рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Диагностические условия повышения адаптивности  

Реферат: Диагностические условия повышения адаптивности

ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НЕДОСТАТКАМИ РАЗВИТИЯ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

13.00.01  - общая педагогика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Челябинск -  1997г.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Отношение к ребенку (детству) в российское рфцестве характеризуется темучтр,в общественном сознании формируются иные представления об уважении его личности, его достоинства; о необходимости принятия его интересов, запросов, о создании условий для самоуважения и развития, как непременных основ реализации гуманистического подхода в образовании.

Этот подход заложен в основных принципах государст­венной политики в области образования, которые отражены в Законе РФ "Об образовании" (статья 2 п.З).

Выявление уровня развития и особенностей личности -задача диагностики. Диагностика для учителя - это один из наиболее эффективных способов получения объективных знаний об индивидуальных особенностях учащихся, позволяющих оп­тимально решить задачи воспитания и обучения.

Компаративные международные исследования свидетельст­вуют о росте количества детей с различными видами отклонений (особенностей) в развитии, что вызывает объективную необхо­димость широкого использования диагностики особенно на этапе начального образования для обеспечения его адаптивности.

Однако, в настоящее время существует противоречие, которое проявляется в неадекватности диагностических возмож­ностей объективному состоянию психофизического развития учащихся, а также в отсутствии механизма адаптивности образования к разнообразным проявлениям детского развития.

Анализ данного противоречия показывает, что оно скла­дывается из следующих более частных:

·результат диагностики не всегда соответствует истинно­му состоянию психофизического развития учащихся или созна­тельно задается существующей системой образования;

·обеспечение   адаптивности   образовательного   процесса происходит вопреки реально существующим уровням развития детей;

·организация диагностического воздействия не позволяет объективно оценить особенности развития учащихся.

Вышеназванные противоречия определили необходимость нашего научного исследования в части установления взаимных связей и взаимных зависимостей между диагностикой психофи­зического развития учащихся и созданием адаптивных условий для их образования.

Этиологией разных расстройств занимались еще в глубокой древности. Гиппократ, Аристотель рассматривали причины речевых расстройств. В трудах философов древности (Платон, Гиппократ, Пифагор) делаются попытки раскрыть причины и наметить пути профилактики слабоумия.

Дальнейшие исследования по проблеме диагностики мы находим в трудах ученых, представляющих различные области научного знания: врачей, психологов, педагогов (Э.Сеген, Дж.М. Кеттел, А.Бине, И.М.Сеченов, Г.И.Россолимо и др.).

Исследования, направленные на изучение нормы и отклонений в развитии детей, проводились и в России такими выдающимися учеными как Л.С.Выготекий, К.Д.Ушинский, В.П.Кащенко, А.РЛурия, П.ФЛесгафт, А.ФЛазурский, С.Т.Шац­кий, В.П.Мясищев, А.НЛеонтьев, Б.Г.Ананьев и др.

Большинство современных исследований, посвященных проблеме диагностики, рассматривают ее с точки зрения улучшения качества диагностических методик, интерпретации зарубежных тестов, разработке нового эффективного диагности­ческого инструментария:

·метод    использования    рисунка    в    дифференциальной диагностике  (А.П.Мухина);

·адаптированный вариант методики Д.Векслера по изу­чению уровня интеллектуального развития  (И.Панасюк);

·отбор умственно отсталых детей в специальные образо­вательные учреждения (С.Д.Забрамная)  и др.

Теоретические разработки в этих направлениях несомнен­но важны, но исследование по междисциплинарной организации диагностического воздействия на уровневой основе, на наш взгляд, может явиться одним из вариантов, обеспечивающим адаптивность образовательной системы.

Необходимость междисциплинарного подхода в исследова­нии особенностей развития личности подчеркивается в совре­менной и зарубежной психологии (В.В.Давыдов, И.С.Кон, П.Балтес и др).

