рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Культура ХХ века: противоречия и проблемы  

Реферат: Культура ХХ века: противоречия и проблемы

Контрольная работа по курсу: «Культурология»

Московская академия экономики и права

Рязанский филиал

Рязань 2002 г.

Введение

Культура  (от  латинского   cultura   -   возделывание,   воспитание, образование,  развитие,  почитание),  исторически  определенный  уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный  в типах  и  формах  организации  жизни  и   деятельности   людей,   в   их взаимоотношениях, а также в  создаваемых  ими  материальных  и  духовных ценностях.  

Культурное воспитание является одним из важнейших механизмов, способствующих самосохранению и саморазвитию общества. Культурное воспитание исторически возникает в связи с необходимостью удовлетворения социальной потребности в гармонизации общих и индивидуальных интересов, с потребностью формирования сознания и поведения отдельного человека, группы с позиций интересов конкретной исторической общности.

Культура обеспечивает целостность и стабильность общества, его преемственность, развитие и совершенствование через гармонизацию, и гуманизацию общих и индивидуальных интересов, через обеспечение культурного, духовного развития его членов.

Один из теоретиков культуры в нашей стране В.М. Межуев писал: "Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного существа, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д."[1]

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной России. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Сложность анализа культуры состоит в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

1. Кризис европейской культуры и его причины (декаденство, модернизм, абстракционизм).

Проблема кризиса культуры - одна из ведущих в философской и культурологической мысли ХХ века. Проблематика кризиса культуры была порождена теми изменениями в жизни европейского общества, которое оно претерпело в конце ХIХ - начале ХХ века. Атмосфера глобального кризиса, охватившего все сферы европейского общества, обострила ряд противоречий. Экономическая нестабильность, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф, упадок традиционных ценностей, падение веры в науку, в рациональное постижение мира и другие черты кризисного состояния, породившие страшное смятение Духа. Однако наибольший вклад в осмысление проблемы кризиса культуры внес ХХ век. Пожалуй, в европейской философской мысли нет ни одного серьезного исследователя, который в той или иной степени не коснулся бы этой темы: О. Шпенглер и А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет и Й. Хейзинга, П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев, Г. Гессе и И.А. Ильин, П. Тиллих и Э. Фромм, К. Ясперс и Г. Маркузе, А.С. Арсеньев и А. Назаретян.

Нет единства среди мыслителей в оценке показателей кризисного состояния социокультурной системы. Если для Ж.-Ж. Руссо такими показателями были широкое распространение развращающих душу человека наук и искусств и потеря его природного начала, то для О. Шпенглера критериями кризиса культуры являются появление "кочевников больших городов", торжество техники и рационализированного мышления, нарушение эмоциональных контактов между людьми. Если для А. Тойнби показателями неблагополучия в сфере культуры являются утрата ею самодетерминации, нарастание конфликтогенности в обществе в результате усиливающихся внешних и внутренних вызовов, появление агрессивной пролетарской массы, то для Ф. Ницше такими кризисными маркерами выступает нарастание декадентских тенденций в искусстве, широкое распространение девиаций, деградация и невероятная убыль достоинства человека в его собственных глазах.

Однако несмотря на разность подходов к осмыслению причин и признаков кризиса современной культуры,  можно выделить общее основание определяющее остроту и пафос философских, культурологических и социологических концепций.

В XX веке культура и искусство столкнулись с усложнившейся действительностью, с нарастанием катастрофичности общественного развития, обострением социальных противоречий, с конфликтами, порожденными научно-технической революцией, с глобальными проблемами, затрагивающими интересы всего человечества и как следствие расцветом модернизма.

Модернизм - достаточно условное   обозначение   периода   культуры  конца  ХIХ  -  середины ХХ  в.,  то  есть от  импрессионизма до нового  романа  и  театра абсурда. Не  следует  путать  искусство модернизма и  авангардное   искусство,  хотя порой грань между ними провести трудно.

