рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Курсовая работа: Развитие творческого воображения посредством пейзажной живописи в учреждениях дополнительного образования  

Курсовая работа: Развитие творческого воображения посредством пейзажной живописи в учреждениях дополнительного образования

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области Волгодонский педагогический колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА

Развитие творческого воображения посредством пейзажной живописи в учреждениях дополнительного образования

Дисциплина: живопись

Специальность: 050710 "педагогика дополнительного образования детей"

Область деятельности: изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство

Выполнила: студентка 4 курса группы "А"

Некрасова Мария Петровна

Руководитель: преподаватель ГОУ СПО ВПК

Владимирова Ф.Ю.

Волгодонск 2007


Содержание

Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи

1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи

1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве

1.3 Русские художники пейзажисты

Глава 2. Методические рекомендации проведения занятий пейзажной живописи

2.1 Различная техника выполнения пейзажной живописи

2.2 Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года

2.3 Разработка урока по теме "пейзажная живопись"

Заключение

Литература


Введение

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своей страны - одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности один из самых эмоциональных жанров - пейзажная живопись. (5, стр.3) Посредством пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, приобщаются к прекрасному. Общение детей с пейзажами - большое, нужное в воспитании дело. Оно необходимо для всех детей. Воздействие искусства на все стороны духовной жизни ребенка, не только на формирование эстетических представлений и вкуса, но и его интеллект, на всю область эмоциональных проявлений, на моральные устои - громадно. Это далеко не только какая-то украшающая добавка к необходимому - это сама необходимость в воспитании человека. Как показал анализ литературы, в изученной нами области существуют пробелы. Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажная живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.

Объектом исследования является пейзажная живопись на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования. Предмет исследования - развитие творческого воображения детей в системе дополнительного образования в процессе пейзажной живописи. Целью курсовой работы является овладение учащимися методами пейзажной живописи; художественного и эстетического вкуса через пейзажную живопись. В задачи исследования входит:

выявить специфику развития творческого воображения ее проявления в изобразительной деятельности;

исследовать роль и возможности пейзажной живописи на развитие творческого воображения;

выявить теоретически обосновать педагогические условия эффективного использования пейзажной живописи на занятиях изобразительным искусством;

разработать методические рекомендации по проведению занятий пейзажной живописи.

Анализ литературы и практики позволили нам сформировать общую гипотезу исследования: развитие творческого воображения на занятиях пейзажной живописью будет более эффективным, при следующих условиях:

наличие системы по формированию навыков художественного письма.

развитие у детей умения анализировать произведения мастеров, видеть ошибки в своих работах.

работа по развитию зрительной памяти, воображения, фантазии учащихся.


Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи

1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи

Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: лесом, поляной в цветах, розами, радугой, горами, морями. А затем, с возрастом, мы знакомимся с произведениями художников, которые с помощью кисти и красок изобразили мир природы. И. И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи открыли для нас свой взгляд на окружающий мир - такой удивительный и очень разный. Пейзаж (от французского слова “paysage”) означает вид, изображение какой-либо местности, а в изобразительном искусстве так называется жанр. Основной предмет изображения - природа, виды городов, архитектурные комплексы, горы, моря. Как самостоятельный жанр пейзаж появляется в средневековом Китае еще в VI веке. Пейзажи китайских художников очень одухотворены и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы. Одним из лучших был Сюй Вей. Но затем пейзажи в период династии Мин потеряли свое значение в живописи. В европейском искусстве предпосылки для формирования пейзажа как самостоятельного жанра складываются в эпоху Возрождения. Но пейзаж почти всегда изображался лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в XVII веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием. Голландские художники первыми стали создавать картины, на которых была изображена их земля. И все это художники передавали тщательно и любовно, как бы создавая портрет родной природы. Голландские художники писали пейзажи на небольших полотнах, и позднее их стали называть "маленькие голландцы".


1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве

Развитие живописи в России имеет свои особенности. Семь веков с десятого по семнадцатый длилась величественная эпоха древнерусского искусства. В произведениях искусства древнерусской живописи (иконах) конца XVII века уже встречается пейзаж, как фон: "Иоанн Предтеча с житием" - огромная фигура святого располагается в центре на фоне пейзажа. Но только на рубеже XVII-XVIII веков следует решительный перелом в сторону развития светского искусства в России. Большое значение имеют здесь реформы Петра I в области культуры и искусства.

