рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Дидаскология  

Реферат: Дидаскология

СДАЮ ГАРАЖ на севере Москвы на пересечении Коровинского шоссе и Ижорской улицы. Металлический, 6x3. Охраняемый гаражный комплекс, ремзона, электричество, вода, рядом автосервис, остановки автобусов. На продолжительный срок, $30 за месяц. Возможна продажа.

ICQ 25516150.

Телефоны: 455 43 55, 8 901 757 11 66.

07. 09. 99г  Профессиография пед. труда.

Ушинский: " В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, т. к. воспит. сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер."

("Три элемента школы"). Какие качества личности являются. профессионально значимыми для пед. Д?

(главный вопрос темы)

Требуется тщательный анализ функций, которые задаются обществом и которые отражают внутр. структуру самой пед. Д. Ответ на этот вопрос ищет область дидаскологии, которая называется профессиографией пед. труда.

Профессиография - это описание и классификация сущ-щих профессий по опр. критериям (пед-м, психол-м, мед-м, эконом-м, технологич-м).

Традиционно особое внимание Профессиография придает психофизиологическим хар-кам, которые требуют опред. професии от инд. особенностей людей. Эти требования фиксируются в профессиограммах (или психограммах).

Профессиография в конце 20 - начале 30г. г. -1 период. Развивалась интенсивно, преимущественно в русле психологии и психотехники. Изучение личности педагога велось:

в области анатомо-физиологических характеристик, в области интеллекта, рецепторов, моторики, в научной организации труда, подготовки и повышения квалификации.

Исследования соматической, двигательной, интеллектуальной сфер дали обширный материал существующих требований в пед. Д о типичных проф. заболеваниях педагогов (проф. травматизм). Начало исследованиям положили высказывания Н. К. Крупской об учителе.

"В нашей темной стране учитель д/б носителем просвещения вообще. Он не должен говорить ' моя хата с краю'. С темнотой и невежеством он должен бороться активно".

"Учитель должен знать и любить свой предмет, увлечь и заинтересовать своим предметом, нравственно отобрать главные факты для своего предмета, систематизировать их".

Важнейшим качеством педагога Крупская считала творческий подход к образоват. процессу. Недопустимы фальшь и неискренность, необходимо единство слова и поступка учителя.

"Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем чуждый, презираемый ими человек".

Крупская требовала знания детской психологии. "Необходимо изучать ребенка".

Луначарский: "Для нас важно, чтобы педагог был самым универcальным и самым прекрасным человеком в государстве, т. к. он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил". "Педагог должен осущ-ть в себе ч/кий идеал". Одним из зачинателей профессиографии пед. труда был П. П. Блонский. "Любите не школу, а детей, приходящих в нее, любите не книги о действительности, а самую действительность, не жизнь суживайте до учения, а учение расширяйте до жизни. А главное - любите жизнь и как можно больше живите жизнью. Педагоги д/б воспитанными и образованными людьми, д/постоянно самосов-ся".

"Не надо спешить учить учителя как развивать детей, надо сначала учить, как развивать самих себя, т. к. саморазвитие педагога должно предшествовать воспитанию детей".

С. Т. Шацкий: "Самая важная идея, которая д/б понята учителем - это эволюция пед. дела, эволюция работы и искание формы, путей, методов, связей, причин и следствий пед. явлений, тесно связанных друг с другом".

"Глубоко ненорамальна, не соответствует духу дела обычная консервативность пед. Д. Пед. Д д/б живой, переходящей из одной формы в другую, д/б ищущей".

На станции у него был пед. техникум. Он выдвинул требования к системе подготовки педагога:

1) овладение научно-теоретическими знаниями и передовым пед. опытом;

2) вооружение прочными знаниями планирования и организации учебно-воспит. процесса (управленческий аспект);

3) осущ-е трудового политехнического воспитания;

4) связь высшего и среднего учебных заведений со школой;

5) форм-е потребности в самост. работе, навыков самообразования.

