рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Внешняя торговля России  

Реферат: Внешняя торговля России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ


Курсовая работа

По дисциплине: «Экономическая теория»

 

На тему: «Внешняя торговля России»

 

 

Выполнил: ст-ка 1 курса факультета «Экономики и финансов», специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Панарина И.В.

Проверил: кандидат экономических наук Чурсина Г.В.

ВОРОНЕЖ 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ. 6

2. РОЛЬ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. 7

3. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. 10

4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. 14

5. СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

ЛИТЕРАТУРА. 31


ВВЕДЕНИЕ

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели актив­ную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в из­бытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Такой вид торговли способствовал развитию машинного производ­ства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предше­ствовало относительно избыточному капиталу, что решалось его выво­зом за границу, Как раз последнее способствовало формированию миро­вого хозяйства и общественного разделения труда.

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой между­народных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обу­словлено развитием производительных сил, которые, перерастая нацио­нальные рамки, подводят к необходимости интернационализации произ­водства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.

В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохра­нили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообмен­ных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

В числе причин, вызывающих сокращение объемов торговых связей, являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимные неплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере экономических реформ в республиках, отсутствие координации, согла­сованного механизма и рыночной инфраструктуры на товарных рынках стран СНГ односторонние действия республик в области торговой, та­моженной, денежно - кредитной и ценовой политики в отношении с третьими странами без учета интересов стран Содружества; и, наконец, полное отсутствие дисциплины и ответственности в выполнении достиг­нутых соглашений о взаимных поставках товаров. Россия, например, за 1993-1997 годы выполнила обязательства по поставкам энергоносителей в страны Содружества на 70-7$%, а получила из них товаров всего на 25-30% от объемов, обусловленных соглашениями и договорами. Кредиты, выданные Россией странам СНГ на поддержание товарооборота, не оправдали себя и привели лишь к росту задолженности.

Страны СНГ являются гарантированным рынком сбыта российской продукции, не только энергоресурсов и сырья, но и высокотехнологич­ных изделий. Поэтому необходимо определить экономически оправдан­ные пропорции взаимоотношений во внешнеэкономических связях Рос­сии, которые бы не позволили их ослабить со странами Содружества до опасных пределов.

Россия импортирует из стран СНГ многие виды сырья, материалы и технику, продовольственные я непродовольственные товары, что со­ставляет 30% их импорта. Падение импорта в последние годы происходило еще более стремительно, чем экспорта. При этом необходимость уплаты долгов России за энергоносители поставками мно­гих товаров, особенно потребительских, осуществляется в виде бартера, что не способствует укреплению рыночных принципов взаимоотношений

Наибольшая интенсивность товарооборота России сохраняется с Ук­раиной, Белоруссией и Казахстаном, на долю которых приходится 87,3% российского экспорта и 84% импорта со странами Содружества. Для всего Содружества торговля с Россией, несмотря на резкое сокращение, по - прежнему имеет первостепенное значение. Она составляет свыше 50% их общего внешнеторгового оборота, а для Украины, Казахстана и Бело­руссии - более 70%. Тем не менее, Россия хотя и не потеряла сегодня, но значительно ослабила свои позиции на территории СНГ, и поэтому, од­ним из шагов России, направленных на укрепление СНГ, могла бы стать ратификация договора о создании зоны свободной торговли, подписан­ной в апреле 1994 года.

Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере оста­ется вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров. Также по согласованию с МИДом проводится реорганизация торговых представительств. Проводится отказ от малоэффективных торговых представительств. Их функции передаются посольствам.


                1.      ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ.

В процессе перехода к рыночной экономике важное значение имеет проведение ряда внутриэкономических реформ (либерализация, пере­стройка государственных финансов и банковской системы, приватиза­ция и т.д.) и, конечно же, макроэкономическая стабильность. Радикальная реформа внешнеэкономической политики, в частности внешнеторговой, также должна быть доминирующей задачей.

С одной точки зрения, либерализация внешней торговли помогает добиваться и макроэкономической стабильности, и последующей струк­турной перестройки экономики, тем самым приближая уровень внутренних цен к внешним, делая рынок внутри страны более конкурентно способным, при этом активно используются преимущества Международного разделения труда, кооперирование производства и т.д.

С другой точки зрения, большинство внутриэкономических проблем, с которыми в данный период времени сталкиваются различные страны - спад производства, следовательно, рост безработицы, кризисы в сфере платежей - прямым образом связано с действием факторов внешней эко­номики. Традиционные хозяйственные связи, которые десятилетиями складывались между республиками, входившими в состав СССР и между странами — членами СЭВ, разрушились, а отдельные технологические цепочки и некоторые единые рынки сбыта разрушили государственными границами. Для того чтобы восстановить старые и наладить новые связи, необходимо решать таможенные, валютные и другие внешнеторговые проблемы в торговле с ближним и дальним зарубежьем.

Исходя из рекомендаций международных экономических организаций и опыта многих стран, либерализация внешней торговли должна была стать действенным инструментом структурной перестройки экономики, повышением конкурентоспособности и эффективности научного произ­водства.


    2.    РОЛЬ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.

