рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников  

Реферат: Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

СМОЛЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет  начального  и  специального  образования

Очное  обучение

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

по  педагогике

на  тему:

"Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников"

Студентки  V  курса

Морозовой И. О.

Научный  руководитель

кандидат  педагогических  наук

Меженцева  Г.  Н.

Смоленск  –  2001

 

 

План:

Введение.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .2

§ 1.  Понятие  и  сущность  основных  понятий  исследования:  мотив,  мотивация,  нравственное  поведение.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 4

§ 2.  Психолого-педагогические  основы  процесса  формирования  мотивов  нравственного  поведения  младших  школьников.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 11

§ 3.  Характеристика  методов  формирования  мотивов  нравственного  поведения  младших  школьников.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 17

§ 4.  Состояние  вопроса  в  практике  работы  учителей  начальных  классов  (по  результатам  констатирующего  эксперимента).  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 27

Заключение.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .34

Список  литературы.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  36

Введение.

Актуальность  темы.  Для  ребенка  естественно  то,  что  в  процессе  воспитания  и  обучения  он  развивается,  становится  тем,  кто  он  есть.  Без  зоркости  к  внутреннему  содержанию  действий  ребенка  деятельность  учителя  обречена  на  безнадежный  формализм.  Наблюдения  за  работой  многих  классных  руководителей показали, что нравственное воспитание в школе имеет именно такой, формальный  характер:  добиваясь  от  учащихся  форм  поведения,  внешне,  результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, учитель,  не  зная  мотивов,  по  которым  эти  правила  выполняются  детьми,  на  самом  деле  ничего  не  знает  о  личности  учащегося.

Анализируя  научную  литературу  по  этому  вопросу,  мы  не  обнаружили сколько-нибудь  его  систематического  освещения,  хотя  многими  авторами  некоторые  аспекты  нравственного  воспитания  рассматривались.

Собственно,  вышеописанное  и  обусловило  выбор  данной  темы  для  исследования,  объектом  которого  являются  мотивы  нравственного  поведения  младших  школьников;  предметом  –  деятельность  классного  руководителя  по  их  формированию.

Анализ  состояния  вопроса  в  теории  и  практике  позволил  сформулировать  гипотезу:  повысить  эффективность  работы  по  формированию  мотивов  нравственного  поведения  можно,  если  выполнять  следующие  условия:

-   знать  уровень  психической  зрелости  ребенка;

-   знать  особенности  мотивационной  сферы  младших  школьников;

-   стимулировать  нравственное  поведение  учащихся;

-   использовать  разнообразные  методы  и  приемы.

Цель  исследования:  выявить  основные  методы  и  приемы,  повышающие  эффективность  работы  по  формирования  мотивов  нравственного  поведения  учащихся.

В  соответствии  с  гипотезой  и  целью  исследования  были  определены  основные  задачи:

·     проанализировать  понятия  мотива,  мотивации,  нравственного  поведения;

·     изучить  особенности  мотивации  нравственного  поведения  младшего  школьника;

·     проанализировать  методы  формирования  мотивов  нравственного  поведения;

·     проверить  гипотезу  в  опытной  работе.

Важнейшими  источниками  исследования  являются:

-   научная  литература  по  психологии  и  педагогике;

-   педагогические  журналы  «Начальная  школа»  и  «Педагогика»;

-   «книги  для  учителя»;

-   пособия  по  педагогике  и  психологии  для  студентов  вузов;

-   межвузовские  сборники  научных  трудов  по  проблеме  нравственного  воспитания.

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана  программа  исследования,  которая  включала  следующие  методы  исследования:

-   изучение  литературных  источников,

-   наблюдение  за  работой  учителей  начальных  классов,

-   беседы  с  завучем  и  учителями,

-   анкетирование.

Положения,  выносимые  на  защиту:  педагогическими  условиями  эффективной  работы  по  формированию  мотивов  нравственного  поведения  являются:

-   знание  уровня  психической  зрелости  ребенка;

-   знание  особенностей  мотивационной  сферы  младших  школьников;

-   стимулирование  нравственного  поведения  учащихся;

-   использование  разнообразных  методов  и  приемов  в  работе.

