рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Гигиенические требования к оборудованию мебели. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся  

Реферат: Гигиенические требования к оборудованию мебели. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся

 1. Организация трудовой деятельности учащихся

Влияния труда на организм детей и подростков. Различные виды труда, особенно работы, выполняемые на земельном участке школы, в садах, огородах и на полях колхозов (совхозов), организованные с учетом возрастно-половых особенностей учащихся и требований гигиены, оказывают положительное влияние на физическое развитие и функциональное совершенствование основных физиологических систем организма детей и подростков.

         Наиболее частые виды сельскохозяйственных работ, выполняемых в летнее время – прополка, прореживание, обрыв метелок кукурузы, пасынкование томатов, окучивание, окапывание, уборка сена и урожая зерновых, сбор фруктов, уборка овощей. При соблюдении требований гигиены ко времени начала работ и их продолжительности, организации больших и малых перерывов, оптимальной плотности рабочего времени сельскохозяйственный труд не оказывает отрицательного влияния на детей и подростков.

         В тех же случаях, когда работа не соответствует возрастным возможностям, неблагоприятные реакции организма регистрируются у 14-15-летних учащихся после 3-4-часовой работы: снижается жизненная емкость легких и сила сжатия кистей рук, возрастает частота сердечных сокращений, падает ударный объем и до 40 мин затягивается восстановительный период гемодинамических сдвигов.

         Девушки к работе адаптируются труднее, реагируют более резким снижением работоспособности и неблагоприятными изменениями гемодинамических показателей, чем их сверстники – 15-17-летние юноши. Эта особенность девушек проявляется не только при выполнении сельскохозяйственных работ, но и при выполнении работ в промышленном производстве.

         Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья возникают не  только от тяжести труда, режима (чередования работы и отдыха), плотности рабочего времени, но и от сопутствующих труду факторов внешней среды: шума, вибрации, высокой температуры, содержания в воздухе пыли и токсических веществ в пределах допустимых нормативов и концентраций для взрослых рабочих. Даже подростки шестнадцати лет по сравнению с юношами 17-18 лет оказываются к указанным факторам весьма чувствительны. Изменения выступают тем быстрее и глубже, чем моложе подростки.

         Влияние вибрации обычно сопутствует воздействию шума. При этом проявляется комбинированное действие, более сильное, чем действие каждого фактора в отдельности. Наиболее опасна вибрация с частотой колебаний от 50 до 200 Гц. Лица до 25-летнего возраста, а особенно подростки и юноши, более чувствительны к местной и общей вибрации, чем лица старшего возраста.

         На воздействие вибрации у подростков 15-18 лет в сравнении со взрослыми регистрируется своеобразная реакция сердечно-сосудистой системы. Так, у взрослых при трехминутном воздействии вибрации с частотой 100 Гц, амплитудой  0.21 мм артериальное давление повышалось: среднее в 80% случаев, максимальное в 59% и минимальное в 48% случаев. У 15-18-летних подростков преобладало снижение артериального давления: максимального в 32% случаев, среднего в 47% и минимального в 32% случаев. Полагают, что такое своеобразие является выражением присущей подростковому возрасту дезитегрированности реакций на раздражение. Организм отвечает максимумом своей возможности, мобилизуя весь резерв капиллярной сети. В результате увеличивается емкость периферического сосудистого русла и снижение артериального давления.

         Совокупному воздействию шума, вибрации, теплового излучения, высокой запыленности и загазованности воздуха кабины подвергаются водители тракторов и комбайнов. У юных 16-18-летних  механизаторов – учащихся СПТУ от начала к концу производственной практики диагностированы различные отклонения в состоянии здоровья. К концу трехчасового вождения тракторов  у юных механизаторов регистрировались: снижение пульсового давления, снижение ударного объема сердца, падение выносливости к статическому напряжению, слуховой чувствительности на высоких частотах с длительным периодом восстановления.

         Все это свидетельствует о важности учета состояния здоровья, о соблюдении нормирования труда, об органичном привлечении девушек к тяжелым работам, сопряженным с неблагоприятным влиянием факторов, сопутствующих работе.

