рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Президентские выборы в Югославии в 2000 году  

7) Присуждает государственные награды и почётные звания Союзной республики Югославии, в соответствии с федеральным статутом;

8) Осуществляет помилование за установленные федеральным законом преступные нарушения;

9) Исполняет другие функции, установленные данной Конституцией». Однако особенность режима Милошевича заключалась в том, что формально не изменяя законов и полномочий, занимая определённый пост, он перемещал туда центр власти. С 1990 по 1997 г. этим центром являлся пост президента Сербии, а с 1997 по 2000 г. соответственно пост федерального президента. Таким образом, основной смысл выборов заключался в том сможет ли Милошевич сохранить свою власть.  Согласно новому закону президентом СРЮ мог стать дееспособный гражданин СРЮ, достигший возраста 18 лет, получивший югославское гражданство не менее 10 лет назад и постоянно проживающий в СРЮ не менее 10 лет. Право выдвигать кандидатов на пост президента получили зарегистрированные политические партии и организации или группы граждан не менее чем из 25 тыс. человек. Избранным президентом становился кандидат, набравший более половины голосов избирателей, пришедших на выборы или большинство голосов избирателей, пришедших на выборы во втором туре. Второй тур назначался бы в случае, если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов в первом туре и в нём должны были участвовать два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре.

О предпочтениях югославских граждан можно говорить согласно тому же Опросу Центра Политологических и Социологических Исследований Института  Социальных Наук. Самым высоким доверием среди политиков пользовался бывший управляющий НБЮ Драгослав Аврамович. На втором месте был лидер Демократической Партии Сербии (ДПС) Воислав Коштуница о котором равное количество респондентов имели отрицательное и положительное мнение. Только 20% ответивших доверяли С. Милошевичу, в то время как 56% не доверяли. 18% доверяли и 52% не доверяли Вуку Драшковичу – лидеру Сербского Движения Обновления (СДО), 13% доверяли и 57% не доверяли лидеру Демократической Партии (ДП) Зорану Джинджичу, 13% доверяли и 64% не доверяли лидеру Сербской Радикальной Партии Воиславу Шешелю[29]. Подобные результаты свидетельствовали о крайнем неудовлетворении общества ситуацией, но как показывает приведённая выше результаты, граждане были не удовлетворены и существовавшей оппозицией и доверие оказывалось только лидерам не запятнавшим себя сотрудничеством с режимом. Другим примером политических предпочтений может служить приведённая ниже таблица №1, где мы можем заметить стабильно невысокий рейтинг правящей партии СПС-ЮЛ и основной оппозиционной группы «Союз за перемены», постепенный рост популярности ДПС Коштуницы и значительное число не определившихся избирателей и голосующих против всех. Таким образом, настроения югославского общества можно было назвать в целом оппозиционными, при сохранявшемся недоверии к «основным» оппозиционным партиям (СДО и ДП), одна из которых в свое время входила в правительство, а вторая бойкотировала выборы в 1997, по слухам, из-за секретной договорённости с властями.

Говоря об основных партиях нужно отметить, что за годы многопартийности в СРЮ была чётко структурирована только правящая группа (т.н. «красно-коричневая» коалиция) СПС-ЮЛ - СРП. Условно же «оппозиционная» группа по-прежнему состояла из множества мелких партий (приблизительно, как в России в 1995 г.).   И несмотря на то, что c 1992 г. правящая партия СПС не обладала абсолютным большинством в парламенте, ей постоянно удавалось либо подкупить, либо разъединить оппозицию. Лишь на описываемых  выборах  оппозиция объединилась в достаточно мощную силу, чтобы противостоять режиму.

ТАБЛИЦА №1 Предпочтения сербских избирателей в 1997-2000 г.г.


SPS-JUL- Социалистическая партия Сербии-Югосл. Левые    SPO- Сербское движение обновления

SZP- “Союз за перемены»                                                             SRS-Сербская радикальная партия

DSS-Демократич. Партия Сербии

ИСТОЧНИК: Опрос центра исследования общественного мнения белградского Института социологии Декабрь 1999 http://www.bbnet.org.yu/bdnet/elections/eng/lutovac.htm

