рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Формирование взглядов Кемаля Ататюрка.  

Реферат: Формирование взглядов Кемаля Ататюрка.

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Формирование взглядов Кемаля Ататюрка. 6

§     1. От общества «Ватан» к революции

§     2. Путь к республике

6

10

ГЛАВА 2. «Этатизм» - идеология социально-экономической модернизации страны 13

§     1. Социально-политические изменения в турецком обществе

§     2. Преобразования в экономике

13

15

ГЛАВА 3. Мустафа Кемаль Ататюрк о внешнеполитической концепции независимой Турции 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

ВВЕДЕНИЕ

Утрата миром геополитической биполярности привела к активизации усилий по формированию нового мирового порядка, политической формой которого становится демократия. В этих условиях процесс модернизации восточных обществ все более оказывается под сильнейшим воздействием Запада и сводится к освоению институтов и норм западной политической демократии. Однако процесс этот противоречив и неоднозначен, ибо ни одно из трансформирующихся обществ не в состоянии отрешиться от собственного прошлого, своих традиций и норм политической жизни.

В этом отношении интересен опыт Турции, вступившей на путь политической вестернизации в начале ХХ века. Теоретиками и организаторами вестернизации страны выступил Мустафа Кемаль Ататюрк и его сторонники, использовавшие в своей концепции «турецкой перестройки» идеологические постулаты западничества, концепцию турецкого национализма, зачатки местного лаицизма. От обоснования принципов национального суверенитета и народности (народовластия) кемалисты после победы национально-освободительного движения перешли к практической ликвидации монархии и халифата, открыв тем самым путь к созданию республиканской Турции, разработке ее конституционных основ. В целях мобилизации общества на проведение реформ кемалисты создали авангардную партию, которая вплоть до окончания второй мирвоой войны монопольно управляла страной.[1]

Лидер кемалистов Мустафа Кемаль Ататюрк, по свидетельствам современников, еще до младотурецкой революции стал сторонником западной демократии и вестернизации всей страны,[2] и еще при жизни приобрел широкую популярность.

«Ататюрк» в переводе с турецкого означает «отец народа», и это в данном случае не преувеличение. Человека, носившего эту фамилию, по заслугам именуют отцом современной Турции. Один из современных архитектурных памятников Анкары - мавзолей Ататюрка, сложенный из желтоватого известняка. Мавзолей стоит на холме в центре города.

Ататюрк в Турции повсюду. Его портреты висят в государственных учреждениях и кофейнях маленьких городов. Его статуи стоят на городских площадях и скверах. Его изречения встретишь на стадионах, в парках, в концертных залах, на бульварах, вдоль дорог и в лесах. Люди слушают восхваления ему по радио и телевидению. Регулярно демонстрируется уцелевшая кинохроника его времен. Речи Мустафы Кемаля цитируют политические деятели, военные, профессора, профсоюзные и студенческие лидеры.

Освободительная война, принесшая Турции независимость, вошла в историю под названием кемалистской революции. С именем Кемаля связаны также преобразования, благодаря которым на развалинах феодально-клерикальной Османской империи было создано современное Турецкое государство. Да и сама Турецкая республика  обычно называлась кемалистской. Более того, выдвинутые Ататюрком основные принципы остались и на будущее время руководством к действию для турецких патриотических сил.

Вот почему интересно проследить процесс возникновения и развития основных концепций Ататюрка.

Историография по рассматриваемой теме очень обширна. Отечественная (советская) туркология внесла большой вклад в изучение рассматриваемого вопроса. К сожалению, в советской историографии в оценке реформ 20-30-х гг. возобладал односторонний подход. Все, что было связано с деятельностью радикальных реформистов, однозначно получало положительную оценку, а всякое критическое отношение в тогдашней Турции к этой деятельности столь же однозначно оценивалось отрицательно.[3]

В послевоенные годы, вплоть до наших дней, отечественные туркологи провели немало исследований, касающихся роли турецкого государства (этатизм) в социально-политическом и экономическом развитии страны. Идеологии кемализма много внимания уделял А.Ф. Миллер.[4] Широкий аспект идеологических проблем этатизма представлен в работах Н.Г. Киреева[5], Ю.Н. Розалиева[6], А. Лежикова[7]. Эти исследователи проводят глубокий анализ истории этатистских идей, показывают какого его влияние на построение турецкого государства, а также прослеживают философские основы взглядов Ататюрка. Особую значимость для изучения проблем этатизма в Турции имеет работа И. Алибекова «Государственный капитализм в Турции»[8]. В.И. Данилов[9] поднимает вопрос об особенностях политического развития  Турции в в 20-30 гг. ХХ века.

Источником по данной теме являются многочисленные тексты речей и выступлений Мустафы Кемаля (Ататюрка).[10]

Цели работы сформулированы в названиях ее глав и параграфов: проследить формирование философских и общественно-политических взглядов Ататюрка; раскрыть содержание этатизма, как идеологии социально-экономической модернизации страны, отразив экономические, политические и социальные изменения в турецком обществе в рассматриваемы период; выявить внешнеполитическую концепцию независимой республиканской Турции.

ГЛАВА 1. Формирование взглядов Кемаля Ататюрка

В выступлении Кемаля на первом заседании Великого национального собрания Турции 23 апреля 1920 г.[11], а также ряде последующих, он развертывает – вначале очень осторожно и, пожалуй, туманно, а затем все более твердо и ясно – свои общественно-политические взгляды, определявшие главную линию его политической деятельности. Они формировались исподволь, но лишь теперь стали складываться в систему. Небольшой исторический экскурс поможет лучше понять эволюцию его взглядов.

