рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Антикризисное управление  

Реферат: Антикризисное управление

Министерство общего и профессионального

образования Российской Федерации

Санкт-Петербургская Государственная

инженерно-экономическая академия

Институт предпринимательства и финансов
Кафедра менеджмента и организации производства

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Антикризисное управление»

по дисциплине «Основы менеджмента»

 

 

Выполнила: Павлова Е. В.

студентка группы 3171, II курс

Проверила: доц. Федулова Е.В.

г. Санкт-Петербург

1999 год


Оглавление

Вступление....................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. Правовые аспекты антикризисного управления... 6

1.1. Основы действующего законодательства российской федерации о не-состоятельности (банкротстве) предприятий.................................................. 6

1.2. Сравнительный анализ правовых аспектов финансовой несостоятель-ности в зарубежной практике....................................................................................... 15

ГЛАВА 2. Основные черты кризисного состояния фирмы... 21

2.1. Понятия, основные факторы и признаки кризисных явлений в эконо-мике предприятий...................................................................................................... 21

2.2. Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы............................................................ 32

2.3. Место антикризисного управления в экономической стратегии     фирмы       39

Заключение.................................................................................................... 47

Список использованной литературы............................................ 49


Вступление

Устранение  с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - не­пременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Од­нако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.

Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикри­зисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кри­зисного состояния, в котором оно находится.

Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабля­ет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора мис­сии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, фор­мировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течении длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Поэтому, с одной стороны, антикризисное управление должно охватывать значительно более широкие сферы деятельности, чем анализ только финансового состояния фирмы. С другой стороны, в процессе антикризисного управления, протекающего под влиянием страха постоянной угрозы банкротства, не должно возникать своеобразного "эффекта пустыни Тартари"[1], деформирующего поведе­ние менеджеров, вызывающего неадекватные их действия, еще более усугубляю­щие и без того сложное положение фирмы.

Таким образом, антикризисное управление - это:

Þ     анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

Þ     познание экономического механизма возникновения кризисных ситуа­ций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с це­лью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;

Þ     стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка страте­гии предотвращения ее несостоятельности;

Þ     оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявле­ние возможности наступления несостоятельности (банкротства);

Þ     разработка предпочтительной политики поведения в условиях насту­пившего кризиса и вывода из него фирмы;

Þ     постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработ­ка мер по его снижению.

Разработка теории и анализ практики антикризисного управления, обобще­ние результатов первого этапа приватизации российских предприятий - важней­шие задачи, без решения которых на макро- и микроуровне невозможно сколько-нибудь значительное изменение социально-экономической ситуации в стране к лучшему.

Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глу­бокого кризиса всех его сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие дей­ственных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные дис­пропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Не­гативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

Из вышесказанного следует, что тема антикрисного управления очень важна в нынешних условиях российской экономики, особенно после кризиса 17 августа. Именно поэтому для своего рефе­рата я выбрала эту тему.

В своем реферате я попыталась отразить основные положения антикризис­ного управления. В главе 1 описаны правовые аспекты финансовой несостоятель­ности, как в российском, так и в зарубежном законодательстве.

Глава 2 отражает основные факторы и признаки кризисных явлений в эко­номике предприятия, а также основные черты механизма возникновения кризис­ного состояния. Кроме того вторая глава содержит модели антикризисного управ­ления, предложенные различными специалистами в области антикризисного управления.


ГЛАВА 1. Правовые аспекты антикризисного управления

1.1. Основы действующего законодательства российской федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий

В Российской Федерации процедура банкротства предприятий осуществля­ется в соответствии с законом “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, вступившим в силу с 1 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г. 

В настоящий момент наряду с Законом РФ “О несостоятельности (банкрот­стве) предприятий” принят ряд нормативных документов, в которых раз­работаны критерии неплатежеспособности и пути преодоления кризисного со­стояния: Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 “О продаже государст­венных предпри­ятий-должников”, Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоя­тельности (банкрот­стве) предприятий”. Постановление Правительства РФ от 25 апреля № 421 “О до­полнительных мерах по реализации законодательства Россий­ской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций”, распоряжение Фе­дерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (Федерально­го управления) от 12 августа 1994 г. № 31-р “Об утвер­ждении Методических по­ложений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудов­летворительной структуры баланса”, распоряжение Феде­рального управления от 12 сентября 1994 г. № 56-р, утвердившее Временные ме­тодические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоя­тельности, и распоряжение Федерального управле­ния от 5 декабря 1994 г. № 98-р “Об утверждении типовой формы плана финансо­вого оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических ре­комен­даций по разработке планов финансового оздоровления”.

