рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Контрольная по политологии  

Реферат: Контрольная по политологии

1. Политическая модернизация

  Политическое развитие - это процесс направ­ленных и необходимых изменений в политической системе, определяемых собственно политическими потребностями, либо потребностями внешней социально-экономической и культурной среды. Основную роль в концепциях политического развития играет теория политической модернизации. Часто политическое развитие отождествляется с политической мо­дернизацией. Однако, иногда эти понятия различаются по двум основаниям:

а) понятие «модернизация» употребляется примени­тельно к странам, осуществляющим переход к индуст­риальному обществу;

      б) политическая модернизация связывается с соци­альной мобилизацией и политическим участием в отли­чие от политического развития, где акцент делается на формирование политических институтов.

          В разных странах по-разному выражена степень гражданст­венности общества, но в идеале гражданское общество пока не представлено нигде. Отсюда поиски путей совершенствования форм организации политической власти, наиболее адекватно отвеча­ющих современному пониманию гражданского общества.  Теория политической модернизации представляет собой одну из первых попыток разработки модели гражданско-политического устройства, впитавшего в себя опыт предшествующих эпох. Как отмечал американский социолог У. Мур, модернизация есть не что иное, как «понятие тотальной трансформации традиционного или досовременного общества к тому типу технологии и соответствующей ему социальной структуры, которые характерны для развитых, экономически процветающих и политически относительно стабильных стран западного мира». Данная теория изначально рассматривалась как альтернатива любому другому           (в особенности революционному) преобразованию старого общества в новое. Она была призвана оказать воздействие прежде всего на развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки.

          Теория политической модернизации тесно связана со многими другими теориями, широко распространенными на Западе, в особенности с теорией социального изменения                         О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и Р. Нортропа, а также с теорией стадий экономического роста У. Ростоу. От первой она заимствует идею о том, что социальное изменение предполагает прежде всего изменение культуры и культурных ценностей, которые определяют собой тип общества, его гражданскую и политическую структуру.       От второй она берет постулат, согласно которому трем стадиям перехода от аграрного общества к индустриальному соответствуют и три стадии общественно-политического развития: традиционному обществу — монархия, олигархия и партикуляризм, периоду сдвига — бюрократическая империя и деспотизм и, наконец, современному модернизированному обществу — представительная демократия.

          Основной тезис сторонников теории политической мо­дернизации состоит в том,  что демократическая форма организации власти в гражданско-политическом обществе несов­местима с низким уровнем развития технико-экономических структур. Так, например, по мнению французского политолога М. Дюверже, низкий технико-экономический уровень общества не только свидетельствует об отсутствии демократических форм управления общественными делами, но и неизбежно ведет к авторитарному, диктаторскому характеру политической власти. Для граждан общества с низким уровнем развития техники политическое неравенство является таким же естественным и неотвратимым феноменом, как холод, голод, чума или холера. Больше того, отсутствие демократии в слаборазвитых странах, считают сторонники теории политической модернизации, создает угрозу демократическим политическим системам в индустриально развитых странах. «Ослабление напряженности в обществе изобилия,— писал М. Дюверже,— будет сопровождаться, вероятно, усилением международной напряженности между обществами изобилия и слаборазвитыми странами. Борьба имущих и неимущих, привилегированных и угнетенных перейдет из плана национального в область международных отношений. Во многих странах через несколько лет не будет больше пролетариев, но рядом с этими странами еще долго будут существовать проле­тарские нации, что может вызвать... напряженность и кризисы,  мало благоприятные для демократии». Отсюда путь к демократическому гражданско-политическому обществу лежит через всемерное развитие и утверждение технико-экономических структур. Идеальной моделью такого развития считается политическая система США и других западных стран. Помимо других признаков, эта модель характеризуется сравнительно высокой степенью урбанизации, широким распрост­ранением грамотности, сравнительно высоким доходом на душу населения, экстенсивной географической и социальной мобильно­стью, относительно высокой степенью развития торговли и индустриализации экономики, экстенсивной и всепроникающей сетью средств массовой коммуникации, широким участием и включением членов общества в современные социальные, эко­номические и политические процессы.

       В центре теории политической модернизации — обоснование общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к со­временному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Можно выделить два основных этапа разви­тия теории политической модернизации:

1) 50—60-е гг. XX в., когда модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни; в этот период господствовала идея однолинейного развития: одни страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути модернизации; политическая модернизация воспринималась, во-первых, как демократизация развивающихся стран по западному образцу, во-вторых, как условие и следствие успешного социально-экономического роста стран «третьего мира» и, в-третьих, как ре­зультат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США;

2) В 70—90-е гг. связь между модернизацией и развитием была пересмотрена: первая стала рассматриваться не как условие второ­го, а как его функция; приоритетной целью было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели; появляются концепции «частичной модернизации», «тупиковой модерниза­ции», «кризисного синдрома модернизации»; более детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учетом специ­фических исторических и национальных условий, культурного свое­образия различных стран.

  В экономике важнейшими факторами модернизации являются расширение индустриальных технологий, основанных на использо­вании капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов, расширении вторичного (переработка, торговля) и тре­тичного (услуги) секторов хозяйства, развитие рынков товаров, ка­питалов и труда:

в  социальной сфере — ослабление прежних предписанных (аскриптивных) типов социальности и расширение сферы новых целерациональных связей, основанных на профессиональных или ры­ночных критериях, что сопровождается ростом дифференциации, в особенности классовой и имущественной, разделением между про­изводством, политической и общественной деятельностью;

в сфере политики — образование централизованных наци­ональных государств, в рамках которых формируются различные социально-политические движения и группы, отстаивающие свои интересы;

в культурной сфере — дифференциация духовных систем и ценностных ориентации, секуляризация и плюрализация общест­венного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие средств массовой информации и коммуникации.

