рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Россия в системе международной интеграции  

Реферат: Россия в системе международной интеграции

 Санкт-Петербургский Университет Экономики и Финансов

(Новгородский Филиал)


Работа по курсу «Международная экономика»

на тему: Россия и мировые интеграционные тенденции


Выполнил:                                                                                   Проверила:

Кожухов С.В.                                                                               КрестьяниноваО.С.


                                                 В.Новгород 2000

Содержание

1.   Введение

2.   Содержание

2.1 Теории и предпосылки интеграции

2.2 Этапы  становления интеграции ( ЗСТ;ТС;ЭС;ЭВС)

3. Примеры Интеграционных группировок

4. Место России в системе интеграции

5. Заключение


            1.

Введение

Цель данной работы показать и выявить основные интеграционные тенденции в обществе и выживаемость России в общемировом интеграционном процессе.

Интерес к данной теме вызван перспективностью данного вопроса его всеобъемностью. Я постараюсь показать тенденции к объединению экономик в разных частях земного шара, их разнообразность и разную степень проходящих там процессов, а также выгодность и перспективность такого развития. В этой работе мне хотелось бы выделить особое место России в системе мировой интеграции, ее проблемы и задачи, а также стоящие перед нашей страной перспективы и возможности.

            

2.

Содержание

Экономическая интеграция – это процесс объединения элементов национальных экономик,  высшая на современном этапе ступень интернационализации хозяйственной жизни, при этом происходит межгосударственное развитие, действующее в соответствии со специальными соглашениями и обладающее своей организационной структурой, представленной различными руководящими  учреждениями, наднациональными независимыми образованиями.

В ходе протекания интеграционных процессов происходит углубление международного разделения труда, ограниченных ресурсов и возможностей и обеспечить наиболее эффективное производство на интегрируемых территориях. Также происходит более интенсивных обмен товарами, услугами, капиталами и рабочей силой, происходит сближение национальных экономик в целом. В различных частях земного шара интеграционные процессы происходят совершенно по-разному: с разными по характеру отношениями между странами-участницами, с разными организационными структурами, с различающимися между собой результатами интеграционной деятельности.

Вместе с тем существуют общие черты и этапы интеграции. С появлением международных экономических интеграционных тенденций появилась и объективная необходимость изучения и подведения теоретической базы этого явления. Попытки создания такой теоретической базы были предприняты еще в 50-е годы ХХ века такими учеными как Р.Шуман, В.Хальштейн, М.Панич, Е.Бенуа, Л.Клохаш и др. Возникло несколько основных теорий. Представители первой традиционной теории исходили только из экономических предпосылок в рамках таможенного союза. Особое место они уделяли созданию товарных потоков, появляющихся при расширяющемся рынке. Создание таких потоков между странами-членами интеграционной группы позволяет устранить производство в более дорогих аналогичных товаров внутри данной группировки, также происходит постепенное замещение товарами, произведенными внутри группировки, товаров импортируемых из третьих стран. Все это позволяет повысить эффективность производства, поднять конкурентоспособность товаров, произведенных внутри интеграционного объединения и повысить благосостояние стран-участниц группировки.

Тем не менее, эта теория объясняет только часть явлений, происходящих во время интеграционного процесса. Поэтому возникла другая теория, которая главными факторами влияющими на интеграционный процесс считала неэкономические факторы. Действительно, объединение экономик уменьшает риск вооруженных конфликтов между странами-членами и увеличивает общую обороноспособность, также немаловажную роль играет политический фактор.

Но несмотря на то, что эти факторы, конечно, играют свою определенную роль, но  сказать, что все крутится  в основном вокруг них, нельзя. а  некоторые  из них являются не причиной, а следствием интеграционного процесса.

Известна и другая теория, представители которой считают, что интеграционные группировки создаются странами членами для достижения общих целей (уменьшение безработицы, увеличение эффективности производства, возможность наиболее удачного решения общих глобальных проблем и т.д.). При этом подчеркивается особая роль государства, которое определяет производственную политику, играет определяющую роль в решении общих проблем в рамках интеграционной группировки. Если учесть, что у каждого государства есть свои цели, при совпадении которых, следуя этой теории, происходит объединение государств в интеграционные группы, то можно определить данную интегрированную систему, как недостаточно устойчивую, с возможностью внутригруппировочных конфликтов, возникновения барьеров и общих интеграционных процессов.

