рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо  

Реферат: Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо

Содержание

1. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы

1.1 Жан-Жак Руссо. Впечатления раннего детства в семье отца

1.2 Психологические взгляды Руссо

1.3 Взгляды Руссо на цель человеческой жизни и добродетель

1.4 Руководящие идеи педагогической системы Руссо

1.5 Обстановка воспитания Эмиля

1.6 Индивидуалистическая задача воспитания, по Руссо

1.7 Периоды воспитания или периоды саморазвития человеческой личности

1.8 Вопросы

2. Жан-Жак Руссо. Его взгляды на первоначальное (физическое) воспитание (до 12-ти лет)

2.1 Кто должен воспитывать ребенка, по Руссо?

2.2 Первые заботы о ребенке: питание, закаливание ребенка и развитие речи

2.3 Воспитание от развития речи до 12-ти лет. Почему здесь преждевременно обучение?

2.4 Преждевременность и бесполезность до 12-ти лет нравственного наставления

2.5 Возможная нравственная подготовка в это время

2.6 Физическое воспитание, по Руссо (в период до 12-ти лет). Значение физического воспитания и его средства

2.7 Воспитание внешних чувств

2.8 Вопросы

3. Педагогия эпохи Просвещения. Ж.-Ж. Руссо. Умственное и нравственное воспитание Эмиля

3.1 Возраст от 12-15 лет. Умственные занятия Эмиля

3.2 Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и самостоятельности

3.3 Необходимость практических умений. Изучение ремесла

3.4 Выбор ремесел. Критерий утилитарный, психологический и педагогический

3.5 Ремесло и образование человека

3.6 Результаты образования Эмиля на пороге критического возраста. Эмиль в умственном и нравственном отношении

3.7 Нравственное воспитание. Критический возраст - пора нравственного воспитания. Естественная предрасположенность юноши к добру

3.8 Нравственное воспитание: его содержание (темы) у Руссо

3.9 Воспитание добрых чувств (сердца)

3.10 Воспитание правильных взглядов на человеческие страсти и заблуждения. Уроки истории и басен

3.11 Выработка доброй воли

3.12 Воспитание целомудрия

3.13 Руссо о религиозном воспитании. Когда оно возможно? Взгляды Руссо на религию

3.14 Воспитание женщины, по Руссо

3.15 Значение Руссо в истории педагогики

3.16 Вопросы


1. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы

1.1 Жан-Жак Руссо. Впечатления раннего детства в семье отца

Руссо родился в Женеве в 1712 году. Его отец (Исаак) был часовщик; предки - выходцы из Франции (изгнанные за принадлежность к гугенотам). Мать Руссо умерла при его рождении, и Жан-Жак Руссо с первых дней рос на попечении отца и его сестры, ласковой молодой девушки. По натуре, родители Руссо были оба людьми впечатлительными и нервными: отец отличался беспокойным, самолюбивым нравом, мать обладала умом и художественной талантливостью 1). От них Руссо и наследовал беспокойное, страстное, "чувствительное сердце". Наследственная чувствительность ребенка еще более увеличилась благодаря особым отношениям к нему осиротевшего отца. Последний страстно любил свою жену и часто вспоминал о ней с маленьким сыном. Руссо передает в своей "Исповеди", что это были за воспоминания. "Когда он говорил мне: "Жан-Жак, поговорим о твоей матери", я отвечал ему: "Значит, мы будем плакать", и одни уже эти слова вызывали у него слезы". Когда ребенок выучился (5-6 лет) читать, отец стал читать вместе с ним романы.

1)"Она рисовала, пела, много читала и писала сносные стихи", говорится в, "Исповеди". Перев. под ред. Н.А. Бердяева, Киев, 1905 г., ч.I., стр. 35.

"Сначала это делалось для того, чтобы я упражнялся в чтении интересных книг; но вскоре эти книги так захватили нас, что мы стали читать по очереди без передышки и проводили ночи за этим чтением Иногда отец, заслушав под утро щебетанье ласточек, говорил в смущении: "идем спать! я гораздо больше ребенок, чем ты!"

В результате, - вспоминает Руссо в своей "Исповеди" 1) - "я не имел еще никакого понятия о вещах, в то время как все чувства мне были уже известны. Я еще ничего не постиг но уже все перечувствовал"... Когда все романы библиотеки матери были прочитаны (к лету 1719 года), Руссо с отцом перешли к чтению исторических сочинений. Из них наибольшее впечатление на Руссо производили "Жизнеописания" Плутарха. Чтение исторических сочинений, по признанию самого Руссо, внушило ему "свободный, республиканский дух, неукротимый и гордый, не выносящий ни ярма, ни подчинения характер".

1)"Исповедь", ч I., стр.36.

Он сильно увлекался античными доблестями, воображая себя на месте изображаемых античных героев 1). Значительное влияние на Руссо, на развитие в нем впечатлительности и художественного чувства, имела также его молодая тетка, - сестра отца: Руссо с нежностью вспоминает о ее пении. "Пение ее так очаровывало меня, что многие из ее песен долго оставались в моей памяти; но даже и теперь, когда я совершенно забыл их, по мере того как я старею, они воскресают в моей памяти с невыразимым очарованием" 2).

