рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Дефектология  

Реферат: Дефектология

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1) Теоретические аспекты проблемы развития речи дошкольников.

 1.1 Психофизиологический и лингвистический аспекты проблемы.

 1.2 Зависимость психического развития ребенка от развития
речи.

 1.З Теоретические основы программы и методики развития речи дошкольников.

 1.4 Основные направления работы по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста.

1.5Связь   речи с        деятельностью детей.
2) Особенности речевой деятельности детей с задержкой психического          развития.
2. 1. Особенности лексики у детей с задержкой психического развития.


2.2. Особенности грамматического строя.

2.3      Особенности синтаксической структуры предложения. 

2.4       Особенности формирования речевого высказывания у детей с задержкой психического развития. 


ВЫВОДЫ 

3) Организация исследования


3.1.Симптоматика и механизмы нарушения

фонематических функций у дошкольников с общим
недоразвитием речи. 32
3.2.Симптоматика и механизмы нарушения
стороны речи у дошкольников с задержкой психического
развития.
3.3 Цели, задачи и организация исследований.

3.4. Характеристика детей разных экспериментальных групп

3.5
Теоретические основы и содержание методики

констатирующего эксперимент.

3.6 Особенности нарушения фонематических функций у

детей с задержкой психического развития 6-7 годов жизни.

Заключение

Литература
 

Введение

Совершенствование системы образования требует
внедрения в практику работы общеобразовательных
учреждений, комплекса мер, направленных на
своевременное обеспечение каждому ребенку в
соответствии с его возрастом адекватных условий для
развития, формирование полноценной личности,

получение должного образования. В настоящее время

значительно возросли требования к речевому развитии
детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска

из детского сада они должны достигнуть определенного
 уровня развития речевой активности, словаря,

грамматического строя речи, готовности к переходу от
диалогической речи к связному высказыванию.
Как показали исследования Л.С.Выготского. А.Р.Лурия,

А.К.марковой и др. авторов, возможности построения

связности высказывания, объединенного одной мыслью,
обусловлены возникновением регулирующей,

планирующей функции речи в старшем дошкольном
возрасте.
У нормально развивающихся детей к началу школьного
происходит отделение речи от непосредственного
практического опыта, она приобретает новые функции.
Однако не все дети этого возраста одинаково легко
овладевают новыми видами речевой деятельности . По
данным клинических, педагогических и психологических
исследований ( Т.А. Власова, М.С.Певзнер,
К.С.Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой
психического развития, составляющие около 5о%
неуспевающих учеников с большим трудом осваивают
школьную программу. Особые трудности у них возникают

, в процессе обучения русским языком, что в свою очередь

связано с несформированностью речевой готовности к
школьному обучению

К тому же особенности психического и моторного развития
детей с задержкой психического развития не могут не
сказаться на формирование такой сложной функции, какой
является речевая функция.
Данная дипломная работа ставит перед собой следующую
цель:
1.Изучить особенности речевой деятельности детей с
задержкой психического развития.

2.Исследовать особенности нарушения фонематических   функций.
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие         задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме развития речи у детей.
2.Обследовать речь детей с задержкой психического
развития и выявить уровни речевого развития
3.Анализ литературных данных, касающихся проблемы общего недоразвития речи и задержки психического развития.

4. Теоретическое обоснование и создания методики

изучения фонематической стороны речи дошкольников с
общим недоразвитием речи и задержкой психического
развития.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Мы поставили перед собой задачу изучить особенности
речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития (ЗПР). Но прежде необходимо проследить, как же развивается и совершенствуется речь
дошкольников в норме.

Мы постараемся осветить психофизиологический и лингвистический аспекты становления и развития речи, подробно
остановимся на теоретических основах программы и методики
развития речи дошкольников, и, рассматривая зависимость
психического развития ребенка от развития речи, перейдем
собственно к особенностям речевой деятельности у детей с
ЗПР.

1.1. Психофизиологический и лингвистический аспекты

проблемы.

Психофизиологическое объяснение формируемых у чело-
века языковых процессов, взаимодействие между мозгом и

языком как между двумя материальными системами отражено
в рефлекторной теории И.М.Сеченова, И.П.Павлова, а также их
последователей.

И.М.Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все
аспекты сознательной и бессознательной жизни человека, по-
казал роль речи как основного условия мышления внечувст-
венными объектами, подчеркнул значение деятельности ре-
чедвигательного анализатора и речевых кинестезии для пси-
хического отражения действительности в сознании.
И.М.Сеченов своими физиологическими исследованиями заложил основы учения о механизме речемышления и подошел к
разработке психологической теории речи.

И.П.Павлов является создателем нового раздела физио-
логии- физиологии больших полушарий головного мозга.

Ученый констатировал, что функционирование второй
сигнальной системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с первой, Нарушение взаимодействия может привести к тому, что речь превратится в бессмысленный поток слов.

Как отмечает А.Р.Лурия, речевые зоны в коре головного
мозга представлены зонами Брока и Вернике. У.Пенфилд обнаружил верхнюю речевую область, которая играет вспомогательную роль. Автор доказал, что все три речевые области тес-
но связаны между собой и функционируют как единый речевой
механизм.