Типичными    искусствами модернизм являются    символизм, экспрессионизм  и   акмеизм. Типичными   искусствами  авангарда   являются футуризм,  сюрреализм,  дадаизм. Главное  различие  между модернизм и  авангардом  заключается  в  том, что хотя  оба направления  стремятся создать  нечто  принципиально  новое, но модернизм рождает это  новое исключительно  в  сфере  художественной формы  (говоря  в  терминах  семи отики),  в  сфере  художественного синтаксиса  и семантики,  не затрагивая  сферу  прагматики.  Авангард затрагивает  все три  области, делая  особенный  упор  на  последней. Авангард  невозможен  без активного  "художественного  антиповедения", без  скандала,  эпатажа. Модернизму это  все  не  нужно. Модернист  ведет  себя,  как обычный  художник  или  ученый:  он  пишет  свои  замечательные  картины, романы   или  симфонии   и  обычно не  стремится  утвердить  себя перед  миром  таким   активным  способом,  как  это  делают  авангардисты. Наоборот,  для  модерниста скорее  характерен  замкнутый  образ жизни,  а  если  модернисты объединяются  в  какие-то  кружки, то ведут они  себя исключительно  тихо и даже академично.

Вообще понятие модернизм тесно связано не только с  искусством, но  и с наукой и  философией. Недаром  многие ранние  модернисты (особенно  русские)  были учеными  и философами - Валерий  Брюсов, Андрей белый, Вячеслав Иванов. Нельзя не  считать проявлениями модернизма в культуре  ХХ в.  такие ключевые явления, как  психоанализ, теорию  относительности,  квантовую механику,  аналитическую  фило софию, структурную лингвистику, кибернетику и нельзя  не считать модернистами  Зигмунда  Фрейда, Карла  Густава   Юнга,  Альберта Эйнштейна,  Германа  Минковского, Курта  Геделя,   Нильса  Бора, Вернера,  Гейзенберга,  Фердинанда де  Соссюра,  Людвига Витгенштейна, Норберта Винера, Клода Шеннона.

Для модернизма понятие реальности растворялось в аллюзиях,  реминисценциях,  в зеркальных отображениях одного  в другом  -  и  фундаментальным становилось понятие  текста, который, обрастая  цитатами,  аллюзиями и реминисценциями,  превращался в интертекст, а потом уже, в эпоху постмодернизма, в гипертекст. Вообще  идея  изображения личности  с  ее  сложными душевными переживаниями в модернизме возводится  в ранг сверхценности,  красота редуцированного сознания, как  у Фолкнера в "Шуме и  ярости" (Бенджи  Компсон), или  сознание расщепляется, как в "Школе  для дураков"  Саши Соколова.

Представители модернизма либо вообще  не  касаются  проблемы  семьи, как, например, в  "Игре в  бисер" Гессе или "Волшебной  горе" Манна,  "Бледном  огне"  Набокова, "Мастере  и Маргарите",  или рисуют распад семьи, как  во всех  почти произведениях Фолкнера, "Будденброках"  Томаса  Манна,  "Петербурге" Белого, "В  поисках утраченного времени" Пруста, "Улиссе" Джойса.

В "Мастере и Маргарите" есть такой  эпизод, когда  Маргарита  на  пути  на шабаш  залетает в  какую-то московскую квартиру и разговаривает с мальчиком  (здесь подчеркивается,  что у ведьмы, которой стала Маргарита,  не может быть детей).  Таким образом, модернизм изображает  мир без  будущего,  апокалиптический  мир.

Это  мир  в  преддверии фашизма и тоталитарного  сознания, атомной бомбы и массового терроризма.

