рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Политические партии в республике Молдова  

Реферат: Политические партии в республике Молдова

Становление многопартийной системы в Республике Молдова.. 3

Особенности формирования многопартийности в Республике Молдова.. 3

Становление общественно-политических движений независимой Молдовы.. 5

Народный фронт РМ... 5

Интерфронт.. 6

Движение Гагауз-Халкы.. 7

Этапы перехода политической системы РМ от тоталитарной к демократической.. 7

Появление политических партий в РМ... 8

Свобода партий в Конституции республики Молдова.. 11

Фракции парламента 2001-2005 г. 11

Список политических партий, зарегистрированных Министерством Юстиции.. 12

Партии, перерегистрированные согласно Закону о партиях и других социально-политических организациях   12

Новообразованные партии и социально-политические организации.. 13

Вывод.. 14

Литература.. 14

Становление многопартийной системы в Республике Молдова

Особенности формирования многопартийности в Республике Молдова

Отсчет современной молдавской многопартийности следует считать от 19 всесоюзной партийной конференции  в июне 1988 г, где М. Горбачев провозгласил плюрализм[1] мнений, и началось создание общественно-политических организаций. На II съезде народных депутатов была изменена статья 6 конституции для Молдовы и 9 для СССР, где было сказано, что наряду с КПСС могут создаваться другие политические структуры. Это означало легализацию многопартийности в СССР. Вплоть до августа 1991г, это происходило бурно, но с оглядкой на КПСС, т.е. ведущая роль все равно принадлежала ей. Августовский путч не удался, Горбачев сложил с себя полномочия генерального секретаря  и призвал ЦК КПСС принять решение о самороспуске.

Президент Молдовы Мирча Снегур 21 августа 1991 подписал указ о прекращении деятельности организационных структур политических партий ОПД в государственных органах, учреждениях и организациях Республики Молдова, где говорилось:

  1. О прекращении деятельности существующих и запрещалось создание новых политических организаций в РМ. В республике разрешалось действовать профессиональным организациям, ветеранским, т.е. всем, кто не занимается политикой.
  2. Установлено декретом: участие или неучастие граждан в политических партиях не может служить основанием для ограничения их прав в том числе и при устройстве на работу.
  3. Правительству необходимо было трудоустроить лиц, высвободившихся при действии указа.

Президент в этом указе постановил упразднить газеты:

·     Советская Молдавия

·     Кувынтул

·     Кишинёвские новости

·     Днестровская правда (Днестровск)

·     Диалог (Тирасполь)

·     Победа (Бендеры)

·     Новое время (Бендеры)

·     Слобозийские новости (Слобозия)

Все газеты партийных органов были закрыты за то, что они поддержали путч. Во втором пункте постановления запрещается издание незарегистрированных газет, упраздняется бюро агентства ТАСС, предписывается издателям упраздненных газет возобновить выпуск после официальной регистрации.

23 августа 1991 президиум парламента, не имея на это права, издает постановление о компартии Молдавии:

  1. Запретить деятельность компартии на всей территории РМ.
  2. Национализировать все ее имущество, считать его государственной собственностью и передать в распоряжение правительства.
  3. Правительству поручалось взять под охрану национализированное имущество.
  4. Правительству поручалось начать переговоры с центром для передачи архивной документации о деятельности компартии Молдавии.
  5. Президенту нацбанка предписывалось приостановить все денежные операции со счетами КП, как в советской, так и в иностранной валюте. Все денежные счета передаются в распоряжение правительства в государственную казну

29 декабря 1991г. в Алма-Ате была принята декларация о создании содружества независимых государств. Это и было последней точкой в существовании СССР, а значит и КПСС со своими структурами.

В Молдове формирование многопартийности имело свои особенности.

