Реферат: Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо
Реферат: Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо
Содержание
1. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала
его педагогической системы
1.1 Жан-Жак Руссо. Впечатления раннего детства в семье отца
1.2 Психологические взгляды Руссо
1.3 Взгляды Руссо на цель человеческой жизни и добродетель
1.4 Руководящие идеи педагогической системы Руссо
1.5 Обстановка воспитания Эмиля
1.6 Индивидуалистическая задача воспитания, по Руссо
1.7 Периоды воспитания или периоды саморазвития человеческой личности
1.8 Вопросы
2. Жан-Жак Руссо. Его взгляды на
первоначальное (физическое) воспитание (до 12-ти лет)
2.1 Кто должен воспитывать ребенка, по Руссо?
2.2 Первые заботы о ребенке: питание, закаливание ребенка и
развитие речи
2.3 Воспитание от развития речи
до 12-ти лет. Почему здесь преждевременно обучение?
2.4 Преждевременность и бесполезность до 12-ти лет
нравственного наставления
2.5 Возможная нравственная подготовка в это время
2.6 Физическое воспитание, по
Руссо (в период до 12-ти лет). Значение физического воспитания и его средства
2.7 Воспитание внешних чувств
2.8 Вопросы
3. Педагогия эпохи Просвещения. Ж.-Ж. Руссо. Умственное и
нравственное воспитание Эмиля
3.1 Возраст от 12-15 лет.
Умственные занятия Эмиля
3.2 Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и
самостоятельности
3.3 Необходимость практических умений. Изучение ремесла
3.4 Выбор ремесел. Критерий утилитарный, психологический и
педагогический
3.5 Ремесло и образование
человека
3.6 Результаты образования Эмиля на пороге критического
возраста. Эмиль в умственном и нравственном отношении
3.7 Нравственное воспитание. Критический возраст - пора
нравственного воспитания. Естественная предрасположенность юноши к добру
3.8 Нравственное воспитание: его содержание (темы) у Руссо
3.9 Воспитание добрых чувств (сердца)
3.10 Воспитание правильных взглядов на человеческие страсти
и заблуждения. Уроки истории и басен
3.11 Выработка доброй воли
3.12 Воспитание целомудрия
3.13 Руссо о религиозном воспитании. Когда оно возможно?
Взгляды Руссо на религию
3.14 Воспитание женщины, по Руссо
3.15 Значение Руссо в истории
педагогики
3.16 Вопросы
Руссо родился в Женеве в 1712 году. Его отец (Исаак) был
часовщик; предки - выходцы из Франции (изгнанные за принадлежность к гугенотам).
Мать Руссо умерла при его рождении, и Жан-Жак Руссо с первых дней рос на
попечении отца и его сестры, ласковой молодой девушки. По натуре, родители
Руссо были оба людьми впечатлительными и нервными: отец отличался беспокойным,
самолюбивым нравом, мать обладала умом и художественной талантливостью 1).
От них Руссо и наследовал беспокойное, страстное, "чувствительное сердце".
Наследственная чувствительность ребенка еще более увеличилась благодаря особым
отношениям к нему осиротевшего отца. Последний страстно любил свою жену и часто
вспоминал о ней с маленьким сыном. Руссо передает в своей "Исповеди",
что это были за воспоминания. "Когда он говорил мне: "Жан-Жак,
поговорим о твоей матери", я отвечал ему: "Значит, мы будем плакать",
и одни уже эти слова вызывали у него слезы". Когда ребенок
выучился (5-6 лет) читать, отец стал читать вместе
с ним романы.
1)"Она рисовала, пела, много читала и
писала сносные стихи", говорится в, "Исповеди". Перев. под ред. Н.А.
Бердяева, Киев, 1905 г., ч.I., стр. 35.