С  этим  связан и  психологический, характерологический аспект модернизма.  Практически все  его представители  - это шизоиды-аутисты  по  характеру, то есть   замкнуто-углубленные  характеры, психически  неустойчивые, болезненные,   мимозоподобные, но  внутренне   чрезвычайно  цельные.( Аутизм – (от древнегр.  autos -  сам)  - замкнуто-углубленный   тип личности или   культурного   феномена, который  заключается в  его погруженности  в себя и представлении  о том, что внутренняя  жизнь духа является первичной по отношению к материальной жизни ).

Характерные  примеры  - Пруст,  проведший   вторую  половину жизни  в  комнате  с  пробковыми стенами,  Кафка, всю  жизнь жаловавшийся  на  слабость,  невозможность работать,  жизненные неудачи,  Витгенштейн,  всю  жизнь проведший  на   грани  самоубийства, Мандельштам,  сочетающий  в  своем характере  болезненное  чувство собственного  достоинства  с  совершенной неукорененностью  в жизни.  Лишь  немногие  "короли" М.  - З.  Фрейд, И.  Стравинский. А., Шенберг,  Т.  Манн  -  не были обижены  судьбой, хотя  все четверо умерли не у себя на родине, а в изгнании, то есть  пережили психологическую  травму  эмиграции. Исключение   и  в   этом,  пожалуй, лишь Уильям Фолкнер.

Аутисты  могут  быть двух  типов - авторитарные; это,  как правило, основатели  и  лидеры  новых направлений  (Н.  С. Гумилев,  А. Шенберг, В. Брюсов); дефензивные (то есть  с преобладающей  защитной, а не агрессивной установкой); таким  был, например, Ф. Кафка  - беззащитный,  боящийся  женщин, отца, неуверенный в  себе и  в качестве своих произведений, но по-своему чрезвычайно цельный.

Классические   аутисты настолько   равнодушны  к   внешним  условиям  среды,  что  они  легче выживают  в  экстремальных условиях. Так, например,  композитор  С. С.  Прокофьев,   будучи  совершенно внутренне чуждым советскому строю, тем не менее, с  легкостью писал  оперы  на  советские темы  -  "Октябрь",  "Семен  Котко", "Повесть о  настоящем  человеке",-  он относился  к  этому  как  к  чему-то  вынужденному,  как  к  плохой погоде.  Душа его  оставалась при  этом совершенно   чистой   и незамутненной.   А  тревожный   Шостакович, который  гораздо  меньше  писал в  угоду  строю, тем  не менее  все время мучился  за  свои  грехи, в  частности  за  то,  что вынужден  был быть членом партии.

Бывают    шизоиды-подвижники, такие,    например,     как  Альберт Швейцер  который,  следуя  внутренней логике  своей   гармонии,  оставил  ученые  и  музыкальные занятия  и   уехал  лечить   прокаженных в Африку.     Людвиг Витгенштейн, написав "Логико-философский трактат" отказался от  миллионного  наследства  своего отца  и  стал   учителем  начальных классов  в  деревне, так  как этого требовал его  внутренний аутистический   нравственный  императив -  философ   должен  быть   беден, философ  должен  помогать  тем, кому  больше   всего  нужна   помощь, то есть детям.

Приведенные выше примеры последователей модернизма ярко показывают наличие кризиса в культурологии. Несмотря на то, что, конечно, в культуре XX века никуда не исчезли и традиционные направления в философии, искусстве,отход от реализма в мир фантазий – такова основная идея  среди большинства творческих людей нашего времени.

2. Политизация культуры: литературы и искусства, философии и общественной мысли.

Политизацию культуры можно наглядно проследить на примере истории культуры России XX века.

Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе "Партийная организация и партийная литература" (1905 год) В. И. Ленин подверг критике стремление некоторых творческих людей быть "вне" и "над" классовой борьбой, поскольку "... жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Поэтому основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является служение миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность1. Таким образом, культура и, в частности такая ее сфера, как искусство, должны стать "частью общепролетарского дела", выражать интересы этого класса, а значит, и общества.

В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010.