рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Варианты включения Украины в мировую экономику  

Реферат: Варианты включения Украины в мировую экономику

Реферат

по международным экономическим
отношениям

на тему:

Варианты включения Украины в мировую экономику

Киев – 1999


Содержание

Введение                                                                                                        3

1. Украина и интеграционные объединения                                                5

1.1. ЕС: реальность и перспективы                                                          5

1.2. Развитие в рамках СНГ                                                                     6

1.3. Украина в ЧЭС                                                                                  8

2. Перспективные партнеры Украины                                                       12

2.1 Страны АТР и Африки                                                                     12

2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA                                         14

Выводы                                                                                                       16

Список использованной литературы                                                         17

Введение

Роль и место любой страны в мировом хозяйстве и международном разделении труда (МРТ) зависит от многих факторов. К числу основных относятся: динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, ее умение адаптироваться к услови­ям международной хозяйственной жизни.  Украина как суверенное государство пока оказывает крайне незначительное воздействие на МРТ и интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике, оставаясь в течение длительного времени в стороне от главных мирохозяй­ственных процессов.

Находясь в центре Европы, рядом с го­сударствами, активно преобразующими свои экономики, Украина замет­но отстала и не успевает за процессами, которые происходят в соседних государствах. Принимая во внимание ресурсы и географическое поло­жение Украины, а также конкретные условия, которые создает миро­вая экономика каждому государству, Украина должна найти свой путь перехода к рыночной экономике и ускорения структурных преобразований с целью укрепления своей роли в мировой экономике.

Существуют большое количество точек зрения относительно включения Украины в МРТ и мирохозяйственные связи.

Вся логика развития Украины в конце 90-х годов и перспективы ее на ближайшие десятилетия XXI в. подсказывают ей необходимость балансирования отношений с Западом, где она будет вплотную граничить с Европейским Союзом и на Востоке — с Россией и другими странами СНГ.

Для Украины ее будущее,  в первую очередь, связано с воссозда­нием государственности и оформлением общенациональной идеи. Мо­лодой державе еще предстоит выработка устойчивой и динамичной мо­дели экономики. Ее политическая система исключительно тесно привязана к специфике страны, вытекающей из географического рас­положения государства в пределах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Европейский выбор Украины не подразумевает ее однозначного тя­готения к Европе, а предполагает создание системы взаимоотношений Украины в пространстве Россия – Европа – Северная Америка – Черноморье – СНГ. Именно эта система в глобальном контексте предопределя­ет набор стратегий и перспектив путей развития Украины в XXI в.

В основу развития экономических связей в рамках «Север–Юг» может быть положено удобное географическое расположение Украи­ны между технологически развитым севером и быстро развивающим­ся югом Европы и прилегающим к нему Ближним Востоком и северо­африканскими странами. В развитии и поддержании этих связей заинтересованы как северные страны Европы, а также страны зоны  Черноморского экономического сотрудничества, так и практически весь регион Средиземноморья. Черноморско-Балтийский стратегический вектор приобретает еще большую актуальность в рамках приоритетов, обозначенных Европейским Союзом при развитии транспортной инфраструктуры в направлении «Север–Юг», включающем в себя не­сколько транспортных коридоров, строительство трубопроводов и дру­гие инвестиционные проекты.

Уникальность географического положения Украины позволяет ей также выполнять роль одного из важнейших звеньев на оси «Запад-Восток» или, иными словами, на пути «Европа-Тихоокеанский регион».

Итак, к вариантам включения Украины в мировую экономику относятся как ее развитие в рамках интеграционных объединений, так и ее независимое развитие на данном этапе, с отстаиванием национальных интересов.

