рефераты бесплатно
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения,рефераты литература, рефераты биология, рефераты медицина, рефераты право, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент и многое другое.
ENG
РУС
 
рефераты бесплатно
ВХОДрефераты бесплатно             Регистрация

Реферат: Идеи правового государства и его основные признаки  

Реферат: Идеи правового государства и его основные признаки

Тема: Идеи правового государства и его основные признаки.

План.

1.Введение

2. Предыстория идеи правового государства во взглядах мыслителей античности.

3. Идеи правового государства при переходе от феодализма к капитализму, в период ранних буржуазных революций.

4. Обоснование правового государства в немецкой классической философии.

  5. Развитие концепции правового государства в конце XIX- начале XX века.

6.Современная российская политология об основных признаках правового государства и предпосылках его формирования

       

7. Заключение

       

8. Иллюстративный материал.

9. Список использованной литературы.


1 . Введение

Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин "правовое гocyдapство" прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX века( в трудах К..Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России (конец XIX – начало XX века), где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А Кистяковский, II.И. Новгородцев, И.А.Покровский, В.М.Гессен и др.

Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше. В содержательном смысле ряд идей, предшествующих правовой государственно­сти, появились уже в античном мире, а теоретически развитые кон­цепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму (конец XУII- начало XУIII века).

Исторически это происхо­дило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и разви­тия нового (антифеодального, светского, антитеологического и ан­тиклерикального) юридического мировоззрения, критики феодаль­ного произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских ре­жимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равен­ства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различ­ных государственно-правовых средств,  направленных против узурпации публичной по­литической власти и ее безответственности перед обществом и т. д.

При всей своей новизне теоретические концепции правовой государственности (разработанные в трудах Д. Локка, Ш.Л. Мон­тескье, Д. Адамса, Д. Мэдисона, Т. Джефферсона, И. Канта, Г.В. Гегеля и др.) опирались на опыт прошлого, на достижения пред­шествующей социальной, политической и правовой теории и прак­тики, на исторически сложившиеся общечело­веческие ценности и гуманистические традиции.

2. Предыстория идеи правового государства во взглядах мыслителей античности.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти.  В процессе развития представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни, символическим выражением которой стал образ Богини Правосудия с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия, олицетворяющей единение силы и права. Охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия (остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе).        

Выработка принципов правового государства началась с первых шагов становления политико-правовой науки, в античности. Она проходит в тесной связи с процессами развития демократического государства. Достаточно последовательно позицию укрепления роли права в государстве выражали те, кто по роду своей деятельности был ориентирован на новые социальные институты (суды и народные собрания), — софисты и риторы. Софист Протагор пытался переориентировать ценностный строй современной культуры в пользу человека. Афоризмом стало его фраза: «Человек есть мера всех вещей».  Ликофрон прямо заявлял о существовании неотчуждаемых прав индивида и о необходимости защиты их государством. В их среде утвердилась идея о государстве как общественном договоре (первым ее выдвинул Демокрит).

Серьезный вклад в укрепление идеи правового государства внесли пионеры политической и правовой наук Платон, Аристотель, позже — Полибий, Цицерон. "Я вижу близкую гибель того государства, — писал Платон в "Законах", — где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги". Полибий считал, что наилучшим политическим устройством является римское государство, в котором имеет место смешанное правление трех властей – власти консулов, сената и народа, выражавших соответственно царское, аристократическое и демократическое начала. Возможные претензии одной власти на несвойственное ей большее значение встречают противодействие других властей, и в целом система сохраняет свою стабильность и прочность. Идея смешанной власти была в дальнейшем взята на заметку и критически переосмыслена в период французского Просвещения.

Можно перечислить целый  ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве,  разработанных  античными авторами.. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права, о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм ,соотношении естественного и волеустановленного права, о равенстве людей по естественному праву, о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения, о государстве(республике) как "деле народа" и правовом общении , о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

3. Идеи правового государства при переходе от феодализма к капитализму, в период ранних буржуазных революций.

Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений об автономности личности, о свободе человека, понимаемой уже не только как свобода доступа граждан к участию в государственных делах  (так было в древности) , а и как  определенную независимость от государства  посредством режима господства права и в частных, и в публично -политических отношениях.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени.. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б., Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т.Джефферсон, Дж. Медисон и многие другие. Из этих учений можно выделить наиболее важные положения о правовом государстве.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека. Поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться правителям.

По мнению Дидро, государственная власть так же возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном: "Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ; лишь воля народа является источником политической власти." Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократии,  был Спиноза.  Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение  жизни, но и удовлетворение его интересов. Он предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т.. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о гoc-  подстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями.. К их числу от­носится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как пра­во делать все то, что не запрещено законом, и тем самым подошел к  наиболее эффективному принципу право­вого регулирования общественных отношений: «разрешено все, что не запрещено законом».

В трактовке Д. Локка, идея господства пра­ва воплощается в государстве, где верховенствует закон, соот­ветствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые ес­тественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопос­тавляет деспотизму: "Свобода людей, находящихся под властью правительства, -отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого  и установленное законодательной властью, это свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоян­ной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека».

Обоснованный Гоббсом и  Локком правовой принцип индивидуальной свободы лишь словесно несколько расхо­дится со  ставшей актуальной и для нас формулой, приведенной выше.

Основные представления о разделении властей получили система­тическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти  - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы.  Подвергая острой критике абсолютистские порядки, Монтескье, как идеолог политического компромисса буржуазии и дворянства, отстаивал идею умеренной конституционной монархии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не 'только на последующие теоретические представления о правовой государс­твенности, но и на раннебуржуазное конституционное законода-телъство и государственную практику.

Эго влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 .года.. Она практически воплощает идею правового госу­дарства на американском континенте. Автор "Декларации Независи- мости США" Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Дж. Медисон – автор теоретической конструкции и практической системы «сдержек и противовесов», лежащей в основе американской политической системы.  Это «отцы-основатели» американской демократии, на взгляды которых повлияло французское Просвещение. Так, Декларация Независимости провозглашает: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя спра­ведливую власть с согласия управляемых..."

Влияние взглядов философов – просветителей  проявилось также в конституционно-пра­вовых документах Англии,  во фран­цузской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в целом ряде других правовых актов. Примечательна в этой связи, в част­ности, статья 16 французской Декларации 1789 г., которая гласит:

Страницы: 1, 2


© 2010.