рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Гуманизация отношений младших школьников  

Реферат: Гуманизация отношений младших школьников

Содержание

Введение............................................................................................................. 2

Глава I. Необходимость гуманизации обучения младших школьников........ 6

Глава II. Организация учебного сотрудничества как основа гуманизации отношений школьников........................................................................................................ 6

Глава III. Практическая реализация гуманизации отношений между младшими школьниками на примере урока основ этикета в 1 классе.............................. 6

Заключение........................................................................................................ 6

Список используемой литературы................................................................... 6


Введение

Тема представляемой работы – «Гуманизация отношений младших школьников». Актуальность рассматриваемой темы заключается в следующем. В последнее время бурными темпами происходит изменение общей социокультурной ситуации, когда под влиянием потребностей и духовных течений эпохи в отечественной педагогике началось утверждение гуманистических идеалов образования. Научно-технический прогресс, произведший переворот в материальной культуре общества, придал ему совершенно иной облик и заметно изменил жизнь каждого человека. Однако, если материальная сторона жизни людей под влиянием развития науки и техники изменилась, то духовный мир не был затронут в той же степени. Все острее ощущается пробел, перед которым не раз останавливалась в бессилии наука, когда всех внешних проявлений цивилизации оказывалось недостаточно, чтобы создать настоящую гармоничную культуру и заставить людей подойти ближе к своей конечной цели - стать человечнее. Названная проблема является первостепенной для современной педагогики, для теории и практики воспитания.

В "Национальной доктрине образования в РФ", определяющей приоритет ценностей, стратегию и основные направления развития образования, подчеркивается важность создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов[1].

Представляется очевидным: российское начальное образование нуждается сейчас в существенном реформировании на основе принципов гуманизации. Эти принципы можно сформулировать следующим образом[2]:

·     ребенка нужно рассматривать как субъекта всех видов деятельности, присущих младшему школьному возрасту, и прежде всего – учебной деятельности;

·     совместно-поисковую учебную деятельность младших школьников следует организовать так, чтобы дети усваивали теоретические знания при решении учебных задач в процессе развернутых диалогов и дискуссий между собой с учителем (коллективное решение детьми учебных задач позволяет им раскрывать условия происхождения усваиваемых знаний, умений и навыков, рефлексировать на сами способы их усвоения, осуществлять его контроль и оценку);

·     приоритетное значение в современном начальном образовании должно получить умственное, эстетическое, нравственное и физическое воспитание детей,

·     первостепенное значение в начальном образовании имеют предметы эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное искусство, театр) и физическая культура (с учетом именно этого значения нужно строить учебные планы начальной школы);

·     в начальном образовании необходимо обеспечивать единство учения и творчества детей (такое единство влияет на развитие их учебной мотивации и эмоциональной сферы, на становление их самодеятельности);

·     важнейшую роль в учебной деятельности младших школьников имеют значение учебники нового типа, материалы которых позволяют детям выполнять предметные и умственные действия, обеспечивают им возможности для общения и дискуссий (в этом случае учебники позволяют детям осуществлять не репродуктивную, а продуктивную работу);

·     реализация указанных принципов гуманизации начального образования позволит придать ему подлинно развивающий характер (начальное образование получит возможность развивать у младших школьников воображение, рефлексирующее сознание и мышление, личностные действия, поступки, желание и умение учиться);

·     осуществление развивающего начального образования предполагает особую подготовку учителя начальных классов, который может обучать и воспитывать детей в свете общих принципов гуманизации.

Чтобы через несколько лет иметь целостную систему развивающего начального образования, реализующую указанные принципы гуманизации, ведущими отечественными специалистами в области педагогики признается необходимость продолжения научно-практической работы по следующим направлениям[3]:

1.   расширить и углубить исследования, связанные с определением психолого-педагогических условий формирования и развития субъекта учебной деятельности, условий организации совместной учебной деятельности младших школьников, средств и способов организации их диалогов и дискуссий;

2.   проводить доработку учебно-методических материалов по всем предметам начальной школы с учетом результатов уже проведенных экспериментальных и теоретических исследований;

3.   в течение ближайших лет создать программы, учебники и методические пособия по всем предметам начальной школы, которые удовлетворяли бы основным принципам гуманизации начального образования;

4.   разработать и апробировать психодиагностические методики, позволяющие объективно определить уровень психического развития младших школьников, работающих по системе развивающего образования;

5.   создать программы и пособия подготовки и переподготовки учителей, способных работать в начальных классах в соответствии с принципами гуманизации.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение проблемы гуманизации отношений младших школьников. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.   Изучение соответствующих разделов учебной педагогической и психологической литературы;

2.   Рассмотрение методических аспектов организации учебного сотрудничества как основы гуманизации отношений школьников;

3.   Практическая реализация гуманизаций отношений между младшими школьниками на примере конкретного урока. В качестве такового в работе рассматривается урок обучения основам этикета, проведенного автором в Леженской основной общеобразовательной школе Тимского района Курской области.

Гипотеза исследования: введение в учебную программу нетрадиционных гуманитарных дисциплин (таких, в частности, как «Основы этикета») способствует гуманизации отношений младших школьников.