М.М.Кольцова отмечает, что двигательный отдел головного мозга, в который поступают речевые раздражители,
принято называть речедвигательным центром. Речедвигательный анализатор начинает действовать и увиваться лишь с
формированием речи.

Развивая идеи И.П.Павлова о двух сигнальных системах, А.Н.Соколов в своих исследованиях внутренней речи по-
казал специфику первой сигнальной системы. Он отмечал, что

усвоение речевой системы понятий приводит к тому, что у человека, владеющего речью, другие формы мышления - наглядно-образное, наглядно-практическое осуществляются на языковой базе - тех понятий, которые сохраняются и затем актуализируются в виде внутренней речи,

Внутреннюю речь Соколов рассматривал как
«основной механизм мышления». Он считал, что внутренняя
речь представляет между собой взаимодействие различных речевых механизмов (двигательного, слухового, зрительного).

Касаясь вопроса о психологическом аспекте формирования устной речи, необходимо отметить, что стержнем современной психологической науки служит теория деятельностной
детерминации психики, огромная заслуга, в разработке которой принадлежит Л.С.Выготскому. Язык включен в систему
общепсихологических категорий благодаря трактовке сознания и языка, Центральное место в психологической концепции
Л.С.Выготского о происхождении высших психических функций занимает тезис об опосредствующей функции знака в
предметной деятельности. Л.С.Выготским были разработаны  вопросы возникновения и развития речи. Автор указывает, что
речь - одна из разновидностей знака. Присвоение знаков идет в
процессе в предметной совместной деятельности и через общение.

Психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и другие) констатируют, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи
является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой
деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо
формирование потребности в общении через деятельность с
предметами окружающего мира.

Отмечается, что языковая способность закладывается в
раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью. Указывается также, что данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании.

Многие авторы отмечают, что языковую способность
следует рассматривать, как умение ребенка воспроизводить по
подражанию предметные различные и речевые действия взрослых в конкретной ситуации, а также умение анализировать и
обобщать значение отдельных слов. Развитие речи - это развитие способа общения, и в процессе общения ребенок усваивает звуковой состав слова, определенные модели предложений.

Общепризнанно, что психическое развитие ребенка про-
исходит на основе освоения культурно - исторического опыта,
носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет
сложный характер, в нем немалую роль играет квалифицированно организованное общение ребенка с взрослым
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина)
Изучение специфики общения ребенка с взрослыми
(Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина)

Исследования, выполненные под руководством
М.И.Лисиной (1978) показали, что общение с взрослыми у детей от рождения до 7 лет представляют собой смену целостных
форм общения. Каждая из них характеризуется особым содер-жанием потребности в общении, ведущим мотивом Основны-
ми средствами, Т.е. форма общения отражает определенный
уровень развития деятельности общения.

Речь активно формируется в первые три года жизни
(М.М.Алексеева, М.М.Кольцова и др.). К трем годам ребенок
овладевает определенными формами общения с окружающими:
ситуативно-личностными (1-е полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми (6 месяцев - 3 года). С трехлетнего возраста начинается переход к более высокой форме общения - вне-
ситуативно-познавательной форме общения (3 года - 5 лет).
Эта форма характеризуется познавательными мотивами и речевыми средствами общения. А к 6-7 годам общение приобретает внеситуативно-личностную форму, она формулируется на

основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.

Рассматривая языковой процесс (речевую деятельность),
необходимо подчеркнуть, что психическое развитие ребенка
происходит в процессе развития его деятельности, в процессе
общения. Общение, как отмечалось, представляет собой особый вид деятельности. Языковой процесс является реализацией
деятельностного подхода к процессу формирования речи. Деятельностный подход предполагает и саму речевую деятельность.

Затрагивая вопрос о языковой системе языка, необходимо
в ранге над речью в дошкольных учреждениях учитывать системную организацию языка. Система языка строится на трех
принципах отношений: синтагматические (отношения между единицами одного уровня), которые усваиваются ребенком в конкретной ситуации; парадигматические (отношения между словами разной меры обобщенности), для усвоения которых
необходим- тщательный отбор речевого материала и проведе-
ния языковых наблюдений,. иерархические (отношения харак-
теризуют строение языка с точки зрения различных его уров-
ней), элементы которых изучаются и в дошкольных учрежде-
ниях,

Зависимость психического развития ребёнка от развития речи.

Развитие человека - физическое и психическое - проходит
следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный (детство), младший школьный, под-ростковый, юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дальнейшем. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения
речью.

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают

правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается
способность представлять, а затем мыслить, и воображать; с
каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально- волевая сфера.

Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды человеческое существо не может стать полноценным человеком. И мы должны помнить; что
речь- инструмент развития высших отделов психики растущего
человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно
способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полно-
ценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

Своевременное - значит начатое с первых дней после рождения полноценное - значит достаточное по объему языкового
материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную силу его возможностей на каждой возрастной ступени.
. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы
легко поддаются тренировке именно в период их интенсивного
формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и
даже может остановиться навсегда. Для функции речетворче-
ства «таким «критическим» периодом развития является, пер-
вые три года жизни ребенка; к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга,
ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые
три года речи малышу не было уделено должного внимания, то
в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010.