рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Государство и его признаки  

Реферат: Государство и его признаки

Р Е Ф Е Р А Т

Тема:

 Государство

и его признаки

 


Работу выполнил

ученик  9 «В» класса

Скоросуев Андрей

по курсу

«Введение в обществознание»

Работу проверил:

Учитель истории

Трофименко Галина

Николаевна


П. Белозерный

СШ № 77

2001 год

 
Содержание

Введение                                                                                стр.  3

Глава I.  Причины и формы возникновения

государства                                                                          стр.  4

Глава II.  Признаки государства, отличающие его

от общественной власти родового строя                                     стр.  6

Глава III. Какую роль играет государство

в современной России                                                          стр.  7

Глава IV. Чем отличается роль государства в России

от роли государств в других странах                                      стр.  13

Глава V. Возможно ли в России социальное

государство                                                                          стр.  15

Глава VI. Идет ли Россия к правовому государству                   стр.  17  

Заключение                                                                          стр.   20

Библиография                                                                      стр.   22

                                      Введение

Заключительным достижением демократического устройства        власти является правовое государство.

Государство осуществляет власть в стране. Для правления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений.

  Я выбрал эту тему, потому что мне захотелось глубже узнать о причинах возникновения государства, о роли государства в современной России.

  При написании данной работы я определил следующие задачи:

1.   Изучить причины и формы возникновения государства. Признаки государства.

2.   Определить какую роль играет государство в современной России.

3.   Исследовать, чем отличается роль государства в России от роли государства в других странах.

4.   Рассмотреть, возможно ли в России социальное государство. Идет ли Россия к правовому государству. 

Практическая значимость данной работы состоит в том, что она может быть использована в качестве учебного материала на уроках “обществознание” при изучении темы: “ Государство и его основные признаки ”. 

        

                                 

    

ГЛАВА I

Причины и формы возникновения государства

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы); и  т.д.

  Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.

  На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др.

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

  По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

  Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

  В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов илебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

  Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли  не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

                                 ГЛАВА II

Признаки государства, отличающие

его от общественной власти родового строя

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных) в пределах определенной территории.

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:

1). Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2). Система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата,  людей, не производящих материальные ценности и занятые только управленческой деятельностью);

3). Территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защиту всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);

4). Суверенитет ( присущие государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5). Право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитивной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства).

 

ГЛАВА III

Какую роль играет государство в современной России

 

Государство – это основной институт политической системы, организация, выполняющая функции нормативно-регулятивного управления обществом.

Главным признаком государства является публичная власть, которая опирается на механизм принуждения. Используя правовые санкции, и реализуется через деятельность государственных служащих.

Другим признаком государства является суверенность, которая означает, что государство обладает наивысшей властью в пределах своих границ. Только государство располагает правом на издание законов, имеющих общеобязательный характер.

Функции государства можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним функциям можно отнести:

1). Консолидацию общества;

2). Обеспечение общественной безопасности;

3). Принятие и реализацию законов;

4). Поддержание общественного порядка;

5). Разработку национально-государственной идеи;

6). Формирование нормативно-ценностного универсума;

7). Регулирование экономических, социальных и политических от        ношений;

8). Создание необходимых условий для развития культуры.

К внешним функциям относятся:

1). Защита государственных интересов на международной арене;

2). Поддержание обороноспособности страны на необходимом уровне;

3). Участие в решении глобальных проблем;

4). Развитие взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества.

Вопрос о роли государства в современной России – одна из ключевых проблем теории и практики проводимых в стране реформ. Их важнейшей особенностью, отличающей от всех преобразований прошлого, стала либеральная установка на ограничение вмешательства государства в основные сферы жизнедеятельности общества.

В России государство, начиная с XIII века, играла исключительную роль в исторических судьбах страны. Оно определяло логику её развития, инициируя модернизационные реформы и жестко управляя процессом их осуществления. Своего апогея эта роль достигла в XX веке. Советское общество в это время отличалось наивысшим за всю историю России уровнем этатизации (огосударствления) всех сфер жизнедеятельности людей. Это и стало одной из причин кризиса, приведшего к распаду СССР.

Руководители современных российских реформ поставили цель подчинить государство обществу, ограничив его функции в общественном управлении. Эта установка определялась радикал либеральной идеологией, взятой на  «вооружение» реформаторами в начале 90-х годов и поддерживавшими их демократическими партиями и общественными движениями.

Суть экономической модели, называвшейся в России «монетаризмом», схематично (большой глубины в ней не было) модно описывать так: правительство и Центральный банк направляют все усилия, чтобы создать макроэкономическое равновесие, снизить до минимума показатели инфляции, сделать твердой национальную и денежную валюту, обеспечить не эмиссионное финансирование бюджетного дефицита и, либерализуя финансовый рынок, обеспечить приток иностранных инвестиций в страну.  В процессе реализации этой экономической модели можно выделить следующий этап.

Первый этап – 1992-1993 гг., которые обычно принимают как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин и др.) стремились вытеснить государство прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять само развивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось её разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов. А это вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство.

В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство. Обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны.

Второй этап – 1994-1998гг. В эти годы выявилось иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство государства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствует о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы.  Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия, как для государства, так и для общества.

Государственные институты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением «номенклатурно-олиргахических кланов», стремившихся заодно «приватизировать» и государство, то есть подчинить его своим интересам.

Не сбылась надежда реформаторов на то, что эффективным регулятором экономических отношений в стране станет «само развивающийся» рынок.  Напротив, в течение этого периода усилилась тенденция к социально-экономическому кризису в стране. Государство, лишившись значительной части своей собственности, не имея возможности собирать налоги в размере, необходимом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось в ситуации острого кризиса. Этот кризис проявился в:

1). неспособности государства консолидировать общество, в котором резко усилилась социальная поляризация, противостояние власти и оппозиции, приобретавшие порой чрезвычайно острые формы;

2). неспособности государства обеспечить выполнение своих важнейших социальных функций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения;

3). неэффективной деятельности органов правопорядка, не сумевших остановить вал нараставшей преступности, вызванной переделом собственности;

4). деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность;

5). перманентных кризисах Правительства;

6). падении внешнеполитического престижа и влияние Российского государства;

7). неопределенности перспектив экономического сотрудничества России с развитыми государствами, которая особенно усилилась после обвала «пирамиды» внутреннего и внешнего долга России в августе 1998 года.

К осени 1998 года выявились пороки той модели взаимодействия государства и общества, которая складывалась в процессе современных российских реформ. Это привело к тому, что в обществе сложилось устойчивое мнение о необходимости оздоровить государство и усилить его роль, прежде всего в сфере экономики. Это мнение разделяли основные политические силы страны в широком спектре: от «правого» центра до «национал патриотических» сил. 

Страницы: 1, 2


© 2010.