"Сначала это делалось для того, чтобы я упражнялся в
чтении интересных книг; но вскоре эти книги так захватили нас, что мы стали
читать по очереди без передышки и проводили ночи за этим чтением Иногда отец,
заслушав под утро щебетанье ласточек, говорил в смущении: "идем спать! я
гораздо больше ребенок, чем ты!"
В результате, - вспоминает Руссо в своей "Исповеди"
1) - "я не имел еще никакого понятия о вещах, в то
время как все чувства мне были уже известны. Я еще ничего не постиг но уже все перечувствовал"...
Когда все романы библиотеки матери были прочитаны (к лету 1719 года), Руссо с
отцом перешли к чтению исторических сочинений. Из них наибольшее впечатление на
Руссо производили "Жизнеописания" Плутарха. Чтение исторических
сочинений, по признанию самого Руссо, внушило ему "свободный,
республиканский дух, неукротимый и гордый, не выносящий ни ярма, ни подчинения характер".
1)"Исповедь", ч I.,
стр.36.
Он сильно увлекался античными доблестями, воображая себя на
месте изображаемых античных героев 1). Значительное влияние на
Руссо, на развитие в нем впечатлительности и художественного чувства, имела
также его молодая тетка, - сестра отца: Руссо с нежностью вспоминает о ее пении.
"Пение ее так очаровывало меня, что многие из ее песен долго оставались в
моей памяти; но даже и теперь, когда я совершенно забыл их, по мере того как я
старею, они воскресают в моей памяти с невыразимым очарованием" 2).
Таковы были первые впечатления детства Жан-Жак Руссо. Под их
влиянием складывалось его сердце и характер: "сердце, гордое и нежное в
одно и то же время, и характер, женственный, но неукротимый, - характер, вечно
колеблющийся между слабостью и мужеством, между негой и доблестью, до самого
конца заставивший меня впадать в противоречия с самим собой" 3).
Воспитание вне дома. Вскоре отцу Руссо пришлось покинуть Женеву, и Жан-Жак остался на
попечении дяди, инженера. Вместе с двоюродным братом, сверстником, его отдали
на воспитание одному пастору (Ламберсье) в деревню (дер. Боссе). Это время
детства оставило в Руссо самые счастливые воспоминания, несмотря на первые
вспышки чувственности. Деревенская природа и жизнь "вернула меня", - вспоминает
Руссо в "Исповеди", - "к детскому состоянию". Дружба с
двоюродным братом завершала счастье. "Нежные сердечные, мирные чувства
составляли основу этой жизни" 4). Между воспитанниками и
воспитателями (аббатом Ламберсье и его сестрой) были самые лучшие, родственные
отношения. Только в конце их разрушило одно несправедливое, наложенное на
мальчиков наказание. "Привязанность, уважение, близость доверие уже не
связывали воспитанников с их воспитателями; мы уже не смотрели на них, как на
богов, читавших в наших сердцах; мы уже меньше стыдились дурно поступить и
больше боялись обвинения; мы начали скрываться, возмущаться, лгать. Все пороки
нашего возраста омрачили нашу невинность и обезобразили наши игры" 5).
Вскоре дядя Руссо взял их к себе, и здесь Руссо прожил 2-3 года почти без
всякого воспитания и дела.
Руссо в учении у мастера. Так как у Pycco не было средств на дальнейшее
образование, то родные надумали отдать его к одному городскому
чиновнику, чтобы выучить "полезному ремеслу писца".
1)"Исповедь", ч. I., стр. 38
"Однажды, когда я за столом рассказывал о подвиге Сцеволы, я напугал всех,
протянув руку над жаровней, чтобы изобразить его поступок".
2) ibid., стр.39.
3)"Исповедь",
ч 1, стр.40
4) ibid., стр.42
5) ibid, ч. I, стр.49.
