рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Женщина и политика  

Реферат: Женщина и политика

Введение………………………………………………………………………стр. 3

1.  Женщина и политика в России: иллюзии и реальность………….………стр. 4

2.  Причины низкой политической активности женщин……………….……стр. 7

3.  Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика…….…стр. 9

4.  Женщины-депутаты Федерального Собрания ………………………… стр. 12

5.  Новые моменты в политике ряда государств и политических

    партий в отношении женщин………………………………………………стр.18

Заключение………………………………………………………………… стр. 25

Список использованной литературы………………………………………. стр. 26

Приложение 1. ……………………………………………………………….. стр. 27

Введение.

Философские и естественнонаучные исследования, литература и публи­цистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обраща­лись к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равен­ства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотвор­ным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: “Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно благоприятст­вует” (2).

Вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни – своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип: политика – для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе.

В настоящее время в России на каждые 100 работающих приходится 51 женщина; в том числе в промышленности - 45, в сельском хозяйстве - 38, тор­говле и общественном питании - 81, науке - 52, культуре - 73, в аппарате орга­нов управления - 69. На каждые 100 студентов - 53 девушки; причем в вузах по экономике и праву - 65, медицинских - 65, педагогических - 71. Из этих стати­стических данных можно сделать вывод, что страна не лишена перспективы управления государством в XXI веке женщинами. Следует, однако, подчерк­нуть, что здесь многое зависит от доктрины федеральной и муниципальной го­сударственной службы, а также от желания прежде всего самой женщины ис­пользовать свои реальные возможности участия во властных структурах.

1          Женщина и политика в России: иллюзии и реальность

Роль женщины в политике зависит от господствующей в обществе идео­логии, а также социально-экономических и политических особенностей этапа развития страны.

Как и почти 90 лет назад, сегодня актуально звучат слова из петиции в I Государственную думу: “Русская женщина во всех областях труда и забот, в деле развития и роста родины участвует наравне с мужчиной: в труде крестьян­ском, ... в работе фабричной, ... на поприще науки, литературы и искусства, ... в несении великих обязанностей воспитания будущих граждан. Она платит на­логи и подати наравне с мужчиной и одинаково ответствует перед законом. Женщина должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в за­конодательном собрании, решения которого близко касаются ее судьбы. Из­бранники земли русской, внесите обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении Родине”.

Взяв в 1917г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века. Нельзя отрицать также, что в первые годы советской власти был накоплен большой организационный опыт, позволивший в кратчайшие сроки решить многие принципиальные вопросы положения жен­щин.

В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы, работа которых велась под руководством женотделов.

Можно сколько угодно иронизировать по поводу слов В.И. Ленина о том, что “каждая кухарка должна научиться управлять государством”, но надо при­знать, что в 20-е гг. задача привлечения женщин к общественной жизни, уча­стия их в политической деятельности решалась быстрыми темпами. Предложе­ния, высказанные женщинами на делегатских собраниях, встречали идейную поддержку и с целью реализации быстро переводились в плоскость государст­венных действий. Женщин не только призывали к общественной деятельности, но и создавали механизм, позволяющий включиться в нее. В этом была боль­шая заслуга и женотделов.

С 1930 г. “женский вопрос” стал считаться решенным, и он исчез из по­литики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о “политической роли женщины в обществе” проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР – 32,8%; в Верховных советах союзных республик – 36,2%; автономных республик – 40,3%.

Эти квоты не отражали истинное положение женщин в политической жизни страны, хотя нельзя не признать, что на низовом, локальном уровне женщины были достаточно активны и их представительство в местных органах власти было высоким. Это общемировая тенденция. Некоторые запад­ные политические аналитики даже полагают, что женщины имеют стремление считать местный уровень участия более приемлемым для себя идеологически и политически, чем центральную власть. Очевидно, это объясняется тем, что на местном уровне решаются конкретные практические задачи, связанные с жиз­ненными интересами женщин региона, а также более ясно видны результаты работы "депутаток".

Первые выборы без квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили миф о решении “женского вопроса” в СССР и о политической роли женщины в обще­стве. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло прежде всего по причине их низкой политической активности и организованности, но и показа­ло отношение общества к женщине-политику.

В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета – 8,9%.

Симптоматична оценка результатов этих выборов. Как свидетельствуют итоги социологического исследования, проведенного Институтом социологии АН СССР, 53,6% опрошенных москвичей высказали отрицательное отношение к факту сокращения молодежи; 36,2% – рабочих; 42,4% – беспартийных. В тоже время к сокращению числа женщин в высшем органе власти большинство опрошенных отнеслись как к факту, по их мнению, малозначащему.

Итоги выборов в Федеральное собрание в декабре 1993 г. несколько улучшили картину: в Федеральном собрании 11,4% депутатов – женщины (в Совете Федерации – 5,6%, в Государственной Думе – 13,6%).

Значительно меньше женщин в правительственных структурах. В аппара­те органов управления доля женщин в общей численности работающих состав­ляла 67%, но в Федеральном правительстве была лишь одна женщина-министр возглавлявшая Министерство социальной защиты населения, две женщины ру­ководили комитетами при правительстве. На региональном уровне среди руко­водителей исполнительной власти женщины представлены лишь в 24 регионах из 89. На международной арене только 2 женщины (1,4%) представляют Рос­сию [c.573, Политология. уч. пособие /под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова.] в качестве послов. Чем выше пирамида власти, тем меньше в ней женщин.

