рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Индивидуализация и внутриклассная дифференциация  

Реферат: Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

          МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДЕПАРТАМЕНТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

КАФЕДРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

процесса ознакомления с окружающим миром

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

  Выполнила: Буторина Г.В.

                                                                                            Студентка 4 курса заочного отделения

                     Научный руководитель:

                     О.Н. Лазарева, к.х.н., доц. Каф. ЕиМП;

ЕКАТЕРИНБУРГ 2000

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                   Стр.

Введение

Глава I       Психолого-педогогические основы индивидуализации

                   обучения

1.1  Понятия “индивидуализация и дифференциация”

обучения

1.2  Цели индивидуализации в обучении

1.3  Направления и методики изучения индивидуальных

особенностей учащихся

1.4  Внутриклассная индивидуализация учебной работы

Глава II      Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром младших школьников

2.1 Характеристика когнитивных и аффективных качеств

учащихся на констатирующем этапе эксперимента

2.2 Технология внутриклассной индивидуализированной

     самостоятельной работы учащихся

2.3 Характеристика когнитивных и аффективных качеств

      учащихся на завершающем этапе эксперимента

Заключение

Список литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

          Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе.

          Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

          За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.

          Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

          В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.

          Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников ознакомлению с окружающим миром.

          Не уделяется достаточно внимания тому, насколько целесообразно и как включать внутриклассную дифференцированную самостоятельную работу в процессе усвоения учащимися знаний, какова степень эффективности такой работы.


          Необходимо также отметить, что возможности урока в развитии самостоятельности детей используется в практике работы многих учителей начальных классов совершенно недостаточно.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром, с одной стороны, и отсутствием теоретического и опытно – экспериментального обоснования реализации этой возможности – с другой.

В связи с выше изложенным проблема исследования заключается в изучении возможности индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации в процессе ознакомления с окружающим миром и определении условий его реализации в педагогическом процессе. Рассматривая проблему мы ограничились учебно – познавательной деятельностью на уроках ознакомления с окружающим миром.

          Решение данной проблемы определило цель исследования: творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

          Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

          Предмет исследования: методические основы ознакомления младших школьников с окружающим миром в условиях внутриклассной дифференциации.

          Гипотеза исследования: решение проблемы индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром будет наиболее успешным если развивать познавательные способности учащихся посредством практической деятельности; разработать комплекс разноуровневых заданий для уроков ознакомления с окружающим миром; целенаправленно, педагогически обоснованно осуществлять индивидуальный подход; внедрить в практику технологию внутриклассной индивидуальной самостоятельной работы.   

          В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1.         Исследовать основные тенденции развития теории и практики решения проблемы индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

2.         Определить условия эффективности индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

3.         Разработать технологии индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

4.         Разработать систему дидактических заданий для уроков ознакомления с окружающим миром, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации.

5.         Изучить особенность воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся.

База исследования: 1 «В» класс средней школы №23 г. Сысерти.

Этапы исследования:

1.       Анализ психолого-педагогической литературы, разработка программы исследования. Отбор методик для диагностики индивидуальных особенностей младших школьников; проведение диагностического исследования.

2.         Разработка технологии внутриклассной дифференциации в процессе обучения младших школьников ознакомлению с окружающим миром и внедрение в учебно-воспитательный процесс.

3.         Изучение диагностической картины развития индивидуальных особенностей младших школьников. Обобщение результатов.

Методологической основой исследования является концепции педагогов, психологов разрабатывающих проблемы теории познания; педагогического процесса, развития личности, индивидуализации обучения.

Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдения за работой учащихся, индивидуальные и коллективные беседы с ними; ведущим методом явился эксперимент.

Новизна и практическая значимость:

1.         Систематизирован и скорректирован понятийный аппарат теории индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

2.         Определён и систематизирован круг проблем диагностики индивидуальных особенностей младших школьников как составного компонента индивидуализации дифференциации учебного процесса.

3.         Определены, охарактеризованы основные направления и этапы диагностики индивидуальных особенностей младших школьников.

4.         Разработана система заданий и технология, ориентированные на индивидуализацию и внутриклассную дифференциацию учебного процесса применительно к урокам ознакомления с окружающим миром.

На защиту выносится:

1.         Концептуальные основы индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

2.         Технология организации ознакомления с окружающим миром в 1 классе на основе внутриклассной дифференциации.

3.         Система дифференцированных заданий.

4.         Диагностическая картина развития индивидуальных особенностей учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром.

Объём и содержание работы.

          Объём работы составляет          страниц. Дипломный проект включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.


ГЛАВА I

          Психолого-педагогические основы индивидуализации обучения

1.1           Понятия “индивидуализация” и “дифференциация” обучения

Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории по названием принципа индивидуального подхода.

Индивидуальный подход обеспечивает:

·     устранение трудностей в учении отдельных школьников.

·     возможность развития всех сил и способностей учащихся. [32]

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик , особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку, индивидуализации обучения.

Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению. Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием позновательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива,

идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений. [22]

          Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный и подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. [33]

          Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое “мероприятие”, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

          Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

·     систематическое изучение каждого ученика;

·     постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

·     выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

·     фиксация и анализ полученных результатов;

·     постановка новых педагогических задач.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.


     Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности. [14]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010.