         Установлено неблагоприятное влияние на подростков 14-17 лет химических веществ (хлоропрен, диметилацетат, бензин, бензол, окись углерода, аммиак) в концентрациях ниже предельно допустимых. С увеличением возраста начала контакта работы с этими веществами чувствительность организма к ним понижается. Наиболее чувствительны подростки, начавшие обучение в 14 лет, близки к ним 15-летние и менее чувствительны 17-18-летние.

         При столярных, слесарных садово-огородных работах необходимо чередовать труд с отдыхом, а также использовать инструментарий, по массе и размерам соответствующий силам, размерам рук и амплитуде основных движений учащихся. Это является необходимым условием, так как работы, сопровождающиеся большим напряжением мышц, могут вызвать растяжение связок, воспаление сухожилий, с последующим нарушением функции отдельных суставов.

         Положение тела во время труда должно содействовать развитию силы мышц, совершенствованию координации движений, нормальному физическому развитию и не затруднять функционирование отдельных органов, систем и всего организма в целом.

         Положительное влияние урока труда на работоспособность организма может также отсутствовать, если учащиеся непрерывно выполняют однообразные операции, и условия работы не отвечают требованиям гигиены. Методически правильно построенный урок труда предусматривает рациональное чередование нескольких операций с тем, чтобы каждая из них, особенно если производится обработка металла, не требовала много времени. Оптимальная непрерывная длительность слесарных и столярных операций составляет соответственно: у учащихся 5 класса – 6 и 8 мин, в 6 классе – 9 и 11 мин, в 7 классе – 10 и 12 мин. Допустимая длительность непрерывного выполнения основных операций ограничивается 16 мин.

         Важное гигиеническое значение имеет и плотность урока труда (отношение чистого времени работы – основной и вспомогательной – к общей длительности урока). На занятиях техническим трудом оптимальной является плотность работы около 80%, а для выполнения швейных операций – 50-70%. В процессе выполнения любых трудовых операций не следует учащимся даже седьмых классов навязывать определенный ритм и темп работы.

         В классах, рабочих комнатах и мастерских, где происходит урок труда, обеспечиваются оптимальные условия микроклимата и достаточное естественное и искусственное освещение. Рабочие места (специальные рабочие столы, верстаки и станки) отводятся каждому школьнику с учетом его роста. Руководство школы ежегодно должно осуществлять проверку технического состояния оборудования, инструмента, изоляции электропроводки, надежности заземления. Разрешение на проведение занятий в школьных мастерских (по техническому и обслуживающему труду) выдается перед началом каждого учебного года специальной комиссией, в составе которой обязательно должен быть врач по гигиене детей и подростков или санитарный фельдшер.

         Преподаватели по труду обеспечивают профилактику возникновения у учащихся травм при выполнении работ на слесарных и столярных верстаках, а также на различных станках (сверлильном, токарном и других), при выполнении швейных и кулинарных работ. Учащиеся должны знакомиться как с общими, так и с частными правилами по технике безопасности при выполнении работ с деревом и металлом. В слесарной, столярной или универсальной мастерской на стены развешивают плакаты с полным текстом правил. Это способствует закреплению у школьников знаний и правил по технике безопасности и постоянно напоминает о важности их выполнения. В мастерских и на рабочем месте соблюдаются порядок и чистота, что является одним из условий, снижающих частоту ушибов, ранений, засорений глаз и других травм у учащихся.

Перед началом выполнения отдельных операций по обработке дерева или металла, тканей и других материалов тщательно проверяют исправность инструментария, швейных машин, электроплит и др.

         Опилки, образующиеся в процессе обработки деталей  (деревянных или металлических), сметают с верстаков щеткой-сметкой, но не в коем случае не сбрасывают рукой и не сдувают, так как при этом можно занозить руку или засорить глаза.

         Для уроков ручного труда, производительного труда, работы в столярных и слесарных мастерских учащиеся должны иметь специальную одежду. По окончании работ каждый школьник каждый школьник убирает свое рабочее место и выполняет необходимые правила личной гигиены.

