рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Лекции по Истории мировых цивилизаций  

Реферат: Лекции по Истории мировых цивилизаций

ХГУ им. H.Ф. Катанова (Абакан)

                СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЯ

   От прошлых покалений мы получили духовное наследство, которое  пополняем  с

учетом собственного опыта, это знание законов,  развитие  природы  и  общества

(наука), эмоциональное восприятие происходящего (культура), свод правил  обще-

ния (нравственность), идеалы и мотивы деятельности (идеология и религия), спо-

собы и формы передачи духовного наследия от покаления к  покалению  (образова-

ние).

                   ТРИ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДА К ЗАГАДКЕ ИСТОРИИ

   1.Деятельность множества людей, приследующих свои эститические цели.

   2.Ход истории, судьба каждого народа, каждого народа заранее  предопредили-

на в большенстве провидением или неумалимым роком.

   Существует  5-ть  формаций:  первобытнообщинный,  рабовладельческий,   фео-

дальный, капиталистический, каммунистический.

   Существуют более крупные. Выделяются 3-и большие формации: 1)первичная (ар-

хаическая, доклассовая), 2)вторичная (антогонистический класс),  3)коммунисти-

ческая (неклассовая).

   До появления письменности первобытно-общинный строй.

   Археология, этнография - культура, историческая антропология -  о  биологи-

ческих особенностях человека, архиозоология - ископаемых животных,  архиобота-

ника - о растениях.

   Либерализм выдвинул новые центральные понятия исторической науки "цивилиза-

ции" (представление о развитии человеческой личности и разума, смягчение  нра-

вов, возможность разрешения конфликтов путем диалога и компрамисса, это  граж-

данское общество, как форма общественного контроля за государственной властью,

это прогресс науки, промышленности, благосостояния людей).

МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - система связей между странами мира,  основана  на  либе-

     ральных ценностях, на общем рынке сырья, продуктов и знаний, создающих  у

     людей в разных странах сходное представление о целях и задачах человечес-

     тва и опредиляющем наличие у этих стран общих  интересов,  побуждающих  к

     диалогу.

ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - большие регионы  земли  национального  или  преднацио-

     нального уровня, существенно отличные от других по направлению социально-

     культурного развития идеала и мировоззрения,  и  взаимодействуют  друг  с

     другом как особые блоки региональной структуры  мировой  истории  (Индия,

     Китай, Арабский мир, Россия). Поээт в большенстве теорий  цивилизаций  20

     века у Вебера Н.М., Карла Ясперса, А.Тоньби, Л.Февра, Ф.Броделя,  О.Шпен-

     глера, Т.Сорокина.

   Понятие "локальная цивилизация" схоже с понятием "национальная культура".

   История цивилизации занята изучением основопалагающих идеалов, которые пре-

дают культуре целостность проявления этих идеалов.  История  цивилизаций  изу-

чает формы и степень универсализации национальной культуры -  это  способность

стать организующей силой нового наднационального (цивилизационного) единства в

государственной жизни, экономики, жуховной жизни. История цивилизаций  изучает

борьбу локальных цивилизаций за доминирование в мире, формы их взаимодействия,

культурное заимствование друг у друга.

              ОСЕВАЯ ЭПОХА "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ" КАРЛА ЯСПЕРСА

   Ось мировой истории идет от рождения Христа. Это не так, так как в мире су-

ществует множество религий. Ясперс в своей оаботеотносит ось  мировой  истории

около 500 лет до Н.Э., и он считает, что  духовный  процесс  человечества  шел

между 800-и и 200-и годами до Н.Э. В этот периуд произошол  резкий  поворот  в

истории. Это время называется осевым. К человечеству  приходит  одухотворение.

Формируются империи. История в ее целостности мыслится как смена различных об-

ществ. Создаются теории, которые опредиляют  современную  жизнь  человечества.

Завершение этого процесса носит политический характер. Насильственно  создают-

ся могущественные теории (Китайская империя, Индийская династия  Маурья,  Рим-

ская империя). Предполагалось, что сложившиеся империи будут  вечно,  но  ста-

бильность империй была иллюзорной - отсюда империи гибнут. И даже там, где они

восстанавливаются это связано с новыми культурными  преобразованиями.  Империи

существуют, пока существует сильный лидер.