Таковы были первые впечатления детства Жан-Жак Руссо. Под их влиянием складывалось его сердце и характер: "сердце, гордое и нежное в одно и то же время, и характер, женственный, но неукротимый, - характер, вечно колеблющийся между слабостью и мужеством, между негой и доблестью, до самого конца заставивший меня впадать в противоречия с самим собой" 3).

Воспитание вне дома. Вскоре отцу Руссо пришлось покинуть Женеву, и Жан-Жак остался на попечении дяди, инженера. Вместе с двоюродным братом, сверстником, его отдали на воспитание одному пастору (Ламберсье) в деревню (дер. Боссе). Это время детства оставило в Руссо самые счастливые воспоминания, несмотря на первые вспышки чувственности. Деревенская природа и жизнь "вернула меня", - вспоминает Руссо в "Исповеди", - "к детскому состоянию". Дружба с двоюродным братом завершала счастье. "Нежные сердечные, мирные чувства составляли основу этой жизни" 4). Между воспитанниками и воспитателями (аббатом Ламберсье и его сестрой) были самые лучшие, родственные отношения. Только в конце их разрушило одно несправедливое, наложенное на мальчиков наказание. "Привязанность, уважение, близость доверие уже не связывали воспитанников с их воспитателями; мы уже не смотрели на них, как на богов, читавших в наших сердцах; мы уже меньше стыдились дурно поступить и больше боялись обвинения; мы начали скрываться, возмущаться, лгать. Все пороки нашего возраста омрачили нашу невинность и обезобразили наши игры" 5). Вскоре дядя Руссо взял их к себе, и здесь Руссо прожил 2-3 года почти без всякого воспитания и дела.

Руссо в учении у мастера. Так как у Pycco не было средств на дальнейшее образование, то родные надумали отдать его к одному городскому чиновнику, чтобы выучить "полезному ремеслу писца".

1)"Исповедь", ч. I., стр. 38 "Однажды, когда я за столом рассказывал о подвиге Сцеволы, я напугал всех, протянув руку над жаровней, чтобы изобразить его поступок".

2) ibid., стр.39.

3)"Исповедь", ч 1, стр.40

4) ibid., стр.42

5) ibid, ч. I, стр.49.

Но Руссо не чувствовал к канцелярщине никакой охоты, и - как сам замечает - вскоре "был выгнан из конторы за глупость". Тогда его отдали в мастерскую гравера (Дюкомена). Здесь, в грубой обстановке, у грубого, сердитого мастера, Руссо сам превратился в порочного подмастерья. "Самые низкие наклонности, самые гадкие шалости сменили мои прежние милые забавы? У меня не осталось даже ни малейшего воспоминания о них". "Само по себе ремесло", - говорит Руссо, - "не было противно мне, но тирания хозяина сделала для меня невыносимой работу и породила во мне пороки, которые я мог бы ненавидеть, напр., - ложь, леность, воровство". Сопоставляя свое положение у мастера с прежними, Руссо замечает о себе: "я был смел в доме отца, свободен у Ламберсье, скромен у дяди; у хозяина стал боязлив и с тех пор стал погибшим ребенком. Я научился молча желать, прятаться, скрывать, лгать и, наконец, воровать" 1). Здесь, в мастерской гравера, у Pycco сложилось, как он сам думает, предрасположение к одиночеству, которое оставалось с тех пор навсегда; его тяготила окружающая обстановка, и он невольно уходил от нее в мир грез. Около 5-ти лет (1723-1728 г.) Руссо провел в мастерской и наконец, опоздавши однажды на прогулке и боясь наказания мастера, бежал.

Скитания Руссо. Отсюда начинается для Руссо период скитаний, полный приключений и самых различных и беспорядочных занятий. Сначала он попадает к одной католической патронессе, молодой даме (г-же Варен): по ее рекомендации, поступает в приют обращаемых еретиков и принимает здесь католичество: по выходе из приюта живет в "углу", занимаясь мелкими граверными поделками: дальше служит лакеем в знатных домах (графини де-Верселли и графа де-Гувон); снова возвращается к г-же Варен; учится в католической семинарии, пробуя подготовиться во священники, но без успеха; живя у г-жи Варен, берет уроки музыки; выучившись немного, сам дает уроки; поступает к проходимцу греку, выдававшему себя за иерусалимского архимандрита, переводчиком и секретарем; год состоит гувернером у главного судьи г. Лиона г-на де-Мабли; составляет проект замены нотных знаков цифрами и представляет его в Парижскую академию; поступает секретарем к французскому посланнику в Венеции (графу де-Монтегю); сочиняет оперы " ("Muses galantes" и "Деревенский колдун") и, наконец, отдается литературному творчеству, приобретая в то же время средства и перепиской нот.

