рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Сущность государства  

Реферат: Сущность государства

Рязанский государственный медицинский университет

им. акад. И. П. Павлова

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа

по теории государства и права

На тему:  Сущность государства

Научный руководитель: кандидат юридических наук доцент  Скоков А. М.

Выполнила: студентка I курса

юридического факультета

Дудкина Лилия

 

Рязань 2002

 


ПЛАН
Введение

1.  Понятие государства и его классовая сущность

2.  Социальное назначение государства и его функции

3.  Закономерность смены исторических типов государств

Заключение

В моей курсовой работе я хотела бы осветить тему «Сущность государства». По моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах. «Сущность государства» — это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить.

Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО). Поэтому нашему народу нужно общими усилиями добиваться того, чтобы наше государство стало сильным и перестало зависеть от других.

Государство — это обширное и многогранное понятие, поэтому в своей работе я не раз буду апеллировать к нему.

В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с клас­совых позиций — как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях госу­дарство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых социальных противоречий, представляю­щий интересы всего общества.

Сущность государства — то главное в этом явлении, что оп­ределяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность. Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает опреде­ленного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выде­ление определенного элитарного слоя, занимающегося управле­нием: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах преж­де всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправед­ливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к сущест­венному улучшению социального управления, но и к возникнове­нию науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществля­емую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего, привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа харак­тера такой власти, для определения сущности государства.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогичное положе­ние власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов — земельных собственников.  Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодаль­ном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.

Более сложна оценка характера власти в буржуазном госу­дарстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующе­му классу — буржуазии. В восточных государствах власть нахо­дилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точ­нее, его верхушки). При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе рас­пределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «кол­лективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятель­ность», становится во многих случаях практически от общества независимым[1]. Это может достигаться, например, за счет бала­нсирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапар­тистском режиме в 50—60-х гг. XIX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия дей­ствиям правящей верхушки. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитар­ных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.

Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем соци­альные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государствен­ная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

Тем не менее установление классового (сословного) харак­тера государственной власти не исчерпывает проблемы сущнос­ти государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания го­сударства и политической власти.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отра­жает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониаль­ной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независи­мости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть го­сударство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существова­ния чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населе­ния.

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интере­сах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Обще­социальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В госу­дарстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые инте­ресы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различ­ных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельчес­ком обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возмож­ностей реализовать свои интересы принадлежит господствую­щему классу. Однако существующее мнение о полном бес­правии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном ха­рактере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельско­хозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздей­ствия — идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы — матери­альная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юриди­чески, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабо­владельческого государства. Значение общесоциальной сторо­ны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к ка­питализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринима­телей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится мень­ше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляю­щей государственной деятельности снижается доля его клас­сового содержания.

Итак, для полного и объективного познания государства, пони­мания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элитарной, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.

В течение многих столетий вопрос о происхождении государства был предметом долгих дискуссий.

Современная наука, исходя из объективного материалистического понимания мироздания, объясняет происхождение государства как продукт внутренней эволюции общества.

Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многочисленных и разнообразных причин. Речь прежде всего идёт о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к закреплению государства как новой организационной формы жизни общества.

Как не раз говорил на своих лекциях Александр Максимович Скоков, государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно не в силах. Нужна была сила, которая умиряла бы столкновения, держала бы общество в границах «порядка». И эта сила, произошедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Страницы: 1, 2


© 2010.