рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Внешняя политика Китая в конце 70-х гг. XXв. - начале XXIв.  

Реферат: Внешняя политика Китая в конце 70-х гг. XXв. - начале XXIв.

Введение

Китай государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира.

Для этой страны характерна давняя и принципиальная традиция нейтралитета. Но еще в 1909г. За сорок лет до образования КНР генерал Елчанинов сформировал принцип “сильное нейтральное государство свободно в своей политике”.[1]

На рубеже XX – XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. Обратимся к традициям китайской истории и сопоставим её с современностью.

Трехтысячелетний опыт позволил Китаю много раньше Запада понять, что “влияние важнее власти”. Это не стремление к прямому и силовому политическому контролю, а к организованному, естественному, точно дозированному и направленному воздействию на ключевые точки регионов и стран, государств и общественных систем. В средние века это вполне современная стратегия называлась цзинцзи – сокращенная форма от “цзинши цзиминь” (управление миром, помощь народам). Метод осуществления этой стратегии – увэй (фэйгун), или “недеяние” (т.е. ничего такого, что прямолинейно, грубо, примитивно легко бросается в глаза). Иносказательно этот метод мудро назван “цзими” (ненатянутые поводья). Его суть – не диктат, а дипломатическая  направляющая  подсказка, сделанная к месту и вовремя. Древнейший принцип китайской стратегии – “побеждать, не сражаясь”, гибко действовать приемам сотрудничества и борьбы всеми мыслимыми методами.

То, что написал журнал “Time” в своем первом номере за 1979г. Казалось просто фантазией не основанной на реальных факторах.

В нем утверждалось, двухтысячный год, Китай встретит современным государство, превратившимся из экономически и политически отсталой страны в супердержаву, с экономической  и военной мощью с которой должен будет считаться весь мир.

И нам с высоты нашего 2004г., прекрасно видно, что предсказание журнала сбываются. Страна, преодолевая огромные трудности, медленно, но уверено продвигается вперед. И, хотя со времени начала преобразований в Поднебесной прошло уже более двух десятков лет, эта тема не потеряла актуальности и сегодня. Во-первых, это связано с тем, что ещё продолжаются и далеки от завершения. Во-вторых, в Азиатско-Тихоокеанском регионе многие исследователи видят зачатки возникновения некой супердержавы, формирование которой непосредственно связано с реформами в КНР.

Геополитическая стратегия Китая должна одновременно преследовать две цели, определенные в августе 1994г. Дэн Сяопином: “Первое – противостоять гегемонизму и политике силы и защищать мир; второе – создать новый международный политический и экономический порядок”.[2] Первая задача, очевидно, направлена против интересов США и имеет своей целью уменьшить американское превосходство, тщательно избегая при этом военного столкновение, которое положило бы конец продвижению Китая вперед к экономическому могуществу. Вторая задача – пересмотреть расстановку сил в мире, используя недовольство некоторых наиболее развитых государств нынешней неофициальной иерархией, в которой наверху располагаются США, при поддержке Европы (или Германии) на крайнем западе Евразии и Японии на крайнем Востоке.

Вторая цель Китая предполагает воздержание Пекина от каких либо серьезных конфликтов с ближайшими соседями, даже продолжая вести поиск путей достижения регионального превосходства.

Профессиональный культуролог, профессор Пекинского университета Сю Яньчун в своей работе Восток и Запад выделяет разницу между культурой Запада и Китая. Ссылаясь на древнекитайскую литературу, он подчеркивает, что для последней характерна склонность к миру, к мирному решению конфликтов.

Запад же, напоминает он, со времен Гомера, наоборот воспевал героев воинов, т.е. силу.

Разницу между двумя культурами можно представить в формулировке, которую когда-то использовал великий китайский философ Фэн Юлань, а именно: “традиция VS. мощь” (rite VS. might). Традиция предполагает упорядоченность во вселенной, в то время как мощь – категория Запада – ориентируется на силу, которая всегда права. (might is right).

Китай в конце 70-х гг. ХХ в. оказался перед труднейшими проблемами.

Мыслящие люди в стране стали понимать, что решить их невозможно без проведения структурных реформ. С ноября 1980г., после процесса над “бандой четырех” Дэн Сяопин стал основным лицом в партии формировавшим внутреннюю и внешнюю политику, подлинным её руководителем.