Социалистическая Партия Сербии - Объединённые Югославские Левые

Кандидат – Слободан Милошевич

Социалистическая Партия Сербии (Socialisticka Partija Srbije) была создана в июне 1990 г. в результате объединения Союза Коммунистов Сербии и Союза трудового народа Сербии.  По утверждениям своего руководства в 2000 г. партия насчитывала более 600 тысяч членов и являлась крупнейшей партией СРЮ. Согласно утверждениям официальной веб-страницы СПС в 2000 г. каждый 20-й гражданин Сербии и каждый 10-й в возрасте старше 18 лет являлся членом СПС. 70 тысяч членов СПС, как утверждается, принадлежат к национальным меньшинствам. Рабочие, по официальным данным составляют 33% членов СПС, крестьяне – 12%, служащие –8%, учащиеся – 7%[30]. Несмотря на это, фактически СПС по классификации политических партий, предложенных М. Дюверже можно отнести к «кадровым партиям», так как фактически деятельностью партии руководили государственные чиновники и приближённые к режиму предприниматели. Организационно партия разделена на 10 тыс. местных организаций, 189 коммунальных организаций, 29 районных комитетов, 4 городских комитета и 2 краевых комитета.  Лидером партии с 1992 г. по настоящее время является Слободан Милошевич.  СПС представляет собою уникальный в истории восточноевропейских стран пример, когда реформированная коммунистическая партия смогла сохранить власть с введением многопартийности и удерживать её достаточно долго. Большинство исследователей выделяют в качестве основных причин силы СПС в использовании данной партией с одной стороны достаточно агрессивного национализма и социального популизма и харизматического образа С. Милошевича с одной стороны и огромного административного ресурса (заключавшегося, главным образом, в подтасовке голосов на выборах) с другой. Однако я бы всё же хотел бы согласиться с мнением  Павла Канделя, изложенном в статье «О постсоциалистическом авторитаризме», где он также выделяет в качестве важного фактора устойчивости режима Милошевича «идейную всеядность и повышенную изменчивость политического курса, гибко реагирующего на смену общественных умонастроений»[31]. Именно это я бы назвал характерной чертою партии СПС. При этом, важно отметить, что политический курс СПС следовал за курсом Слободана Милошевича. Именно это, в конечном итоге, как я полагаю, и определило поражение этой партии на президентских выборах 2000 г. Так как никаких войн СРЮ больше не вела, Слободану Милошевичу приходилось убеждать народ, что именно он может восстановить страну. Политическая программа СПС, хотя и заявляла партию как истинное социалистическое движение, фактически в течение 1990-х годов эволюционировала от программы борьбы за объединение сербских земель в программу мирного развития «Восстановление, Развитие, Реформы», которая однако тоже была полна антизападной риторики, хотя на практике означала приведение экономики в соответствие с многими западными стандартами. 

В этой программе, утверждённой четвёртым съездом СПС в феврале 2000 г.,  заявлено, что основными ценностями социалистов являются: свобода и независимость, мир, социальная справедливость и солидарность, равенство всех людей и народов, патриотизм и производительный труд. Также в этой программе было заявлено уважение прав человека, закреплённых во всеобщей декларации прав человека и хартии ООН. В экономической сфере приоритетными задачами объявляются поддержка предпринимательской активности и недопущение социальной катастрофы, связанной с банкротством многих предприятий с крупными долгами путём поддержки этих предприятий и их работников, введение антимонопольного законодательства, схожего с законодательством ЕС. В финансовой сфере первоочередной задачей было объявлено укрупнение банков, их финансовая реабилитация и усиление контроля со стороны НБЮ. Экономику СПС видело экспортно-ориентированной. В качестве основных торговых партнёров в программе виделись ЕС и Российско-Белорусский Союз. Законы о торговле предлагалось привести в соответствие с нормами ВТО. В отношении края Косово предлагалось требовать от органов, размещённых в Косове неукоснительного соблюдения резолюции СБ ООН №1244 и как можно более скорейшего политического решения проблемы с учётом интересов всех этнических групп. Отношения с Черногорией должны были базироваться на единстве территории СРЮ. В области внешней политики приоритетным направлением предлагалось сделать снятие санкций, сотрудничество с Россией, Китаем и иными дружественными странами, а также восстановление движения неприсоединения.

Однако в условиях разрухи в стране когда партия стремительно теряла свою популярность (так по данным на декабрь 1999 г. 42% проголосовавших за СПС на выборах 1997 г., не собирались больше голосовать за эту партию), простой смены лозунгов партии и её лидера было явно недостаточно, в такой ситуации современные западноевропейские партии часто меняют лидера,  чтобы избавиться от него как от символа прошлой политики. Однако для СПС как политического оплота Милошевича подобное развитие событий было невозможно, поэтому хотя программа СПС и претерпела определённую эволюцию, фактически в глазах избирателей Милошевич не изменился, что, как мне кажется, и предопределило его неудачу на президентских выборах.    