                         ПОСЛЕДСТВИЯ ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ

   Осевое время служит ферментом, который связывает человечество в рамках еди-

ной мировой истории. Осевое время служит масштабом, позволяющим нам  отчетливо

видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом.  Раз-

деление народов опредиляется тем, как они относятся к прорыву осевого времени.

ОСЕВЫЕ НАРОДЫ - те народы, которые продолжают историю, совершая скачек, как бы

     вторично рождаются в нем, тем самым закладывают в  основу  духовную  сущ-

     ность человека и его подлинную историю (Китайцы, индийцы, иудей, греки).

   Есть народы не знающие прорыва (духовного скачка), прорыв был не  повсемес-

тным событием. Были народы, культура которых существовала до прорыва. К осево-

му времени относится расцвет египетской, вавилонской культуры.

                            ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ЦИВИЛЬ - гражданственный, государственный.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - культурная целостность и общность. Представляет собой самую  ши-

     рокую группировку людей по культурным признакам и культурной  эдентичнос-

     ти шире которой лишь само человечесво с его отличиями от других живых су-

     ществ.

   Будущее человечества станет опредиляться 7-8 основными  цивилизациями:  за-

падная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная,

латино-американская и возможно африканская.

   Основное противоречие между этими цивилизациями - различие культур.  Разли-

чия основополагающие. Названные  цивилизации  не  сходны  по  истории,  языку,

культуре, традициям, рилигии. Люди, которые пренадлежат к разным  цивилизациям

имеют разные представления о взаимоотношении Бога и человека, индивида и груп-

пы, гражданина и государства и др. Длительные конфликты  возникали  в  истории

между цивилизациями.

   Мир становится все более тесным, ширятся контакты. Во Франции  лучше  отно-

сятся к поселенцам  из  Польши.  Процессы  экономической  модернизации  и  со-

циальных изменений размывают во всем мире привычные локальные  взаимодействия.

Олабевает роль национального государства, функции на себя берет религия.

   Среди людей разных цивилизаций идет разделение роли запада. С  той  стороны

Запад находится в зените своей мощи, с другой стороны  незападные  цивилизации

возвращаются к своим истокам.

   Цивилизационные признаки, относящиеся к сфере культуры, не так легко  соче-

таются и перенимаются, как социальные и политические (русские не могут превра-

титься в европейцев). В классовых и идеологических конфликтах ключевым  вопро-

сом был: "На чьей ты стороне?". Необходимо учитывать нарастание экономики.

   Культурно-религиозная схожесть лежит в  основе  организации  экономического

сотрудничества, объединяет 10 мусульманских  стран:  Иран,  Пакистан,  Турция,

Азербайджан,  Казахстан,  Кыргыстан,  Туркменистан,  Узбекистан,  Таджикистан,

Афганистан.

   Организация экономического сотрудничества была создана в 60-х годах  первы-

ми 3-я странами. Люди, которые пренадлежали к  разным  сообществам  обращались

друг к другу. Различия в культуре и религии сказываются на  разрешении  многих

проблем, прав человека, торговли, отношению к окружающей  среде.  Столкновения

происходят на 2-х уровнях: микроуровни (соседние религиозные уровни борятся за

территорию и макроуровень), когда государства  соперничают  между  собой  и  в

военной и в социально-экономической сфере.

   Границы между цивилизациями приходят на смену политическим и  экономическим

границам времен холодной войны.

   Наиболее существенная разделительная линия в Европе совпадает с  восточными

границами западного христианства, которые сложились к 1500 году.

   Эту границу проводят между Финляндией и Россией, между  государствами  Бал-

тии и России, между западными (каталическими) и прочими (провославными  регио-

нами, Белоруссией и Украиной), между Трансильванией и остальной  частью  Румы-

нии, между Хорватией и Боснией, а так  же  Сербией.  Фундаментализм  выступает

против импорта ненужных ценностей. Попытки импортировать западную демократию в

арабский мир заканчиваются осложнением отношений между  Западом  и  мусульман-

ским миром.

   Обе стороны рассматривают эти отношения как конфликт цивилизаций.

                         ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - вершина 10-ой волны в истории человечества.