Изменения в КНР начались с изменения внешней политики. Как страна с социалистической системой Китай на протяжении многих лет находился в противостоянии с капиталистическим миром. Внутренняя замкнутость была характерной чертой и тормозом его развития на протяжении многих веков. Это прекрасно понял Дэн Сяопин, который неоднократно заявлял: “Одновременно с курсом на оживлении экономики внутри страны мы взяли курс на расширение экономических сношений с заграницей”.[3]

Для успешного развития экономических реформ Китай и нуждается в длительном и прочном мире.

Хронологические рамки дипломной работы невелики. Точкой отсчета является 1978г. когда в Китае было объявлено о повороте к реформам. Внешнеполитический курс КНР рассматривается вплоть до 2003г.

В данной работе рассматривается внешняя политика КНР с такими странами как США, Россия, Индия, Япония, Вьетнам, КНДР и РК.

Источниковую базу дипломной работы составили опубликованные в прессе, в исторических исследованиях документы. Среди них:

Соглашение между правительством Китайской Народной Республики и правительством Республики Индия о поддержании мира и спокойствия в пограничных районах вдоль линии фактического контроля (7 сентября 1932г.) опубликовано на сайте http://www.asiatimes.narod.ru/news 2001/0701/0099996.html

Соглашение между правительством Китайской Народной Республики и правительством Республики Индия о создании мер доверия в военной области вдоль линии фактического контроля в районе китайско-индийской границы (29 ноября 1996г.) опубликованное на сайте http://www.asiatimes.narod.ru/news2001/

Совместное заявление Председателя КНР Цзян Цзэминя и Президента России б. Ельцина по итогам встречи в Пекине (10 декабря 1999 г.) // Российская газета 13 декабря 1999г.

Интервью председателя  КНР Цзян Цзэминя газете “Вашингтон пост” 23 марта 2001г. опубликованное на сайте http://www.asiapasifc.narod.ru/news 2001/

Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики (27 мая 2003г.) // Российская газета 31 мая 2003г.

Выступлении Государственного секретаря США Колина Пауэлла (8 сентября 2003г.) опубликованное на сайте http://www.asiapasifc.narod.ru/news 2003/

Большую помощь в изучении темы оказали опубликованные в последние годы монографии и статьи в периодических изданиях.

Среди монографических исследований стоит выделить работу Воронцова В.Б. – “Миссионеры и их наследники”. В ней автор рассматривает изменение внешней политики США в отношении КНР.

Вопросы, связанные с изменением внешнеполитической доктрины рассматривается в Энциклопедии нового Китая. В ней показа широкий спектр деятельности Китайско-американские отношения и перспективы их развития рассматриваются в монографии американского политолога Бжезинского З. “Великая шахматная доска”.

История Китая с древнейших времен до современности показана в работе “История Китая” под редакцией Меликсетова А.В.

В монографиях “Американская империя” и “Американская стратегия для XXI века.” Уткина А.И. рассматривается политическая стратегия США в главном направлении приложения их интересов включая атлантический и тихоокеанский регион.

Большую помощь при изучении темы оказали журнальные публикации. Например, Лукин А. рассматривает торгово-экономические и военно0политиечские отношения Китая и России в статье Россия - Китай // Международная жизнь 2000 №3.

Ряд авторов, такие Косырев Д., Гельбрас В.Г., Савенков Ю. положительно расценивают расширение международных связей КНР, а также отход от доктрины неизбежной третьей мировой войны. [4]

Проблема урегулирования спорных вопросов с соседними странами рассматривается в статье Молодина В.И., Комисарова С.А. “История китайских границ”, опубликованной в журнале “Новая и новейшая история” в 2003г.

На возрастающую роль Китая в АТР указывает Михеев В. в своей статье “Китай и азиатский регион” // Международная жизнь 1999 №9.

Внешняя политика КНР с начала проведения реформ рассматривается в статье Тихвинского С.Л. “Реформы и революции в Китае” // Новая и новейшая история 1999 №2.

Мясников В.С.рассматривает китайско-российские отношения в статье “Россия и Китай” // ОНС 1996 №2.

