрос.

В случаях, когда общественные отношения прямо не урегулированы никакими
нормами права и отсутствуют нормы, которые регулируют схожие отношения,
применяют аналогию права, то есть решение конкретного дела на основании
общих идей и принципов права (гуманизма, справедливости, равноправия и
др.). Следует взять во внимание, что аналогия закона, и особенно
аналогия права, имеют ограниченную сферу использования. Их применение
полностью исключено при решении вопроса о привлечении к уголовной или
административной ответственности, которые могут возникнуть исключительно
при совершении общественно опасных действий, предусмотренных законом. В
то же время аналогия допустима в гражданском, трудовом и других отраслях
права. Аналогия разрешена повсюду, где нет специального запрещения и где
сам нормодатель не связывает наступление юридических последствий только
с конкретным законом. 1

Режим законности диктует ряд требований к использованию аналогии:



решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия
или неполноты правовых норм;

сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных
имеющейся нормой, должно быть в существенных, равнозначных в правовом
отношении признаках;

выводы по аналогии недопустимы, если она прямо запрещена законом или
если закон связывает наступление юридических последствий с наличием
конкретных норм;

исключительные нормы и изъятия из общих законодательных правил могут
приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые
обстоятельства также являются исключительными;

выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно
противоречить ни одному из действующих предписаний закона;

решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же
отрасли права, и только за неимением таковой возможно обращение к другой
отрасли и законодательству в целом.

Следует напоследок подчеркнуть, что в каждом конкретном случае решение,
которое было принято с помощью использования аналогии закона или права,
имеет значение исключительно для данного конкретного случая.

Заключение

В результате проведенного в данной работе исследования можно сделать
вывод о том, что с помощью реализации права достигается тот результат, к
которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен
привести к какой-то полезной цели.

Ознакомившись с формами реализации законодательной воли, мы можем
сделать вывод о том, в практическом отношении их классификация тесно
связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации
правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов.

Успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное
поведение связан в конечном счете с созданием надлежащей базы,
научно-техническим и ресурсным обеспечением благоприятного
морально-политического климата, организационными мерами и т.п., чего так
не хватает нашей стране. Вместе с тем большое значение имеет
субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого
воздействия на волю и сознание людей. Необходимо сделать вывод о том,
что если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному
требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведении. В
связи с этим государство использует ряд методов для того, чтобы
сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права
потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в
нормах права действия.

История знает два основных средства понуждения воли людей к реализации
государственных велений – это обещание награды и угроза физическим
принуждением или лишением каких-либо благ. Иными словами – это всем
хорошо известные методы кнута и пряника.

В правовом государстве значительно меняются сфера и объем
репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность
своеобразного «самообеспечения» правовых предписаний. Цель права состоит
в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно
устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей
субъектов реализации права.

При таком условии глобальная перспектива состоит в постепенной отпадении
необходимости специализированного государственного принуждения. Само
содержание права обуславливает добровольное повиновение со стороны
подавляющего большинства граждан.

Однако «самообеспечение» норм права в обществе нельзя понимать
упрощенно, нельзя не видеть также, что в определенные периоды развития
ряда государств получили гипертрофированное использование методы
командно-волевого, административного нажима, принудительные и даже
репрессивные методы. Заинтересованность участников общественных
отношений состоит в реализации принадлежащих им прав в сфере действия
управомочивающих норм, а более широко – за пределами действия запретов,
ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам
факт реализации управомочивающих норм. Тем более не грозит лишениями на
случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержание
управомочивающих норм удовлетворяет волю их адресатов, а сам результат
осуществления прав приносит желаемые блага.

В результате всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о трудно
переоцененной значимости процесса реализации правовых предписаний в
жизни государства и общества в целом.

Список использованной литературы:

Алексеев С.С. «Проблемы теории права: Курс лекций». Свердловск, 1973

Алексеев «Общая теория права». М., 1982

Васильев А.М. «О правоприменении в процессуальном праве. Проблемы
соотношения материального и процессуального права». М., 1980

Вопленко Н.Н. «Официальное толкование норм права», М., 1976

Коваленко А. И. «Общая теория государства и права». ТЕИС. 1996

Лазарев В.В. «Применение советского права». Казань, 1972

Лазарев В.В. «Социально психологические аспекты применения права».
Казань, 1982

Матузов Н.И.; А.В. Малько «Теория государства и права». М., 1997

Недбайло П.Е. «Примечание советских правовых норм». М., 1960

«Общая теория государства и права», под ред. В.В.Копейчикова, К., 1999

11. «Общая теория права и государства», под ред. В.В. Лазарева, М.,
1999

12. Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР, М., 1962

Пиголкин А.С Общая теория права, М., 1996

Правовые формы деятельности общенародном государстве. Под ред. В.М.
Горшенева, Харков, 1985

Спасов Б.П. «Закон и его толкование», М., 1986

Хропанюк В.Н. Теория государства и права, М., 1995

17. Черданцев А.Ф. «Толкование советского права». М., 1979

18. Чвялева Е.В. «Теоретические проблемы юридической классификации»;
Дис. канд. юрид. наук. Свердловск. 1986

19. Явич Л.С. «Общая теория права», П., 1971

20. Наказ МВД Украины № 285 от 22 мая 1992 г. «О мерах
усовершенствования нормотворческой деятельности МВД Украины», К., 1992

1 Явич Л.С. Общая теория права, П., 1971 г.

1 Лазарев В.В., Социально психологические аспекты применения права,
Казань, 1982 г.

Черданцев А. Ф. Толкование советского права, М., 1979. - с. 5-6.

1 Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права, М., 1976. - с.5.

2 Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР, М., 1962, с. 25

3 Пиголкин А.С Общая теория права, М., 1996. - с. 283.

4 Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР, М., 1962. - с. 8.

5 Пиголкин А.С. Общая теория права, М., 1996.- с. 283.

Спасов Б.П. Закон и его толкование, М., 1986. - с. 169.

Черданцев А. Ф. Толкование советского права, М 1979. - с. 13-15.



Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР, М., 1962. - с. 35.

Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР, М., 1962. - с. 31.

Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР, М., 1962. - с. 37.

Пиголкин А.С Общая теория права, М., 1996. - с. 288.

Общая теория государства и права, под ред. В.В.Копейчикова, К., 1999,
с. 184-185.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права, М., 1995. - с.150

Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР, М., 1962. - с.
119-122.

Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права, М., 1976. - с.96.

Пиголкин А.С. Общая теория права, М., 1996.- с. 283-285. )

1 Общая теория права и государства, под ред. В.В. Лазарева, М., 1999. -
с. 261.

1 Общая теория права и государства, под ред. В.В. Лазарева, М., 1999. -
с. 261.




© 2010.