рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Ж.-Ж. Руссо  

Реферат: Ж.-Ж. Руссо

В В Е Д Е Н И Е.

Просвещение явилось политической идеологией, философией и культурой эпохи крушения феодализма и утверждения капиталисти­ческого общества.

Представители немецкой классической философии высоко оце­нивали вклад Просвещения в развитие революционной философской мысли. Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходи­мую историческую эпоху развития человека, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реа­лизации социального прогресса. Гегель характеризовал Просвеще­ние как рационалистическое движение XVIII века в области куль­турной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической

идеологии,права и судопроизводства, религии,искусства, морали.

Крупнейшими мыслителями и идеологами этой эпохи стали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали новые человеческие и общественные идеалы "просве­щенной жизни" и оказали огромное влияние на развитие прог­рессивной буржуазной идеолгии.

В данной работе будут рассмотрены основные положения ми­ровоззренческой системы Жан-Жака Руссо и его вклад в формиро­вание нового образа суверенного человека и общества в целом.

I. ОБЩИЙ ОБЗОР ПРОСВЕЩЕНИЯ

Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных зна­ний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Научная деятельность Г.Гоббса, Р.Декар­та,Г.В.Лейбница, И.Ньютона, Б.Спинозы и голландских картезиан­цев знаменовала новый этап в освобождении науки от духовной власти религии, буржуазный рост точных и естественных наук - физики, математики, механики, астрономии, становления материа­лизма Нового времени.

Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII ве-

ка (Монтескье,  Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй

половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифео­дальная идеология Просвещения развивается в Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Ра­дищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточ­ной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие просветительской идеологии стран Востока в XIX веке - начале XX века, несмотря на национальное своеобразие, свидетельствует о теоретическом единстве основных идей Просвещения.

Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосно­вавшая необходимость буржуазно-демократических социальных пре­образований. Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась "дейстская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онто­логии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую те­орию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идеи субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а "естественную религию" в качестве социального регулятора исторического про­цесса. Критика феодализма привела деистов к отрицанию теологи­ческого объяснения исторического процесса и утверждению рацио­налистической теории общественного договора (Руссо, Джеф­ферсон, В.В. Попугаев).

Другая историческая форма философии Просвещения - матери­ализм XVIII века - формировалась путем философской критики те­оретических основ деизма на базе материалистического естест­вознания. В решении основного вопроса философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форетер, Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естествен­но-научное обоснование концепции материи как объективной реаль-

ности. Они считали жизнь и сознание функцией определенной ор­ганизации материи, сформировавшейся в результате длительного исторического развития. В теории познания материалисты отверг­ли агностицизм, картезианскую концепцию врожденных идей, вклю­чая идею бога, и последовательно развивали основные положения материалистического сенсуализма, утверждавшего, что источники человеческого знания - это ощущения и восприятия.

В соответствии с разделением философских взглядов сформи­ровалось два "поколения" французских просветителей.

Идейными вождями "старшего поколения" были Вольтер и Мон­тескье. Веря в исторический прогресс, они обычно не связывали его с политическим развитием масс, возлагая надежды на "просвещенного монарха" (Вольтер) или пропагандируя конститу­ционную монархию по английскому образцу и теорию "разделения властей" (Монтескье).

Деятели второго этапа французских просветителей - Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. - были в своем большинстве материа­листы. Центральным событием этого этапа можно считать выпуск "Энциклопедии или Толкового словаря наук,искусств и ремесел" в 1751-1780 годах. Эта работа давала людям некоторое общее представление об окружающем мире, на основе котрого уже должна была формироваться самостоятельная способность суждения у каж­дого человека, делающая его суверенной личностью.

По мере приближения революции росло влияние произведений, содержащих более радикальную критику феодального строя. Это, прежде всего, трактат Ж.Ж.Руссо "Об общественном догово-

ре" (1762).

Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого смысла. С культом здравого смысла, разума связа­но стремление просветителей подчинить идеальному началу и об­щественный строй, государственные учреждения, которым, по их словам, надлежало заботиться об "общем благе". Против феодаль­но-абсолютистского государства была направлена теория общест­венного договора,согласно которой государство представляло со­бой институт, возникший путем заключения договора между людь­ми; эта теория давала право народу лишить власти государя, на­рушевшего условия договора.

Некоторые из просветителей возлагали надежды на " просве­щенного монарха ", рассчитывая в дальнейшем на проведение не­обходимых реформ, - так возникла идея посвещенного абсолютиз­ма.

Оружием борьбы с феодальным мировоззрением была для посветителей и история, которую они рассматривали как " школу морали и политики". Для просветительских взглядов на историю наиболее характерно следующее: изгнание теологии из объяснения исторического процесса, резко отрицательное отношение к сред­ним векам, преклонение перед античностью, вера в прогресс, признание закономерного характера развития, подчиненного опре­деленным "естественным законам".

В области экономики большинство просветителей считали нормальным соревнование частных интересов, требовали введения свободы торговли, правовых гарантий частной собственности от феодальных ограничений и произвола.

В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в великую преобразующую силу разума находилось и их осо­бое понимание проблем воспитания. Они не только беспощадно критиковали пережитки средневековой системы воспитания, но и внесли новые принципы в педагогическую науку (Локк, Гельвеций, Дидро, Руссо и другие) - идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным способностям ребенка, выдвигали требования реального образова­ния.

Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религи­озной морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ идеи эмансипации личности, индивидуалистические теории "разум­ного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту же эпоху, особенно накануне Великой Французской революции, по­лучили развитие и иные принципы - возникла идея новой граж­данственности, требовавшей самоограничения личности. Благо государства, республики ставится выше блага отдельного челове­ка.

Идеология Просвещения находила выражение и в разных худо­жественных направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском классицизме, просветительском реа­лизме, сентиментализме.

Для писателей эпохи Просвещения характерно стремление приблизить литературу к жизни, превратить ее в действенный фактор, преобразующий общественные права. Литературу Просвеще­ния отличало ярко выраженное публицистическое пропаган­дистское начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос утверждения положительного героя и т.д.

Яркие образы просветительской художественной литературы дали Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше во Франции; Г.Месинг,И.Ге-

те,  Ф.Шиллер в Германии;  С.Ричардсон, Г.Филдинг, Т.Смоллетт,

Р.Шеридан в Англии и другие.

Основными направлениями в изобразительном искусстве этой эпохи были классицизм, обретший отчетливо просветительский от­тенок в творчестве архитектора К.Н.Леру и живописца Ж.Л.Давида во Франции, и просветительский реализм, распространившийся преимущественно в живописи и графике У.Хогарта в Англии,

Д.Н.Ходовецкого в Германии и др.

Идеи просвещения оказали существенное влияние и на музы­ку, особенно во Франции, Германии, Австрии. Новая система эстетических взглядов просветителей на заделы музыкально-дра­матического искусства непосредственно подготовила оперную ре­форму К.В.Глюка, провозгласившего "простоту, правду и естест­венность" единственными критериями красоты для всех видов искусства.

Общественно-политические, этические и эстетические идеи просветителей явились духовной основой формирования Венской классической школы, ярко проявившись в творчестве ее крупней­ших представителей - Й.Гайдна, В.А.Моцарта, в музыке которых главенствует оптимистическое, гармоничное мировосприятие, и

Я.Бетховена, в творчестве которого, проникнутом духом героики, нашли отражение идеи Великой французской революции.

Таким образом, Просвещение явилось не только этапом в истории европейской философской мысли, но и заложило основы для формирования свободного человека Нового времени, провозг­ласило новые идеалы в области искусства и культуры.

II. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ  СИСТЕМА  Ж.-Ж.РУССО

Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевала огром­ную популярность еще при жизни, он был признанным властителем дум большинства французов второй половины XVIII века. Его по­родила определенная историческая эпоха, но и он своими блестя­щими и оригинальными сочинениями способствовал ее рождению.

Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями поч­ти по каждому пункту просветительской программы.

Прежде чем  перейти  к  характеристике  системы  взглядов

Ж.-Ж.Руссо, необходимо упомянуть о его предшественниках,ока­завших сильное влияние на формирование и развитие философских взглядов мыслителя.

1. Идейные предшественники.

К числу ближайших предшественников Руссо в области об­щественно-политической мысли следует отнести Гуго Гроция (1583-1645), Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755).

Кратко рассмотрим суть учений каждого из мыслителей.

Гуго Гроций, крупный нидерландский ученый-юрист, в 1625 году выпустил в свет свое главное сочинение - "О праве войны и мира", в котором утверждал, что в условиях первобытных отноше­ний стихийно господствовало естественное право, коренящееся в самой природе человека, и что нормы его неизменны, вечны. За­тем главную роль в этих отношениях, по мнению Гроция , стала играть абсолютная верховная власть, возникшая якобы в резуль­тате добровольного отказа людей от своей естественной перво­бытной свободы. Отсюда следовало, что верховная власть представляла собой не продукт естественного права, а некий исторический факт.

Соглашаясь с некоторыми выводами Гроция, Руссо вместе с тем подвергал критическому разбору его учение о происхождении верховной власти, подчеркивая враждебность этого учения инте­ресам народа.

В "Общественном договоре" Руссо довольно часто упоминает о политическом учении Т.Гоббса. Руссо резко критиковал антиде­мократические тенденции во взглядах Гоббса, его "презрение к свободе и равенству". Но это не мешало ему видеть сильные сто­роны учения английского философа-материалиста, а именно его антифеодальные взгляды на церковную гегемонию. Руссо писал, что Гоббс впервые "...осмелился предложить соединить обе голо­вы орла (т.е. церковь и государство) и привести все к полити­ческому единству, без которого ни Государство, ни Правление никогда не будут иметь хорошего устройства" (Руссо Ж.-Ж., Трактаты., М:Наука, 1969,с.250).

В "Общественном договоре" и других сочинениях Руссо часто встречаются ссылки и на другого английского философа-материа­листа - Джона Локка. Согласно системе обучения и воспитания Локка, изложенной в трактате "Несколько мыслей о воспитании", на детей следует воздействовать главным образом убеждением, обращаясь к их разуму. В этом вопросе Руссо расходился не только с Локком, но и со всеми предшествующими ему авторитета­ми - Монтенем, Лабрюйером и др. В соответствии со своими мо­рально-педагогическими взглядами он утверждал, что самая важ­ная и первоначальная задача воспитания - это сделать детей восприимчивыми к тому, что им внушают."Сам Локк, мудрый Локк,

- писал Руссо в романе "Юлия, или Новая Элоиза", - позабыл сию основу; он больше говорит о том, что следует требовать от де­тей , нежели о том, как этого добиться от них" (Руссо Ж.-Ж., Избранные сочинения.,т.2,с.489).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010.