Подытожить  это можно, перефразируя известное высказывание: «У государства нет постоянных друзей, а есть постоянные интересы».

Позднее была выдвинута теория, по которой страны стремятся к интеграции по причине ограниченности факторов производства, иначе говоря,  для преодоления «фактора ограниченности». Имеется ввиду, что при преодолении этого «фактора», происходи увеличение масштабов производства, развитие новых технологий, увеличение дифференциации товаров. При этом надо учитывать повышение конкуренции, что вынуждает производителей более эффективно организовывать производство (развивать и повышать эффективность, улучшать качество товаров, вкладывать деньги в новые научные разработки), что в конечном итоге делает более привлекательной систему в целом.

Несмотря на существование разного рода теорий какой-то одной стройной теории интеграции выделить нельзя. Страны в зависимости от того, в каком положении они находятся, какие предпосылки существуют и какие факторы на них наиболее влияют, находят свои мотивы и делают свои выводы по поводу интеграции. Поэтому все теории и концепции интеграции имеют право на существование так, как мир не так прост и однообразен, чтобы все его части развивались одинаково и  по одной схеме.

Тем не менее, существуют общие черты и объективные предпосылки интеграции. Для успешного хода интеграционного процесса необходимо выполнение некоторых условий, которые способствуют скорейшему, с наименьшими преградами протеканию процесса объединения экономик. Одним из таких условий является географическая близость стран-участниц. Это объясняется минимизацией затрат на транспортные перевозки. Желательно создание развитой системы путей сообщения. Неслучайно на таких материках, как Австралия или Южная Америка с несильно развитой внутренней транспортной системой, что во многом связано с особенностями климата, существует большое количество портов-мегаполисов. Это означает, что создание внутреннего рынка затруднено, что, в свою очередь, тормозить интеграционный процесс в целом.  Также интеграционному процессу способствует примерно одинаковый уровень развития экономики стран-участниц. Например, в странах Евросоюза существует целый перечень критериев, которым должна соответствовать страна, желающая вступить в союз. Но, тем не менее, существуют союзы, в которых состоят  страны с весьма различным уровнем развития экономики, при этом для того, чтобы страна с наименьшими экономическими показателями стала равноправным партнером, требуется достаточно длительных период времени и необходимые специальные денежные фонды для подтягивания менее развитых экономик к общим показателям.

Не менее важен политический фактор, ведь именно политические режимы нередко становятся толчком к интеграционным объединениям. Необходимо политическое понимание выгодности интеграции в рыночной экономике, выработка и тщательная проработка общего курса и этапов интеграции, а также постепенная передача отдельных полномочий над национальным надстройкам. Эти надстройки – это структуры с определенными полномочиями и инструментами для их реализации, необходимыми для проведения коллективных действий по всему кругу вопросов с участием всех стран.

Общие для всех стран-членов интеграционной группировки нормы поведения, правила, руководящие процессом институты, являются неотъемлемой частью процесса объединения экономик. Причем общие руководящие институты должны быть независимыми, а их решения обязательными для всех стран-участниц.

Само по себе появление таких институтов и их реальной значимости является показателем ступеней интеграционного развития. К общим чертам процесса интегрирования стран можно отнести этапы международной экономической интеграции (МЭИ), которые, так или иначе, в различной степени проходят все интегрирующиеся страны.

Сближение национальных экономик, которое в конечном итоге должно привести страны-участницы процесса к новому интеграционному этапу мирохозяйственных связей, проходит ряд стадий, которые подготавливают почву и создают необходимые условия для успешного создания и существования качественно нового этапа развития общества, в частности, экономических, политических, социальных и иных структур.

