Реферат: Курс лекций в Московском Государственно-Индустриальном Университете
Реферат: Курс лекций в Московском Государственно-Индустриальном Университете
Вопрос 1. Предмет, объект, цели, задачи и содержание
курса. Возрастание сложности задач управления на современном этапе.
Вопрос 2. Система управления как упорядоченная
совокупность взаимосвязанных между собой элементов и подсистем.
Вопрос 3. Модели систем управления. Состав подсистем
управления.
Вопрос 4. Исследования и их роль в научной и
практической деятельности человека. Основные термины и определения. Исследования
– понятие многозначное:
-
научный труд;
-
научное изучение;
-
вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность,
особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования
полученных знаний, в т.ч. в теории и практике управления.
Основные компоненты исследования:
-
постановка целей и задач;
-
предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов
решения;
-
формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов,
проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов;
-
проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и окончательная
формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных
предсказаний.
В современном менеджменте исследования являются,
главным фактором успеха, главным фактором повышения эффективности управления.
Исследования – это вид
деятельности с более богатым содержанием, чем анализ, проектирование или
диагностика.
Исследование проблемы или
ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или
проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и
классификация, и построение показателей, и многое другое.
Исследования включают в себя
анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий
уровень творчества человека.
Развитие профессионализма в
различных областях деятельности ведёт к пониманию исследования как
закономерного и естественного элемента её практической эффективности.
В настоящее время менеджеру
целесообразно порядка 30% своего рабочего времени посвящать исследовательской
работе.
Вопрос 5. Классификация видов исследования систем
управления.
Если мы в качестве классификационного признака
возьмём используемый метод исследования, то мы получим:
Ø
по виду исследования: теоретические исследования, экспериментальные
исследования, теоретико-экспериментальные исследования;
Ø
стадии исследования: поисковые, научно-исследовательские разработки,
опытно-промышленные разработки;
Ø
по месту проведения: лабораторные, промышленные;
Ø
по виду исследуемого объекта: натурные, модельные;
Ø
по подходу к объекту исследования: локальные, комплексные;
Ø
по сфере использования результатов: фундаментальные, прикладные.
Важнейшей задачей фундаментальных
исследований является познание новых законов и закономерностей, при этом в ряде
случаев такие исследования проводятся безотносительно к возможности
практического использования в ближайшем будущем. Целью прикладных исследований
является использование достижений фундаментальных исследований и техники для решения
определённых практических проблем и задач. Поэтому прикладные исследования
включают как правило работы по реализации (внедрению) полученных результатов.
Это означает, что для существующих систем должно осуществляться их
совершенствование, а для вновь создаваемых – проектирование и внедрение.
Большинство исследований системы управления относится к задачам прикладного
характера, но вместе с тем они могут иметь как эмпирическую, так и
теоретическую направленность. В первом случае результаты исследования
достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов. Во втором –
познание явлений, происходящих в системе управления и определение характеристик
её элементов основывается на использовании неких абстрактных объектов.
Практически исследования системы
управления имеют теоретико-эмпирическую направленность, способствуют выявлению
фактического состояния систем, подсистем и элементов, тенденций их развития,
важнейших причинно-следственных связей, определённых направлений разработки и
реализации мероприятий по усовершенствованию.
Комплексное исследование
предусматривает изучение совокупности свойств управленческих элементов, их
взаимосвязи и взаимодействия.
Комплексное исследование
практически всеми исследователями признаётся более прогрессивным.
По использованию ресурсов:
o
ресурсоёмкие;
o
незначительные по ресурсоёмкости.
По времени:
o
продолжительные;
o
непродолжительные.
По информационному
обеспечению:
o
исследование основывается на внутренней информации;
o
исследование с привлечением обширной внешней информации.
По степени организованности и
участия персонала:
o
индивидуальные;
o
коллективные;
o
спонтанные;
o
организованные.
В практике исследования систем управления
встречаются все типы исследований.
Вопрос 6. Основные понятия в исследовании систем управления.
Любое исследование имеет комплекс характеристик,
которые необходимо учитывать при его проведении и организации:
Методология исследования.
|
Науковедение |
Изучает вопросы организации
и планирования научных исследований, социологию науки, логику науки. |
Она часть науковедения и
философии. |
гносеология |
Изучает закономерности и
возможности, исследует ступени, формы, методы и средства процесса познания,
условия и критерии истинности научного знания. |
Выделяется в гносеологии
как её составная часть. |
методология |
Учение о принципах
построения, формах и способах познавательной деятельности; учение о научных
методах познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках;
учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности. |
Как учение о методах познания
в целом |
Как совокупность методов
какой-либо конкретной области научного познания. |
|
|
|
|
Научное познание – это общественно-исторический
процесс, не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов,
однако они могут познавать, исследовать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно
выработанной, объектизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения
к другому.