Исследование и анализ основ действующего законодательства Российской Федерации, нормативных актов по несостоятельности (банкротству) предприятий позволяет сделать вывод о достаточности учета и обобщения в них сложившейся правовой практики западноевропейских стран.

В то же время следует отметить и некоторые принципиальные различия в механизме реализации банкротства, положительно отличающие российские пра­вовые аспекты, в частности: организационное обеспечение через Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном Комитете по управлению государственным имуществом, призванное к проведе­нию антикризисной государственной политики, систему арбитражных и конкурс­ных управляющих, независимые экспертные и аудиторские фирмы; четкая вре­менная регламентация всех судебных и внесудебных процедур банкротства; уста­новление точных количественных критериев неплатежеспособности и понятия неудовлетворительной структуры баланса; однозначность в очередности и при­оритетности удовлетворения требований кредиторов; условия оказания государ­ственной поддержки и др.

В соответствии с Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предпри­ятий” под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспо­собность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюд­жетные фонды.

При этом данный Закон распространяется на предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, юридические лица или не образующие юридического лица предпринимателей, или граждан; а кредиторами считаются физические и юридические лица, имеющие имущественные требования к долж­нику и не являющиеся обладателями залоговых прав.

Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора (кредито­ров), прокурора, а также Федерального управления и (или) территори­ального агентства Федерального управления (территориального агентства).

Федеральное управление (через территориальные агентства по местонахож­дению предприятия-должника) подает в арбитражный суд заявление о признании данного предприятия несостоятельным (банкротом) самостоятельно, если руково­дитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления, содержащее обяза­тельное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (бан­кротстве) предприятия (см. табл. 1.1).


Участники судебного процесса

Последовательность действий

Арбитражный суд

Предприятие-должник

Кредитор (кредиторы)

Федеральное управ­ле­ние (собственник долж­ника)

Прокурор

Независимый аудитор

Арбитражный суд рассматривает дело о несостоятельности на ос­но­вании пись­менного заявления долж­ника (не может быть ото­звано), кре­дитора (кредиторов) (может быть отозвано), прокуро­ра при установ­лении им умыш­ленного или фик­тивного бан­кротства (может быть отозвано), решения Федерального управле­ния. Заявление должно со­дер­жать (может быть подано в пред­виде­нии банкротства) форму и субъ­ект соб­ственности, сумму неудовле­творенных тре­бований, причины их невыпол­нения, приложения со спи­ском кредиторов и должников, рас­шифровкой дебиторской и кре­ди­торской задолженностей и бух­гал­тер­ским балансом, хода­тайство о внешнем управлении имуществом или санации

 (копия)

Заявление о

несостоятельности

Ходатайство

  Извещение о выполнении  долж-

   ником  в течение недели  просро-

   ченных  на 3 мес. обязательств

   Уведомление о

         вручении

Заявление о несостоя-

 тельности должника

   (при его отказе от

       обязательств)                         (копия)

      Ходатайство и

  список участников

            санации

         Приложения                

                                              Решение (предпи-

                                              сание) о внесении

                                                    должником

                                                    заявления

          (копия)

Заявление

(умышленное или

фиктивное бан-

кротство)

Возбуждение дела о несостоя­тель­ности (банкротстве) пред­приятия-должника Приложения
Вынесение определения о воз­буж­дении производства. Рассыл­ка опре­деления участникам су­дебного про­изводства

              Поручение на

                  составление

                 баланса (при

    Заявление о несо-

      стоятельности 

          должника

Рассмотрение дела о несостоя­тель­ности (банкротстве) пред­приятия-должника

                 непредставле-

              нии должником

               в теч. 15 дней)

Вынесение решения арбитраж­ным судом о признании бан­кротства и открытии конкурсно­го производст­ва; об отклонении заявления при выявлении со­стоятельности; о при­остановле­нии производства по делу (при наличии оснований) и проведе­нии внешнего управления или сана­ции

              Определение

             арбитражного

           суда

         Решение

       арбитражного

       суда


                 ( процедура

                     санации)

 Баланс предпри­ятия-должника

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010.