1)"Исповедь", ч.1, стр.60. Руссо говорит "Желания и невозможность удовлетворить их (Где люди видят, как другие пользуются благами жизни, которых сами они лишены) всегда приводят к этому. Вот почему все лакеи - плуты, и все подмастерья также превращаются в них; но, достигнув свободного и спокойного положения, где все, что они видят, доступно им, последние теряют эту позорную склонность".


Вот места, где он жил, за эту пору скитаний: Аннеси, Турин, Лозанна, Шамбери, Лион, Венеция и Париж.

Из этого периода жизни, до начала литературной деятельности. особенное значение для Руссо имело пребывание его в Шамбери, когда он жил у своей "maman", у г-жи Варен, и именно последние годы пребывания (1734-36 г.). Г-жа Варен вела открытую жизнь; у нее много бывало гостей, в том числе люди, интересующиеся и близкие к литературе. В это время общество живо волновалось появлявшимися произведениями Вольтера ("Философскими письмами" и др.). Все это пробуждало и в Руссо стремление к самообразованию, к занятиям наукой. Но светская, рассеянная жизнь пока мало благоприятствовала этому стремлению. Скоро, однако, расстроенное здоровье побуждает Руссо искать деревенского отдыха и уединения. Вместе с г-жой Варен, ставшей его возлюбленной, он поселился на лето в одном имении близ Шамбери. Здесь, в непосредственной близости к природе, Руссо чувствовал себя счастливым. "Я", - вспоминает Руссо в своей "Исповеди" 1), - "вставал с восходом солнца и был счастлив, гулял и был счастлив, видел maman и был счастлив, расставался с нею и был счастлив, бегал по лесам, холмам, блуждал по долинам, читал, бездельничал, работал в саду, собирал плоды, помогал по хозяйству, и счастье повсюду следовало за мной". По возвращении на зиму в город (в Шамбери), Руссо продолжал вести уединенную, тихую жизнь. В "это время он познакомился и сблизился с врачом Соломоном, "большим картезианцем", беседы с которым имели на него сильное влияние. Руссо с увлечением отдается серьезному чтению, и особенно увлекается сочинениями Оратории и Пор-Рояля, "соединявшими благочестие с научностью". В следующий летний переезд в имение, Руссо запасается серьезными книгами для самообразования. Среди них он указывает в "Исповеди" - "Логику" Пор-Рояля, "Опыты" Локка, сочинения Декарта, Мальбранша и Лейбница. Помимо философского чтения, он занимается геометрией, изучением латыни, историей, географией, а позже физиологией и анатомией.

Период литературного творчества и конец жизни. Собственно, литературная деятельность Руссо начинается с его (вторичным) приездом в Париж, осенью 1741 года. Здесь он знакомится с энциклопедистами и принимает небольшое участие в "Энциклопедии", - статьей о музыке. Но литературная известность Руссо начинается с сочинения, написанного в 1749 году на тему, объявленную на премию Дижонской академией: "Способствовал ли прогресс в науках и искусствах ухудшению или улучшению нравов?"

1)"Исповедь", ч. II, стр.53.

Сочинение получило премию. "Это известие", - говорит Руссо - 1), "пробудило во мне все идеи, вдохновившие этот труд, придало им новую силу и окончательно привело в брожение те зачатки героизма и добродетели, которые с детства поселили в моем сердце мой отец, родина и Плутарх Мне казалось, что нет ничего более высокого и прекрасного, как быть свободным и добродетельным, стать выше счастья и общественного мнения и довольствоваться самим собой". Вскоре статья была напечатана и произвела значительное впечатление "Ее превозносят до небес" - писал Дидро, друг Руссо, - "я никогда не видел подобного успеха" 2)

Вскоре затем была написана и другая статья на конкурсную тему, предложенную той же академией: "О происхождении неравенства между людьми". Руссо всецело отдается литературному творчеству, ища для своей работы полного досуга и уединения. Он почти совсем покидает Париж и живет вне города 3). Менее, чем за 10-летие, с 1753-1762 г., им были написаны "Общественный договор" ("Contrat social"), роман любви "Новая Элоиза", "Письмо к д'Аламберу" и "Эмиль или о воспитании" 4). "Эмиль, был написан в три года, закончен в 1760 году и в следующем году вышел в свет. Книга вызвала в обществе бурю негодования против свободомыслящего автора. Помещенное в книге рассуждение о религии ("Исповедание Савойского викария") дало повод обвинять Руссо в ниспровержении христианской религии. Французский парламент определил книгу к сожжению, а автора - к заключению в тюрьме. Руссо должен был бежать. Швейцарские республики, ни Женева, ни Берн, не дали беглецу приюта. Женева так же осудила книгу и автора, как и Париж, и Руссо нашел пристанище себе в тогдашней прусской провинции, - Невшательском округе. Но скоро чернь изгнала его и отсюда, несмотря на защитительные декреты Прусского короля (Фридриха Великого). Руссо удалился в Англию к приглашавшему его философу Юму. Но с 1767 года, под именем Рену, он снова живет во Франции (его оставили в покое под условием, чтобы он не писал ни против господствующей религии, ни против образования), все более и более удаляясь от общения с людьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010.