1. Украина и интеграционные объединения

1.1. ЕС: реальность и перспективы

Как показывает практика глобализации конца XX в., все больше набирает силу процесс регионализации мирового экономического пространства. Для Украины налаживание эффективных и достойных ее потенциала связей с Европейским Союзом представляется одной из приоритетных задач. Это совпадает и с концепцией, которую избрал для себя Европейский Союз еще в 1993 г. в Копенгагене на встрече выс­шего уровня, заявив, что он будет расширяться на восток за счет стран Центральной и Восточной Европы. Украина не находится в списке пер­воочередных кандидатов и даже кандидатов второго эшелона, однако на последующих этапах ее кандидатура вполне реальна. 14.06.94 было подписано Соглаше­ние о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, на ратификацию которого всеми членами Союза ушло почти 4 года. С 1.08.98 это соглашение вступило в силу, и с этого момента у Укра­ины открылись новые возможности для выхода на рынки стран-членов ЕС с отечественной продукцией. Однако соглашение также ставит пе­ред Украиной задачу дальнейшей реструктуризации экономики, смены механизма сотрудничества с Союзом и подготовки правового поля, ко­торое обеспечило бы реализацию этого соглашения.

В соответствии с догово­ром о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС с 1998 г. на­чаты практические приготовления по формированию между ними зоны свободной торговли.

С целью реализации стратегического курса Украины на интеграцию в Европейский Союз, обеспечения вхождения Украины в европейский политический, экономический и правовой простор и создания предпосылок  для приобретения Украиной членства в Европейском Союзе была утверждена Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз Указом Президента Украины от 11.06.98. В данном документе определены направления интеграционного процесса, а именно: экономическая интеграция и развитие торговых отношений между Украиной и ЕС, адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС, адаптация социальной политики Украины к стандартам ЕС и т.д..

Со своей стороны Украина представляет собой интерес для ЕС как в экономическом, так и в политическом отношении.


1.2. Развитие в рамках СНГ

Значительной проблемой являются перспективы экономических от­ношений со странами СНГ и с Россией в особенности. Ранее существовав­ший единый народнохозяйственный комплекс, в котором Украина была периферией, сегодня воспринимается критически. И тем не менее, не сто­ит отбрасывать то, что было полезным и может быть полезным в настоя­щем и будущем. Речь идет об экономических связях и ростках коопера­ции, которые еще есть возможность сохранить и развить. Существует несколько моделей экономических взаимоотношений с новыми государ­ствами, возникшими на месте бывшего Союза. Не все из интеграционных предложений сегодня в состоянии удовлетворить потребности и интере­сы Украины, да и возможности Украины на настоящем этапе крайне ограничены. Опыт показывает, что во взаимоотношениях со странами СНГ сегодня невозможно строить какую-либо однородную систему отношений.

Договор о создании Экономического Союза в СНГ от 24.09.93 ставил своей задачей последовательное и согласованное экономическое сбли­жение бывших советских республик через создание системы свободно­го перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также со­гласование бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической, таможенной и налоговой политики. На базе договора было подписано большое количество соглашений, которые не смогли быть в последую­щем реализованы, поскольку не соответствовали новым национальным законодательным актам молодых государств.

После заключения договора о создании Экономического Союза был составлен план интеграционного развития, в рамках которого предпола­галось создание Платежного и Таможенного союзов стран СНГ. Но из-за возникших проблем в деле платежно-расчетных и таможенных отноше­ний полноценной реализации этих идей достигнуто не было. Неспособность и невозможность реализовать интеграционные планы в рамках СНГ объяснялись не только внутренними трудностями каждого из государств СНГ, но и недостаточной обоснованностью и проработкой самих концепций но­вых механизмов. В связи с этим взаимоотношения Украины со странами СНГ на протяжении 90-х годов строились и продолжают строиться на ос­нове двухсторонних торгово-экономических отношений.

