рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Релятивистская причинность  

Реферат: Релятивистская причинность

Министерство Образования Российской Федерации

Тульский Государственный Университет

Кафедра физики

реферат

Релятивистская причинность

Выполнил: студент группы 520331 Никитин Иван.

Проверил: Жарков Р.В.

Тула 2003

Содержание


Введение 2
Концепции причинности 3
Характеристика релятивистской концепции причинности 4
Проблемы релятивистской концепции причинности 6
Вывод 10
Список использованной литературы 11

1.   Введение

Философия причинности имеет большую значимость, поскольку, раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Существует несколько моделей причинно-следственных связей, принятых классической физикой. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

    • Модели, опирающиеся на временной подход (эволюционные модели). Здесь главное внимание акцентируется на временной стороне причинно-следственных отношений. Одно событие – "причина" – порождает другое событие – "следствие", которое во времени отстает от причины (запаздывает). Запаздывание – отличительный признак эволюционного подхода. Причина и следствие взаимообусловлены. Однако ссылка на порождение следствия причиной (генезис), хотя и законна, но привносится в определение причинно-следственной связи как бы со стороны, извне. Она фиксирует внешнюю сторону этой связи, не захватывая глубоко сущности. Эволюционный подход развивался Ф. Бэконом, Дж. Миллем и др. Крайней полярной точкой эволюционного подхода явилась позиция Юма. Юм игнорировал генезис, отрицая объективный характер причинности, и сводил причинную связь к простой регулярности событий.

·     Модели, опирающиеся на понятие "взаимодействие" (структурные или диалектические модели). Главное внимание здесь уделяется взаимодействию как источнику причинно-следственных отношений. В роли причины выступает само взаимодействие. Большое внимание этому подходу уделял Кант, но наиболее четкую форму диалектический подход к причинности приобрел в работах Гегеля. Из современных советских философов этот подход развивал Г. А. Свечников, который стремился дать материалистическую трактовку одной из структурных моделей причинно-следственной связи.

Существующие и использующиеся модели различным образом вскрывают механизм причинно-следственных отношений, что приводит к разногласиям и создает основу для философских дискуссий. Острота обсуждения и полярный характер точек зрения свидетельствуют об их актуальности.

Основной из дискутируемых является проблема одновременности причины и следствия. Одновременны причина и следствие или разделены интервалом времени? Если причина и следствие одновременны, то почему причина порождает следствие, а не наоборот? Если же причина и следствие – неодновременны, может ли существовать "чистая" причина, то есть причина без следствия, которое еще не наступило, и "чистое" следствие, когда действие причины кончилось, а следствие еще продолжается? Что происходит в интервале между причиной и следствием, если они разделены во времени, и так далее?

На основе пространственно-временных представлений теории относительности воз­никла концепция причинности, которая ря­дом существенных пунктов отличается от причинности, принятой классической физи­кой. Новая концепция углубила понимание сущности причинности. В частности, она раз­решила старый спор о том, одновременны или разновременны причина и следствие, показав, что причина всегда предшествует следствию во времени. Но вместе с тем новая концепция сама столкнулась с рядом трудно­стей, которые и определяют содержание проблемы причинности в теории относитель­ности.

Проблема причинности чаще всего подни­мается в связи с квантовой физикой. Ее ост­рота в данной науке обусловлена статистиче­ским характером квантово-механическях за­кономерностей. С точки зрения квантовой физики, наблюдатель на основе знания на­чальных условий квантового объекта, в прин­ципе, не может однозначно определить его будущее состояние. Он может определить лишь вероятность такого состояния. Поэтому неизбежно встает задача — выяснить приро­ду причины вероятностей, а также механизм их сочетания с объективной детерминированно­стью квантовых процессов.

Теория относительности является не ста­тистической, а динамической теорией. Проб­лема причинности, с которой она сталкивает­ся, совершенно иного рода. Она затрагивает не вопрос о неоднозначности связи между причиной и следствием, а пространственно – временной аспект причинности.

В теории относительности существуют различные формы проблемы причинности. Одна из них возникает в специальной теории относительности, другая — в общей.

2.   Концепции причинности.

Понятие причинности многозначно. В различных отраслях знания и даже в рам­ках одной науки в термин “причинность” нередко вкладывается разное содержание. Иногда под причинностью понимают процесс порождения причиной следствия, иногда — влияние, которое оказывает одно явление на другое. Существует и такая трактовка, кото­рая рассматривает причинность как возмож­ность предсказуемости на основе знаний од­них явлений — новых явлений и т. д. Неред­ко ведутся споры о том, какое понимание причинности является истинным. Однако поиски истинного значения причинности, если под последним подразу­мевается некое универсальное и единственно возможное значение, бесплодны. Основными являются трак­товки причинности, основанных на двух физических теориях.

·     Принцип дальнодействия. На этом принципе базируется физика Ньютона. Высказывает мнение, что причинное действие может передаваться с какой угодно большой скоростью. Отсюда следовала принципиальная возможность ус­тановить причинную связь между любыми событиями Вселенной. С принципом дально­действия связан следующий парадокс. По “логике вещей” причина должна предшест­вовать следствию. Но, ввиду того, что ско­рость причинного действия бесконечна, при­чина и следствие должны быть одновремен­ными.

