рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Курсовая работа: Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема общества  

Курсовая работа: Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема общества

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, в основе общества как системы лежит исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения). В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Последние представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Усвоение социальных норм основа социализации личности.

В условиях современного общества назрела необходимость создать эффективную систему социальной защиты населения. Социально-экономический упадок в обществе породил глубокий кризис семьи, способствовал усилению таких болезней общества, как алкоголизм, наркомания, безнадзорность и др. Создалась угроза разрушения семьи как социального института. Семья подверглась деформации, а то и полному разрушению. И в первую очередь, от этого страдают дети, что нередко проявляется в их поведении, которое не всегда отвечает социальным нормам.

Положение детей особенно тягостно там, где они остаются не только без присмотра родителей, но и оказываются выброшенными на улицу своими родителями – алкоголиками, наркоманами, душевнобольными. Многие дети покидают, прежде всего, конфликтные семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений. Они ютятся на вокзалах, в метро, в других общественных местах. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на дальнейшем формировании личности, ломке социальных устоев и ценностей.

Поступки детей из «семей риска» довольно часто вступают в противоречие с общепринятыми правилами и нормами поведения. Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. Такие девиации как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, бродяжничество и т.п. требуют социальной помощи. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту бродяжничества и беспризорности и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Актуальность проблемы определяется установленным фактом: безнадзорность в современном обществе становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. Поэтому особое внимание в своей работе мне хотелось бы уделить детям с девиантным поведением, т.к. оставшиеся без крыши над головой, занимаясь бродяжничеством, такие дети представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу и окружающим.

Цель: изучить специфические особенности и причины девиантного поведения личности; пути профилактики бродяжничества и беспризорности в современном обществе.

Задачи исследования:

1.         Проанализировать периодические издания и определить частоту проявления в современном белорусском обществе таких социальных явлений, как бродяжничество и беспризорность;

2.         Выявить основные причины данных проявлений в современном обществе;

3.         Описать роль профилактики изучаемых явлений, наметить и проследить пути коррекции данной проблемы.

Объект исследования: бродяжничество и беспризорность в современном обществе.

Предмет исследования: причины появления данных социальных явлений, их место и проявление в современном обществе.

Основным методом исследования является анализ научной психолого-педагогической литературы и периодических изданий по изучению данной проблемы в современном обществе.

Гипотеза исследования: семейное неблагополучие и отвержение социальным окружением ребенка является основной причиной появления девиантного поведения формирующийся личности, главным фактором, влияющим на рост бродяжничества и беспризорности в современном белорусском обществе.

Практической частью данной курсовой работы является разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на социализацию и профилактику бродяжничества и беспризорности среди молодежи и старших школьников.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ асоциального поведения личности

1.1  История изучения девиации

В конце XIX – начале XX вв. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации.

Итальянский врач Ц. Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека [6, с. 68]. У. Шелдон, американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела, что означало присутствие характерных личностных черт [6, с.101]. Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций [9, с.156]. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующих положений, ведет к совершенствованию социальных норм [9, с.164].

Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р.Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей [9,с.175]. Он выделяет типы поведения, которые являются вместе с тем типами приспособления к обществу (см. Приложение 1).

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю. Появившись одновременно с зарождением человеческого общества, она была известна еще в глубокой древности. Но уже тогда общество, побуждаемое скорее инстинктом самосохранения, стремилось поставить на ее пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков и действий, противоречивших складывающимся представлениям о правилах поведения человека как разумного социального объекта. Такими социальными ограничениями на первых порах являлись мифологические представления и интуитивные запреты - табу. Понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие регулирующие поведение человека правила. Длительное время определяющим фактором служили различные религиозные догматы. По мере развития человеческого общества и совершенствования общественных отношений, развития науки и культуры, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению личности.

1.2  Понятие и причины асоцильного поведения

В литературе часто встречается понятие «трудный» юноша или молодой человек. Что значит трудный? Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой.

Социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом [7, с.127].

Социальные нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности; регулируют поведение и осуществляют социальный контроль за поведением. Социальные нормы дают модели, эталоны должного. Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении. Многообразие социальных потребностей порождает и многообразие норм, классификация которых представлена ниже (см. Приложение 2).

Нормативные системы общества не являются застывшими. Они изменяются сами и изменяется отношение к ним. Полное принятие нормы – конформизм, а отклонение от нее – девиация.

Источниками поддержания нормативного поведения (по мнению русского юриста, социолога Л.И. Петражицкого) могут быть:

·     «социальный инстинкт» – следование без раздумья некоторым общим правилам действия;

·     «позитивное моральное расположение» – чувство долга;

·     боязнь внешнего принуждения, наказания;

·     божественная власть [8, с.195].

Эти факторы действуют тогда, когда эффективны социальный контроль и законы, система воспитания, формирующая у людей чувство долга, и члены общества обладают высоким уровнем религиозности. Если действие указанных факторов ослабевает, в обществе возрастает число лиц, поведение, которых не соответствует социальным или правовым нормам.

При оценке отклоняющегося поведения существуют две концепции: относительная и абсолютная. Сторонники первой (относительной) считают, что нравственные и некоторые правовые нормы могут анализироваться только в связи с конкретным обществом, его социальной организацией и культурой. Сторонники абсолютной позиции утверждают, что должны быть найдены и зафиксированы общечеловеческие нравственные ценности и нормы. Нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о добре и зле, о правильном и неправильном, о должном и не должном.

Причины асоциального поведения находятся в различных направлениях:

·   в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, стремление выделиться, зависть и т.д.);

·   в биологических и психологических особенностях (особые свойства отдельных организмов, генетическая предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты, психопатия…);

·   в социальных условиях жизни (воспитание, образование, человеческое окружение, возможность работать, культурно отдыхать…).

Социальные нормы могут возникать стихийно (мораль, обычаи, традиции и т.д.) или сознательно, соответствующими государственными органами (нормы нрава). В зависимости от сферы регуляция общественных отношений они складываются в нормативные системы. Существует довольно большое количество нормативных систем. Это обычаи и традиции, нормы религиозные, эстетические, политические, и т. д., однако в современном обществе, в отличие от архаичного (традиционного), ведущими нормативными системами и основными регуляторами социальных отношений являются право и мораль. Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Мораль — это система принципов и правил поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Соблюдение моральных норм осуществляется авторитетом общественности, и в первую очередь диктуется малой социальной группой. Санкция за нарушение моральных норм проявляется в виде общественного осуждения.

Как правило, члены общества принимают социальные нормы и в своей деятельности следуют им, что в немалой степени сохраняет его как систему. Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации индивида в отношении доминирующих стандартов культуры. Вместе с тем в обществе также достаточно распространено неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных грунт определяется как неконформное, или ненормативное. Оно может носить позитивный характер, что способствует установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь негативный, деструктивный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение индивидов принято называть отклоняющимся, или девиантным. Девиантное поведение можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия (см. Приложение 3).

Когда девиантное поведение приобретает заметные масштабы и превращается в социальное явление, в данном случае применяется термин «социальные отклонения» или «социальная патология».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010.