Китайско-Российские отношения в рамках стратегического партнерства рассматриваются в статье Карасина Г. “Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу” // Проблемы Дальнего Востока 1997 №2.

Приоритетность китайского направления в статье Маргелова М. “Российско-китайские отношения на высшей точке развития” // Международная жизнь 2003 №9.

При написании дипломной работы были использованы и газетные публикации.

В статье Ланкингой Е. “Удачные переговоры Михаила Касьянова в Пекине” // Независимая газета 4 ноября 2000г. рассматриваются переговоры руководителей Китая и России.

Визиту председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию посвящена статья Васильева С. “Визит нового руководителя КНР в Россию” // Российская газета 28 мая 2003.

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы показать, как изменился внешнеполитический курс КНР с началом проведения политики реформ и открытости.

В рамках этой цели поставлены следующие задачи: во-первых, показать, как развивались китайско-американские отношения и какие противоречия в них возникали; во-вторых, проанализировать, изменения в китайско-российских отношениях за изучаемый период; в-третьих, рассмотреть отношения Китая с соседними странами и проблемы, осложняющие эти отношения.

Структура дипломной работы:

введение, три главы, заключение, примечания, библиография.

Глава I. Китайско-американские отношения

С началом проведения Китаем политики реформ и открытости в 1978г. Его внешняя политика всецело ориентирована на Запад, в основном на США. 16 декабря 1978г. Было объявлено о намерении Китая и США установить дипломатические отношения. В совместном коммюнике, опубликованном в Пекине и Вашингтоне, КНР и США заявили об установлении дипломатических отношений. Вашингтон признал правительство КНР единственно законным правительством Китая, но сохранил за собой право поддерживать культурные, торговые и другие неофициальные отношения с народом Тайваня.

1 января 1979 года Китай и США установили  дипломатические отношения. США признали Тайвань неотъемлемой частью Китая, выступив с заявлением о разрыве дипломатических отношений и о прекращении договора с тайваньскими властями о взаимной безопасности, подписанного в 1954 г.[5]

Правительство США заявило о выводе своих войск с Тайваня в четырехмесячный срок с 25 января по 4 февраля 1979г. Главный архитектор китайской политики реформ и открытости Дэн Сяопин совершил визит в США, что вызвало сенсацию в США, где распространила небывалый “китайский бум”. В ходе визита Дэн Сяопин встретился с президентом США Дж. Картером. США предоставило Китаю экономические кредиты.

В конце августа того же года состоялась поездка в Китай вице-президента США У. Мондейла. Стороны пошли на существенные уступки в торгово-экономической области, открыв Пекину более широкий доступ к американской промышленности и ставящие КНР в привилегированное положение по сравнению с другими социалистическими странами. Во время визита стало известно о подписании в Вашингтоне закона, переводящего Китай в разряд дружественных стран.

Нормализация китайско-американских отношений началась параллельно проведением в КНР политики реформ и открытости, эта политика придала мощный импульс содействию отношений с США. В 80-х гг. по мере расширения Китаем связей с внешним миром изо дня в день активизировались контакты с США в политической, экономической, научно-технической и культурной областях.

17 августа 1982г. китайское правительство и американская администрация опубликовали совместное коммюнике о поэтапном решении вопроса продажи США оружия Тайваню.

Коммюнике от 17 августа и коммюнике об установлении дипломатических отношений заложили прочную основу для долговременного и здорового развития китайско-американских отношений.

В июне 1983г. было принято решение о предоставлении КНР в торговле статуса “дружественной и неприсоединившейся страны”. Это решение открывало перед Китаем более широкие возможности для импорта из США сложных технологий и оборудования, в том числе военного назначения. Премьер Чжао Цзыян заявил по этому поводу, что для Китая это не технический вопрос, а проблема установления взаимного доверия.[6]

В 1984г. Объем поставок достиг 1,5-2 млрд. долларов, что заложило, по мнению американцев, основу значительного расширения сотрудничества с Китаем.

Визит президента США Р.Рейгана в КНР состоялся 24 апреля – 1мая 1984г. Рональд Рейган вел переговоры с китайскими руководителями – Председателем КНР Ли Сяньнянем, Премьером Госсовета КНР Чжао Цзяном, генеральным секретарем ЦК КПК Ху Яобаном.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010.