   В истории античных  цивилизаций  выделяют  несколько  локальныхцивилизаций:

1)ГРЕЧЕСКАЯ - периуд расцвета древних Афин (5-4 века до Н.Э.), 2)РИМСКАЯ  -  2

век до Н.Э. - 1 век до Н.Э.,  3)ЭЛЛИНИЧЕСКАЯ  или  АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ  -  периуды

иногда выделяются между римскими и греческими (330-220  годами),  когда  центр

культуры перемещается в Александрию.

                       ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

   1.Расцвет человеческой личности. Приоритет духовной сферы, подъем науки,ис-

кусства, свобода (возникла в Афинах в V веке), по гречески ЭЛЕФТИЯ  -  состоя-

ние отсутствия господства кого-то над кем-либо. Великое отделение труда, отде-

ление умственного от физического (скачек в производительности труда), увеличе-

ние прибавочного продукта (дешевеют эффективные орудия труда).  Часть  свобод-

ных граждан занималась искусством, политикой, философией, путешествиями и т.д.

Рождение первосистемы ( крупные открытия), абстрактных наук(философия,  астро-

номия, математика, история, право, медецина, механика).  Появляются  ученые  и

школы. Школы: философская академия Платона, лицей Аристотеля,  Александрийский

муссеон, сложилась система образования, началось специализированное  обучение.

От школ философии до школ гладиаторов.  Взлет  свободной  мысли  оторвался  от

практики. Развитие духовной сферы, религии. В 6-5 веках до Н.Э. возникает буд-

дизм, который разделяется на 17 сект, к началу 12 века Н.Э.  частично  раство-

ряется в индуизме. В I веке Н.Э. в восточной провинции римской империи  возни-

кает Христианство. Периуд гонения. В IV веке Н.Э. Христианство было  признаной

религией. В 1154 году Христианство раскалывается на 2-е веры:  западно-катали-

тическую и восточно-православную.

   2.Сложился строй общественно-политических отношений -  демократия,  которая

отвечает требованиям самоуправления сообщества свободных людей (период  Перик-

ла 6 век до Н.Э.).

   3.Своеобразием политическо-экономической жизни античной цивилизации состоя-

ло в формировании и господства полисов.

ПОЛИС - независимый, самоуправляемый город, государство с  многими  признаками

     общины. Государственная власть могла принимать разнообразные  формы:  де-

     мократия, тирания, аристократия, алигархия, монархия. Но строго  соблюда-

     лись равноправие и свобода граждан полиса. Они считались свободными и  по

     природе, в основе свободы и равенства лежала частная собственность.

   Античная эпоха вышла за локальные рамки. Стали возникать  мировые  империи.

КОЛОНИЗАЦИЯ - в несколько волн.

   Великие географические открытия.

   Великая греческая цивилизация. Народы полисов основывали колонии  по  побе-

режьям морей. Город - государство платил налоги Афинам.

   Римские колонии. Колонизационный способ - развитие  мореплавания.  Создава-

лись насильственным путем мировые державы. ЭЛЛИНЫ -  греки.  353-323  -  Алек-

сандр Македонский покорил Индию, персию, Египет, Вавилонию, Среднюю Азию,  был

учеником Аристотеля. От Дуная до Инда, от Кавказа до  Египта  создал  империю.

Смерть помешала ему захватить Аравию и Африку.

   Римская империя в периуд своего расцвета (начало II века при Трояне)  охва-

тывала почти всю западную и южную Европу, переднюю  Азию,  Черноморское  побе-

режье, северную Африку. В 395 году разпадается на Западную римскую  империю  и

Восточную римскую империю (Византийская империя). Политическое  и  экономичес-

кое верховенство метрополии подчинялись колонии (провинции),  торговые  связи,

транспортные сети, смешение культур.

   4.Вклад в развитие экономики, порядок сельского хозяйства, торговля, обмен,

финансово-кредитные и денежные отношения - все это ЭКОНОМИКА.  Многоотраслевое

хозяйство, ориентирование на рынок. Периуд расцвета. Появление банков  (5  век

до Н.Э.).

                           КРИТО-МИННСКАЯ КУЛЬТУРА

   Город Мекены - несколько позже (конец III и середина  II  тысячелетия  дос-

тров Крит). Кносс - резиденция Крита.

   Цивилизация эпохи бронзы (1900 год). 1952  год  -  удалось  прочитать  нес-

колько найденых документов.

             СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, 6-15 ВЕКА

Страницы: 1, 2


© 2010.