рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Политическая культура  

Реферат: Политическая культура

Введение

Бытие политической системы — это процесс дей­ствия ее субъектов: государственных институтов, партий, общественных организаций, элит, лидеров и всех граждан. Вне живой деятельности политичес­ких сил в ее многообразии типов, форм и видов не­возможно осмыслить ни функционирования полити­ческой системы, ни особенностей политических ре­жимов, ни в целом политического процесса. Госу­дарство, например, как еще отмечал М. Вебер, есть комплекс специфических совместных действий лю­дей. Оно перестает существовать в политическом смысле, как только исчезает возможность функцио­нирования определенных типов совместных дейст­вий. Главным образом — осуществления власти от имени общества особыми группами людей.

Деятельностный подход в политологии не менее значим, чем в социологии. Смысл политологической науки заключается в основном в объяснении сути процесса и организации политических действий, их детерминации и влияния на общество. Категория деятельности при изучении политических явлений играет роль объяснительного принципа и методоло­гического основания.

В начале данной работы хотелось бы сразу конкретизировать рассматриваемое во второй части работы понятие «политическая культура»

Понятия «политическая культура» и «поли­тическое сознание» используются для обозначения сложных черт и взаимосвязей субъективной стороны политики.

Политическая культура — постоянно изме­няющийся и развивающийся феномен, чутко реагирую­щий на динамику окружающего мира. Присутствие в термине «политическая культура» самого понятия «культура» создает ряд трудностей в его определении. До сих пор нет единого мнения, что такое культура. Существует множество ее определений, часто весьма далеких друг от друга.


Если под культурой понимать всю сумму резуль­татов материального и духовного производства чело­веческого общества, то политическая культура пред­ставляет ту часть общей культуры, которая объединяет исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, установки, навыки, определяющие политическое по­ведение.

Политическая культура — это совокупность официально принятых и неофициально бытующих в данной стране полити­ческих норм, правил, принципов и обычаев, которые достаточно жестко (хотя порой и незаметно) определяют, направляют, ограничивают политическое поведение как государственных деятелей, так и рядовых граждан. Нет политической культуры, единой для Европы и Ближнего Востока, Западного полушария и Дальневос­точного региона. Существуют многие типы и вариации политической культуры — региональные, национальные и тд. В каждой конкретной стране есть собственная ба­зисная модель политической культуры, и проявляется она в национально-специфических формах.

В осмысление политической культуры большой вклад внесли американские политологи Г.Алмонд, С.Верба, СЛипсет, Л.Пай и др. Их подходы к изучению проблемы были разными. Политическая культура трак­товалась то как психологическое явление, как совокуп­ность внутренних ориентации человека на политичес­кие объекты, то как модель желательного поведения и мышления. Объективистский подход призван был раскрыть содержание политической культуры через нормы и санкционированные образцы поведения граждан и групп. Однако все исследования были ори­ентированы на субъективный контекст политики, цен­ностные ориентации человека в политике, на оценоч­ные суждения и мнения человека о политических объ­ектах. Оценочные суждения отражают индивидуально-личностное отношение к явлениям политики и власти, меру осознания своего гражданского долга, глубину понимания и значимости идей свободы, справедливос­ти, равенства, гуманизма.


I.         Политическая деятельность – специфическая форма активности субъекта.

Понятие деятельности охватывает все многообра­зие форм активного отношения людей к окружаю­щему миру — природному и социальному, включа­ющему целесообразное изменение его в соответствии с человеческими потребностями. Каждая сфера жиз­ни общества (экономическая, социальная, духовная и т. д.) характеризуется совокупностью присущих ей форм и видов деятельности, равно как и общест­венных отношений.

Особое место занимает политическая деятельность, составляющая основное содержание политической сферы жизни. Определить содержание понятия по­литической деятельности — это означает дать суще­ственное определение политики.

Возможны два концептуальных подхода при рас­смотрении проблемы политической деятельности, вытекающие из неоднозначного понимания полити­ческой системы. Один из них: деятельность понима­ется, прежде всего, как саморегуляция политичес­кой системы внутри себя, являющейся самостоятель­ным организмом. Субъектами деятельности высту­пают организационные группы лиц: парламентские, партийные фракции, правящие группировки (элиты), правительство, другие органы власти, лидеры, функ­ционирующие непосредственно в политической сис­теме. Иной подход (чаще всего встречается у марк­систских авторов) базируется на понимании полити­ческой системы в виде организации, управляемой внешними, по отношению к политическим институ­там, социально-классовыми силами. Понятие поли­тической деятельности в таком случае включает обобщенное выражение воздействий на систему социаль­ных групп и общественных объединений, людей, то есть субъектов гражданского общества.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчи­ненных реализации общих социальных интересов и целей. В основе своей политическая деятельность — это руководство и управление общественными отно­шениями при помощи институтов власти. Ее суть — управление людьми, человеческими сообществами.

Конкретное содержание политической деятельнос­ти составляет: участие в делах государства, опреде­ление форм, задач и направления деятельности госу­дарства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политичес­кие институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные виды деятельности: ска­жем, непосредственное выполнение людьми поли­тических функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и опосредствованное участие, связанное с делегировани­ем полномочий тем или иным институтам; профес­сиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и исполнительская деятельность, на­правленная на укрепление данной политической системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм); сис­темная или внесистемная и т. д.

М. Вебер, говоря о составе политической деятель­ности, подчеркивал, в первую очередь, деятельность по сохранению порядка в стране, т. е. «существую­щих отношений господства».

Если говорить об институтах, входящих в полити­ческую систему, то деятельность каждого из них имеет свои существенные признаки и, прежде всего, раз личные цели и средства их достижения.

Сущность политической деятельности раскрывает­ся в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности.