Для  проверки  гипотезы  количественному  и  качественному  анализу  были  подвергнуты  42  анкеты учащихся  3-их  классов.

Работа состоит  из введения, четырех параграфов, заключения, списка изученной  литературы  (36  источников).  Объем  работы  36  страниц  печатного  текста.

§ 1.  Понятие  и  сущность  основных  понятий  исследования:

мотив,  мотивация,  нравственное  поведение.

Поведение личности в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся оди-      наковыми,  зачастую  является  весьма  разнообразным.  Это  разнообразие  трудно  объяснить,  обращаясь  только  к  ситуации.  За  объективно  абсолютно  одинаковыми  поступками,  действиями  человека  могут  стоять  совершенно  разные  причины,  то  есть  побудительные  источники  этих  действий  могут  быть  различными. [26, с.146]

В  психологической  литературе  понятие  о  мотиве  трактуется  по-разному.  При  сходности  общего  подхода  к  пониманию  мотива  существуют  некоторые  расхождения  в  деталях  определения.

Радугин  А.  А.  считает,  что  мотив  –  это  побуждение  к  совершению  поведенческого  акта,  порожденное  системой  потребностей  человека  и  с  разной  степенью  осознаваемое  либо  не  осознаваемое  им  вообще. [25, с.103]

По  мнению  Немова  Р.  С.  мотив  –  это  внутренняя  устойчивая  психологическая  причина  поведения  человека. [15, с.666]

Реан  А.  А.  так  определяет  это  понятие:  «мотив  –  внутреннее  побуждение  личности  к  тому  или  иному  виду  активности  (деятельность,  общение,  поведение),  связанной  с  удовлетворением  определенной  потребности». [26, с.147]

Мы  видим,  что  в  психологии  само  определение  понятия  «мотив»  представляет  научную  проблему.  Одни  считают,  что  мотив  –  это  психическое  явление,  становящееся  побуждением  к  действию,  другие,  что  –  это  осознаваемая  причина,  лежащая  в  основе  выбора  действий  и  поступков  личности.  Мы  считаем,  что  задача  классного  руководителя  формировать  у  младшего  школьника  именно  устойчивые  осознаваемые  причины  поведения,  поэтому  мы  будем  поль- зоваться  определением,  которое  дает  Немов  Р.  С.  Отметим  еще,  что  мотивами  поведения  (устойчивыми  причинами)  могут  являться  взгляды,  убеждения,  понятия  человека  о  нравственности.

Мотив  является  предметом  деятельности.  Разумеется,  он  может  быть  как  вещественным,  так  и  идеальным,  как  данным  в  восприятии,  так  и  существующим  только  в  воображении,  мысли.  Главное,  что  за  ним  всегда  стоит  та  или  иная  потребность.  В  качестве  мотива  всегда  выступает  переживание  чего-то  личностно значимого для индивида. Одни мотивы, побуждая деятельность, вме-   сте  с  тем  придают  ей  личностный  смысл;  они  называются  смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных фак-     торов  (положительных  или  отрицательных)  –  порой  остро  эмоциональных,  аффективных,  –  лишены  смыслообразующей  функции;  их  условно  называют  мотивами-стимулами. [29, с.184]

Мотив  может  характеризоваться  не  только  количественно  (по  принципу  «сильный  –  слабый»),  но  и  качественно.  В  этом  плане  обычно  выделяют  мотивы  внутренние  и  внешние.  При  этом  речь  идет  об  отношении  мотива  к  содержанию  деятельности.  Если  для  личности  деятельность  значима  сама  по  себе,  то  говорят  о  внутренней  мотивации.  Если  же  значимы  другие  потребности,  то  говорят  о  внешних  мотивах.

