рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Курс лекций в Московском Государственно-Индустриальном Университете  

Реферат: Курс лекций в Московском Государственно-Индустриальном Университете

Вопрос 1. Предмет, объект, цели, задачи и содержание курса. Возрастание сложности задач управления на современном этапе.

 

Вопрос 2. Система управления как упорядоченная совокупность взаимосвязанных между собой элементов и подсистем.

 

Вопрос 3. Модели систем управления. Состав подсистем управления.

Вопрос 4. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. Основные термины и определения. Исследования – понятие многозначное:

-   научный труд;

-   научное изучение;

-   вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность, особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний, в т.ч. в теории и практике управления.

Основные компоненты исследования:

-   постановка целей и задач;

-   предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения;

-   формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов, проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов;

-   проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.

В современном менеджменте исследования являются, главным фактором успеха, главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования – это вид деятельности с более богатым содержанием, чем анализ, проектирование или диагностика.

Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и классификация, и построение показателей, и многое другое.

Исследования включают в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творчества человека.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведёт к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента её практической эффективности.

В настоящее время менеджеру целесообразно порядка 30% своего рабочего времени посвящать исследовательской работе.

Вопрос 5. Классификация видов исследования систем управления.

Если мы в качестве классификационного признака возьмём используемый метод исследования, то мы получим:

Ø по виду исследования: теоретические исследования, экспериментальные исследования, теоретико-экспериментальные исследования;

Ø стадии исследования: поисковые, научно-исследовательские разработки, опытно-промышленные разработки;

Ø по месту проведения: лабораторные, промышленные;

Ø по виду исследуемого объекта: натурные, модельные;

Ø по подходу к объекту исследования: локальные, комплексные;

Ø по сфере использования результатов: фундаментальные, прикладные.

Важнейшей задачей фундаментальных исследований является познание новых законов и закономерностей, при этом в ряде случаев такие исследования проводятся безотносительно к возможности практического использования в ближайшем будущем. Целью прикладных исследований является использование достижений фундаментальных исследований и техники для решения определённых практических проблем и задач. Поэтому прикладные исследования включают как правило работы по реализации (внедрению) полученных результатов. Это означает, что для существующих систем должно осуществляться их совершенствование, а для вновь создаваемых – проектирование и внедрение. Большинство исследований системы управления относится к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут иметь как эмпирическую, так и теоретическую направленность. В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов. Во втором – познание явлений, происходящих в системе управления и определение характеристик её элементов основывается на использовании неких абстрактных объектов.

Практически исследования системы управления имеют теоретико-эмпирическую направленность, способствуют выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, тенденций их развития, важнейших причинно-следственных связей, определённых направлений разработки и реализации мероприятий по усовершенствованию.

Комплексное исследование предусматривает изучение совокупности свойств управленческих элементов, их взаимосвязи и взаимодействия.

Комплексное исследование практически всеми исследователями признаётся более прогрессивным.

По использованию ресурсов:

o  ресурсоёмкие;

o  незначительные по ресурсоёмкости.

По времени:

o  продолжительные;

o  непродолжительные.

По информационному обеспечению:

o  исследование основывается на внутренней информации;

o  исследование с привлечением обширной внешней информации.

По степени организованности и участия персонала:

o  индивидуальные;

o  коллективные;

o  спонтанные;

o  организованные.

В практике исследования систем управления встречаются все типы исследований.

Вопрос 6. Основные понятия в исследовании систем управления.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации:

Методология исследования.

Науковедение Изучает вопросы организации и планирования научных исследований, социологию науки, логику науки.
Она часть науковедения и философии. гносеология Изучает закономерности и возможности, исследует ступени, формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научного знания.
Выделяется в гносеологии как её составная часть. методология Учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности; учение о научных методах познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках; учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности.
Как учение о методах познания в целом Как совокупность методов какой-либо конкретной области научного познания.

Научное познание – это общественно-исторический процесс, не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако они могут познавать, исследовать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объектизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.