Применительно к библиографии, посвященной данной проблеме, можно констатировать следующее. В последнее время проблема гуманизации отношений в среде младших школьников все шире проникает как в учебную педагогическую литературу, так и на страницы педагогической периодики. В частности, здесь можно отметить многочисленные публикации в таких журналах, как «Начальная школа», «Народное образование» и «Школьные технологии».


Глава I. Необходимость гуманизации обучения младших школьников

Гуманизация — слово многозначное, это:

·     прогрессивное движение эпохи. Возрождение, провозгласившее принцип свободного развития человеческой личности, освобождение от оков феодализма и католицизма.

·     отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству. Говоря о гуманистической педагогике, мы оба эти понятия соединяем (свободное развитие человеческой личности, уважение к человеческому достоинству)[4].

Гуманизм в педагогике — сложное, многомерное явление. Его нельзя свести к простой, но емкой формуле “любовь к детям”, хотя без нее невозможен никакой гуманизм. Изменилось взаимодействие учителя и родителя, руководителя и учителя. Иными должны стать и взаимодействия: учитель начальных классов, учитель-предметник. Учитель учится всю жизнь.

Последние годы в различных кругах российского образования обсуждают проблему гуманизации. Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Януш Корчак, Ш. Амонашвили, К.Д. Ушинский и другие). Гуманистический потенциал несут педагогические и психологические принципы, утверждаемые российскими психологами Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, В. Т. Кудрявцевым, С. Л. Новоселовой, Т. А. Репиной, Н. Н. Поддьяковым, В. Э. Чудновским, И. С. Якиманской и др.

На новом витке обсуждения данной проблемы приходит понимание особой актуальности гуманизации и гуманитаризации как разумной альтернативы технократизации. Гуманизация — защита интересов человека во всех сферах человеческой деятельности, установление примата человека над машиной. Смена приоритетов в системе образования с учебных программ и планов и т.д. на человека с его особенностями (и прежде всего на ученика). Приоритетным фактором в обучении с гуманистических позиций является личность ученика.

Гуманизация образования — это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать. Возлюбить ближнего своего. Чтобы, как говорится в народе, «какой родился — такой сгодился». «Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет, и включить в содержание своих общений с ним его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать ее соучастником. Умение и готовность принятия других людей, в частности учеников, такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, не давая оценок этим особенностям, то есть толерантность, является основой гуманизации. В образовании это предполагает готовность педагога обучать разных детей по-разному и ценить не оценивая...»[5]

Гуманизация образования, ставящая в центр педагогических усилий личность ребенка, является одной из важнейших проблем в педагогике и школьной практике. Очень важно, чтобы процесс образования воспринимался ребенком не только как необходимость, а вызывал позитивные чувства и проходил в условиях психологического комфорта.

Обращение к проблеме гуманизации обусловлено усиливающимся неблагополучием в семье, отсутствием подлинной гуманности в работе с детьми, перегрузкой школьников, ростом детской преступности, состоянием здоровья детей и многим другим.

В детской среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в успехе. Все это весьма серьезные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния школьников.

Но проблемы такого уровня в условиях непрерывно изменяющейся экономической ситуации не могут быть решены усилиями собственно системы образования, а тем более одного района, школы. Необходима мощная поддержка государства и совместные условия всех заинтересованных сторон.

Одним из ведущих принципов гуманизации является здоровый образ жизни. По данным Минздрава РФ, низкий исходный уровень здоровья, при котором 60% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 10-15 % страдают хроническими заболеваниями, не позволяет им быстро адаптироваться к школьным нагрузкам и приводит к дальнейшему ухудшению здоровья, а зачастую является причиной плохой успеваемости. Ученые отмечают, что на состояние здоровья детей влияет множество различных факторов, среди которых более 20% составляет внутришкольная среда.

Серьезный вопрос, связанный с необходимостью гуманизации образования - педагогический коллектив. Каким ему сегодня быть? У коллектива, думается, должна быть единая цель. Каждый учитель, как в оркестре, должен знать свою “партию”, чтобы “произведение” зазвучало. А.С. Макаренко еще в 30-е годы сказал, что лучше иметь в коллективе 5 посредственных воспитателей, объединенных общей идеей, чем десять талантов, которые тянутся в разные стороны[6].

Особенно важно это для учителей начальной школы. От общих взглядов учителей зависит многое: подготовка малышей к школе, комплектование первых классов, выбор дидактических систем, да и вся концепция развития школы. Учитель начальных классов сегодня оказался перед выбором огромного количества технологий, систем.

Понимая, что современная начальная школа не дает ощутимых результатов в развитии младших школьников, прочных осознанных знаний, учителя начали изучать и “внедрять” различные предлагаемые технологии, программы. В настоящее время развивающее обучение является основным в системе обучения. Выделяют 5 основных линий развивающего обучения, 5 учебно-методических комплектов.

I линия. «Начальная школа XXI века»

          Разработана под руководством Виноградовой. Авторами учебников и методических пособий: Журова, Рудницкая, Евлокимова, Иванов, Кузнецова, Ефросинина.

II линия. «Школа 2100»

          Разработали этот курс Буневич, петерсон, Вахрушев, Данилов, Пронина.

III линия. «Гармония».

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010.