рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности  

Реферат: Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ................................................... 2

2. ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЭД В РФ......................................................................................................... 3

3. ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВЭД....................................................................... 7

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ВЭД.......................................................................... 9

5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВЭД.............................................................................. 12

6. КВОТИРОВАНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК................................ 14

7. СЕРТИФИКАЦИЯ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ.............................................................................................. 16

8. РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСПОРТНЫХ КОНТРАКТОВ НА ВЫВОЗ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ 17

9. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КОЛИЧЕСТВА, КАЧЕСТВА И ЦЕНЫ ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ 18

Литература................................................................................................................................................................. 20

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятель­ности (ВЭД) предприятий включает:

• законодательно-правовую базу регулирования;

• институционно-организационную структуру регулирования;

• государственное программирование ВЭД;

• квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

• сертификацию импортных товаров;

• регистрацию некоторых экспортных контрактов;

• обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экс­портируемых товаров;

• таможенное регулирование;

• валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

• использование внешнеэкономических связей для ускорения созда­ния в России рыночной экономики;

• содействие повышению производительности труда и качества на­циональной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую кон­куренцию;

• создание условий доступа российских предпринимателей на миро­вые рынки посредством оказания государственного, организаци­онного, финансового, информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

• создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международ­ными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной эко­номики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

• единство внешнеэкономической политики и национальной (внут­ренней) экономической политики;

• единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъ­ектов в области управления ВЭД;

• обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных орга­нов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

• определение основных принципов осуществления ВЭД и внешне­экономической политики России в целом;

• разработка соответствующих федеральных программ;

• защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдель­ных субъектов и граждан в частности;

• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

• подготовка и заключение международных договоров и государст­венных соглашений, контроль за их исполнением;

• организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

• определение и реализация валютной политики страны;

• формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) то­варных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

• разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики право­мочны:

• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодатель­ству;

• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответст­вующие региональные программы;

• предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Феде­рация не отвечает);

• заключать соглашения по международному сотрудничеству в рам­ках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федера­тивных государств);

• иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубе­жом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

• координация действий участников ВЭД;

• выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их вы­полнение касается интересов регионов);

• разработка и выполнение межрегиональных и региональных про­грамм ВЭД;

• регулирование приграничной торговли;

• информационное обеспечение ВЭД.

2. ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЭД В РФ

В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следую­щими функциями:

• осуществлять общее руководство государственной внешнеэконо­мической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);

• подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;

• регулировать военно-техническое сотрудничество;

• определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, рас­щепляющихся материалов.

Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и ко­миссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслу­шивают отчеты руководителей ведомств.

Правительство РФ выполняет следующие функции:

• проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осу­ществляет разработку соответствующих программ;

• участвует в организации и проведении международных перегово­ров;

• участвует в формировании экспортного и импортного режимов;

• осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;

• регулирует величины ставок таможенного тарифа;

• принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от мас­сированного импорта;

• разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.

Специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство внешних экономических связей (МВЭС) РФ. В его функции входят:

• государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; учас­тие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импорт­ных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);

• координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики; координа­ция действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совер­шенствование институциональной организационной структуры управ­ления ВЭД; координация действий российских экспортеров и т.д.);

• оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической конъюнкту­ры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэко­номической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);

• кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и по­вышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование еди­ной информационной системы, выпуск соответствующих специаль­ных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие про­ведению выставок, ярмарок, презентаций);

• создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудни­чества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие в деятель­ности соответствующих международных организаций; борьба про­тив дискриминации российских экспортеров, обеспечение равно­правной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);

• участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг», «Росвнешторг» и др.);

• руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппа­ратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппа­ратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.

В систему МВЭС входят:

1. Центральный аппарат (департаменты: поддержки промышленного экспорта; координации ВЭД; многостороннего экономического сотрудничества; регулирования ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый и др. Центральный аппарат имеет также ряд отделов и управлений).

2. Внешнеэкономические объединения, осуществляющие внешнетор­говую деятельность по определенной номенклатуре товаров.

3. Всероссийская академия внешней торговли, осуществляющая под­готовку руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для рабо­ты в международных экономических организациях. На обучение прини­маются, как правило, лица с высшим образованием, имеющие практиче­ский опыт работы в народном хозяйстве. При Академии имеется аспи­рантура, ее преподаватели активно занимаются консультационной дея­тельностью.

4. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный инсти­тут (ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйст­венных связей, конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются платные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие заказные рабо­ты, издается Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), содержащий актуальную коммерческую информацию зарубеж­ных информационных агентств.

5. Объединение информационного обеспечения и автоматизирован­ной обработки данных (ИнформВЭС). Оно является генеральным под­рядчиком при разработке и внедрении информационных систем, обеспе­чивающих выполнение функций регулирования, координации ВЭД, вне­дрении автоматизированной системы валютного и экспортного контро­ля. Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального ап­парата МВЭС и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно участников ВЭД. Ин­формВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям, располагает сервисным центром.

6. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет ин­ститут уполномоченных МВЭС в регионах. К их важнейшим функциям от­носятся:

• проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общий государственный надзор;

• обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между федерацией и регионами;

• оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;

• помощь региональным властям в подготовке и осуществлении го­сударственных и региональных программ международного сотруд­ничества;

• регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сы­рьевых товаров.

7. В структуре МВЭС важное место занимают торговые представитель­ства РФ за рубежом. Их задачи:

• защита и представительство интересов российских участников ВЭД в стране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказание консультационных услуг;

• контроль за соблюдением резидентами страны размещения торг­предств и российских участников ВЭД межгосударственных согла­шений;

• содействие в установлении и расширении деловых контактов меж­ду фирмами соответствующих государств;

• сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.

Министерство экономики, помимо разработки и проведения единой государственной социально-экономической политики в целом, также играет важную роль в управлении ВЭД России. Согласно утвержденному 26 августа 1995 г. Положению о Министерстве экономики Российской Федерации оно участвует в разработке предложений по экономической политике в сфере международного сотрудничества, совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических свя­зей, осуществлению совместных проектов и программ, участвует в состав­лении платежного баланса страны. Министерством разрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранных инвестиций, разме­щению российского капитала за рубежом. Оно координирует взаимодей­ствие с международными финансовыми институтами. Этими вопросами заняты: департаменты международного инвестиционного сотрудничест­ва; внешнеэкономической деятельности; экономического сотрудничест­ва с государствами — участниками СНГ; инвестиционной политики.

Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по со­глашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществле­нии ВЭД, определяет методические основы разработки платежного ба­ланса.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010.