Научное исследование – это субъективный процесс получения новых научных знаний отдельным индивидом: учёным, исследователем, группой, коллективом.

Методологические положения исследования: это научные, обоснованно сформулированные утверждения о принципах, методах, способах и формах исследовательской работы.

Метод – система правил и приёмов изучения явления, способ теоретического исследования и практического осуществления чего-либо; путь исследования; теория, учения, совокупность приёмов, операций теоретического или практического исследования действительности; способ достижения цели.

Методы исследования –это совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об управленческих отношениях и системе управления.

Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение; метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо; составная часть любого исследования.

Функция управления – анализ представляет собой относительно обособленный вид управленческой деятельности, включает творческое изучение, систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и специфический свойствах рассматриваемого объекта. Как правило это осуществляется с целью определения трудностей и противоречий движущих сил и возможностей, целесообразных путей развития и совершенствования.

Цель исследования – желаемый новый исследовательский результат-состояние объекта исследования, выраженный качественно или количественно. Часто с указанием сроков его достижения, испытателей и ресурсов.

Стратегия исследования – общий план правил и направлений ведения исследовательской работы для достижения определённых целей познавательной деятельности.

Вопрос 7. Характеристика исследования.

1)           Методология исследования (см. выше). Совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

2)           Организация исследования – порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закреплённых в документах, нормативах, инструкциях.

3)           Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, например информационных, экономических и т.д., обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

4)           Объект и предмет исследования. Объект – система управления. Предмет – конкретная проблема, решение которой требует проведение исследования.

5)           Тип исследования – принадлежность исследования к определённому типу, характеризуется определённым набором характеристик и показателей.

6)           Потребность исследования – степень остроты проблемы, требующей разрешения.

7)           Результат исследования – модель (модели), методика (и), рекомендации, разработанные положения и инструкции, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию её содержания, причин и истоков, и последствий.

8)           Эффективность исследования – оценка использованных ресурсов на проведение исследования и его результатов.

Вопрос 8. Сущность основных методологических подходов к исследованию систем управления (системного, комплексного, интеграционного и др.).

Системный подход. При этом подходе любая система, объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, имеющая вход, связи с внешней средой, выход, цель и обратную связь.

При проведении исследования системы управления системный подход предусматривает рассмотрение организаций как открытой многоцелевой системы, имеющей определённые рамки, взаимодействующие между собой, внутреннюю и внешнюю среды, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.д.

При этом изменение в одном из элементов любой системы вызывает изменение в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе и взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.

Системный подход предусматривает изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоактуализации, прогнозирования, планирования, координации, принятия решений и т.д.

Т.е. системный подход рассматривает исследование того или иного объекта как систему целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов в единстве со средой, в которой он находится. Одним из важнейших направлений, составляющих методологическую базу исследования для относительно сложных систем управления является системный анализ. Его применение актуально для таких задач, как анализ и совершенствование системы управления при реструктуризации организаций, диверсификации производства, технического перевооружения и других задач, которые постоянно возникают в условиях рынка, и значит динамики внешней среды. Особенностью системного анализа является сочетание в нём различных методов анализа с общей теорией систем, исследованием операций, техническими и программными средствами управления.

Исследование операций как научное направление использует математическое моделирование процессов и явлений. Использование методов исследования операций в рамках системного подхода особенно целесообразно при изучении организационных систем для принятия оптимальных решений.

Комплексный подход. При применении этого подхода должны учитываться технические, технологические, организационные, психологические и другие (политические, демографические, аспекты управления и их взаимосвязи). Если допустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. На практике соблюсти это требование достаточно сложно. Так, например, при проектировании новых продуктов показателем экологичности в России уделялось недостаточное внимание. Поэтому российские продукты сразу же становились неконкурентоспособными. Например, в страны ЕЭС с 1995 года запрещён въезд грузовиков «Маз» и «Камаз», и в Голландии на всех центральных улицах закреплены таблички: «Проезд на российском транспорте запрещён».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010.