В поиске соотношения между теорией и практикой он предложил алгоритм обучения:


1)                первоначальное накопление пед. опыта;

2)                теоретические занятия (анализ пед. опыта);

3)                постановка новых задач для практических работ;

4)                новая теоретическая обработка полученного материала;

5)                синтетический курс.

В 20-е годы создается ряд научных центров по проблеме изучения пед. кадров и специфики учебной профессии. При Центр. Педологическом институте работает комиссия, при Институте повышения квалификации педагогов - кабинеты по изучению труда учителя. При ЦК профсоюзе работников искусств и в ленинградском институте (бехтеревском) работают лаборатории и студии по обучению пед. мастерству.

Там осущ-ся профессиографический анализ пед. труда, который предусматривал:

1) дедуцирование (выведение) профессионально обусловленных качеств личности педагога из системы требований, которые предъявляются обществом к школе;

2) определение личностных качеств учителя, более всего ценимых учащимися;

3) репрезентативный (статистически значимый) сбор эмпирических экспертных оценок профессиональных

качеств учителя и выявление среди них ведущих качеств.

Чрезвычайно важные наблюдения о профессиональных качествах личности учителя в 20-е годы были получены руководителем одной из студий пед. мастерства (домашнего учителя) Т. К. Маркарьяном. Им выделены след. качества:

способность не только понимать, но и чувствовать, предчувствовать мысли и поступки детей. А это возможно, если в процессе совместной Д учитель как бы трансформируется в детство, тогда учитель отрешившись от психики артистически быстро входит в мир и как бы становится ребенком. Умение предугадывать и предуперждать детские поступки есть преддверие искусства жить детьми.

Тогда же были выдвинуты и обоснованные требования к идеальному типу учителя (Левитов Н. Д., Прозоров Г. С., Кустов Р. В.):

определение предрасположенности к пед. деятельности (задатки);

умение понимать запросы детей и сообразовывать профессиональные силы педагога с их потребностями;

известная мягкость в подходе к детям, ровное и спокойное обращение с ними;

настойчивость и твердость в требованиях, уверенность в своих силах, бодрый и жизнерадостный тонус всего? педагога;

умение возбудить и удовлетворить интерес детей к работе, труду. В глазах школьников:

знание предмета, умение преподавать,

умение устанавливать хорошие взаимоотношения, справедливость,

умение создавать и поддерживать дисциплину, умение привлекать внешним видом. По исследованиям:

обладать многосторонними интересами, задатки и навыки, любить дело с детьми, находить путь к детям и коллективу.                                                       

Инструмент дидаскологии (по Маркарьяну). Предмет - комплексная разработка всех аспектов пде. труда.

"Школа рационализируется только тогда, когда учитель будет также изучен, как и ребенок, и когда будут найдены соотв-щие методы для подготовки учителя".

"Учительский труд занимает одно из первых мест являясь фактором всякой культуры".

Круг проблем, которыми занимается дидаскология:

- учитель как член пед. коллектива (Маркарьян).

- изучение путей и структуры формирования учительского сообщества (слаженный пед. коллектив) = оркестр.

Идею создания дидаскологии поддержал Евгений Константинович Кагаров. Дидаскология должна исследовать следующие вопросы:

анализ пед. процесса и его элементов,

создание на этой основе программы учителя (физич. и психич. требований, которые предъявляются педагогу),

разработка системы пед. образования и повышение пед. квалификации,

НОТ и гигиена труда учителя,

профессиональные движения и учитель (профсоюзы и мировые движения),

изучение истории пед. профессии. ("Уральский учитель", 1926)


В контексте профессиографии. Лектор Института повышения квалификации педагога С.М. Фридман "Проблемы пед.труда". Квалификация работника опр-ся тремя признаками:

1. психофизиологическая и социальная пригодность,

2. образование,

3. стаж (опыт).                                                                              I Однако значимость их для различных профессий неодинакова.