Научное исследование – это
субъективный процесс получения новых научных знаний отдельным индивидом:
учёным, исследователем, группой, коллективом.
Методологические положения
исследования: это научные, обоснованно сформулированные утверждения о
принципах, методах, способах и формах исследовательской работы.
Метод – система правил и
приёмов изучения явления, способ теоретического исследования и практического
осуществления чего-либо; путь исследования; теория, учения, совокупность приёмов,
операций теоретического или практического исследования действительности; способ
достижения цели.
Методы исследования –это
совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об
управленческих отношениях и системе управления.
Анализ – всесторонний
разбор, рассмотрение; метод научного исследования путём рассмотрения отдельных
сторон, свойств, составных частей чего-либо; составная часть любого
исследования.
Функция управления –
анализ представляет собой относительно обособленный вид управленческой
деятельности, включает творческое изучение, систематизацию, обобщение и оценку
информации о структуре, общих и специфический свойствах рассматриваемого
объекта. Как правило это осуществляется с целью определения трудностей и
противоречий движущих сил и возможностей, целесообразных путей развития и
совершенствования.
Цель исследования –
желаемый новый исследовательский результат-состояние объекта исследования,
выраженный качественно или количественно. Часто с указанием сроков его
достижения, испытателей и ресурсов.
Стратегия исследования –
общий план правил и направлений ведения исследовательской работы для достижения
определённых целей познавательной деятельности.
Вопрос 7. Характеристика исследования.
1)
Методология исследования (см. выше). Совокупность целей, подходов,
ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
2)
Организация исследования – порядок проведения исследования, основанный
на распределении функций и ответственности, закреплённых в документах,
нормативах, инструкциях.
3)
Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, например
информационных, экономических и т.д., обеспечивающих успешное проведение
исследования и достижение его результатов.
4)
Объект и предмет исследования. Объект – система управления. Предмет –
конкретная проблема, решение которой требует проведение исследования.
5)
Тип исследования – принадлежность исследования к определённому типу,
характеризуется определённым набором характеристик и показателей.
6)
Потребность исследования – степень остроты проблемы, требующей разрешения.
7)
Результат исследования – модель (модели), методика (и), рекомендации,
разработанные положения и инструкции, способствующие успешному разрешению
проблемы, пониманию её содержания, причин и истоков, и последствий.
8)
Эффективность исследования – оценка использованных ресурсов на
проведение исследования и его результатов.
Вопрос 8. Сущность основных методологических подходов
к исследованию систем управления (системного, комплексного, интеграционного и
др.).
Системный подход. При этом подходе любая система,
объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов, имеющая вход, связи с внешней средой, выход, цель и обратную связь.
При проведении исследования системы управления
системный подход предусматривает рассмотрение организаций как открытой
многоцелевой системы, имеющей определённые рамки, взаимодействующие между
собой, внутреннюю и внешнюю среды, внешние и внутренние цели, подцели каждой из
подсистем, стратегии достижения целей и т.д.
При этом изменение в одном из элементов любой
системы вызывает изменение в других элементах и подсистемах, что основывается
на диалектическом подходе и взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в
природе и обществе.
Системный подход предусматривает изучение всей
совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что
требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования,
самоактуализации, прогнозирования, планирования, координации, принятия решений
и т.д.
Т.е. системный подход рассматривает исследование
того или иного объекта как систему целостного комплекса взаимосвязанных и
взаимодействующих элементов в единстве со средой, в которой он находится. Одним
из важнейших направлений, составляющих методологическую базу исследования для
относительно сложных систем управления является системный анализ. Его
применение актуально для таких задач, как анализ и совершенствование системы
управления при реструктуризации организаций, диверсификации производства,
технического перевооружения и других задач, которые постоянно возникают в
условиях рынка, и значит динамики внешней среды. Особенностью системного
анализа является сочетание в нём различных методов анализа с общей теорией
систем, исследованием операций, техническими и программными средствами управления.
Исследование операций как научное направление
использует математическое моделирование процессов и явлений. Использование
методов исследования операций в рамках системного подхода особенно
целесообразно при изучении организационных систем для принятия оптимальных
решений.
Комплексный подход. При применении этого
подхода должны учитываться технические, технологические, организационные,
психологические и другие (политические, демографические, аспекты управления и
их взаимосвязи). Если допустить один из обязательных аспектов менеджмента, то
проблема не будет решена. На практике соблюсти это требование достаточно
сложно. Так, например, при проектировании новых продуктов показателем
экологичности в России уделялось недостаточное внимание. Поэтому российские
продукты сразу же становились неконкурентоспособными. Например, в страны ЕЭС с
1995 года запрещён въезд грузовиков «Маз» и «Камаз», и в Голландии на всех
центральных улицах закреплены таблички: «Проезд на российском транспорте
запрещён».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|