Но Руссо не чувствовал к канцелярщине никакой охоты, и - как
сам замечает - вскоре "был выгнан из конторы за глупость". Тогда его
отдали в мастерскую гравера (Дюкомена). Здесь, в грубой обстановке, у грубого, сердитого мастера, Руссо сам превратился в порочного
подмастерья. "Самые низкие наклонности, самые гадкие шалости
сменили мои прежние милые забавы? У меня не осталось даже ни малейшего
воспоминания о них". "Само по себе ремесло", - говорит Руссо, -
"не было противно мне, но тирания хозяина сделала для меня невыносимой
работу и породила во мне пороки, которые я мог бы ненавидеть, напр., - ложь,
леность, воровство". Сопоставляя свое положение у мастера с
прежними, Руссо замечает о себе: "я был смел в доме отца, свободен у Ламберсье,
скромен у дяди; у хозяина стал боязлив и с тех пор стал погибшим ребенком. Я
научился молча желать, прятаться, скрывать, лгать и, наконец, воровать" 1).
Здесь, в мастерской гравера, у Pycco сложилось, как он сам думает,
предрасположение к одиночеству, которое оставалось с тех пор навсегда; его
тяготила окружающая обстановка, и он невольно уходил от нее в мир грез. Около
5-ти лет (1723-1728 г.) Руссо провел в мастерской и
наконец, опоздавши однажды на прогулке и боясь наказания мастера, бежал.
Скитания Руссо. Отсюда начинается для Руссо период
скитаний, полный приключений и самых различных и беспорядочных занятий. Сначала
он попадает к одной католической патронессе, молодой даме (г-же
Варен): по ее рекомендации, поступает в приют обращаемых еретиков и принимает
здесь католичество: по выходе из приюта живет в "углу", занимаясь
мелкими граверными поделками: дальше служит лакеем в знатных домах (графини
де-Верселли и графа де-Гувон); снова возвращается к г-же Варен; учится в
католической семинарии, пробуя подготовиться во священники, но без успеха; живя
у г-жи Варен, берет уроки музыки; выучившись немного, сам дает уроки; поступает
к проходимцу греку, выдававшему себя за иерусалимского архимандрита,
переводчиком и секретарем; год состоит гувернером у главного судьи г. Лиона
г-на де-Мабли; составляет проект замены нотных знаков цифрами и представляет
его в Парижскую академию; поступает секретарем к
французскому посланнику в Венеции (графу де-Монтегю); сочиняет оперы "
("Muses galantes" и "Деревенский колдун") и, наконец,
отдается литературному творчеству, приобретая в то же время средства и
перепиской нот.
1)"Исповедь", ч.1, стр.60. Руссо говорит
"Желания и невозможность удовлетворить их (Где люди видят, как другие
пользуются благами жизни, которых сами они лишены) всегда приводят к этому. Вот
почему все лакеи - плуты, и все подмастерья также превращаются в них; но,
достигнув свободного и спокойного положения, где все, что они видят, доступно
им, последние теряют эту позорную склонность".
Вот места, где он жил, за эту пору скитаний: Аннеси, Турин,
Лозанна, Шамбери, Лион, Венеция и Париж.
Из этого периода жизни, до начала литературной деятельности.