Что касается руководства хозяйственной деятельностью, то, составляя среди занятого населения 48,4%, женщины занимают лишь 11% постов руково­дителей промышленных предприятий, 8% – сельского хозяйства, 10% – связи, 0,7% – строительных организаций.

Таким образом представительство женщин в высших эшелонах власти является низким. Кроме того высшие властные структуры являются как бы элементом декора, мужской уловкой, уступкой перед “натиском” женской об­щественности. Занимаемые ими должности и их численность не дают реальной возможности влиять на экономическую и политическую жизнь как внутри страны, так и за рубежом.

2    Причины низкой политической активности женщин

Прежде всего следует ответить на вопрос, в какой мере низкая степень участия женщин на уровне принятия решений в масштабах общества является наследием прошлого и в какой – ее истоки следует искать в нынешней непро­стой действительности. Несомненно, что здесь действует комплекс разных по своему характеру, источникам и времени происхождения факторов. Рассмот­рим главные из них.

1. Реформирование политической системы со всей очевидностью выявило “двойной стандарт” отношения общества к женщине: в законодательных актах и в реалиях социальной практики. Юридическое равенство прав женщин и мужчин оказалось нетождественным равенству возможностей. Выявился боль­шой разрыв между юридическими нормами и официальной риторикой, с одной стороны, и повседневным жизненным опытом, с другой. Оказалось, что жен­щинам необходимо вновь завоевывать свое право на участие в политической деятельности, начиная практически с нуля.

2. Опыт прошлого политического участия также может быть частичным объяснением теперешнего отсутствия энтузиазма и политической активности у женщин. Сегодняшняя ситуация – это ответ на те роли, которые им предлагались, на “двойной гнет”, который женщины испытывали и испыты­вают. В условиях острого экономического кризиса домашняя нагрузка на жен­щину усилилась, разрушена почти полностью или стала недоступной из-за вы­соких цен система платных услуг населению, снизились возможности доступа к детским дошкольным учреждениям, к различным формам местного и семейно­го отдыха. У женщин сейчас мало времени на политическую активность. Но в тоже время может быть именно эта ситуация и подтолкнет женщин к организа­ции, выражению и отстаиванию своих интересов.

3. Обнажился и развился консервативно-патриархальный стереотип от­ношения к женщине, существующий в массовом сознании. Патриархатный те­зис М.Горбачева о “возвращении женщин к их естественному предназначению” нередко подхватывался политиками-популистами. Он присутствует и по сей день в средствах массовой информации, имеет своих сторонников и среди не­которой части самих женщин, и среди парламентариев, и среди членов прави­тельства.

Патриархатный подход к женщине проявляется сегодня буквально во всем. Это и отмена системы квот на представительство женщин в высших орга­нах власти; ограничение возможностей сочетать работу с домашними обязанно­стями из-за сокращения численности и финансирования детских учре­ждений и сферы услуг; и новое законодательство о семье, ориентирующее женщину скорее на семью, чем на работу, и изменения в культурной политике, приводящие к росту проституции, порнографии и коммерческого использова­ния женского тела. Это, наконец, и усиление роли церкви, возрождение фунда­ментализма и национализма.

4. Важной причиной “отторжения” женщины от верховных этажей власти явился неадекватный новым политическим условиям стиль поведения самих женщин. Они “привыкли” к патерналистской системе отношений с обществом, гарантировавшей им определенный политический статус за счет системы квот. В условиях ее отмены проявился синдром патерналистского сознания женщин, они не смогли в полной мере воспользоваться своими политическими правами, в том числе правом самовыражения, вести длительную и изнуритель­ную борьбу, отстаивать свои интересы.

Сейчас вопрос стоит так – в состоянии ли сами женщины сформулиро­вать свою политическую задачу самостоятельно или они и дальше будут про­должать оставаться объектом, а не субъектом политического процесса.

5. Важным фактором, бесспорно отразившимся на продвижении женщин, стала проводимая партиями политика. При всем многоликом разнообразии, плюрализме ныне существующих политических партий они оказались едино­душны в фактическом нежелании продвигать женщин к власти. Это проявля­ется как в программных документах, так и в политической работе среди жен­щин.

3  Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика

В общественном сознании существует глубокая асимметрия в критериях оценки женщин и мужчин как руководителей, политических деятелей. С одной стороны, как правило, с трудом воспринимается способность женщин к лидер­ству, самостоятельности, объективности, масштабности мышления, политиче­скому манёвру. Эти качества считаются мужскими.

С другой стороны, сложившаяся модель руководителя налагает свой от­печаток на образ женщины-лидера. Он формируется на основе некоего “муж­ского” стандарта. В соответствии с ним одежда, поведение, манера обращения женщины претерпевают своеобразные изменения. Налицо своего рода “маску­линизация”, влекущая за собой поведенческую жёсткость, самоуверенность. В результате компрометируется сама идея женщины-руководителя. И происходит все это в немалой степени “с благословения” и для “удобства” мужчин, зани­мающих руководящие должности и не желающих поступиться традиционно выработанными нормами, привычным поведенческим ритуалом.

Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам власти, конституционно зафиксированных, в России нет. В тоже время есть ряд косвенных актов, которые путем предоставления различных трудовых льгот, связанных прежде всего с родительством, и сориентированных только на одного родителя – мать, предписывают именно женщине, совмещать семей­ные функции с работой в общественном производстве. В силу этого женщина рассматривается как работник, имеющий массу “льгот”, следовательно, “нена­дежный” кандидат для продвижения в структурах управления.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010.