Отношения с Россией. Украина экспортирует в Россию черные металлы, транспортное оборудование, продукцию неорганической химии, сахар, мясо, мясные изделия. Основными статьями импорта из России являются топливно-энергетический продукты, транспортные средства, лесоматериалы, цветные металлы, ядерные реактивы, синтетический каучук. Итак, Россия поставила Украину в прямую зависимость по электроэнергетике. После многих месяцев подготовительной работы президенты двух стран 27 февраля 1998 г. подписали Договор об экономическом сотрудничестве до 2007 г. Договор предусматривает координацию экономического и социального развития обеих стран, сотрудничество в сфере торговли, создание прочной и просторной базы для стратегического партнерства в гло­бальном масштабе. Практически в обмен на признание Россией пол­ного суверенитета Украины и ее территориальной целостности Ук­раина открыла двери для проникновения российского капитала на украинские рынки. Этот договор явился ярким примером компромисса во имя движения вперед.

Особое значение в рамках СНГ для Украины имеют связи с Таджикистаном, который является вторым после России поставщиком нефти в Украину, занимая 4,4% в общем импорте Украины. Выгодным является для Украины и договор с Таджикистаном об оплате 60% поставок нефти товарами и услугами – трубами, ирригационными системами, зерном, сахаром.

Перспективны отношения с Азербайджаном, который начал разрабатывать добычу нефти в Каспийском море и транспортировать ее в Европу через Черное море.


1.3. Украина в ЧЭС

25 июня 1992 г.  была подписана Декларация о причерноморском экономическом сотрудничестве. Идея интенсификации причерноморского экономи­ческого сотрудничества стала воплощаться в реальных формах хозяйствования.

31 августа 1992 г. были образованы Деловой Совет ЧЭС и постоян­ный Секретариат ЧЭС со штаб-квартирой в г. Стамбуле. Главной зада­чей Делового Совета ЧЭС стала оценка существующего потенциала стран региона и разработка на этой базе конкретных проектов сотрудничества.

Страны ЧЭС приступили также к конкретным действиям и в дру­гих сферах экономики, нашедших отражение в декларации, а именно: в развитии сотрудничества в транспорте и телекоммуникациях, обмене информацией, энергетике, туризме, таможенном регулировании.

К числу основных направлений причерноморского сотрудничества, которые также важны для Украины, можно отнести следующие:

·     создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов, что стимулировало бы экономические контакты, расширило бы рам­ки производственной кооперации и совместных инвестиций в сфе­рах взаимных интересов;

·     формирование инфраструктуры бизнеса — сети банков и деловых центров для финансирования и информационной поддержки госу­дарственных и частных инвестиций в инфраструктурные проекты;

·     сооружение совместными усилиями объектов инфраструктуры на транспорте — создание новых транспортных коммуникаций, пере­ход на современные транспортно-погрузочные и складские техно­логии; создание транспортных коридоров;

·     организация паромного сообщения между портами Черного моря, в т.ч. между городом Ильичевск (Украина) и рядом портов Турции;

·     создание транспортно-экспедиторских фирм по обслуживанию ЧЭС;

·     обеспечение координации и загрузки судоремонтных заводов реги­она с целью осуществления ремонта судов стран ЧЭС;

·     развитие транспортно-экспедиторского сотрудничества в области автотранспорта, создание необходимой инфраструктуры в этой об­ласти; расширение железнодорожного сообщения между странами ЧЭС, включая строительство железнодорожных вокзалов; разви­тие портового хозяйства; налаживание авиационного сообщения между главными центрами стран ЧЭС;

·     комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря — био­логических, минеральных, водных, в т.ч. в области морского рыболовства и рыборазведения в устьях рек региона;

·     сотрудничество в развитии топливно-сырьевой базы региона, рацио­нальном использовании энергии, в т.ч. в совместном финансировании энергетических объектов, строительстве газо- и нефтепроводов, мо­дернизации нефтеперерабатывающих предприятий, строительстве терминалов на берегу Черного моря по приему нефти и газа, введе­нии в действие новых и реконструкции действующих угольных пред­приятий с внедрением нового поколения горных машин, развитии работ по использованию нетрадиционных источников энергии;

Страницы: 1, 2


© 2010.