рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Правовое государство  

Реферат: Правовое государство

Реферат по обществознанию

по теме:

«Правовое государство и гражданское общество.»

ученика 8 гр. экстерната

ВСШ №19 центрального округа

Новгородцева Алексея

Москва 1998

 

 

 

П л а н.

1.   Понятие и признаки правового государства

2.   Проблемы и пути формирования правового государства в России

3.   Становление и развитие гражданского общества.

4.   Гражданское общество и государство.

5.   Гражданское общество и право.

6.   Этапы развития государства и права в гражданском обществе.

7.   Заключение.


Понятие и признаки правового государства.

 

Первые представления о государстве как организа­ции, деятельность которой основана на верховенстве закона, на­чали формироваться на ранних этапах развития человеческой ци­вилизации. С идеей правового государства связывались поиски бо­лее совершенных и справедливых форм общественной жизни в рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Мысли­тели античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и гармонич­ное развитие общества возможно лишь в такой политической форме общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для самого государства. Древнегреческий философ Платон подчеркивал, «где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Его ученик — Аристотель — вторил учителю: «Там, где отсутствует власть зако­на, нет места и (какой-либо) форме государственного строя. За­кон должен властвовать над всеми». Цицерон говорил о государ­стве как о правовом общении и «общем правопорядке». Государ­ственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима ока­зали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных гуманистических взглядов и заложивших основы учений о правовом государстве.

В период разложения феодализма и ранних буржуазных ре­волюций идею правовой государственности разрабатывали про­грессивные мыслители того времени Н. Макиавелли, Ж-Боден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д-Дидро, П. Гольдбах, Т. Джефферсон, М. Вольтер, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Т. Пейн и другие видные философы и мыслители.

И. Кант обосновал и детально разработал философскую ос­нову теории правого государства, центральное место в которой занимает человек, личность. По Гегелю, государство — это наи­более совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реали­зованной свободы. Но Гегель возводил государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом. В этом утверждении К. Маркс видел главный порок гегелевской концепции государст­ва. Маркс исходил из открытой им классовой теории обществен­ного развития, согласно которой юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классо­вого общества. Идею правового государства Маркс выразил сле­дующими примечательными словами: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный».

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г. Еллинека, Л Дюги, Ориу, Р. Паунда, Ч. Спен­сера и других сходилась во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.Н. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.М. Муравь­ева, А.М. Радищева и в работах видных правоведов и философов дооктябрьского периода: Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Н.А. Бердяева и др.

Во многих современных научных исследованиях ос­новными чертами и признаками правового государства считаются:

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот принцип означает высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему. Авторитет закона выражается в стро­гом соответствии ему всех подчиненных (т.е. подзаконных) пра­вовых актов в том, что решения государственных органов и долж­ностных лиц (например, о приеме в вуз, увольнении, предостав­лении жилья и т.д.) вносятся на основании закона с соблюдением всех его требований.

Все граждане, должностные лица, органы государства и ор­ганизации должны неуклонно исполнять и соблюдать законы го­сударства. Основной Закон государства — Конституция, в кото­рой сформулированы принципы государственной и общественной жизни, прочный режим правовой законности, стабильность пра­вового порядка в обществе.

Связанность государства правом. Законы издаются государ­ством, но государство не вправе считать их своей «собствен­ностью». Ведь в основе закона лежит воля народов России, их мудрость. Вот почему, разрабатывая законы, государство выносит законопроекты на всенародное голосование или обсуждение. Принятый закон обязателен для государства, его органов и долж­ностных лиц так же, как и для каждого человека.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан, необходимых для функционирования правового гражданского общества. Свобо­да человека в обществе выступает как его право. Право становит­ся всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное про­явление права свободы воплощается в формуле «Все, что не за­прещено индивиду законом, ему дозволено».