  1. Формирование имело взрывной характер. За период с 1989 по 1994 гг. в Молдове существовало 60 партий. Эти партии не затрагивали интересы народа и народ тоже практически ничего о них не знал.
  2. Социальная база созданы партий не соответствовала новым структурам поскольку в обществе не было классов, слоев, и т.п.
  3. В основе образования партии того периода лежал принцип объединения вокруг одного лидера, вербующего сторонников. Для этих лидеров партия была трамплином для проникновения в высшие этажи власти
  4. Новые партии были очень малочисленными. Это объясняется тем, что народом слово партия не воспринималось или ассоциировалось с КПСС.
  5. Сложность исторического этапа заключалось в том, что никто никогда нигде, ни один народ в мире не совершал переход от централизованной экономики к рыночной. Никто не знал чем руководствоваться, и действовали методам проб и ошибок. Отсутствие традиций государственности и других традиций (Молдова впервые строила государство).
  6. Молодые партии не спешат преобразовываться в нормальные парламентские партии, добиваться власти через демократические выборы.
  7. В страна молодых демократий, в том числе и в Молдове присутствует феномен возникновения партий как грибов после дождя. В канун выборов 1998г., в Министерстве Юстиции было зарегистрировано 60 партий, в 1999-2000г осталось 28. Сейчас их 32.
  8. После 1991 г. в Молдове заявили о себе два типа политических партий: новые политические партии, которых никогда не было(Партия Демократических Сих, ХДНП, Экологическая Партия, реформированная компартия) и партии, возобновившие свою деятельность (Партия Кадетов, Партия Монархистов, Национал-Либеральная Партия, Национал-Крестьянская Партия).
  9. В новых странах бывшего советского союза в центральной Европе очень убедительно прослеживается процесс слияния и раскола партий. Это свидетельствует о том, что процесс сложный, что партийные лидеры не всегда находят ответы на сложные вопросы современности, а народ все свои беды связывает с партиями. Как правило, избирательные кампании носят протестный характер.

Таким образом, в РМ после 1991г, проходит новый исторический процесс создания новых партий.

Становление общественно-политических движений независимой Молдовы

Народный фронт РМ

В 1985 году после апрельского пленума начался процесс демократизации. По всему Советскому Союзу начали организовываться демократические движения. В Молдове такое демократическое движение возникло в 1988 году. Его целью была консолидация общественных сил Молдовы, выступающих в поддержку перестройки, курс – на демократию и гласность. Их задачами было: восстановление всех ленинских концепций социализма; выдвижение своих кандидатов для участия в работе выборных партийных советов и хозяйственных организаций, а также постоянное сотрудничество с государственными органами. В мае 89 г. это движение созвало первый съезд, был принят устав и программа нового политического движения «Народный фронт Молдовы».

В сентябре 89 г. это движение было зарегистрировано официально. На выборах в верховный совет СССР в 89 и на выборах в верховный совет МССР большое количество фронтистов получили депутатские мандаты. В 90 году на выборах в парламент Молдовы  фронтисты получили 125 мандатов. Во время проведения второго съезда  в июле 90 г. был изменен устав. Теперь НФМ поменял свои цели на борьбу за разрушение коммунистического режима, вывод оккупационных войск с территории Молдовы. Тогда же республика Молдавия была переименована в Молдову.

Второй съезд расколол НФМ. Произошло это потому, что были еще изменения в уставе.

Тогда было решено закрыть доступ в состав НФ членам других партий. Фронт покинули Ион Хдыркэ, Георгие Гинку и еще несколько создателей движения.  Создается новый народный фронт, председателем которого становится Юрий Рошка. Раскол НФМ привел к спаду его политической карьеры. Никогда более это политическое движение не набирало в парламенте более 10% голосов. В конце 91 г. некоторые депутаты-фронтисты организовали национальный совет, в котором принимали участие депутаты Румынии за объединение Молдовы с Румынией, во главе с М. Друк. Они поставили следующие задачи:  - восстановление унитарного государства Румынии с границами обозначенными еще в декабре 1918 г. - создание единого экономического пространства с единой валютой.

Инициатива предоставления гражданам РМ румынского гражданства привела к резкому снижения авторитета НФМ В феврале 92г. на созыве общего движения, было принято решение изменить название – Народный христианский фронт. В 94 г. они набрали всего 7,5% голосов в парламент, в 95 не участвовали в выборах в местные органы власти. В 98 в составе демконвенции вошли в парламент с 19,4% голосов.