Всего выделяют пять таких стадий, первая из которых – зона свободной торговли. Зона свободной торговли устанавливается путем конкретных соглашений между странами-участницами ЗСТ о создании соответствующих зон. В рамках таких зон постепенно сводятся к минимуму таможенные и количественные ограничения на товары в рамках международной торговли. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами и руководителями министерств и ведомств, что обеспечивает обязательный характер, принимаемым решениям, связывает определенными  обязательствами страны-участницы ЗСТ, согласовывает действия этих стран и придает этим решения профилирующее значение по отношению к внутренним правовым актам.

При образовании зоны свободной торговли происходит постепенное упразднение таможенных пошлин и других нетарифных барьеров, происходи либерализация международной торговли в целом, упрощение перемещения товарных потоков в соответствующей зоне. При создании ЗСТ выявляется ряд негативных моментов. В первую очередь -  это вероятное неблагоприятное действие импортных товаров на местного производителя, его выхода из-за неконкурентноспособности из собственного внутреннего рынка и закрепление на его месте зарубежной фирмы. В этом случае местный производитель нуждается в серьезной поддержке со стороны государства.

Но в целом можно отметить положительное влияние зоны свободной торговли на развитие экономик стран-участниц. ЗСТ является первым необходимым и важным этапом международной интеграции, без которого невозможно дальнейшее развитие и совершенствование экономической и политической модели взаимоотношений.

При создании ЗСТ становится возможным переход к следующему этапу международной экономической интеграции, а именно к таможенному союзу.

Таможенный союз – это соглашение об обмене всех внутрисоюзных таможенных пошлин и о переходе к форме коллективного протекционизма, что, в первую очередь, означает ведение единой таможенной внешней политики.

Главный отличием таможенного союза от зоны свободной торговли является то, что в таможенном союзе существует не только беспошлинная торговля, но и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз. Наличие такого инструмента как установление таможенно-тарифных правил, устанавливаемых на территории всех стран участниц по  отношению к остальному миру, способствует созданию определенной стабильности внутри союза, выведению международных отношений на качественно новый этап интеграции, причем, происходит рационализация производства в соответствии с теорией сравнительных преимуществ.

С образованием таможенного союза повышается объективная необходимость в создании наднациональных органов, которые должны будут регулировать деятельность определенных сфер производства и торговли, а так же решения по вновь возникшим вопросам связанным с процессом интеграции: пересмотром подходов к развитию отраслей в каждой стране, социальным вопросам и координации рынка к общим целям. Следует иметь в виду и то, что общая таможенная политика может осуществляться не по всему спектру производственной и потребительской продукции. Таможенный союз это этап международной интеграции, который уже создает  почву и необходимые предпосылки к качественно новому этапу становления мирохозяйственных связей – единому рынку.

При становлении ТС и существование необходимой политической воли возможно появление единого рынка.  Единый рынок остается пока не осуществимым почти во всех интеграционных союзах. Реализован он лишь в странах ЕС. Единый рынок подразумевает под собой стирание не только тарифных но и нетарифных барьеров, что значительно упрощает распределительную деятельность. Естественно то, что в разных странах существуют и разные стандарты, нормы, меры и законодательные базы, что очень мешает  удобному и беспрепятственному обмену товарами и услугами. И это еще одна причина, почему успешно интегрироваться могут только страны с похожими структурами и уровнем производства, а также с примерно равными социальными и другими нормами. Но если подведение промышленных товаров к общим стандартам, процесс проходящий на микро уровне и решается временем и желанием производителей выйти на новые рынки, то подведение к единым стандартам многочисленных правовых актов, политического взаимодействия и некоторых других сфер взаимодействия требует огромной политической работы. Причем все большими полномочиями должны обладать  наднациональные надстройки, а разработанные международные акты и нормы должны носить преимущественный характер над национальными. При создании единого рынка осуществляется единая политика развития отдельных отраслей и секторов экономики. Создаются специальные наднациональные контролирующие органы, которые следят за правильным проведением избранного направления развития. Например, в Европейском Союзе – это  Еврокомиссия, суд, Европейский совет и др. При этом наднациональные образования наделяются рядом полномочий:

Страницы: 1, 2


© 2010.