рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Курсовая работа: Космос против хаоса  

Курсовая работа: Космос против хаоса

Игорь Шайтанов

Что такое миф?

Помнишь: мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Это сказка.

А если бы яичко не разбилось, а, допустим, взлетело на небо и превратилось в солнце или в луну?

Тогда, скорее всего, это была бы не сказка, а миф.

Мифы есть у всех народов. Миф рождается вместе с языком, вместе с сознанием человека как первый проблеск мысли, пытающейся сопоставить близкое с далёким, понятное с непонятным. Сопоставить, чтобы объяснить, кем создан мир и человек, как появилось небо, а на нём солнце, звёзды, луна. Мифические объяснения нам кажутся фантастичными и сказочными.

Они не казались такими тем людям, которые творили мифы. В миф безусловно верили. Этим он отличался от сказки. Сказка — ложь, вымысел. Миф — правда. Первоначально в мифе было заключено всё знание, каким обладал человек. Он вмещал в себя всё, что позже разовьётся в религию, искусство, науку, философию. В этом смысле миф синкретичен.

Это слово нам уже встречалось, но по другому поводу. По какому? Когда мы говорили о древнем обряде, нераздельно соединившем в себе танец, музыку, слово (см. раздел предшествующей главы «Память жанра»). Миф тоже синкретичен, поскольку в нём все будущие формы сознания слиты и неразличимы.

Понятие:

Миф — первое творение коллективного человеческого разума, задумавшегося об окружающем мире и пытающегося объяснить его. В более позднем значении миф — это рассказ о богах и о героическом начале человеческой истории.

В любом музее есть скульптуры, изображающие греческих богов и героев. Они могли быть созданы две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции или сто-двести лет назад в любой европейской стране. Образец красоты и совершенства, найденный в античности, по сей день называют классическим.

Понятие:

Слово “античность” восходит к латинскому “antiquitas”, означающему “древность, старина”. Говоря об античности, подразумевают Древнюю Грецию и Древний Рим — культурное прошлое, общее для всей Европы.

Тот, кто хочет свободно чувствовать себя в европейском искусстве, не может обойтись без знания хотя бы основных событий и имён античной мифологии. Иначе стихи Пушкина и Тютчева придётся читать со словарём, чтобы узнать, кто такие Зевс и Геракл, Венера и Марс.

Греческие боги и сейчас кажутся прекрасными. Такими мы их помним. Но не такими они были при своём рождении. И греческие мифы первоначально были не такими, какими их хранит память европейского искусства.

Как современный человек знакомится с античной мифологией? Чаще всего, читая книгу Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Она неоднократно издавалась. Её обязательно нужно прочесть. В ней учёный стройно и увлекательно восстанавливает весь греческий пантеон (от греч. слов “пан” — всё и “теос” — бог). Открывая её, ощущаешь себя вошедшим в греческий зал современного музея.

Однако мы договорились, что попытаемся читать тексты исторически, различая в них глубину и движение. В таком случае необходимо помнить, что совершенство классических богов это не весь греческий миф, а лишь его заключительная часть. Боги не сразу стали прекрасными, а было время, когда богов вовсе не было.

Первым объектом поклонения для человека была природа. Она представлялась ему живой и радостной. Из неё родились боги.

Цитата на поля:

«Боги Греции» — так называется знаменитое стихотворение немецкого поэта Фридриха Шиллера. На русский язык его перевёл не менее замечательный поэт — Афанасий Фет:

Здесь на высях жили Ореады,

Без Дриад — ни рощи, ни лесов,

И из урны радостной Наяды

 Пена прядала ручьёв.

Шиллер перечисляет нимф — природных божеств, которых греки различали по месту их обитания. Для гор — Ореады, для деревьев — Дриады, для рек — Наяды. Каждое место охраняет своя нимфа, открывающая доступ человеку, если он умеет войти так, чтобы не нарушить природную гармонию.

Да, поклонение природе явилось для человека первой верой. В этом поэт прав. Но нимфы и другие прекрасные божества не были первыми образами, созданными этой верой. На первой стадии человек одухотворял саму природу, поклонялся животным и растениям. Эту веру называют анимизмом.

Понятие:

Анимизм (от латинского анима — душа) — ранняя стадия мифологического мышления, когда одушевление природы ещё не привело к созданию человекоподобных богов.

