рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Социальная ценность государства и права  

Реферат: Социальная ценность государства и права

содержание

Введение.. 4

1. Понятие и соотношение государства и права.. 6

2. Сущность и социальное назначение государства и права   13

3. Основные подходы к оценке современного государства и права.. 21

Заключение.. 28

Список литературы: 30


Введение

В данной  курсовой работе  я  постарался рассмотреть особенности взаимоотношений государства и права. На протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами  общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит не только развитие , но и само выживание человечества.

         Государство и право как социальные институты существовали не всегда . Если «естественное общество» возникает вместе с появлением древнего человека ( homo habelis- “человек умелый” ) около  2 млн. лет назад , а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа ( homo sapiens - «человек разумный»)  примерно 40 тыс. лет назад , то впервые государство и право возникли в Египте не позднее 5 тысяч лет назад. Следовательно, длительное время общество обходилось без государства и права , и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали. Возникновение государства и права было следствием  действия закона  возрастающего  разнообразия деятельности людей, которые преследуют цели реализации своих  разнообразных потребностей. Возрастающее многообразие потребностей  и форм деятельности требовало их интеграции и регуляции. Так, на смену примитивным формам  организации  и регуляции жизни человека, какими были первобытное стадо, род, племя , союз племен, приходили более совершенные и сложные. Ими стали государство и право. Поэтому с точки зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью которых организовалась и регулировалась  жизнедеятельность человека  можно выделить два этапа в развитии  человеческого общества: 1) общество без государства (догосударственное  общество и 2) общество с государством   ( государственно организованное общество) . Необходимо также отметить что, каждое  исторически  конкретное  общество  требует  строго  определенной  меры  социального  регулирования  общественных  отношений.

Регулирование  общественных  отношений  осуществляется  путем  реализации  определенных  социальных  норм:  норм  права,  норм  морали,  норм,  установленных  общественными  организациями,  норм  обычаев,  норм  традиций,  норм  ритуалов  и  т.д.  В  общем  плане  социальные  нормы -- это  правила  поведения  общественного  характера,  регулирующие  взаимоотношения  людей  и  деятельность  организаций  в  процессе  их  взаимодействия. Существует  точка  зрения,  что  нравственные  законы  заложены  в  самой  природе  человека.  Внешне  они  проявляются  в  зависимости  от  той  или  иной  жизненной  ситуации,  в  которой  оказывается  индивид.  Другие  же  категорически  утверждают,  что  нормы  нравственности - это  требования,  обращенные  к  человеку  извне.

Видимо, нет оснований проводить водораздел между  индивидуальным  и  социальным  характером  нравственных  требований,  поскольку  в  них  органически   переплетаются  элементы  того  и  другого.  Ясно  одно,  что  любая   социальная  норма  имеет  общий  характер, и  в  этом  смысле  она  адресуется  не  к  конкретному  индивиду,  а  ко  всем  или к  большой  группе  индивидов.  Моральные  нормы  регулируют  не  «внутренний»  мир  человека,  а  отношения  между   людьми. Однако  не  следует  упускать  из  виду  индивидуальные  аспекты  нравственных  требований.

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии.


1. Понятие и соотношение государства и права

С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство право и как они соотносятся  друг с другом. Интересовал, прежде всего, потому, что  государство и право  как и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти. По мере развития государство развивалось и такое понятие как право. Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. Это краткие формулировки государства и права. Дальше постараемся рассмотреть каждый из пунктов, и как они между собой соотносятся.

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями - "общество и власть".

Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни.

Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории.

Выделяются две разновидности общества:

1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, не утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, институтами.

2.      развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами.

Существенно деление общества и на такие две группы:

a)  общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов (демократические общества);

b)  общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования действующей внешней силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)).

Из этого вытекает значение понятия власть.

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Есть две разновидности власти:

1.  естественная власть – в семье, в обществах по интересам;

2.  власть, которая «навязывается», выступает как внешняя сила – в партиях, в общественных объединениях и т.д.

Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе – постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).

По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии государство превращается  из простого, из «просто» организации политической власти, из примитивного, «варварского» принудительно-репрессивного образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других:

·   «уход» государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

·   развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой режим;

·   все большее преобладание республиканской формы правления;

·   эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной жизни. В передовых демократических странах  в области политико-государственной жизни все большее значение приобретают такие тенденции:

Ø государство все больше становится «государством человека», в котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;

Ø все общество, а не только государство ,  выступает в качестве правового;

Ø утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии – парламентариум, свободные выборы, муниципальное самоуправлении ;

Ø усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;

Ø возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны,  государство – продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.

 Развитие государства, его совершенствование и укрепление, осуществляется , так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности – это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.

Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом «право», прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве. Юридические права – это права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, защищаемые особенными государственными органами.

Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другие значения этого слова:  1) в смысле обычных прав – свободы или возможности поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.

2)  в смысле моральных прав – свободы или возможности поведения, основанной на принципах добра и справедливости.

3)  в смысле корпоративных прав – свободы или возможности поведения, основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.

4) в юридическом смысле – свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.

Но и в юридическом смысл «право» имеет два значения:

1. субъективное юридическое право – свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное  поведение.

2. объективное право – здесь термин «право» близок к терминам «закон», «законодательство», и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто «объективное» в обществе – юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право).

В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.

Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов.

В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно:

Þ создается людьми, общественными образованиями, законодателями, судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности.

Þ существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).

Существует три способа формирования и существования позитивного права: обычное право, право судей, право законодателя.

Обычное право – исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права.

Право судей – судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное право.

Право законодателя (право закона) – формирование позитивного права путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии – представительных.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010.