рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Свободные экономические зоны Казахстана  

Реферат: Свободные экономические зоны Казахстана

Министерство науки и высшего образования

Карагандинский учебный центр университета «Кайнар»

Кафедра общих наук

Курсовая работа

по учебной дисциплине: МЭО

на тему: Свободные экономические зоны Казахстана и

опыт их создания за рубежом

                                Выполнил: студент группы МЭО21

                                Б.А. Баймамыров

                                Проверил: преподаватель Н.И. Козлова

Караганда, 1999


План

Введение....................................................................................................... 3

Глава 1. Свободные экономические зоны.................................................. 4

Требования к системе управления......................................................... 16

Глава 2. Специальные экономические зоны............................................. 19

Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон    22

Глава 3. Свободные экономические зоны: американский опыт.............. 31

Зоны внешней торговли......................................................................... 31

Предпринимательские зоны................................................................... 40

Технологические парки.......................................................................... 44


Введение

Успех проводимых реформ в Казахстане во многом зависит от уме­ло­го по­ис­ка и нахождения приоритетных направлений промышленной и регио­на­ль­ной по­литики, которые на сегодняшний день еще не до конца сформиро­ва­лись. С дру­гой стороны, стратегия Правительства на уско­рен­ное проведение ре­форм и жест­кий контроль над бюджетными расхо­дами находятся под по­сто­янной кри­ти­кой со стороны общественности и влиятельных лоббистских груп­пировок. Нам думается, что в такой си­туации одним из позитивных ша­гов на пути транс­фор­мации экономики может стать организация нацио­на­ль­ной системы сво­бод­ных экономиче­ских зон (СЭЗ), которая пока не включена в список приоритетных за­дач Правительства. Между тем назревшая потреб­ность во всесторонней ли­бе­ра­­лизации экономики, а также ряд особенностей ка­зах­станского пост­со­циа­листи­че­ского развития, включая этносоциальные, дают основания по­лагать, что дан­ный вопрос заслуживает несравненно боль­ше­го к себе внимания. При этом со­зда­ние национальной системы свободных эко­но­ми­ческих зон в Казахстане тре­бует учета местной специфики и изуче­ния за­рубежного опыта. В данной работе я по­пытаюсь показать станов­ление и проб­лемы создания и функционирования СЭЗ в Казахстане и об­об­щить опыт тех стран, в которых организация свободных экономических зон имела положительный результат.

В первой главе рассматривается сущность экономических зон и причины их создания.

Во второй главе анализируется становление СЭЗ в Казахстане и их проблемы в развитии.

В третьей главе, посвященной мировому опыту создания СЭЗ, рассматриваются СЭЗ США.

Глава 1. Свободные экономические зоны

Заметным явлением мирового хозяйства второй половины XX века являются т. н. «свободные (специальные) экономические зоны» (СЭЗ).

Свободные экономические зоны получили широкое распро­странение во многих странах. В середине 90-х годов в мире функ­ционировало более 4-х тысяч разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободной торговли до оффшорных зон). По оценкам западных специалистов, к 2000 году через раз­личные свободные экономические зоны будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхпри­быль. Крупнейшие международные корпорации считают орга­низацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где использу­ется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это в той или иной степени обособленная географическая территория.

В научных публикациях и отчетах международных организа­ций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в пол­ной мере отражает сущность этого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от опреде­ленного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предприниматель­ство. Фактически государство лишь сокращает масштабы сво­его вмешательства в экономические процессы.

Для большинства развивающихся стран свободные зоны по существу являются специальными в смысле экстерриториально­сти, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. В силу этого для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зо­ны».

Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получили такое распространение в мире?

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов откры­той экономики. Их функционирование связывается с либерали­зацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Эко­номика свободных экономических зон имеет высокую степень от­крытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инве­стиций.

Фактически свободные экономические зоны представляют своеобразные «ловушки» для мигрирующих в масштабах миро­вого хозяйства капиталов.

Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увя­зывают стремя основными задачами:

— стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;

— рост занятости;

— превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъ­емлюще использовать особый инвестиционный климат и поэто­му использует частичную, локальную открытость в виде спец­зоны.

Мировой опыт создания и функционирования свободных эко­номических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, со­зданными для углубления интеграции с мировым рынком стиму­лирования международных экономических связей (зоны свобод­ной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответству­ющих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличать­ся друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, свободные экономические зоны со­здавались для реализации региональной политики, направлен­ной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям (мелким и средним) предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобо­да деятельности и значительные финансовые льготы. Эти про­граммы не имели специальной ориентации на привлечение ино­странного капитала.

С подобной же целью создавались свободные экономические зоны и в развивающихся странах, что обеспечивало превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании свободных экономических зон был сделан на привлечение иностранного капитала.

Организационно-функциональная структура свободных эко­номических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную экономиче­скую зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Российскими специалистами разработана примерная клас­сификация по признаку хозяйственной специализации — по про­филю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (см. схему 3). Центральное место в классификации свободных, экономических зон отводится зонам промышленной обработки.

При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматри­вается как обособленная территория, где все предприятия-рези­денты пользуются льготным режимом хозяйственной деятель­ности. Согласно второму подходу, зона — это льготный ре­жим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся стра­нах. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фир­мы, магазины «дьюти фри»).

Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с ХVII-XVIII вв. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнацион­ные склады для хранения, упаковки и незначительной обработ­ки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах.

Зоны свободной торговли (ЗСТ) также широко распростра­нены в мире. Наибольшее развитие зоны свободной торговли по­лучили в США. Их создание предусмотрено специальным зако­ном США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек.

Такие зоны представляют собой ограниченные участки тер­ритории США, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в т. ч. внешнеэко­номической деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона.

В соответствии с существующим законодательством США зоны свободной торговли, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализирован­ные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами наци­ональной таможенной территории. В них осуществляются опе­рации по складированию и переработке ввезенных товаров (упа­ковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).

Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, дея­тельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования ком­бинации режимов зон свободной торговли и импортозамещаю­щих производственных зон. К середине 90-х годов в США насчи­тывалось около 500 зон свободной торговли.

К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международ­ных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции тор­говых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и ка­питал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на терри­тории со специальным таможенным режимом, где производит­ся экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льго­тами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной струк­туры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. Наи­больший эффект от таких зон был получен в «новых индустри­альных странах».

Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена экономикой развивающихся стран, когда с сере­дины 60-х годов возникла необходимость стимулирования про­мышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

Технико-внедренческие зоны относятся к зонам третьего по­коления (70-80-е годы). Они образуются стихийно или создают­ся специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и за­рубежные исследовательские, проектные, научно-производствен­ные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финан­совых льгот.

Наибольшее число технико-внедренческих зон функциониру­ет в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае — зонами развития новой и высокой технологии.

Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Вэлли» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового про­изводства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительствен­ных программ создано два десятка технополисов на базе веду­щих научных организаций. В КНР подобные зоны также созда­ются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой тех­нологии. Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах» технико-внедренческие зоны формируются как иннова­ционные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как экс­портно-производственные зоны, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010.