·     Принцип близкодействия. Этой трактовки придерживается теория относительности. Согласно этому под причинно­стью обычно понимают влияние, которое оказывает событие, происшедшее раньше, на событие, происшедшее позже. Скорость передачи причинного дейст­вия конечна и не может превышать скорости света в вакууме. Этот принцип устраняет упомянутый парадокс, а вместе с тем накла­дывает ограничение на возможность уста­новления причинной связи между события­ми. В соответствии с ним не все, а лишь не­которые события могут находиться между собой в отношении причины и следствия. То есть дан­ное событие может оказать влияние только на те события, которые происходят позже его, и не может оказывать влияния на собы­тия, совершившиеся раньше. Вклад теории относительности в развитие представлений о причинности связан именно с таким пони­манием ее сущности.

Стоит отметить, что ограничение, накладываемое теорией от­носительности на причинность, не является чисто негативным. Оно не только сужает об­ласть причинно связанных событий, но и приводит к переосмыслению содержания са­мого понятия причинности.

3.   Характеристика релятивистской концепции причинности.

Для концепции причинности, разработан­ной на основе теории относительности, ха­рактерны следующие черты.

·     Во-первых, она утверждает, что причинность есть отношение не между вещами, а между событиями. Во­обще говоря, такое понимание причинности совместимо и с классической физикой. Одна­ко здесь связь между событиями может быть заменена связью между вещами. С точки зре­ния теории относительности, понятие собы­тия является необходимым для формулиров­ки принципа причинности. Именно понятие события, которое характеризуется не только местом, где оно произошло, но и временем, когда оно произошло, дает возможность поста­вить пространственно-временные условия причинно-следственной связи.

·     Во-вторых, условие, по которому скорость причинного действия конечна и не может превышать скорости света в вакууме, приво­дит к следующему пониманию причинности. Причинно связанными могут быть лишь та­кие события, квадрат расстояния между ко­торыми (в трехмерном пространстве) — dl2 не превышает величины c2dt2, где с — ско­рость света, dt — промежуток времени, раз­деляющий данные события. О таких событи­ях говорят, что они разделены временно-подобным интервалом. В пространстве Минковского указанные события располагаются вдоль временно-подобных линий. О событиях, для которых имеет место не­равенство с2dt2<dl2, говорят, что они разде­лены пространственно-подобным интервалом. Между ними не может быть установлено ни­какой причинной связи. При­чинное действие более раннего события, не превышающее скорости света, не сможет до­стичь того места в пространстве в тот момент времени, где и когда происходит второе, бо­лее позднее событие. Например, какая-либо внеземная цивилизация, возникшая раньше земной и добившаяся значительно больших достижений, в этом случае не мо­жет повлиять на земную цивилизацию, путем сообщения соответствующей информации о своем опыте и научных достижениях.

·     В-третьих. Существенным моментом реля­тивистского учения о причинности, является утверждение об ее инвариантности. Это озна­чает следующее. Допустим, что имеются два события А и В. Эти события располагают­ся на некоторой временно-подобной линии в пространстве Минковского. Если А есть причина B в некоторой инерциальной системе отсчёта, то A является причиной B и в некоторой другой инерциальной системе отсчёта, движущейся относительно первой со скоростью меньшей скорости света. Инвариантность причинности означает что линия, являющаяся временно-подобной в одной системе отсчёта, временно-подобна и в другой.

Рассмотрение вопроса об инвариантности причинной связи позволяет выявить некоторые важные аспекты релятивистской причинности.

Может показаться, что первоначальность причины по отношению к следствию носит характер логической необходимости, вытекающей из самого определения причинности. Мы зрительно определяем причинность таким образом, что причина фигурирует как нечто, происходящее раньше следствия и оказывающее на него влияние. Но вопрос о месте причины по отношению к следствию в разных системах отсчёта носит не логический, а физический характер. Инвариантность причинной связи основана не на законах логики, а на законах физики. Она связана с физическим принципом близкодействия.

Допустим, вопреки принципу близкодействия, что в некоторой системе отсчёта событие А причинно воздействует на В, причём скорость причинного взаимодействия превышает скорость света. Это означает, что события располагаются на некоторой, соединяющей их, пространственно-подобной линии. В таком случае найдётся система отсчёта, в которой событие В будет предшествовать А.


Представим себе следующий гипотетиче­ский случай. Из пушки, расположенной на Земле, произведен выстрел; скорость полета снаряда является сверхсветовой. В этом слу­чае интервал между выстрелом и взрывом снаряда является пространственно-подобным. В системе Земли выстрел предшествует взры­ву и является причиной последнего. Но мы могли бы найти такую систему отсчета, дви­жущуюся относительно Земли с определенно выбранной скоростью (досветовой), наблюда­тель которой зафиксировал бы, что вначале произошел взрыв, а затем выстрел. В данной системе отсчета следствие предшествовало бы причине во времени. Проиллюстрируем это на чертеже.

Пусть АР — мировая линия некоторого наблюдателя 2, движущегося относительно неподвижного наблюдателя 1 (его мировая линия — прямая АТ) со скоростью V. Это оз­начает, что АР составляет с AT угол α, тан­генс которого равен . Согласно принципу относительности, две инерциальные системы, одна из которых покоится, а другая движет­ся, равноправны. Поэтому мы можем принять в соответствии с принципом относительности, что наблюдатель 2 находится в состоянии по­коя, а наблюдатель 1 движется относительно него. С учетом этого предположения постро­им прямую AN, на которой располагаются события, одновременные с событием А, когда

Рис. 1

Страницы: 1, 2


© 2010.