Для учителя решающее значение имеет соц. пригодность (мировоззрение) и уровень образования. Образование - это орудие пед. труда, его можно частично компенсировать опытом.

Зависимость уровня квалификации от стажа и возраста педагога (Фридман). Стаж оказывает сущ-е влияние на степень квалификации только в первые 10 лет, потом темп замедляется и прекращается.

Роль одаренности в становлении мастерства педагога (общие и специальные способности). "Пед. мастерство - не искусство, доступное немногим". Хорошо организованная система подготовки и повышения квалификации, учитывающая инд. различия педагогов, может открыть путь к мастерству и для массового учительства. Особенное внимание - критериям оценки результатов пед. труда учителя.

В этом вопросе до сих пор не удалось существенно продвинуться вперед.

Фридман: "Конечный труд педагога оценивается через длительное время (несколько лет)".

В 20-е годы предприняты попытки разработать научно обоснованные программы педагога (перечень тех качеств, которые необходимы учителю для нормальной пед. работы в опр., конкретных условиях).

Исходили при разработке программ от представления о том, что требования к пед. профессии нельзя рассматривать метафизически как абсолют, а как соц-исторические условия развития страны.

Отсюда, в программах в 20-е годы центральное место занимает соц. пригодность (мировоззрение, ценности, идеалы, соц. и общественная активность).

П. М. Парибок (исследователь в программах). Осн. признак пед. профессии - общ-политич направленность (владение методологией, участие в соц. реконструкции хозяйства)

Ф. Ф. Королев и Л. С. Расскин: "Мировоззрение - это становой хребет учителя, всего его облика. Это основной критерий определения, в какой мере он м/б учителем школы".

Все авторы, изучающе природу учителя и его труда, единодушны: учитель д/б культурным, знающим, всесторонне образованным человеком. А объем и характер пед. знаний, умений, навыков определяли по-разному.

Парибок: главное - знание основ естествознания, законов развития общества, экономики и культуры родного края, развития детского организма.

Маркарьян: главное - непрерывная тренировка, отработка пед. умений, математически планомерное соверш-е в повседневной работе с детьми. Учитель-артист (филигранная техника).

Создал студию психотехники и автогоники (самовоспитание), где проводили занятия с учителями по самостоятельно разработанной программе (пед. мастерству).

Там 4 раздела:

1) инд. тренировка в области гигиены, искусства, науки, техники, политики,

2) психологич. и пед. тренировки в студии и на дому, включающие в себя задания на воспоминания своего детства, изучение образов детей в литературе, дет. сказок, рисунков, посещение занятий пед. мастеров, организация дет. мероприятий, развлечений, экскурсий,

3) творчество учителя в классе,

4) творчество всего студийного коллектива. В конце теоретич. анализ всего процесса пед. творчества. Рубинштейн Моисей Матвеевич "Проблемы учителя" (1927, 1935) Он полагал, что знания преподаваемого предмета - есть фундамент пед. мастерства.

Техника и технология - самостоятельно создавать и сов-ть методы и приемы работы. Нельзя допускать шаблоны, стереотипы, пед. фельдшеризм. Необходимо стремление к непрерывному обогащению и углублению знаний.

"Даже самое соверш-е пед. заведение не может выпускать вполне завершенных учителей. Учитель становится учителем только в процессе непрерывного самообразования. Кто утратит жажду познания, тот неизбежно идет назад. Следовательно, принцип "уча других, учись сам" распр-ся на все учительское дело всех ступеней снизу доверху."

Исследователи 20-х годов: "Учителю д/б присущ творческий подход к пед. Д. Настоящий педагог - всегда исследователь. К творчеству его побуждает сама логика пед. действительности, пед. труда. Рубинштейн:

"В работе учителя всегда должен оставаться аромат творческой работы, тем более, что никакие программы не могут

охватить все положения и условия, в которых придется работать учителю".

"Характерные черты личности педагога: жизнерадостность, бодрость, оптимизм, вера в будущее и в человека".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2010.