         На учебно-опытном участке и в сельском хозяйстве учащиеся 5-7 классов могут выполнять такие садово-огородные и полевые работы, как обработка почвы (вскапывание, рыхление земли, устройство грядок), посадка огородных культур, различных растений и кустов, поливка, прополка, прореживание овощных культур, ворошение и сгребание сена, уборка овощей и плодов, уничтожение сельскохозяйственных вредителей без применения ядохимикатов, уход за кроликами и птицей, если на учебно-опытном участке школы организован животноводческий отдел.

         Наиболее благоприятными для сельскохозяйственного труда учащихся в весенне-летний период являются ранние утренние часы, когда еще слаба интенсивность солнечной радиации.

         При организации труда в колхозе или совхозе дорога к месту работы при спокойной ходьбе не должна занимать более 30 мин, а общая продолжительность труда не должна превышать 3 ч в день для учащихся 5-6 классов и 4 ч в день для учащихся седьмых классов (имеется ввиду класс, в котором учащиеся обучались в текущем учебном году). При этом труд учащихся 5-6 классов необходимо чередовать с короткими (5-минутными) перерывами через каждые 25-30 мин работы. Для учащихся седьмых классов рекомендуется устраивать перерывы через каждые 50 мин работы.

         Садово-огородный инвентарь, используемый при работе (лопаты, грабли, мотыги, лейки, ведра, носилки и др.), также как станки и инструменты в мастерских, должен соответствовать росту и физическим возможностям школьников.

Помимо правильной организации труда должно быть предусмотрено: оказание учащимся в необходимых случаях квалифицированной медицинской помощи, создание условий для соблюдения правил личной гигиены, обеспечение доброкачественной питьевой водой.

2.Профессиональная подготовка учащихся средних общеобразовательных школ

Профессиональная подготовка учащихся восьмых классов по конкретному профилю начинается во втором полугодии учебного года после изучения первой части курса «Основы производства. Выбор профессии».

Специальным перечнем для 8-9 классов рекомендованы профессии: деревообработка, кондитерское производство, металлообработка, общественное питание, радиоэлектроника, электротехника, основы агротехники и механизации растениеводства, основы животноводства и механизации животноводческих ферм и комплексов, основы автоматики и телемеханики, торговое обслуживание и др. При наличии необходимых условий трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд школьников начиная с восьмого класса по массовым профессиям могут быть организованы в средних ПТУ. На время летних каникул учащиеся 8-9 классов могут допускаться к временным посильным работам по найму, с соблюдением правил по охране труда, а также продолжительности общественно полезного и производительного труда: в возрасте 14-15 лет не более 4 ч и 16 лет не более 6 ч в день. Рекомендован перечень профессий и видов работ (46), на которых возможно применение труда учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ. Придельный срок окончание временной работы – 15 августа. Запрещается применение труда учащихся на тяжелых работах, на работах в ночную смену и в выходные дни.

На учебных занятиях и в ходе производительного труда следует постоянно обращать внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

В зависимости от местных условий и возможностей, трудовое обучение и производительный труд учащихся по-разному могут сочетаться с учебными занятиями в режиме дня и недели: 1) трудовое обучение проводится в дни учебных занятий; 2) для трудового обучения выделяются отдельные дни; 3) трудовое обучение и производительный труд без учебных занятий включаются в режим дня ежедневно на протяжении нескольких недель в начале или конце  учебного года. Подобная сезонная организация трудового обучения характерна преимущественно для сельских школ.

В режиме учебной недели дни трудового обучения могут следовать подряд или чередоваться с днями учебных занятий. Чередование дней работы и дней учебных занятий гигиенически более оправдано, так как способствует равномерному распределению домашней учебной нагрузки учащихся и менее утомительно. Последнее подтверждают данные  исследований, показывающих, что к концу недели при смене дня работы днем учебных занятий у школьников менее значительны ухудшения показателей работоспособности и физиологических реакций, чем в случаях концентрации в первой половине недели исключительно трудовых, а во второй половине недели – учебных дней.

Режим трудового обучения, предусматривающий ежедневную работу в течении длительного времени с полным прекращением учебных занятий по общеобразовательным предметам, допустим. Однако с гигиенических позиций он менее предпочтителен, чем два упомянутых режима, так как отрицательно сказывается на равномерности распределения нагрузки в течении года и адаптации учащихся к учебной деятельности.

Страницы: 1, 2


© 2010.