рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Правовое положение юридических лиц в международном частном праве  

Реферат: Правовое положение юридических лиц в международном частном праве

 

                                  ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..5

ГЛАВА 1. Личный закон юридического лица………………7

ГЛАВА 2.  Иностранные юридические лица в РФ…………11

ГЛАВА 3. Российские юридические лица за рубежом……17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….. 22

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………..23

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………..25


                            ВВЕДЕНИЕ

Юридические лица, как в российском законодательстве, так и в законодательствах зарубежных стран – это, прежде всего различ­ного рода предпринимательские объединения, играющие решаю­щую роль в экономике любого развитого или развивающегося госу­дарства.

Юридические лица в своей деятельности не ограничиваются рамками одного государства, они вправе заключать договора и с иностранными партнерами, то есть осуществлять внешнеэкономи­ческую деятельность. Поэтому важно определить национальность юридического лица, его личный закон, который устанавливает объем правоспособности юридического лица, порядок его создания  и ликвидации; а также рассмотреть правовое положение юридиче­ских лиц в других станах. 

Перечисленные выше вопросы и рассматриваются в основной части данной работы, причем  в первую очередь я сочла нужным рассмотреть вопрос, касающийся национальности юридического лица, так как он является решающим для определения статута юри­дического лица.

Самым обширным явился вопрос правового положения ино­странных юридических лиц за рубежом. Это объясняется тем, что Россия в настоящий момент является развивающейся страной и ей необходимо привлечение иностранных инвестиций развитых зару­бежных стран, которые способствуют привлечению не только капи­тала, но и новых технологий, способов производства, организации менеджмента и др.

Глава 3 посвящена правовому положению российских юридиче­ских лиц за рубежом. По сравнению с правовым  положением ино­странных юридических лиц в нашей стране, их правовое положение в значительно меньшей степени отражено в законодательстве РФ и регулируется в основном подзаконными актами, двусторонними со­глашениями между странами и внешнеэкономическими договорами (контрактами), которые заключаются самими участниками внешне­экономической деятельности.

 


                                         ГЛАВА 1

                ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Личный закон юридического лица, с моей точки зрения, явля­ется основным критерием  при определении правового по­ложения юридического лица, так как он определяет его го­су­дарственную  принадлежность, "национальность" и решает на этой основе во­просы его статута:  является  ли организация юридическим лицом, когда возникает и прекращается его  пра­воспособность, как созда­ется, реорганизуется и ликвиди­руется данное юридическое лицо. При этом нужно заметить, что тер­мин "национальность " к юриди­ческим лицам приме­няется ус­ловно, совсем в другом смысле, чем он применяется к гражда­нам.  На сегодняшний день существуют не­сколько крите­риев определения "национальности " юридического лица, кото­рые в частности приводит В.П.Звеков: [1]

-места учреждения; данный критерий характерен для стран англо- американской системы права;

-места нахождения его административного (управляю­щего) центра, который характерен для стран континенталь­ной Ев­ропы;

-места осуществления его деятельности, "центр эксплуа­та­ции", который восприняло законодательство Италии. Дан­ный кри­терий с ростом объема иностранных инвестиций при­обретает все большее значение, т.к. он позволяет подчинить

решение вопроса правового режима иностранного юридиче­ского лица местному законодательству.

 Но, если обратиться к законодательству  РФ, то можно заме­тить тот факт, что оно не отличается единообразием в вопросе при­менения критериев определения "национально­сти" юриди­ческого лица. Так, Ос­новы гражданского законо­дательства в ст. 161  опре­деляют гражданскую правоспособ­ность иностран­ных юридических лиц  по критерию" инкор­порации", т.е. места учреждения данного юридического лица. Однако  Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР" ис­ходил из критерия места нахожде­ния иностранного предпри­ятия. В п. "е." ст.16 данного закона было сказано, что доку­ментом, подтверждаю­щим статус ино­странного юридиче­ского лица, является вы­писка из торго­вого реестра страны происхождения в соответст­вии с законо­дательством страны его местонахожде­ния.[2] Од­нако 25 июня 1999 года был принят новый Федераль­ный Закон "Об ино­странных инвестициях в Российской федерации", в ст. 2 ко­то­рого говориться, что " иностранный инве­стор – ино­странное юридическое лицо, гражданская правоспо­собность которого опре­деляется в со­ответствии с законодательством го­сударства, в кото­ром оно учреждено, и которое вправе в соот­ветствии  с законода­тельством указанного госу­дарства осуще­ствлять ин­вестиции  на

