рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Структура и организация работы Европейского парламента  

Реферат: Структура и организация работы Европейского парламента

Детально организация и процедура Европарламента определены Регламентом. Этот довольно объемный документ (136 статей и шесть приложений), ставший карманной книгой всех депутатов и чиновников Европарламента, детально расписывает полномочия и положение руководящих органов парламента — председателя и бюро, постоянных и временных комиссии, проведение прении в самом парламенте и его органах, порядок принятия решений, права и обязанности депутата, правовое положение политических групп.

Основными руководящими органами Европейского парламента являются председатель и бюро, включающие председателя, его 14 заместителей и квесторов (с правом совещательного голоса).

Председатель Европарламента. Полномочия председателя Европейского парламента, избираемого на два с половиной года, во многом напоминают полномочия председателей парламентов западных стран: ст. 18 Регламента гласит, что он «руководит всей деятельностью парламента и его органов». Председатель в силу ст. 18 Регламента имеет широкие полномочия определять повестку дня, он объявляет о начале и завершении обсуждения какого-либо вопроса, ставит этот вопрос на голосование, наконец, только он имеет право позволить депутату выступать по одному вопросу более двух раз. Кроме того, он располагает значительной дисциплинарной властью, может объявить нарушителю регламента порицание, что влечет за собой запрещение присутствовать на заседании от двух до пяти дней. Однако самым важным правом председателя является его право выступать от имени Европарламента в других странах Сообщества или за рубежом. Поэтому за этот пост идет довольно жесткая политическая борьба.

Регламент в редакции 1979 г. (ст. 16, п.1) определяет срок полномочий председателя, вице-председателей и квесторов на два с половиной года, то есть на половину срока легислатуры Европарламента.

Процедура выборов председателя и членов бюро Европарламента, руководимая старейшим по возрасту депутатом, происходит следующим образом.

Кандидатуры председателя и членов бюро должны быть предложены с согласия самих кандидатов от имени одной из политических групп или по меньшей мере 13 депутатами (ст. 12, п.1 Регламента). Если в результате тайного голосования кандидат набирает абсолютное большинство голосов, он провозглашается избранным. Европарламент в целях большей эффективности своей работы установил, что, если после трех туров голосования ни один из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов, в четвертом туре баллотируются только два кандидата, набравшие в предыдущих турах наибольшее число голосов (ст. 13 и 17 Регламента). Такой же порядок выборов установлен и для замещения вакансий в случае, если мандат кого-либо из членов бюро прерван (смерть, отставка и т. п.). Заместители председателя (сейчас их 14) избираются по той же процедуре с учетом представительства различных стран и политических групп.

Полномочия заместителей председателя состоят обычно в замещении председателя в его отсутствие: председательствование на заседаниях парламента (ст. 19 Регламента), присутствие на официальных церемониях. Более важной представляется их роль в бюро или Расширенном бюро.

Бюро Европейского парламента, как уже отмечалось, состоит из председателя и 14 вице-председателей. Членами бюро с правом совещательного голоса являются также пять квесторов, выполняющих административные и финансовые функции, касающиеся непосредственно парламента. Бюро решает финансовые и организационные вопросы, связанные с заботой депутатского корпуса, парламента и его органов.

Когда бюро собирается с участием председателей политических групп, оно именуется расширенным бюро. Что касается депутатов, не состоящих ни в одной из политических групп, то они делегируют двух своих представителей в расширенное бюро, правда, без права решающего голоса (ст. 23, п.2 Регламента). Кроме того, статус наблюдателя может быть предоставлен депутату от страны, не представленной в бюро, например, решением расширенного бюро от 11 сентября 1984 г. такой статус был предоставлен датскому депутату. Таким образом частично восстанавливаются права политических или географических «меньшинств».

Какие вопросы решает расширенное бюро, этот своеобразный совет старейшин Европейского парламента? Задачи расширенного бюро состоят прежде всего в подготовке перед каждой сессией повестки для ее работы, которая затем утверждается на пленарном заседании Ассамблеи. Оно же вправе вносить в повестку дня так называемые «устные вопросы» (то есть без предварительной подготовки письменных документов) и дебатов по ним (ст. 58, п.1, 2, 6), a также определять порядок постановки вопросов в так называемый «час вопросов и ответов» (ст.59, п.1, 5), как и время этого часа (ст. б0, п.1). Ему приходится выполнять и довольно деликатную работу по составлению схемы размещения депутатов в зале заседаний (ст.28) и правил электронного голосования (ст.98, п.1). Однако деятельность расширенного бюро не ограничивается процедурными вопросами. Оно также разрабатывает программу законодательных работ парламента (ст.29, п.4). Расширенное бюро полномочно также решать вопросы, связанные с отношениями парламента с другими институтами Сообщества (ст.24, п. З), между Европарламентом и организациями, не входящими в Сообщество (ст.24, п.2).