Сами  внешние  мотивы  могут  быть  положительными  (мотив  достижения,  успеха)  и  отрицательными  (мотив  избегания).  Очевидно,  что  внешние  положительные  мотивы  более  эффективны,  чем  внешние  отрицательные,  даже  если  по  силе  они  равны.  К  тому  же  высокая  позитивная  мотивация  может  играть  роль  компенсаторного  фактора  в  случае  недостаточно  высоких  специальных  способностей  или  недостаточного  запаса  у  учащихся  требуемых  знаний,  умений  и  навыков. [26, с.164]

В  процессе  совершения  поведенческих  актов  мотивы,  будучи  динамическими  образованиями,  могут  изменяться,  что  возможно  на  всех  фазах  совершения  поступка,  и  поведенческий  акт  нередко  завершается  не  по  первоначальной,  а  по  преобразованной  мотивации. [25, с.103]

Любой  поведенческий  акт  всегда  заканчивается  сравнением  задуманного  со  сделанным.  Задуманное  –  это  цель  деятельности,  а  цель  является  выражением  потребности,  она  показывает,  что  надо  делать.  Мотив  деятельности  раскрывает  характер  побуждений,  он  выражает  то,  ради  чего  должна  совершаться  деятельность. [16, с.33]

Содержание  деятельности  не  определяется  лишь  предметным  содержанием  потребности,  удовлетворяемой  этой  деятельностью.  Человек  учитывает  ситуацию,  наличие  субъективных  и  объективных  возможностей,  наличие  или  отсутствие  противоположных  потребностей  и  таких,  которые действуют  в  одном  направлении  с  основной.  Затем  на  основании  мотива,  который  имеет  данное  поведение  и  переживается  как  субъективное  основание  решения  действовать  так,  а  не  иначе,  субъект  оправдывает,  санкционирует  данное  поведение.  Мотив  заменяет  одно  поведение  другим,  менее  приемлемое  более  приемлемым,  и  этим  путем  создает  возможность  определенной  деятельности.  Действие,  объективно  связанное  с  двумя  мотивами  так,  что  служит  шагом  в  направлении  к  одному  из  них  и  одновременно  шагом  в  направлении  от  другого,  и  в  силу  этого  обладающее  конфликтным  смыслом,  есть  поступок.  Героический  поступок  –  тот,  который  человек  совершил,  одновременно  преодолевая  страх,  инстинкт  самосохранения,  общественное  давление  и  т.  п.  Бесчестный  поступок  –  тоже  преодоление,  но  уже  собственных  нравственных  запретов. [30, с.185]

Нравственный  смысл  поступка  оценивается,  прежде  всего,  по  его  мотиву,  а  не  по  внешней  форме.  Люди  могут  поступать  нравственно,  чтобы  добиться  одобрения  окружающих,  и  мотив  такого  поведения  носит  эгоистический  характер. [25, с.103]

Мотивация  как  движущая  сила  человеческого  поведения  занимает  ведущее  место  в  структуре  личности,  пронизывая  основные  ее  структурные  образования:  направленность  личности,  характер,  эмоции,  способности,  деятельность  и  психические  процессы.  Она  теснейшим  образом  связана  с  эмоциями.  Мотивация  поведения  принципиально  невозможна  вне  пределов  эмоций,  мотивационно-ценностной  сферы. [3, с.7]

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два психических  явления:

1.    совокупность  побуждений,  вызывающих  и  определяющих  активность  индивида,  то  есть  система  факторов,  детерминирующих  поведение,

2.    процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, ко- торый  стимулирует  и  поддерживает  поведенческую  активность  на  определенном  уровне. [30, с.185]

В  нашем  исследовании  мы  будем  иметь  в  виду  второе определение,  так  как в данном случае важна не совокупность побуждений сама по себе, а именно  процесс  формирования  мотивов  в  младшем  школьном  возрасте,  который  имеет  педагогическую  характеристику.

Мотивационного  объяснения  требуют  возникновение,  продолжительность,  устойчивость  поведения,  его  направленность  и  прекращение  после  достижения  цели, преднастроенность на будущие события, повышение эффективности, смысловая  целостность  отдельно  взятого  поведенческого  акта. [25, с.103]

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся  чертами  личности.  К  таким  чертам  можно  отнести  мотивы  достижения  успеха  и  избегания  неудачи.  Личность  характеризуют  и  такие  мотивационные  образования  как  потребность  в  общении,  мотив  власти,  мотив  оказания  помощи  людям  и  агрессивность.  Это  –  мотивы,  имеющие  большое  социальное  значение,  так  как  они  определяют  отношение  к  людям. [25, с.103]

Для  правильной  организации  своей  работы  классному  руководителю  необходимо  знать,  как  формируется  мотивация  личности.  Существует  два  механизма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010.