        территории Российской Федерации". [3]

Та­ким обра­зом, в данном нормативно-правовом акте исход­ным считается критерий "инкорпорации", т.е. места учрежде­ния ино­странного юридического лица.

Статья 25  Федерального закона " Об иностранных инве­сти­циях в Российской Федерации говорит, что "в связи с приня­тием настоя-

щего  Федерального  закона  признать утра­тившим силу Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".[4] Следовательно, в настоящее время законодатель­ство РФ признает критерий места учреждения иностранного юридического лица.

Но, возникает вопрос, может ли организация рассматри­ваться в качестве национальной, если большая часть ее капи­тала сосредото­чена у иностранного инвестора? Данный во­прос и лег в основу теории контроля. Направленность дан­ной тео­рии можно проиллю­стрировать следующим примером: в 1915 году в британском суде разбиралось дело Daimler Co v. Conti­nental Tyre and Rubber Co, в ходе которого обсуждался во­прос, может ли имеющая британскую национальность ком­па­ния, акции которой находятся в руках враж­дебных ино­стран­цев рассматриваться как британская компания с точки зрения законоположений о запрещении торговли с врагом.[5]

Эта и другие аналогичные ей ситуации дали основание для ут­верждений о расширяющихся в настоящее время "процес­сах отде­ления личного статута юридического лица от его действительной государственной принадлежности".[6]

Несовпадение указанных выше критериев в праве различ­ных стран создает значительные трудности. В условиях уве­личивающе­гося вывоза капитала и возрастания числа много­национальных ком­паний, выбор надлежащего критерия при­вязки к той или иной на­ционально-правовой системе стано­вится сложной

проблемой. Одним из способов разрешения данной проблемы мо­жет стать унификация  и гармонизация права отдельных государств.

В целях гармонизации права стран Европейского Союза в Дого­воре " Об учреждении Европейского Союза" была сформулирована правовая норма-принцип, обеспечивающая признание иностранного юридического лица в странах Евро­пейского Союза.

Развитие экономического сотрудничества стран СНГ также по­требовало единообразного решения проблемы, связанной с опреде­лением  государственной принадлежности юридиче­ского лица. Мо­дель Гражданского кодекса для стран СНГ предусматривает, что за­коном юридического лица является право страны учреждения дан­ного юридического лица.

Учитывая, что важным фактором развития рыночных от­ноше­ний в России является привлечение  иностранных инве­стиций, по­средством которых в российскую экономику вкла­дывается не только капитал, но и новая организация произ­водства, опыт управ­ления, то межгосударственная унифика­ция права, т.е. в широком смысле межгосударственное со­трудничество в выработке правовых норм, единообразно ре­гулирующих определенные отношения  в участвующих в та­ком сотрудничестве странах или между ними, яв­ляется необ­ходимой предпосылкой для установления прочных внешне хозяйственных связей.


                                           ГЛАВА 2

       ИНОСТРАННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В РОССИЙ­СКОЙ  ФДЕРАЦИИ

Правовое положение иностранных юридических лиц в Рос­сии определяется как правилами российского законода­тель­ства, так и положениями международных договоров.