особенное значение для Руссо имело пребывание его в Шамбери, когда он жил у
своей "maman", у г-жи Варен, и именно последние годы пребывания (1734-36
г.). Г-жа Варен вела открытую жизнь; у нее много бывало гостей, в том числе
люди, интересующиеся и близкие к литературе. В это время общество живо
волновалось появлявшимися произведениями Вольтера ("Философскими письмами"
и др.). Все это пробуждало и в Руссо стремление к самообразованию, к занятиям
наукой. Но светская, рассеянная жизнь пока мало благоприятствовала этому
стремлению. Скоро, однако, расстроенное здоровье побуждает Руссо искать
деревенского отдыха и уединения. Вместе с г-жой Варен, ставшей его
возлюбленной, он поселился на лето в одном имении близ Шамбери. Здесь, в
непосредственной близости к природе, Руссо чувствовал себя счастливым. "Я",
- вспоминает Руссо в своей "Исповеди" 1), - "вставал
с восходом солнца и был счастлив, гулял и был счастлив, видел maman и был
счастлив, расставался с нею и был счастлив, бегал по лесам, холмам, блуждал по
долинам, читал, бездельничал, работал в саду, собирал плоды, помогал по
хозяйству, и счастье повсюду следовало за мной". По возвращении на зиму в город
(в Шамбери), Руссо продолжал вести уединенную, тихую жизнь. В "это время
он познакомился и сблизился с врачом Соломоном, "большим картезианцем",
беседы с которым имели на него сильное влияние. Руссо с увлечением отдается
серьезному чтению, и особенно увлекается сочинениями Оратории и Пор-Рояля,
"соединявшими благочестие с научностью". В следующий летний переезд в
имение, Руссо запасается серьезными книгами для самообразования. Среди них он
указывает в "Исповеди" - "Логику" Пор-Рояля, "Опыты"
Локка, сочинения Декарта, Мальбранша и Лейбница. Помимо философского чтения, он
занимается геометрией, изучением латыни, историей, географией, а позже
физиологией и анатомией.
Период литературного творчества и конец жизни. Собственно,
литературная деятельность Руссо начинается с его (вторичным) приездом в Париж,
осенью 1741 года. Здесь он знакомится с энциклопедистами и принимает небольшое
участие в "Энциклопедии", - статьей о музыке. Но литературная известность
Руссо начинается с сочинения, написанного в 1749 году на тему, объявленную на
премию Дижонской академией: "Способствовал ли прогресс в науках и
искусствах ухудшению или улучшению нравов?"
1)"Исповедь", ч. II, стр.53.
Сочинение получило премию. "Это известие", - говорит
Руссо - 1), "пробудило во мне все идеи, вдохновившие этот труд,
придало им новую силу и окончательно привело в брожение те зачатки героизма и
добродетели, которые с детства поселили в моем сердце мой отец, родина и
Плутарх Мне казалось, что нет ничего более высокого и прекрасного, как быть
свободным и добродетельным, стать выше счастья и общественного мнения и
довольствоваться самим собой". Вскоре статья была напечатана и произвела
значительное впечатление "Ее превозносят до небес" - писал Дидро,
друг Руссо, - "я никогда не видел подобного успеха" 2)
Вскоре затем была написана и другая статья на конкурсную
тему, предложенную той же академией: "О происхождении неравенства между
людьми". Руссо всецело отдается литературному творчеству, ища для своей
работы полного досуга и уединения. Он почти совсем покидает Париж и живет вне
города 3). Менее, чем за 10-летие, с 1753-1762 г., им были написаны
"Общественный договор" ("Contrat social"), роман любви
"Новая Элоиза", "Письмо к д'Аламберу" и "Эмиль или о
воспитании" 4). "Эмиль, был написан в три года, закончен в
1760 году и в следующем году вышел в свет. Книга вызвала в обществе бурю
негодования против свободомыслящего автора. Помещенное в книге рассуждение о религии
("Исповедание Савойского викария") дало повод обвинять Руссо в
ниспровержении христианской религии. Французский парламент определил книгу к
сожжению, а автора - к заключению в тюрьме. Руссо должен был бежать. Швейцарские
республики, ни Женева, ни Берн, не дали беглецу приюта. Женева так же осудила
книгу и автора, как и Париж, и Руссо нашел пристанище себе в тогдашней прусской
провинции, - Невшательском округе. Но скоро чернь изгнала его и отсюда,
несмотря на защитительные декреты Прусского короля (Фридриха Великого). Руссо
удалился в Англию к приглашавшему его философу Юму. Но с 1767 года, под именем
Рену, он снова живет во Франции (его оставили в покое под условием, чтобы он не
писал ни против господствующей религии, ни против образования), все более и
более удаляясь от общения с людьми.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|