В 11 декабре 99г. движение становится партией во главе с Юрием Рошкой и называется ХДНП. в парламент они вошли с 8, 2% голосов

Интерфронт

9 января 89 г. в Молдове появилось второе общественно политическое движение. Произошло это на научно-практической конференции, где был избран учредительный комитет. Инициативная группа в составе четырех человек взяла на себя обязательство подготовить первый съезд нового движения 8 июля 1989. На первом съезде был принят устав и программа, избран председателем А. Лисецкий. 25 октября совет министров зарегистрировал интердвижение. Основной целью организации было содействие осуществлению курса КПСС, на демократизацию перестройки. Программа движения  - добиваться соблюдение прав и свобод человека, за отмену паспортов, исключение пунктов о социальном происхождении и национальности человека. Бороться за пересмотр дел граждан несправедливо осужденных сталинским режимом по религиозным причинам.

В 89-90гг. интерфронт выиграл выборы во всех округах, где выдвигал свои кандидатуры.

В 90 году Лисецкий осудил гагаузов и приднестровцев за незаконный съезд депутатов всех уровней, в результате чего лишился места и звания председателя движения.

Интерфронт выступил против перехода молдавского языка на латиницу, поддержал организаторов путча в Москве, выступал за придание русскому языку статуса государственный, это движение всегда было на стороне монопольной власти. С развалом СССР эта организация рухнула.

В 92 году интерфронт поменял свое название на движение «За права человека» во главе с П. Шорников. В конце 93 года Соцпартия Молдовы предложила интерфронту объединиться в  единый блок. Выборы принесли блоку 22% голосов (второе место после аграно-политической партии у тех 40%). С 94 по 98 интерфронт был вместе с аграриями правящим.

Во время нахождения у власти интерфронта был принят закон об образовании, разработаны планы приватизации, в этот период стабилизировалась положение в стране.

Мирча Снегур расколол эту организацию и среди ее членов начались трения за этот период развалилась экономика и аграрный сектор, началась массовая безработица. На выборах 98 года ни один аграрий или интерфронтиец не прошли в парламент.

Движение Гагауз-Халкы

На юге Молдовы в первом квартале 89 года образовались три самостоятельные организации Берлик в Чадырлунге, Вотан в Вулканештах, и Гагауз –Хлкы в Комрате. Первый съезд этих организаций состоялся 21 мая 89 года, тогда же и решили создать единое общественно политическое движение Гагауз–Хлкы. Приняли устав, избрали исполком и председателя исполкома. 26 октября 89г. организация  была официально зарегистрирована

В уставе говорилось, что организация признает руководящую роль КПСС и ставит задачу поддерживать все инициативы КПСС в сфере экономики, культуры и тд.

Для достижения цели члены движения должны были создать социально экономические условия на юге Молдовы; укрепить союз наций и народностей юга; развивать культуру гагаузов; осуществить строительство социального быта; строить комплексы по переработке сельхозпродукции.

Во время выборов 89-90 ГХ провела своих кандидатов в депутаты и в верховный совет СССР и в верховный совет в Молдове. После выборов  движение раскололось на две части.

Одно течение считало возможным решать проблемы гагаузов парламентским путем, вторая путем решительных действий. Верх взяли радикалы. В это время на Комрат  были направлены вооруженные уголовники из Тирасполя, которых организовал М. Друк. Президент Снегур направил в Комрат войска и остановил это безобразие.  23 декабря 94 года парламент Молдовы принял закон об особом правовом статусе Гагаузии.

В законе говорится, что Гагаузия - это автономное образование с особым статусом. На территории Гагаузии гарантируются все права и свободы, предусмотренные конституцией РМ. Если Молдова изменит статус независимого государства, что Гагаузия имеет право выйти из состава РМ.

Этапы перехода политической системы РМ от тоталитарной к демократической

В начале 90-х гг. начался переход политической системы Молдовы от тоталитарного типа к демократическому. В развитии политической системы РМ можно выделить несколько этапов:

  1. С ферваля по сентябрь 1990г. На этом этапе Молдова шла по пути формирования парламентской республики.
  2. С сентября 1990г по август 1994г. В Молдове бала установлена президентская республика.
  3. С сентября 1994г по июль 2000г. Молдова являлась полу-президентской республикой.
  4. С 4 июля 2000г по настоящее время. Молдова является парламентской республикой.

По форме территориального устройства, по конституции РМ является унитарным государством. По партийной систему РМ - страна с многопартийной системой (более тридцати партий и общественных политических организаций). Избирательная система пропорциональная по принципу одна республика - один округ. Недостатками партийной системы Молдовы являются ее слабая реагирующая способность, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на возникающие интересы и потребности населения.

Страницы: 1, 2


© 2010.