На заседаниях расширенного бюро обычно присутствуют в зависимости от поставленных на его обсуждение вопросов генеральный секретарь, юридический советник, директора департаментов и другие чиновники. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов с правом голоса.

Как правило, бюро и расширенное бюро собираются на свои заседания дважды в месяц. Для удобства работы было решено отказаться от обязательного кворума.

Коллегия квесторов создана в 1977 г. для решения проблем, касающихся непосредственно деятельности депутатов. Это своего рода администраторы депутатского корпуса. Если до 1979 г. они являлись вице-председателями, то на первой сессии первого избранного прямым голосованием Европейского парламента они обрели статус избираемых на два с половиной года членов. Как уже отмечалось, они входят в бюро и расширенное бюро с правом совещательного голоса. Внутри самой коллегии каждые четыре месяца происходит ротация ее председателя, дабы квесторы не приобретали вкус к командованию депутатами. Коллегия квесторов вправе выносить решения по толкованию и исполнению правил административного управления в сфере своей компетенции, она же решает такие вопросы, как нормы суточных расходов при переездах депутатов из страны в страну, оплата их секретариата, социальное страхование депутатов, эксплуатация и гарантии безопасности помещений парламента, создание необходимых для работы парламентариев удобств (курьерская служба, переводы, организация курсов иностранных языков, служебный транспорт). Квесторы могут вносить на рассмотрение бюро предложения об изменении положений внутренних правил или пунктов Регламента, касающихся обеспечения деятельности депутатов. В последнее время квесторам приходится часто отвечать на запросы бюро и секретариата по проблемам организации работы Европарламента сразу в трех городах — Люксембурге, Брюсселе и Страсбурге, по переводу всей документации на языки стран — членов Сообщества и т. д.

Для своевременного информирования депутатов о всех организационных вопросах, о решениях расширенного бюро и коллегии квесторов издается специальный бюллетень.

Комиссии. Работа Европейского парламента протекает также в специальных комиссиях, которые являются постоянными рабочими органами, компетентными в каждой особой области коммунитарной деятельности. Это политическая комиссия; комиссия по сельскому хозяйству, рыболовству и продовольствию; бюджетная комиссия; комиссия по экономическим, валютным вопросам и вопросам промышленной политики; комиссия по вопросам энергии, исследований и технологии; комиссия по внешним экономическим связям; комиссия по социальным вопросам и вопросам занятости; комиссия по региональной политике и благоустройству территории; комиссия по транспорту; комиссия по охране окружающей среды, здравоохранению и защите прав потребителей; комиссия по вопросам молодежи, культуры, образования, информации и спорта; комиссия по вопросам развития и сотрудничества; комиссия по бюджетному контролю; институционная комиссия; комиссия по Регламенту, проверке полномочий и иммунитетам; комиссия по правам женщин; комиссия по петициям.

Парламент может также создавать временные комиссии, а для рассмотрения особых коммунитарных проблем — следственные комиссии.

С предварительного согласия расширенного бюро могут создаваться подкомиссии в рамках постоянной или временной комиссии, которые отчитываются перед своей комиссией. В последние годы были созданы подкомиссии по правам человека (в рамках политической комиссии), по безопасности и разоружению (также в рамках политической комиссии), по рыболовству (в рамках комиссии по сельскому хозяйству, рыболовству и продовольствию), по информации (в рамках комиссии по делам молодежи). В них работают обычно девять-десять депутатов. Они проводят ежегодно в среднем до 10 заседаний одновременно с заседаниями постоянных комиссий.