В рамках настоящего исследования целесообразно остано­виться на характеристике диагностического процесса, разверну­того в образовательном пространстве. Во-первых, свободный доступ к диагностическим методи­кам всех участников образовательного процесса приводит к непрофессиональной интерпретации результатов.

Во-вторых, нескоординированность в учете диагностиче­ских показателей у разных специалистов ведет к недооценке важных данных или многократному изучению одного и того же процесса.

В-третьих, отсутствие ранжированности в использовании тестов в разных диагностических структурах системы образова­ния (консультации, консилиумы) увеличивает время нахождения ребенка в диагностическом пространстве, что отрывает его от учебного процесса, создает стрессовую ситуацию.

Пассивная роль родителей в изучении проблем собствен­ного ребенка делает их пассивными и в образовательном процессе.

Между тем, их участие на ранних стадиях коррекции различных отклонений в развитии является наиболее эффек­тивным.

На наш взгляд, разрешение существующих противоречий возможно при выстраивании диагностики в виде взаимосвязан­ного процесса, в котором диагностические показатели (критерии) учитываются во всем объеме и профессионально используются всеми участниками образовательного процесса. Комплексная интерпретация междисциплинарного диагностического результа­та позволяет обеспечить комплексно-индивидуальный характер коррекционно-образовательного воздействия, что может явиться условием развития адаптивности образовательной системы.

В нашем исследовании мы опираемся преимущественно на опыт отечественных ученых, изучающих комплексный вариант диагностики психофизического развития человека.

Так, разнообразные варианты комплексного подхода мы находим в трудах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, В.П.Кащенко.

Теоретическую основу исследования определили идеи К.Д.Ушинского, который в своей антропологической теории утверждал, что педагогика, имея дело с реальным человеком, должна основываться на всестороннем его познании. Она должна учитывать данные всех наук, в которых изучается телесная или духовная природа человека.

Разрешение противоречий в рамках диагностического процесса позволит разрешить и ряд противоречий, связанных с организацией образовательного воздействия. Теоретические раз­работки ученых показали, что обследование всех особенностей развития учащихся даже в определенном возрастном отрезке и создание соответствующих этим индивидуальным особенностям условий обучения, является невозможным в педагогической практике. Начиная с 20-30 годов нынешнего века проблема организации образовательного воздействия на учащихся с учетом их индивидуальных особенностей рассматривается с разных точек зрения: разнообразие способов организации работы с детьми.использование программированного подхода в обучении и т.д. (А.А.Бударный, И.Э.Унт, В.С.Мерлин, Л.В.Занков и др.).

Анализ научной литературы, осознание проблем совре­менной диагностики и потребностей образования в диагностике нового типа определили выбор темы нашего исследования: "Диагностические условия повышения адаптивности образования учащихся с недостатками развития в начальных классах общеобразовательной школы".

Необходимость проведения исследования связана в первую очередь с негативными тенденциями формирования диагности­ческих основ образования и однообразием подхода к развитию механизма адаптивности образования к уровням и особенностям развития детей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: диагностика в сфере обра­зования детей с недостатками развития.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: диагностические условия, обеспечивающие адаптивность образования к уровням и особен­ностям развития и подготовки учащихся.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выделить, разработать, обосно­вать и экспериментально проверить диагностические условия повышения адаптивности образования учащихся с недостатками развития в начальных классах общеобразовательной школы.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: адаптивность образования учащихся с недостатками развития в начальных классах общеобразовательной школы возрастет, если будут соблюдены следующие диагностические условия:

- диагностическое воздействие будет иметь уровневое распределение основной совокупности исследуемых параметров развития ребенка по месту, характеру и методам обследования;

·уровневое обследование  параметров  будет  происходить с    дифференцированным    использованием    стандартно-типовых алгоритмов организации диагностики;

·основой   образовательного   воздействия   будет   являться индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут с обя­зательным диагностическим сопровождением:

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в ходе работы необходимо было решить следующие задачи:

 1.  Определить состояние проблемы диагностики  в  сфере образования   учащихся   с   недостатками   развития   на   основе анализа теории и практики.