Мустафа Кемаль родился в Салониках в Греции, на территории Македонии, в 1881 г. В то время эта территория контролировалась Османской империей. Его отец, Али Риза-эфенди был мелкий чиновник, оказал слабое влияние на воспитание сына. Грамотная (большая редкость для турчанки в то время), и набожная мать Зюбейдеханым  определила 6-летнего сына в религиозную школу. Но после смерти отца, который был старше матери лет на 20, Мустафа, проявив желание стать военным, поступил в военную школу и прошел все ступени подготовки офицера.[12] Еще в школе, за успехи в учении, его назвали вторым именем – Кемаль (ценный, безупречный). Среднее военное образование он получил в училищах Салоник и Монастира (Битола), а в январе 1905 г. окончил Академию Генштаба в Стамбуле, после чего был направлен для прохождения службы в чине капитана в Дамаск.[13] В Академии, помимо воинских дисциплин, Кемаль самостоятельно изучая произведения различных философов и мыслителей, таких как Руссо, Вольтер, Гоббс. Турецкий автор Дж. Танйол высказывает убеждение, что «Ататюрк внимательно, строка за строкой, изучал «Общественный договор»[14]  

§     1. От общества «Ватан» к революции

К началу ХХ века в Османской империи наступил экономический, политический и военный кризис. На султанском престоле восседал Абдул-Хамид II (1876-1909) - несмотря на свое противодействие всяким реформам, он был вынужден в декабре 1876 г. ввести конституцию, но предельно ограничил ее действенность. Османская империя провозглашалась единым государством, не подлежащим расчленению. Это положение вступило в противоречие с национально-освободительным движением во всех районах империи.[15]

Неоднократные восстания подавлялись с чудовищной жестокостью командующими войск, которые придерживались официальной доктрины, рассматривавшей всех поданных султана вне зависимости от национальности и вероисповедания, членами одного общества. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Турция потерпела ряд крупных поражений и вынуждена была признать по Берлинскому трактату полную независимость Сербии, Черногории и Румынии, автономии. Болгарии и Восточной Румелии. Англия под предлогом помощи Турции, оккупировала Кипр, Австро-Венгрия заняла Боснию и Герцеговину. В 1881 г. Франция захватила Тунис, прежнюю колонию Турции, в 1882 г. Англия оккупировала Египет.[16]

В год рождения Мустафы Османская империя объявила себя финансовым банкротом и по Мухарремскому декрету султана согласилась на создание Управления османского государственного долга, в ведение которого передавалась для иностранцев часть доходов государства. Турция утратила самостоятельность во внешнеполитических делах и на международной арене выступала теперь не как субъект, а как объект политики великих держав, готовивших раздел наследства «босфорского больного».[17]

Избранная Кемалем профессия военного имела большое значение и для его общего политического развития. Экономический застой, политическое бесправие, засилье иностранного капитала, разложение режима порождали у прогрессивной молодежи, особенно курсантов военных училищ, стремление найти выход из создавшегося положения. Проникавшие в учебные заведения с Запада если не революционные, то, во всяком случае, либеральные идеи в сочетании с огромным влиянием турецких просветителей ХIХ в. – прогрессивных писателей и поэтов Ибрагима Шинаси, Намыка Кемаля, Зии-паши, Тевфика Фикрета и других – развивали в среде учащийся молодежи патриотические чувства и национальное самосознание. Важную роль в этом процессе играло то обстоятельство, что в феодальной Турции армия была единственной последовательно централизованной частью государственного организма. Военная интеллигенция первой вступила в качестве выразительницы интересов еще только зарождавшейся национальной буржуазии. Представители военной интеллигенции были и первыми участниками подпольных кружков, впоследствии влившихся в тайную младотурецкую организацию «Единение и прогресс».[18]

Именно в Стамбуле, Кемаль расширил свой политический кругозор и впервые приобщился к подпольной деятельности противников самодержавия. Он стал членом исполкома тайного общества «Ватан» («Родина») в академии. Вскоре оно было раскрыто, Мустафу в декабре 1904 г. арестовали, но руководство Академии сумело в отчете султану смягчить вину молодого офицера, и его фактически сослали в январе 1905 г. служить в Дамаск (Сирия).

Пребывание в Сирии продолжалось недолго, но явилось важной вехой в политическом развитии Кемаля. Там в 1906 г. он организовал тайное общество «Ватан ве хюрриет» («Родина и свобода»), действие которого предполагалось распространить в армейских частях Бейрута, Яффы и Иерусалима. В том же году «Единение и прогресс» перенесли свою резиденцию из-за границы в Салоники. Попытки Мустафы, тайно посетившего родину в 1906 г., установить контакт с руководством комитета не удались. [19]

В июне 1907 г. ему присваивается звание колагасы (чин старой армии, выше капитана, но ниже майора), а в сентябре его перевели в Македонию, где он неоднократно посещал теперь Салоники. Пришедшие в 1908 г. к власти младотурки посчитали восстановление конституции окончанием своей миссии, стали призывать к умеренности, отказались изменить режим и добивались лишь отставки одиозных чиновников. Султан и избранный теперь парламент практически не внесли перемен в жизни страны.[20] «Единение и прогресс», придя к власти, оказалось бессильно определить позитивную программу дальнейших действий. Младотурки всемерно проповедовали пантюркизм, панисламизм и османизм, основанные на крайнем национализме и шовинизме. Эксплуатация идеи самосознания нации была доведена до абсурда.

Независимая позиция Кемаля и его популярность в армии беспокоили верхи младотурок. Стремясь как-нибудь отдалить его от правительства и одновременно вознаградить за помощь при реставрации младотурецкого правления, власти откомандировали его летом 1909 г. во Францию. Франция произвела огромное впечатление на молодого офицера, способствовала его стремлению взять на вооружение лучшие достижения Запада.[21]

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010.