Партия-сателлит СПС – «Объединённые югославские левые» (Jugoslovenska Udruzena Levica) была образована в 1994 г. на базе правящей партии. С 1995 г. по настоящий момент директорат партии возглавляет жена Милошевича Мирьяна (Мира) Маркович. Существовали разные версии появления этого политического образования: по одной Милошевич хотел удовлетворить политические амбиции своей жены, по другой – партия создавалась для привлечения многочисленных людей, испытывавших ностальгию по СФРЮ. Однако какова бы не была причина, попытка создания партии вряд ли привлекла дополнительных сторонников правящему режиму, ввиду крайне низкой популярности Маркович в народе. Согласно программной декларации ЮЛ от 23 июля 1994 г. и программе партии на выборах 2000 г., партия позиционирует себя в политическом спектре как достаточно радикальная организация.  ЮЛ считают своей глобальной целью достижение мира во всём мире, глобализации как процесса с равноправными участниками, исчезновение государств в их современном виде. ЮЛ выступает за объединение всех «истинно левых сил» не только в масштабе СРЮ и во всём мире. Однако в ближайшей перспективе ЮЛ выступало за концентрацию усилий общества по защите суверенитета страны и борьбы с «социальными патологиями» под руководством государства «в интересах мира и равенства». Мирьяна Маркович всячески стремилась подчеркнуть имидж своей партии как «передовой левой силы» и «партии интеллектуалов». В частности ЮЛ была создана дочерняя организация КУЛ (Комитет университетских левых), куда был привлечён ряд деятелей из академической среды. С моей точки зрения, участие ЮЛ в коалиции с СПС на президентских выборах, ещё более ослабило Милошевича, так как Мирьяна Маркович как одна из наиболее одиозных фигур времён Милошевича вряд ли могла способствовать обновлению имиджа правящего режима. 


Демократическая оппозиция Сербии

Демократическая оппозиция Сербии (ДОС) стала наиболее успешной коалицией оппозиционных сил в истории СРЮ. В отличие от всех предыдущих попыток объединения многочисленных враждовавших друг с другом оппозиционных партий, эта попытка объединила все наиболее значительные и сильные оппозиционные партии, которые смогли выдвинуть по-настоящему сильного кандидата.

Если взглянуть на политическую сцену СРЮ в 1999 г., то существовавшие тогда оппозиционные партии, я бы разделил на 4 основные группы. Первую группу можно условно назвать либералы-«западники». Туда бы я отнёс крупнейшую на тот момент оппозиционную партию – Демократическую Партию (ДП) во главе с Зораном Джинджичем и Гражданский Союз Сербии (ГСС) во главе с Весной Пешич, которые осенью 1999 г. объединятся с ещё несколькими партиями в коалицию «Союз за перемены». Ко второй группе – консерваторам – умеренным националистам, я бы отнёс прежде всего Демократическую Партию Сербии (ДПС) во главе с Воиславом Коштуницей и Сербское движение обновления (СДО) во главе с Вуком Драшковичем. К третей группе можно отнести сепаратистские партии, прежде всего, мусульманскую коалицию «Санджак», выступающую за предоставление автономии мусульманам, проживающим в регионе Рашка на границе Сербии и Черногории, и венгерские партии Воеводины. К четвёртой группе можно отнести «партии одного человека», представляющие достаточно крупных деятелей оппозиции. Это, в частности, «Движение за демократическую Сербию» (ДДС), возглавлявшееся бывшим начальником генерального штаба АЮ генералом Момчило Перишичем, «Социал-Демократия» (СД), возглавляемая Вуком Обрадовичем и «Демократический Центр» во главе с одним из основателей ДП Драголюбом Мичиуновичем.  Как можно видеть из таблицы 1 популярность оппозиционных партий в отдельности была достаточно низкой и такая ситуация раскола устраивала прежде всего правящий блок. Для победы же на предстоявших в 2000 г. федеральных парламентских выборах, судя по результатам опроса, требовалось не только объединить электораты оппозиционных партий, но и расширить их за счёт неопределившихся избирателей и избирателей, собиравшихся голосовать против всех. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010.