По мнению С.Н. Эйзенштадта, политическая модернизация оз­начает:

1) создание дифференцированной политической структуры с вы­сокой специализацией политических ролей и институтов;

2) территориальное и функциональное расширение области центрального законодательства, администрации и политической ак­тивности;

3) постоянное расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и индивидов;

4) возникновение и быстрое увеличение рациональной полити­ческой бюрократии;

     5) ослабление традиционных элит и их легитимации; замена тра­диционных элит модернизаторскими и др.

В политологической литературе выделяют следующие типы мо­дернизации:

1) «первичная» (Западная Европа, США, Канада) — охваты­вает эпоху первой промышленной революции, разрушения тради­ционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д.;

2) «вторичная», «отраженная», модернизация «вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.) — ее основным фактором высту­пают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры.

          Логика «первичной» модернизации: сначала происходили пере­мены в духовно-идеологической сфере (Возрождение, Реформация, Просвещение), затем трансформировалась экономика, т.е. вызре­вали реальные интересы в обществе и происходила дифференциа­ция форм собственности; в результате образовывалась некая гори­зонтальная структура — гражданское общество, и тогда уже осу­ществлялось изменение политической системы, закрепление в ней представительства реальных социальных интересов.

           «Вторичная», «догоняющая» модернизация предполагает, что одни элементы общества «убежали» вперед, более или менее соот­ветствуют развитию в передовых странах, а другие — еще не «вы­зрели», отстают в своем развитии или вовсе отсутствуют. Развитие общества при «вторичной» модернизации напоминает, по мнению бразильского историка   Н. Вернек Содре, «движение квадратного колеса». Варьируются в разных странах лишь систематичность «встрясок», глубина «ухабов», да скорость движения. «Движение квадратного колеса» — удачный образ циклического процесса «до­гоняющей» модернизации, когда чередуются эволюционные и ре­волюционные начала. Колесо со скрипом переваливается, а затем замирает на новой грани — период бурного, но весьма неравномер­ного развития, сменяется стагнацией или медленной эволюцией в ранее выбранном направлении. Одна из сложных проблем, которые возникали при таком движении, заключалась в том, что социальная структура общества, плохо приспособленная к резким встряскам, все же должна была приспосабливаться к переменам. И успех мо­дернизации в этом случае зависел от эффективности общественно-политических институтов, которые могли бы адекватно реагировать на изменения и амортизировать толчки: от государственно-право­вой системы, партий и движений, практики непосредственных кон­тактов руководителей страны с бизнесом, интеллектуалами, наро­дом, от вооруженных сил, средств массовой информации и т.д.

      Как показывает мировой опыт, переходные общества могут за­стрять на стадии «частичной модернизации», когда традиционность и рациональность как принципиально противоположные способы поведенческой ориентации человека и общества, от которых зави­сит формирование экономических, технических, административных навыков и соответствующих организационных структур, институционализируются в рамках одного и того же общества. Отдельные традиционные институты отнюдь не являются неизбежным препят­ствием модернизации, а наоборот, и об этом свидетельствует опыт многих стран, могут способствовать успешному политическому раз­витию. Однако внедрение готовых образцов, произведенных модер­низированным миром, в социально-исторический контекст общест­ва, не успевшего модернизироваться за счет внутренних процессов, порождает существование непреодоленных остатков прошлого с новыми элементами, проявившимися вследствие реформ. В резуль­тате происходит наложение друг на друга типологически разнород­ных конфликтов, что вызывает их взаимное обострение. Внедрен­ные в новый контекст элементы модернизированного общества перестают функционировать в нем как рациональные, и в то же время немодернизированные элементы не могут функционировать как традиционные. Симбиоз оказывается неплодотворным.

Проблема выбора вариантов и путей модернизации решалась в теоретическом споре либералов и консерваторов.

Для ученых либерального направления (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай) основным критерием политической модернизации является степень вовлеченности населения в систему представительной де­мократии. По их мнению, характер и динамика модернизации зави­сят от открытой конкуренции свободных элит и степени политичес­кой вовлеченности рядовых граждан. При этом возможны следую­щие варианты развития событий:

1) при приоритете конкуренции элит над участием рядовых граждан складываются наиболее оптимальные предпосылки для последовательной демократизации общества и осуществления ре­форм;

2) в условиях возвышения роли конкуренции элит, но при низкой активности основной части населения складываются предпосылки установления авторитарных режимов и торможения преобразова­ний;

3) доминирование политического участия населения над сорев­нованием элит (когда активность управляемых опережает профес­сиональную активность управляющих) может способствовать на­растанию охлократических тенденций, что может провоцировать ужесточение форм правления и замедление преобразований;

 4) одновременная минимизация соревновательности элит и по­литического участия населения ведет к хаосу, дезинтеграции социу­ма и политической системы, что также может провоцировать уста­новление диктатуры.

Согласно теории полиархии Р. Даля, эффективность правящего режима в процессе модернизации зависит от политической либера­лизации, предполагающей:

Страницы: 1, 2


© 2010.