Формирование комиссии происходит в начале первой сессии вновь избранного Европейского парламента сроком на два с половиной года, после чего она создается вновь в обновленном составе. Каждый депутат имеет право участвовать в работе той или иной комиссии в качестве ее полномочного члена или его заместителя. Кандидатуры обычно сообщаются в бюро политическими группами или от имени не менее 13 депутатов. Бюро предлагает затем на рассмотрение парламента согласованные кандидатуры с учетом равномерного географического и политического представительства. Согласно Регламенту (ст. II 1, п.1), парламент может назначить столько же заместителей членов комиссий, сколько в ней полномочных членов. В случае отсутствия полномочного члена комиссии его заместитель, принадлежащий к той же политической группе, участвует в работе комиссии с правом решающего голоса (ст. 1 II, п.2). Кроме того, любой депутат Европарламента может присутствовать на заседаниях любой комиссии в качестве наблюдателя (ст. 124, п.4).

Роль комиссий заметно возросла после принятия Единого европейского акта, что было закреплено в новой редакции Регламента, вошедшей в силу 1 июля 1987 г. Если раньше они являлись вспомогательными органами Ассамблеи, то отныне именно в них происходит основная работа по выработке решение Европарламента. Комиссии участвуют во всех этапах прохождения вопроса через парламент. Регламент предоставляет комиссиям с разрешения расширенного бюро как право законодательной инициативы (ст. 121), так и право запроса, полномочия по выработке проектов резолюций Европарламента.

Статья 10, п. З Регламента предусматривает, что каждая комиссия вправе просить председателя Европарламента проводить одно или несколько своих заседаний в год в других городах, помимо Брюсселя, Люксембурга или Страсбурга. Надо сказать, что большинство комиссий охотно пользуются этим правом, что нелегким бременем ложится на бюджет Сообщества.

Политические группы Европейского парламента. Уже при выборах председателя первой Ассамблеи в 1952 г. депутаты голосовали согласно принадлежности к одной из политических тенденций (социалистической, демократической или либеральной). Это послужило отправным моментом институционализации политических, а не национальных групп в Европейском парламенте. Не затягивая закрепление этого необычного для международного органа принципа, Ассамблея уже 16 июня 1953 г. принимает соответствующую резолюцию и вписывает в свой регламент положения, касающиеся статуса политических групп. В то время минимальное число депутатов, необходимое для создания политической группы, было установлено в количестве девяти депутатов, то есть 12 % от общего числа (78) депутатов. Впоследствии число депутатов увеличилось, увеличилась и численная квота для создания политической группы, оставаясь, правда, на уровне 12 %. С увеличением числа представленных в парламенте партий возникла необходимость понижения квоты до 5 % (1973 г.). Минимальное количество депутатов, необходимое сейчас для создания политической группы, составляет 23 депутата от одной страны (4,4 %), либо 18 депутатов (3,5 %), если они представляют не менее двух государств, и 12 (2,3 %), если они представляют не менее трех государств.

25 июля 1989 г. на открывшейся в Страсбурге первой сессии нового состава Европейского парламента было официально создано 10 политических групп вместо прежних восьми. Наиболее многочисленной политической группой (180 депутатов) стала группа социалистов, чей представитель испанец Энрике Барон и был избран председателем Европарламента. Второй по численности группой стали христианские демократы (121 депутат), образовавшие «европейскую народную партию». Третья по численности группа (49 депутатов) — «либералы» во главе с В. Жискар д'Эстеном. Депутаты-экологисты образовали две группы: «зеленые» (30 мест) и «регионалисты» (13 мест). Произошло размежевание и в прежней группе коммунистов: 22 итальянских коммуниста, четыре испанских и один датский создали группу «евролевых», в то время как коммунисты Франции, Испании, Португалии создали свою группу. Депутаты правой ориентации (французское Объединение в поддержку республики и несколько ирландских депутатов) создали «объединение европейских демократов». От них отмежевались британские консерваторы, имеющие отныне свою группу. Наконец, свою группу удалось сохранить ультраправым депутатам Франции, ФРГ и Италии.

Согласно Регламенту, политические группы Европейского парламента имеют право: требовать проведения дискуссии по актуальной проблеме или срочному вопросу (СТ.64, п.1); требовать проведения дискуссии по вопросам, возникающим в ходе «часа вопросов» сразу же вслед за этим часом (ст.61, п1); предлагать завершить дебаты (ст. 104, п.1) или прервать заседание (ст. 106); требовать провести поименное голосование (ст. 95, п.1); участвовать в формировании официальных делегаций Европарламента и выдвигать своих кандидатов в их состав (ст. 126, п.2 и п. З).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010.