Иностранные юридические лица осуществляют внешне­тор­говую деятельность в Российской Федерации в соответст­вии с ее законо­дательством. Среди нормативно-правовых ак­тов, регулирующих вышеуказанную деятельность можно на­звать:

         - Гражданский кодекс РФ;

       - ФЗ " Об иностранных инвестициях в Российской Федера­ции;

          - ФЗ " Об акционерных обществах";

        - ФЗ "О государственном регулировании внешнеторго­вой дея­тельности;

           - ФЗ " О соглашениях о разделе продукции " и др.
Наряду с национальным законодательством деятельность иностран­ного инвестора  регулируется международными до­говорами, причем в ст.15 Конституции РФ сказано, что "если  международным догово­ром Российской Федерации установ­лены иные правила, чем преду­смотренные законом, то приме­-

няются правила международного договора ".[7]

Видом  международного  договора,  наиболее  часто опреде­ляющим отношения с иностранным инвестором, явля­ется  торговый

договор. Он предусматривает взаимное пред­ставление определен­ного режима юридическим лицам и вза­имное признание их право­субъектности. Однако признание право­субъектности носит взаим­ный характер, т.е. признание юри­дических лиц в одной стране - уча­стнице договора обу­словлено одновременным их признанием в дру­гой дого­вари­ваю­щейся стороне. Важно заметить, что признанию пра­во­субъ­ектности предшествует определение национальности юриди­ческого лица.

В  Российской Федерации установлен общий националь­ный ре­жим. Предоставление иностранным инвесторам нацио­наль­ного ре­жима в гражданско-правовой сфере на основе Граж­данского ко­декса РФ, в ст. 2 которого говорится, что "пра­вила, установленные гражданским законодательством, приме­няются к отношениям с уча­стием иностранных... юри­диче­ских лиц, если иное не предусмот­рено федеральным зако­ном", освобождает законодателя от необхо­димости фиксиро­вать в отдельных актах наличие такого режима. И, напротив, изъятие из национального режима требует специального ука­зания об этом в федеральном законе или международном до­го­воре РФ.

Правовой режим деятельности иностранных инве­сторов и ис­пользования полученной от инвестиций прибыли не может быть ме­нее благоприятным, чем правовой режим деятельно­сти и получен­ной прибыли, предоставленный рос­сийским ин­весторам,  за  изъя­тиями,  установленными  феде­ральными зако­нами. [8]

Изъятия ограничительного характера для иностранных ин­весто­ров могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты  основ конституцион­ного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государ­ства.[9]

Так, Государственная программа приватизации государст­вен­ных и муниципальных предприятий в Российской Федера­ции, учрежден­ная Указом Президента РФ 24 декабря 1993 г. № 2284[10], допускает иностранного инвестора к участию в при­вати­зации предприятий, оборонный   заказ   которых  состав­ляет более 30%  общего  объема  работ, лишь по решению Правительства РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ[11] применил в соот­ветствии с п.2 ст.167  ГК РФ[12] последствия недействитель­ности сделки к приобретению иностранным  юридическим лицом  через посредников   акции предприятия, оборонный заказ которого  на момент приватизации состав­лял более 30% общего объема работ, поскольку купля-про­дажа акций была совершена в нарушение ука­занного выше требования Программы.

Одновременно были признаны не­действительными дого­воры поручения и комиссии, заклю­ченные с посредни­ками с целью при­обретения акций, и протокол чекового аук­циона в части приобрете­ния акций.

 Иностранный инвестор имеет право осуществлять инве­сти­ции на  территории  Российской  Федерации  в  любых  фор­мах, не запре

щенных законодательством Российской Федера­ции[13], при этом, ино­странным инвестором признается, со­гласно ст. 2 ФЗ "Об иностран­ных инвестициях", "иностранное юридиче­ское лицо, гражданская правоспособность которого опреде­ляется в соответствии с законо­дательством государ­ства, в ко­тором оно учреждено, и которое вправе в соответ­ствии с за­конодательством указанного государства осуществ­лять инве­стиции на территории Российской Федерации;  ино­странная  организация, не  являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность, которой определяется в соот­ветст­вии с законодательством государства, в котором она уч­реждена, и которая вправе  в  соответствии с законодатель­ст­вом указанного го­сударства осуществлять инвестиции на тер­ритории  Российской Фе­дерации ".[14]

Страницы: 1, 2, 3


© 2010.