Взаимная ответственность государства и личности в рам­ках действующего законодательства. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость и равенство в отно­шениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государст­венные органы не могут нарушать его предписания и несут ответ­ственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На таких же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Соблюдение правовых требований — юриди­ческая обязанность всех — государства, личности, организаций. В правовом государстве нет и не может быть такого органа или должностного лица, которое было бы изолировано от ответствен­ности, к которому нельзя было бы предъявить иск. Перед консти­туцией и законом все равны.

Разделение властей является основным принципом органи­зации и деятельности правового государства. Разграничение еди­ной государственной власти на три относительно самостоятель­ные и независимые отрасли предотвращают возможные злоупот­ребления властью и возникновение тоталитарного управления го­сударством, не допускает сосредоточения власти в одних руках или группы лиц. Деление власти на законодательную, исполни­тельную и судебную поддерживается особой системой «сдержек и противовесов», направленной на обеспечение не только взаимо­действия, но и взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается чрезвычайно гипертрофированная бюрократизация исполнитель­ной власти и ее аппарата, стремящегося узурпировать законода­тельные полномочия под завесой демократической риторики о разделении властей.

В заключение можно дать следующее определение правового госу­дарства.

Правовое государство — это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, ра­венство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей.

Проблемы и пути формирования правового государства в России.

Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906—1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к конституционному строю.

В 1917 г. процессы, происходящие в государственной жизни стра­ны, получили новое направление, новое содержание: возникло Совет­ское государство. Его первая Конституция 1918 г. закрепляла дикта­туру пролетариата и беднейшего крестьянства. Как известно, диктату­ра представляет собой власть, которая не связана законами. В этих ус­ловиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался право­вой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, инсти­тутов, норм, процедур и гарантий в общественной и политической жизни.

В теории и практике советского государственного строительства от­вергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуаз­ный и неприемлемый для управления Советским государством.

Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьез­но вести речь о необходимости создания правового государства.

1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить дальнейшее реформирование всей системы государствен­ной власти. В основе этих преобразований — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в статье 13 Декларации о госу­дарственном суверенитете Российской Федерации от 12 июня 1990 г.

Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»)

закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в РФ осуществляют: Президент Российской Федерации (согласно ст. 80 Конституции РФ он — глава государства:

1.     «Президент Российской Федерации является главой государства.

2.     Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3.     Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4.     Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.»);

Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Сове­та Федерации и Государственной Думы (это парламент РФ — предста­вительный и законодательный орган Российской Федерации); Прави­тельство Российской Федерации и суды Российской Федерации.

Конечно, еще много предстоит сделать для выработки процедур, формирования определенных традиций и правил взаимодействия этих структур государственной власти.

2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического правового государства состоит в проведении судебной реформы — утверждении судебной власти в государствен­ном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной .

3. В правовом государстве человек, его права и свободы — выс­шая ценность. Крупнейший русский философ Н. Бердяев после ок­тябрьских событий 1917 г. отметил: идея класса убила в России идею человека.

Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самоценным в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины — административно-управленческой систе­мы. Обеспечение прав и свобод личности оставалось на втором плане.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, новая Конститу­ция исходят из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, ко­торые обеспечивали бы реальность этих конституционных положе­ний, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответствен­ность государства и личности.

4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формиро­ванием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по су­ществу правовой системы.

В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном су­веренитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция Россий­ской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейше­го развития и совершенствования правовой системы России.

5. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала одно­партийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официаль­ной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм.

6. Необходимым фактором, определяющим успех многих преоб­разований в государственной и политической жизни нашего обще­ства, является уровень политической и правовой культуры в обще­стве.

Необходимо избавиться от того правового нигилизма, который осо­бенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблю­дение Конституции, закона всеми членами общества, всеми должност­ными лицами — неотъемлемая черта демократического правового го­сударства, а также современное демократическое правовое государство предполага­ет развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют раз­личные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официаль­ной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом го­сударстве строится на основе идеологического, политического много­образия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой ра­боты является развитие гражданского общества, являющегося важ­ным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов поли­тического плюрализма.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010.