рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Субъекты современного международного права  

Реферат: Субъекты современного международного права

27.02.2003

ХГАЭП,

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права. 4

Государства - основные субъекты международного права. 6

Международная правосубъектность наций и народов. 7

Международная правосубъектность государственно-подобных образований. 7

Вопрос о международной правосубъектности индивидов. 8

2. Международно-правовое признание. 10

Заключение. 14

Список литературы.. 15

ВВЕДЕНИЕ

Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

Итак, изучения вопроса о субъектах международного права является ключевым при изучении данного предмета. Именно поэтому автор данной работы выбрал тему «Субъекты современного международного права».

В работе дается понятие субъектов международного права, перечисляются их виды  и основные признаки участника международно-правовых отношений, раскрывается вопрос о месте физических лиц в международном праве.

Во второй части работы раскрывается понятие международно-правового признания, его значение для международный отношений, содержание конститутивной и декларативной теории признания, анализируются виды и формы признания, юридические и политические критерии, которыми пользуются государства в ходе признания новых государств и правительств.

В работе использованы международные правовые акты, учебная и научная литература по данному предмету.

1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права.

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в не­обходимых случаях международно-правовую ответственность[1].

В зависимости от своей пра­вовой природы и происхождения субъекты международного права подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверен­ными и несуверенными.

Первичные субъекты международного права — это государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюцио­нируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.

Первичные субъекты международного права — это самостоятель­ные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsb facto), становятся но­сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возмож­ным создание международного правопорядка и существование само­го международного права.

К категории производных (вторичных) субъектов международ­ного права относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности пер­вичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношени­ях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоиз­мениться) одновременно с прекращением или изменением учреди­тельного документа[2].

Субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности). Международная правосубъектность включает в себя такие важные права, как:

š  право заключать международные договоры,

š  быть членами международных организаций,

š  иметь свои официальные представи­тельства (дипломатические, консульские и др.),

š  участвовать в работе международных конференций и т. д[3].

В международном праве нет общепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются его субъектами. Приведем описываемые в научной литературе[4] признаки, характери­зующие понятие субъекта международного права.

1) Субъект международного права - это носитель суверенных прав и обязанностей. Недостаточно признать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом. Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверен­ными, имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых, первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет. То, что некоторые права и обязанности установлены международным правом, - это всего лишь следствие деятельности субъектов международного права.

2) Одна из самых существенных особенностей субъектов между­народного права состоит в том, что они являются не только носите­лями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступа­ют как единственные создатели норм международного права. В ходе правотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного воле­изъявления сторон, ибо нет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего над государствами.

3) В международном праве нет не только законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат (аналогичный с государ­ственным аппаратом), способный принуждать к соблюдению норм права. В силу этого, субъекты международного права обладают присущей им способностью к принятию мер по обеспечению права. Таким образом, субъекты международного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как си­ла, обеспечивающая соблюдение норм права.

4) Понятие субъекта международного права неразрывно связано с народом и территорией. С одной стороны, субъект международного права представляет какой-то народ - правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают от народа. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки, поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определенной территории.

5) По общей теории права для субъекта правоотношения харак­терна не только правоспособность, но и деликтоспособность, то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения, так как без должной ответственности немыслим устой­чивый международный правопорядок и стабильные международные правоотношения.

Государства - основные субъекты международного права.

Среди основных субъектов международного права на первом месте стоят государства. Государство - главная политическая организация современного общества. Над государствами в международных отноше­ниях нет верховной власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно яв­ляются главными создателями и гарантами соблюдения норм междуна­родного права. В то же время, государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет государств.

Суверенитет - неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Он возник вместе с государством. Его сим­волы - герб, флаг и гимн, отражающие исторические, географиче­ские и национальные особенности[5].

Благодаря суверенитету, государства равны друг другу в право­вом отношении, т. е. равноправны независимо от величины их тер­ритории, населения, экономического и культурного развития, воен­ной мощи и т. д. Это - суверенное равенство.

Принцип суверенного равенства всех государств относится к числу основных принципов международного права. Он закреплен в Уставе ООН, а также В Декларации ООН о принципах международного права 1970 года и гласит следующее: «Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств»[6].

 Международная правосубъектность наций и народов

Особенностью современного международного права с точки зре­ния его субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и создания норм международного права при­знаются нации и народы, которые ведут борьбу за свою государст­венную независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным пра­вом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение - одного из важнейших международно-правовых принципов.

В Уставе ООН и в других международно-правовых документах в соответствующих разделах употребляется термин «народ» как субъ­ект самоопределения, что не влияет на существо проблемы. В нашей науке термины «народ» и «нация» считаются равнозначными и час­то используются оба вместе.

Самоопределение наций и народов, если судить по современной международно-правовой практике, может осуществляться в самых различных формах, включая и те, при которых не встает проблема признания международной правосубъектности за тем или иным народом.

Кроме того, принцип равноправия и самоопределения народов не должен использоваться в ущерб территориальной целостности и политического единства государств, которые его соблюдают и обес­печивают представительство всех слоев населения в органах государ­ственной власти без какой-либо дискриминации[7].

Международная правосубъектность государственно-подобных образований

В международных отношениях могут участвовать особые полити­ко-территориальные образования (иногда их называют государство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью.

Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы[8].

Ö Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг).

Ö Особый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­нения Германии в 1990 г.).

Ö К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан. Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан имеет дипломатические отноше­ния со многими государствами в различных частях мира (в том чис­ле с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гих международных организациях, принимает участие в междуна­родных конференциях государств. Правовой статус Ватикана опре­делен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

Вопрос о международной правосубъектности индивидов

В области международной правосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них - появление в международном праве человека (индивида) как субъекта права, хотя и с весьма огра­ниченной правосубъектностью.

Основные права и свободы человека все больше определяются международным пра­вом, несмотря на то, что они реализуются в основном через внутри­государственное право.

Так, международные отношения первой половины XX века выдвинули вопрос об охране человеческой личности, о защите прав и основных свобод человека международно-правовыми средствами. Важнейшими из этих международных юридических актов явля­ются:

ü  Женевская конвенция об улучшении участи раненых н боль­ных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;

ü  Женевская кон­венция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;

Страницы: 1, 2


© 2010.