1. Приглашение иностранных художников в Россию для работы над произведениями искусства и обучения молодых русских художников.

2. Покупка за границей произведений искусства.

3. Обучение талантливых молодых художников за границей.

В русском искусстве XVIII век необычайно важен. Бурно развивается культура, наука, становится светским просвещение, развивается светское искусство. Искусство стремится передать действительность: образы современников, важные события. Примером этому служат великолепные гравюры Алексея Федоровича Зубова "Панорама Петербурга". Он удачно передал оживленность молодой столицы. Это был, пожалуй, первый городской пейзаж: выполненный в технике офорта. Выразить поэтическую сущность пейзажа время не наступило. В XVIII веке в русском искусстве устанавливается иерархия жанров. Появляются высокие жанры: ода, эпопея, трагедия, исторический жанр в живописи (мифологические, религиозные картины) и низкие жанры: комедия, сатира, басня, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт в живописи. Пейзаж, как видим, отнесен к низким жанрам. В русской живописи значительным явлением в начале XVIII века становится портрет. Этот жанр не только получил быстрое развитие, но и достиг замечательных успехов. Художники вводят в картины пейзаж как фон для изображения портрета И.Я. Вишняков "Сары Фермор". Пейзаж введен Вишняковым для поддержания общей лирической направленности портрета. На заднем плане изображены тонкие стволы деревьев, с нежной листвой, слабо освещенных как бы светом зари. В первой четверти двадцатого столетия в России произошла Октябрьская революция. Новые образы вошли в творчество художников. Появляется индустриальный пейзаж в советской живописи. Но художники-пейзажисты XX века в своём творчестве постоянно обращаются к высоким традициям русской живописи. А пейзаж XX века является самостоятельным жанром живописи, любимым и почитаемым, как и другие её жанры. Одной из лучших картин в жанре пейзажа 30-х годов является "Новая Москва" Пименова. Интересно творчество пейзажиста Н.Н. Крымова (1884-1958), Рылова, Сарьяна, Грабаря и других.

1.3 Русские художники пейзажисты

Основоположники русской пейзажной живописи: Семён Фёдорович Щедрин, Фёдор Яковлевич Алексеев.

На протяжении всего XVIII века в русском искусстве происходит постепенное формирование пейзажного жанра. И только к концу XVIII века пейзаж становится самостоятельным жанром. Художники-живописцы стремятся выразить поэтическую сущность пейзажа. Основоположником русской пейзажной живописи является Семен Федорович Щедрин. Его привлекают окрестности Петербурга, парки. Он создает ряд видов парков: Гатчины, Петергофа: "Вид на Большую Невку и дачу Строгановых". Фёдор Яковлевич Алексеев - один из основоположников русской пейзажной живописи. Его главная тема - городской ландшафт. Лучшие картины художника посвящены Петербургу. "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" относится к раннему периоду творчества Алексеева, когда художник, которого прочили в театральные декораторы, впервые добился признания, как пейзажист. Некоторое время перед этим он жил в Венеции, где внимательно изучал искусство знаменитого венецианца А. Каналетто, оказавшего заметное воздействие на формирование его творческого облика. Алексеев - перспективист. Для него в городском пейзаже важнее всего перспективно-пространственное построение, и конечно, "строгий, стройный вид Петербурга", как нельзя лучше отвечал художественным вкусам Алексеева. Любовно и внимательно вычерчивал художник стройные перспективы петербургских площадей и улиц с их великолепными дворцами и гранитными набережными, воспринимая при этом город живо, образно, эмоционально. Излюбленный мотив пейзажей Алексеева - Нева и её набережные. Передовая вибрацию воздуха, игру света на воде и стенах зданий, Алексеев сообщал петербургским видам своеобразную лирическую окраску, усиливая её вводом человеческих фигурок, оживляющих молчаливую пустынность стройных и величественных сооружений.

Романтические пейзажи Силивестора Феодосеевича Щедрина и И.К. Айвазовского.