К тому же первое впечатление от общения с природой не было светлым и радостным. Она не столько пленяла и восхищала, сколько пугала и представляла для человека смертельную опасность. Вот почему в своём воображении он населил её чудищами, демонами.

Круг понятий:

Миф:

синкретизм пантеон
анимизм правда или вымысел?

Рождённые из Хаоса

Мир возник до того, как появились боги. Сначала царил первозданный Хаос. Он противоположен и враждебен Космосу, что по-гречески значит “мир”, “мироздание”. Космос — это порядок. Хаос — это то, что существовало до того, как мир образовался и был упорядочен.

Первой из Хаоса явились Земля — Гея и подземное царство — Тартар.

Едва ли не самым ранним источником, стройно излагающим греческие мифы, служат две поэмы Гесиода.

Имя на поля:

Гесиод жил то ли в VIII, то ли в VII веке до нашей эры. Первая из его поэм — «Труды и дни». Так её чаще называют, хотя в переводе В.В.Вересаева (в котором она здесь приводится) название звучит иначе — «Работы и дни». Мы уже имели случай убедиться, что перевод — дело творческое. Название второй поэмы — «О происхождении богов». Впрочем, иногда его оставляют и вовсе без перевода, пользуясь греческим слово «Теогония».

Обе поэмы Гесиода написаны гекзаметром.

Примечание. Гекзаметр по-гречески означает шестистопный размер. Стопа — это повторяющаяся единица стихотворного ритма. В каждой стопе гекзаметра три слога: долгий, а за ним два кратких. Поскольку в русском языке нет различения по долготе гласных звуков, то в стопе русского гекзаметра за первым ударным слогом следуют два неударных.

Вот как выглядит торжественный гекзаметр, которым Гесиод повествует о рождении мира:

Прежде всего во вселенной Хаoс зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос.

Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

(Гесиод. «Работы и дни»)

Прервёмся на этом месте. Многое неясно в этом торжественном рассказе. Строй фраз непривычен, усложнён. Да и сами слова необычны, не только имена собственные. Слово “хаос” употреблено с редким и устаревшим ударением на втором слоге.

А что значит “сладкоистомный”? Ясно, что это слово составлено из двух гораздо более простых: “сладкий” и “истома”. Первое из них общеупотребительно. Второе встречается реже, имеет оттенок чуть устаревший или поэтический и означает “чувство приятной расслабленности”. В данном случае этот составной эпитет избран в качестве определения к Эросу, что по-гречески значит “любовь”.

Такого рода сложные эпитеты, как и гекзаметр, характерны для торжественного стиля эпической поэзии.

Понятие:

Эпическая поэзия — стихотворный рассказ о деяниях богов и героев.

Есть ли в приведённом отрывке аналогичные эпитеты? Они часты не только потому, что производят впечатление чего-то возвышенного и необычного, что и соответствует избранному предмету. Они служат устойчивой характеристикой явления, закрепляются за ним как его одушевляющий (персонифицированный) образ. Сладкоистомный Эрос и широкогрудая Гея — это уже не просто любовь и земля, а живые существа, божества.

Продолжим:

Чёрная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.

Даже такие слова, как “день” и “ночь”, здесь пишутся с заглавной буквы. Обозначаемое ими тоже персонифицируется. Всё, что невозможно охватить взглядом в силу огромности или отвлечённости явления, представляется неким божественным существом.

Сюжет на поля:

Начало мира

Под Землёй — мрак. На Земле — свет. Имя мрака — Эреб; света — Эфир. Из света Земля породит звёздное Небо — Уран. Гея и Уран соединятся любовью — Эросом.

Так мы можем реконструировать характер греческих представлений о начале мира. В нескольких предложениях мы уместили смутные образы, складывавшиеся сотни или даже тысячи лет и предшествовавшие стройной картине классической мифологии.

Первыми явились природные стихии. От их соединения родились боги. Сами стихии были обожествлены и стали богами, принявшими человекоподобный образ. На языке современной науки эта поздняя стадия называется антропоморфизмом. К ней относится всё, что сами греки помнили о своих богах.

Понятие:

Антропоморфный (от греч. антропос — человек и морфе — форма) — подобный человеку.

Сначала о происхождении мира рассказывали в песнях и поэмах. Почти одновременно с Гесиодом о греческих богах поведал Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» (о них пойдёт речь в следующей главе). Впоследствии многие поэты и учёные возвращались к мифологическим сюжетам. Они стали основой греческой классики.