Непосредственным объектом политической дея­тельности выступают политические ценности, инсти­туты, политическая система в целом и стоящие за ними социальные группы, партии, элиты, лидеры.

В сферу политической деятельности включается не общество как целое, не социально-классовые от­ношения во всех возможных аспектах, а лишь отношения общества, социальных групп, классов, слоев, элит к институтам политической власти и послед­них к обществу.


Субъекты политической деятельнос­ти разнообразны. Отметим, в частности, два их вида: групповые и индивидуальные субъекты. К группо­вым относятся: классовые, национальные, террито­риальные (региональные), корпоративные, элитарные субъекты. Индивидуальный субъект — любая поли­тически активная личность, действующая в единст­ве с группой.

Анализ политической структуры общества позво­ляет выявить разновидности групповых субъектов (политических групп), сложившихся в данной соци­ально-политической ситуации. Политические груп­пы следует отличать от социальных групп. В качестве субъектов политического действия зачастую вы­ступают лишь отдельные части (слои) больших со­циальных групп или смешанные группы. Различные слои одной и той же социальной группы или общности (скажем, нации) нередко оказываются ориентирован­ными на неодинаковые, а иногда и на противопо­ложные цели и ценности.

Существенный признак политической деятельнос­ти — ее рациональность. Иными словами, осознан­ная ориентированность на политические интересы, цели и ценности; взаимосвязь мотивов выбора це­лей и средств практических действий, познаватель­ной и оценочной деятельности. Отсюда (по М. Веберу) наличие двух видов рациональности: целерациональное (осознанность, научная обоснованность по­литических целей) и ценностно-рациональное (осоз­нанность ценностей). То и другое доказывает пре­вращение знания и ценностей в важнейшие факто­ры власти и управления. Рациональность в полити­ке специфична: включает идеологию. Идеологичес­кий компонент пронизывает всякое политическое действие, коль скоро оно ориентировано на опреде­ленные ценности и интересы. Более того, является критериальным признаком его направленности.

Рациональный момент, безусловно, является ре­шающим в субъективном смысловом содержании политического действия, выражая отношение субъ­екта к институтам власти. Тем не менее политичес­кое действие не исчерпывается рациональностью. В нем остается место для иррационального как от­клонения от целенаправленности.

Мотивационная база политического действия — сложная система, в которой наряду с рациональной стороной (ориентированность на цели и ценности) присутствуют психолого-эмоциональные элементы (жажда власти, страх, зависть и т. п.). Следователь­но, возможность объяснения политического дейст­вия на интеллектуальном уровне отнюдь не исклю­чает необходимости расшифровки его психоэмоциональ­ного аспекта. В первую очередь при анализе массовых действий. И не в последнюю — при объяснении не­предсказуемости поведения политических деятелей.

Продолжая характеристику специфики политичес­кой деятельности, нельзя обойти такую особенность, как ориентированность ее на легитимность. Это свой­ство деятельности выступает в качестве ее общест­венного условия, и вместе с тем — разграничитель­ного критерия системной и внесистемной деятель­ности. Последняя чаще всего нелегитимна в смысле ее не узаконенное господствующей системой и в то же время может быть легитимной в плане призна­ния широкой общественностью соответствия тради­ции или освещенной харизмой.

Легитимность политической деятельности предпо­лагает соответствие установленному порядку. В этом проявляется еще одна ее специфическая черта. По­рядок означает ориентацию субъекта деятельности на обязательные нормы, общезначимые для данного политического общества. Порядок гарантируется воз­можностью правового принуждения, осуществляемого специальными группами людей, или же применением санкций политического и общественного характера, исходящих от политических групп и институтов граж­данского общества (публичного осуждения, политиче­ской оценки, исключение из состава элиты и т. п.).

Сказанное подводит к осознанию многообразия средств политической деятельности: от прямого фи­зического насилия, монополией на применение ко­торого обладает государственная власть, до использо­вания общественного мнения. Общеизвестна принци­пиальная важность соотношения цели и средств в по­литике. Установка: цель оправдывает средства —ха­рактерна для диктаторских режимов и их политичес­ких носителей. Требования же соответствия средств демократическим, гуманным целям политики — нор­ма подлинно народных сил и выражающих их интере­сы политических структур. Политика в целом может быть ориентирована на цели или на средства, что за­висит от характера субъекта и конкретной ситуации.

Политическая деятельность отличается от других видов социальной деятельности также тем, что для субъекта любого уровня она так или иначе связана с противоречиями между общим и частными интере­сами общественных групп и подчинена в конечном итоге разрешению этих противоречий. Объективные противоречия интересов, возникающие на этой базе конфликты — глубинный источник и стимул поли­тической активности в любых ее формах и видах, основная детерминанта, говоря словами М. Вебера, субъективного смысла политического действия. Вот почему, не поняв этих противоречий, нельзя разо­браться и в сути политических процессов. Это обсто­ятельство многократно подчеркивали теоретики марк­сизма. И не только. Даже Э. Бернштейн, критико­вавший марксизм за увлечение диалектикой, писал: «Задача исследователя политической жизни — вскрыть те глубокие противоречия, которые легли в основу происходившей борьбы, и правильно их понять».


II. Политическое поведение.

Политическая деятельность людей неразделима с их поведением. В деятельности человека реализуют­ся какие-то стремления и ожидания, проявляются привычки и навыки, воспроизводятся образцы пове­дения, связанные с его отношением к политическим институтам и их функционированию. Отсюда позна­вательная задача: объяснить поведение человека в такой специфической форме деятельности, каковой является политика. Анализ только деятельности не исчерпывает проблематики, связанной с поведени­ем. В особенности касающейся поведения с частично осознанной или неосознанной мотивацией.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010.