Сильвестр Феодосеевич Щедрин - племянник С.Ф. Щедрина. С.Ф. Щедрина с полным основанием считают родоначальником пленёрной романтической живописи в русском искусстве. Он известен, как автор ряда небольших картин с видом Рима, Неаполя и Сорренто, привлекающих светом серебристых тонов, мягкой воздушностью и особым восприятием жизни природы и человека в ней. В сравнении с предшествующими им условно-декоративными классицистическими пейзажами XVII века они кажутся живыми "портретами" природы, списанными с натуры нелепо влюблённым в неё художником. Большую часть своей жизни Сильвестр Щедрин прожил в Италии, где и умер. Некогда старательный ученик петербургской Академии художеств, Щедрин в 1820-х годах совсем отворачивается от классицизма, ещё весьма влиятельного в Италии. Очень скоро складывается излюбленный тип щедринского пейзажа южно-приморского города. Обязательные прибрежные скалы, замыкая пространства, придают ему лирическую интимность и успокоенность: "Вид Сорренто близ Неаполя" (1828). Существенный вклад в дальнейшее развитие романтического пейзажа внес И.К. Айвазовский. Картина, изображающая море, называется мариной, а художник, пишущий морскую стихию, именуется маринистом. Самый известный маринист - Иван Константинович Айвазовский. Мудрые люди говорили, что человек никогда не устанет смотреть на воду и огонь. Вечно меняющееся море, то спокойное, то взволнованное, его изменчивый цвет, необузданная стихия - все это стало главной темой в творчестве Айвазовского. Имя Ивана Константиновича Айвазовского - одно из самых популярных в русском искусстве. Знаменитый маринист оставил поистине огромное наследие. Большинство картин Айвазовского посвящено морю, то спокойному и тихому в ярких лучах заходящего солнца или в сиянии лунного света, то бурному и неиствующему. В картине "Морской берег" образ моря предстает в своей лирико-романтической интерпретации. Пейзаж наглядно демонстрирует творческий метод художника. "Морской берег" явно сочинен и написан без натуры, но воображение художника точно воссоздало типический характер морского прибрежья, состояние природы перед надвигающейся грозы.

Поэзия русской природы в живописи А.Г. Венецианова.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) не был художником-пейзажистом. Он писал картины бытового жанра, портреты простых людей. Но в его работах огромную роль играет пейзаж: "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Спящий пастушок". Художник Пушкинской поры, он сделал художественное открытие крестьянской России. Жанрист и портретист А.Г. Венецианов внес свой существенный вклад в развитие Национального русского пейзажа. Это первое в русской живописи правдивое изображение характерных мотивов среднерусского сельского пейзажа - золотых полей ржи, мягких густых трав, деревенских изгородей. Все это делает Венецианова одним из родоначальников русского лирического пейзажа.

Пейзажная живопись художников-передвижников: А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи.

Во 2-ой половине XIX века (1870) в русском искусстве произошло значительное событие: создается Товарищество Передвижных художественных выставок во главе с художником И.Н. Крамским. Передвижников объединяло стремление популяризировать искусство и непосредственно воздействовать через искусство на реальную жизнь, просвещая и воспитывая народ. Передвижники обличали социальную несправедливость, были приверженцами реализма в искусстве (правды жизни). Среди передвижников многие художники писали картины в жанре пейзажа и внесли значительный вклад в развитие этого жанра, создавая эстетику нового реалистического пейзажа. Одно из первых мест в этом процессе принадлежит А.К. Саврасову (1830-1897).А.К. Саврасов решительно становится на новый путь в картине "Грачи прилетели" (1871). "Пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасен, хотя тут же Боголюбов и барон Клодт, и Шишкин. Но все эти деревья, вода и далее воздух, а душа есть только в грачах", - так описывал И.Н. Крамской свои впечатления от выставки Товарищества передвижников в 1871г., где впервые было показано ставшее затем столь знаменитым полотном Алексея Кондратьевича Саврасова. Именно этому пейзажу Саврасова суждено было сыграть выдающуюся роль в истории развития русской пейзажной живописи. Он открыл собой эпоху лирического освоения художниками русской природы. С "Грачей", по меткому выражению Крамского, начались поиски "души" русской природы в живописи. Современников поражала поэтическая проникновенность пейзажа при исключительной простоте и скромности мотива. Это было открытие и завоевание Саврасова, продолженное и развитое впоследствии его учеником И.И. Левитаном и А.А. Коровиным. В этом видел художник специфику и своеобразие русской природы. Следует отметить еще один очень важный момент в саврасовском восприятии образа русской природы: пейзаж в картине "Грачи прилетели" неразрывно связан с жизнью русского народа, одухотворен его незримым присутствием. Образ жизни народа определяет специфику пейзажного мотива; в свою очередь природа формирует художественные и эстетические вкусы народа. В этом ярко появилась глубокая национальность и подлинная народность популярного пейзажиста А.К. Саврасова.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010.