Лет через пятьсот после Гесиода Аполлодор создал ряд поэм, в которых систематизировал всё накопленное к тому времени знание о греческой мифологии.

Имя на поля:

Поэмы Аполлодора не сохранились. Однако под его именем известна то ли написанная им, то ли составленная в прозе на основе его поэм «Мифологическая библиотека». К ней восходит многое из того, что мы знаем о системе греческой мифологии.

Аполлодор начинает с брака Урана и Геи: Уран первый стал править всем миром. Вступив в брак с Геей, он произвёл на свет прежде всего так называемых гекатонхейров — Бриарея, Гия и Котта, которые превзошли всех ростом и силой, имея по сто рук и по пятьдесят голов каждый.

Примечание. Гекатонхейры (греч. сторукие) представляют собой наглядный образ природы, пугающей человека огромностью и разрушительной силой своих стихий.

Вслед за ними родила ему Гея киклопов — Арга, Стеропа и Бронта, каждый из которых имел на лбу один глаз.

Примечание. Киклопы (чаще по-русски — циклопы) также принадлежат к числу древнейших мифологических образов. Имена этих первых киклопов обусловлены тем, что они будут ковать молнии для бога-громовержца: Арг — блистающий, Стероп — сверкающий, Брант — гремящий.

Но Уран связал их и сбросил в Тартар. Это объятое мраком место в Аиде, удалённое от поверхности земли на то же расстояние, как земля от неба.

Примечание. Аид — царство мёртвых.

Затем Уран и Гея произвели на свет сыновей, так называемых титанов — Океана, Кея, Гипериона, Крия и Иапета, а после всех Крона, а также дочерей, прозванных титанидами, — Тефию, Рею, Фемиду, Мнемозину, Фебу, Диону, Тейю.

Примечание. Титаны будут враждовать со следующим поколением греческих богов, которые займут их место. Так богом солнца вместо Гипериона станет Аполлон. Однако некоторые из титанов сохранят своё значение, в особенности те, кто вносит порядок в мироздание, подобно Фемиде — богине правосудия или Мнемозине — богине памяти.

Гея, негодуя по поводу гибели детей, сброшенных в Тартар, убедила титанов восстать против отца и дала стальной кривой меч Крону. Все титаны, за исключением Океана, напали на отца, и Крон, отрезав детородный орган Урана, бросил его в море. Из капель хлынувшей крови родились эринии — Алекто, Тисифона, Мегера. Свергнув отца, титаны вывели из Тартара брошенных туда братьев и передали власть Крону.

Примечание. Жестокость расправы с Ураном знаменует невозможность продолжения рода титанов и наступление нового времени (греч. кронос — время). Гея, бывшая родоначальницей старого мира, сама обрекла его на гибель. Последним его порождением стали мрачные эринии — богини мщения, карающие за преступления, совершённые против семьи, рода.

Крон же снова заковал их и заключил в Тартар. Крон женился на сестре Рее и, так как Гея и Уран предрекли ему, что власть у него отнимет его собственный сын, стал пожирать рождавшихся у него детей. И первой он проглотил родившуюся Гестию, затем Деметру и Геру, вслед за ними Плутона и Посейдона. Разгневанная этим Рея отправилась на Крит, в то время когда она была беременна Зевсом, и родила его в пещере горы Дикте, поручив воспитывать его куретам и дочерям Мелиссея нимфам Адрасте и Иде.

Примечание. Куретами назывались жрецы Зевса на острове Крит. Кроме версии, связывающей рождение бога на горе Дикте, существует другая, относящая событие к горе Иде. У Аполлодора это имя одной из нимф — воспитательниц Зевса. Миф легко превращает название места в имя божества, якобы там обитающего.

Последние вскармливали Зевса молоком Амалфеи, а куреты в полном вооружении охраняли находившееся в пещере дитя, ударяя копьями о щиты, чтобы Крон не услышал голоса ребёнка. Рея же, завернув в пелёнки камень, дала его проглотить Крону вместо новорождённого.

Примечание. Амалфея — в разных версиях мифа это то нимфа, жена Мелиссея, вскормившая Зевса молоком козы, то сама коза. Пример характерного для древнего мифа оборотничества или неразличимости явлений человеческого и природного мира.

Став взрослым, Зевс призвал на помощь Метиду, дочь Океана, и она дала Крону выпить зелье, которое заставило его изрыгнуть вначале камень, а затем и детей, которых он проглотил. В союзе с ними Зевс начал войну с Кроном и титанами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010.