Взаимодействие между внутренним и внешним секторами экономики, в условиях централизованной плановой экономики, было крайне ограни­чено. Так как государство обладало монополией на внешнеэкономиче­скую политику, то разделение этих двух секторов поддерживалось созна­тельно. Все это во многом способствовало формированию искаженной структуры цен и неэффективному распределению ресурсов, создавало благоприятные условия для существования неконкурентоспособных про­изводств, и, в конце концов, сдерживало экономический рост.

Либерализация внешнеэкономических связей и отмена государствен­ной внешнеторговой монополии стали одним из первых существенных шагов предпринятых странами в процессе перехода от командно-административной экономике к рыночной.

Стратегически важную роль в переходный период играет либерализация внешней торговли, которая в конечном итоге стимулирует процесс ста­новления рыночных отношений. Отсюда можно выделить несколько це­лей либерализации внешней торговли:

·   реализация экономической самостоятельности предприятий и создание жизнеспособного частного сектора путем снижения сте­пени вмешательства государства в экономику и наделение всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции;

·   установление связи между внутренними и мировыми ценами, что позволяет отечественным производителям получать через рыночные цены необходимые сигналы для эффективного рас­пределения ресурсов и выявления сравнительных преимуществ страны;

·   включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конку­рентоспособности национального производства (1.стр.8). Либерализация внешней торговли, способствуя формированию ры­ночного механизма (конкуренция, частное предпринимательство и сво­бодное ценообразование), становится важным составляющим элементом программы структурной экономической перестройки.

1.  Либерализация внешней торговли (особенно импорта) способствует проведению антимонопольной политики, так как вносят в экономи­ку, где во многих отраслях доминируют предприятия - монополисты, необходимый элемент конкуренции.

2.  Либерализация экспорта для национальных производителей откры­вает новые рынки сбыта, тем самым позволяет использовать эффект экономики от расширения масштабов производства.

3.  Она ускоряет реформу цен, так как простой переход от централизо­ванно-устанавливаемых к свободным ценам не только не устраняет, но может даже усилить ценовые диспропорции в условиях еще не сформировавшегося рынка и значительной монополизации эконо­мики. В этом случае либерализация внешней торговли позволяет как бы «импортировать» неискаженную структуру цен.

4.  Жесткие условия конкурентной борьбы на мировых рынках, быстрое расширение объемов я номенклатуры импорта заставляют и экспортеров, и предприятия, производящие продукцию, конкури­рующую с импортом, снижать издержки, совершенствовать техноло­гии, повышать качество продукции, что в итоге содействует повы­шению эффективности всей национальной экономики.

5.  В результате либерализация внешней торговли национальные произ­водители сталкиваются с жесткими требованиями мировых рынков и неизбежно проходят ускоренный «курс обучения» современным методам менеджмента и маркетинга, формам и методам внешнетор­говых операций, кредитования, страхования и т.д.

При правильно выбранном времени проведения либерализации внешней торговли, она (либерализация) дает значимый результат, так как между внешнеторговой и общеэкономической реформами существует не только прямая (в смысле содействия либерализации торговли про­цессу перехода к рынку), но и активная обратная связь. В частности, большое влияние на эффективность либерализации внешней торговли оказывают кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политики. Усло­вия хозяйствования, при нестабильности курса валюты и наличии высо­кой инфляции, становятся нестабильными и непредсказуемыми, а цены передают неправильную информацию о состоянии рынка, поэтому ра­циональное распределение ресурсов и реализация сравнительных пре­имуществ становятся затрудненными. То есть было бы лучше, чтобы эта либерализация проводилась на фоне макроэкономической стабильности. Хотя либерализация торговли помогает проведению реформы цен и антимонопольным мерам, она является не единственным инструментом, который используется в этом процессе. Процессы приватизации и преоб­разование государственного сектора должны протекать одновременно с либерализацией торговли,

Но на практике на первоначальном этапе осуществления экономиче­ских реформ либерализация внешней торговли чаще всего становится первым шагом, потому что позволяет ощутить остроту кризиса в эконо­мике и ускорить достижения макроэкономической стабильности, без ко­торой невозможно начать структурные преобразования.

С одной стороны, либерализация импорта быстро позволяет напол­нить внутренний рынок продукцией необходимой потребителям и в зна­чительной степени снять проблему дефицита, тем самым снизить ин­формационное давление на уровень внутренних цен. С другой стороны, осуществление экономических реформ на первоначальном этапе, кото­рый как обычно связан с глубоким экономическим спадом, необходима либерализация экспорта, так как она является важным фактором под­держания спроса. Наличие необходимых стимулов к экспорту и открытость экономики отечественным производителям, которые столк­нулись с существенным сокращением внутреннего спроса, могут позво­лить поддерживать уровень производства путем развития экспорта, что способствует избежать сокращения рабочих мест и следовательно роста безработицы.

Являясь одним из стратегических направлений экономических ре­форм в переходной экономике, либерализация внешней торговли не оз­начает, что воздействие государства на внешнеэкономическую сферу полностью прекратиться. Новая роль государства во внешнеторговых отношениях заключается в создании необходимой нормативной базы и установление целей либерализации торговли. Оно так же должно распо­лагать адекватными инструментами регулирования внешнеэкономиче­ских связей,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010.