 2. Определить    и    обосновать    диагностические    условия  повышения   адаптивности   образования   детей   с   недостатками развития в условиях общеобразовательной школы.

 3. Разработать    основные    компоненты    диагностического сопровождения адаптивной образовательной системы.

 4. Провести экспериментальную проверку целостной, раз­ноуровневой   модели   диагностического   воздействия   в   рамках районной образовательной системы.

 5. Подготовить методические рекомендации по использо­ванию    уровневой    модели    диагностического    воздействия    в диагностических, коррекционных и учебных целях.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ данного исследования составляет учение о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.С.Выготский), идеи гуманизации и гуманитаризации образования, философские учения -о личности и жизнедеятельности человека в социуме, концепция личност-но-ориентированного образования.

Теоретические предпосылки исследования исходят из прогрессивных идей Л.С.Выготского, В.П.Кащенко, А.РЛурйя, Р.М.Боскис, М.Ф.Певзнер, В.Е.Левиной, Ф.Ф.Рау, проповедовав­ших индивидуальный подход в решении проблем ребенка, с позиции учета его комплексного психофизического развития.

Исследование учитывает работы ученых по следующим направлениям: разработки о необходимости ассоциативной диагностики Н.И.Жинкина, И.П.Павлова, Н.И.Сеченова, об особенностях дооперационального мышления дошкольников (Ж.Пиа­же), о личностно ориентированном аспекте образования, об основах дифференциальной диагностики, о методологии осуществления различных комплексных программ изучения человека, концепции возрастной периодизации развития психики Щ.П.Блон-ский, Д.Б.Эльконин, А.В.Петровский). Практическое исследова­ние проводилось с использованием "элементов структурных моделей" организации диагностического процесса, разработан­ных учеными в разные исторические периоды (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная, В.В.Коркунов).

Исследование проводилось поэтапно, в течение 1992-97 г.г.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ (1992-93 г.г.) анализировались состояние научного и практического уровня в рассмотрении проблемы ребенка с особенностями развития: диагностики, учета, выявления, обучения и коррекции (или поддержки) данных состояний. В результате были созданы теоретическая и информационно-статистическая базы для последующего решения проблемы, выявлены методологические предпосылки, разработа­на программа и методика исследования.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (1993-94 г.г). проводился конста­тирующий эксперимент на базе психолого-медико-педагогиче­ской консультации (ПМПК) Металлургического района г.Челя­бинска и общеобразовательных школ № 73 и № 71. Аналити­ческая часть (включающая первые два этапа) завершилась обобщением полученных данных, выдвижением и теоретическим обоснованием научной гипотезы, выделением теоретическим путем диагностических условий повышения адаптивности обра­зования учащихся с недостатками развития в начальных классах общеобразовательной школы.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ (1994-96 г.г.) проводился форми­рующий эксперимент, целью которого явилась апробация выявленных диагностических условий обеспечения адаптивности образования учащихся с недостатками развития в начальных классах общеобразовательной школы.

В практику внедрялась:

·модель  диагностического   воздействия,   выстроенная   на разных взаимодействующих между собой уровнях;

·модель образовательного воздействия в виде индивиду­ального коррекционно-образовательного маршрута.

Формирующий эксперимент по апробации рабочей гипо­тезы проводился на базе школы№ 73 и психолого-медико-пе-дагогической консультации Металлургического района г.Челябинска.   Данные   эксперимента   подвергались   качественному   и количественному анализу, формировались выводы и обобщались

результаты.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования состоит в том, что в нем выявлены условия, повышающие адаптивность образовательной системы к уровням и особенно­стям развития учащихся с использованием диагностики. Опре­делен механизм создания сопровождающей диагностики в районной образовательной системе. Разработан подход к диф­ференцированному использованию алгоритмов проведения об­следования на всех уровнях диагностического воздействия. Определен механизм изучения основного набора параметров развития учащихся младшего школьного возраста в условиях уровневого диагностического воздействия. Создана компьютерная программа выборки качественных характеристик изучаемых параметров.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010.